Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.08.2007 N 18АП-4414/2007 ПО ДЕЛУ N А47-1295/2007

Разделы:
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Земля под домом; Бухгалтерский учет и налогообложение деятельности ЖСК; ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Членство в товариществе собственников жилья; Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 августа 2007 г. N 18АП-4414/2007

Дело N А47-1295/2007

Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Митичева О.П., Чередниковой М.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Машировой Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16 мая 2007 г. по делу N А47-1295/2007 (судья Сердюк Т.В.),
установил:

товарищество собственников жилья "Парковый" (далее - заявитель, налогоплательщик, ТСЖ "Парковый") обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании недействительным решения от 05.02.2007 N 15-34/3368, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга), в части доначисления земельного налога в сумме 46.204 руб., пеней по земельному налогу в сумме 15.477 руб. 22 коп., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за непредставление налоговых деклараций по земельному налогу за 2004, 2005 г.г. в установленные сроки, штрафам в сумме 82.395 руб. 20 коп., привлечения к налоговой ответственности в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога, штрафам в сумме 7.619 руб. 80 коп., доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2005 год в сумме 172.308 руб., начисления пеней за нарушение сроков уплаты единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 19.659 руб. 19 коп., привлечения к налоговой ответственности в порядке п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафу 33.136 руб. 40 коп. за неуплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 16 мая 2007 г. (т. 1, л.д. 114 - 116) требования, заявленные ТСЖ "Парковый", удовлетворены.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения заявленных ТСЖ "Парковый" требований, касающихся доначисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, начисления пеней и привлечения к налоговой ответственности, отказав в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику в данной части. В обоснование доводов апелляционной жалобы Инспекция ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права при принятии решения. По мнению налогового органа, судом первой инстанции не учтено, что в силу условий п. 2 ст. 251 НК РФ, не учитываются в составе налоговой базы только те целевые поступления, которые поступили безвозмездно; исходя из условий п. 2 ст. 423 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), безвозмездность предполагает предоставление чего-либо без получения оплаты или иного встречного предоставления; Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 утверждены федеральные стандарты оплаты жилого помещения (капитального ремонта жилого помещения, по содержанию и текущему ремонту жилого помещения), вместе с тем, постановлением Оренбургского городского Совета от 12.02.1001 N 3 утверждены ставки оплаты за капитальные ремонт для граждан, проживающих в домах жилищного фонда ТСЖ, таким образом, в ответ на перечисление платы за содержание и ремонт жилого помещения у ТСЖ "Парковый" возникает обязанность по предоставлению соответствующих услуг и работ; средства, поступившие от членов ТСЖ в качестве оплаты стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда не являются целевыми поступлениями в силу условий ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), п. 3 ст. 50 ГК РФ, п. п. 2, 3 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ). Также налоговым органом указано на то, что положения ст. ст. 100, 101 НК РФ Инспекцией ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга не нарушены.
Налогоплательщик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал, что с доводами апелляционной жалобы не согласен, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения. В отзыве на апелляционную жалобу ТСЖ "Парковый" указывает на то, что нормы п. 2 ст. 251 НК РФ налогоплательщиком не нарушены, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения в соответствии со ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 НК РФ. Также ТСЖ "Парковый" указано на то, что оспариваемое заявителем решение вынесено в нарушение требований ст. ст. 33, 101 НК РФ, поскольку возражения, представленные налогоплательщиком по результатам проведенных мероприятий налогового контроля не были рассмотрены налоговым органом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители налогоплательщика и налогового органа не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие ТСЖ "Парковый" и Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга проведена выездная налоговая проверка ТСЖ "Парковый"; по результатам проверки составлен акт от 09.01.2007 N 15-34/1 (т. 2, л.д. 36 - 56) и вынесено решение от 05.02.2007 N 15-34/3368 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений" (т. 1, л.д. 29 - 44). Указанным решением ТСЖ "Парковый" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной в числе прочего: п. 2 ст. 119 НК РФ, штрафам в сумме 82.395 руб. 20 коп. за непредставление в установленные сроки налоговых деклараций по земельному налогу за 2004, 2005 годы; п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафам - за неуплату земельного налога за 2004, 2005 годы, в общей сумме 7.619 руб. 80 коп., штрафам в общей сумме 33.136 руб. 40 коп. за неполную уплату единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2005 год в результате занижения налоговой базы. Также ТСЖ "Парковый" в числе прочего предложено уплатить доначисленные суммы налогов и начисленные суммы пеней соответственно: земельный налог - 46.204 руб. 00 коп., 15.477 руб. 22 коп.; единый налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 172.308 руб. 00 коп., 19.659 руб. 19 коп.
Удовлетворяя заявленные ТСЖ "Парковый" требования, суд первой инстанции исходил из того, что налогоплательщик-заявитель не является собственником, владельцем либо пользователем, как отдельных жилых помещений, так и общего имущества кондоминиума, а следовательно, не является собственником, владельцем либо пользователем земельных участков; также суд первой инстанции со ссылкой на ст. 135, п. 2 ст. 151 ЖК РФ и Федеральный закон от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" признал поступившие от членов товарищества денежные средства целевыми поступлениями, и пришел к выводу о том, что нормы п. 2 ст. 251 НК РФ заявителем соблюдены.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения единым налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателями и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Налоговым органом в частично оспариваемом налогоплательщиком решении зафиксировано, что "ТСЖ "Парковый" оказывает услуги по сбору с жильцов товарищества собственников жилья коммунальных платежей, платы на содержание ("Членские взносы на покрытие расходов", "Дополнительные членские взносы"), капитальный ремонт общего имущества" (т. 1, л.д. 37), которые по мнению Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга не относятся к членским взносам, упомянутым в п. 2 ст. 251 НК РФ, но должны квалифицироваться в качестве выручки от реализации работ, услуг и в соответствии со ст. 249 НК РФ учитываться при определении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Налоговый орган, со ссылкой на ведомости начисления по квартплате, анализ счета 76.5 "Членские взносы", журнал проводок 51, 76.5 и платежные поручения, журналы проводок по счетам 10, 60, 76.5 и "квитанции по квартплате" определил, что процент статьи "Членские взносы на покрытие расходов" и "Дополнительные членские взносы" в процентном соотношении к квартплате за 2005 год составляют 25,9%, что, по мнению Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга, позволяет сделать вывод о нарушении ТСЖ "Парковый" требований п. 2 ст. 251, п. 1 ст. 346.15 НК РФ.
В ходе проведенных мероприятий налогового контроля заинтересованному лицу в частности был представлен протокол общего собрания членов ТСЖ "Парковый", в соответствии с которым члены ТСЖ установили членские взносы на содержание жилья (т. 1, л.д. 64). Ведомости начисления дополнительных членских взносов представлены в материалы дела (т. 2, л.д. 1 - 15), равно как имеются в материалах дела анализ счета 76.5 (т. 2, л.д. 16), бухгалтерская справка о начислении членских взносов (т. 2, л.д. 17), журнал проводок по счетам 51, 76.5 (т. 2, л.д. 18 - 22), смета доходов и расходов ТСЖ "Парковый" за 2005 год (т. 1, л.д. 60, 61).
В соответствии с п. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в этом доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Товарищество собственников жилья вправе:
- - заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества (пп. 1 п. 1 ст. 137 ЖК РФ);
- - определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные главой 13 ЖК РФ и уставом товарищества цели (пп. 2 п. 1 ст. 137 ЖК РФ);
- - устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пп. 3 п. 1 ст. 137 ЖК РФ);
- - выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им эти услуги (пп. 4 п. 1 ст. 137 ЖК РФ).
Аналогичные условия содержались в ст. 29 Федерального закона от 15.06.1996 N 27-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (далее - Федеральный закон от 15.06.1996 N 72-ФЗ).
Товарищество собственников жилья обязано:
- - обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества (п. 1 ст. 138 ЖК РФ);
- - заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений, не являющимися членами товарищества (п. 2 ст. 138 ЖК РФ);
- - выполнять в порядке, предусмотренном законодательством, обязательства по договору (п. 3 ст. 138 ЖК РФ);
- - представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами (п. 8 ст. 138 ЖК РФ).
Средства товарищества собственников жилья состоят из:
- - обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества (п. 1 п. 2 ст. 151 ЖК РФ);
- - доходов от хозяйственной деятельности товарищества, направленных на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества (пп. 2 п. 1 ст. 151 ЖК РФ);
- - субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий (пп. 3 п. 1 ст. 151 ЖК РФ);
- - прочих поступлений (пп. 4 п. 1 ст. 151 ЖК РФ).
Условия аналогичного характера содержались в п. 1 ст. 40 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 152 ЖК РФ для достижения целей, предусмотренных уставом, товарищество собственников жилья вправе заниматься хозяйственной деятельностью.
Пунктом 2 статьи 152 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что товарищество собственников жилья может заниматься следующими видами хозяйственной деятельности: 1) обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме; 2) строительство дополнительных помещений и объектов общего имущества в многоквартирном доме; 3) сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 3 ст. 152 ЖК РФ на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья доход от хозяйственной деятельности товарищества используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом товарищества. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности товарищества собственников жилья, предусмотренные настоящей главой и уставом товарищества.
К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится в числе прочего установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества (пп. 10 п. 3 ст. 34 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ, пп. 4 п. 2 ст. 145 ЖК РФ).
Согласно протоколу общего собрания ТСЖ "Парковый" от 16.04.2005 (т. 1, л.д. 64, 65), общим собранием ТСЖ "Парковый" установлены членские взносы на содержание жилья в ТСЖ в размере 6,00 руб. за 1 кв. м без НДС с 13.01.2005; членские взносы на капитальный ремонт в размере 1 руб. 29 коп. нем были приняты общим собранием членов ТСЖ "Парковый" Ии соответственно, не были установлены (т. 1, л.д. 65).
Пунктом 2 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственникам помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению в многоквартирном доме, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Таким образом, понятия платы за жилое помещение и платы за коммунальные услуги не являются тождественными.
Порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги регламентирован статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе, вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива (п. 5 ст. 155 ЖК РФ).
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (п. 6 ст. 155 ЖК РФ).
В материалы дела при его рассмотрении в суде первой инстанции налоговым органом представлены приложения к акту выездной налоговой проверки, в том числе копии квитанций членов ТСЖ "Парковый" на оплату членских взносов (т. 3, л.д. 1 - 45) и квитанции членов ТСЖ на оплату квартплаты (тома 5 - 27).
Соответственно, членские взносы, уплачиваемые членами ТСЖ "Парковый" не могут быть признаны тождественными квартплате и не входят в состав квартплаты либо коммунальных платежей.
То, что ТСЖ "Парковый" осуществляло сбор именно членских взносов, подтверждается также тем, что в отношении иных лиц, не являющихся членами ТСЖ, увеличения размера квартплаты на сумму, равнозначную сумме членских взносов, не было произведено, а обратного налоговым органом не доказано.
Договоры, заключаемые ТСЖ "Парковый" с лицами, не являющимися членами товарищества собственников жилья в ходе проведения мероприятий налогового контроля Инспекцией ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга не исследовались.
В рассматриваемой ситуации поступление членских взносов связано с необходимостью обеспечения содержания жилья, то есть, в целях заключения соответствующих договоров ТСЖ "Парковый" со специализированными организациями и иной уставной деятельности, что отвечает условиям п. 2 ст. 138 ЖК РФ; условиям п. 2 ст. 154 ЖК РФ уплачиваемые членами ТСЖ "Парковый" членские взносы не отвечают.
С учетом изложенного, членские взносы носят строго целевую направленность и обоснованно исключались ТСЖ "Парковый" в силу условий п. 2 ст. 251 НК РФ из налогооблагаемой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Процентное соотношение размера членских взносов с размером квартплаты, произведенное налоговым органом в ходе проведенных мероприятий налогового контроля, не может явиться критерием для определения налоговой базы.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, ссылки налогового органа на постановление Оренбургского городского Совета от 12.02.2001 N 3 "Об утверждении ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для граждан, проживающих на территории города Оренбурга", а также на Постановление Правительства Российской Федерации от 26.05.1997 N 621 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" и на Постановление Правительства Российской Федерации от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг", отклоняются судом апелляционной инстанции, как не имеющие отношения к рассмотренной спорной ситуации.
В ходе проведенных мероприятий налогового контроля Инспекцией ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга сделан вывод о том, что ТСЖ "Парковый" является плательщиком земельного налога, при этом основанием для данного вывода послужило то, что налогоплательщику-заявителю на баланс переданы объекты коммунального хозяйства - жилые дома.
Статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (в редакции, действовавшей в проверяемые периоды) установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным; собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
Основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования (аренды) земельным участком (ст. 15 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю").
Отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.01.2002 N 7486/01).
В то же время, в рассматриваемой ситуации имеют место быть иные обстоятельства.
В пункте 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации приведены следующие понятия и определения: собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения; арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды; обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
В периоды, подвергнутые мероприятиям налогового контроля, действовал Федеральный закон от 15.06.1996 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (далее - Федеральный закон от 15.06.1996 N 72-ФЗ), в статье 1 которого были приведены основные понятия, используемые в данном законе, а именно: товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом; домовладелец - собственник помещения в комплексе недвижимого имущества - кондоминиуме, он же - участник долевой собственности на общее имущество; помещение - единица комплекса недвижимого имущества (часть жилого здания, иной связанный с жилым зданием объект недвижимости), выделенная в натуре, предназначенная для самостоятельного использования для жилых, нежилых и иных целей, находящаяся в собственности граждан или юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; общее имущество - части комплекса недвижимого имущества, предназначенные для обслуживания, использования и доступа к помещениям, тесно связанные с ними назначением и следующие их судьбе; находятся в общей долевой собственности собственников помещений (домовладельцев); кондоминиум - единый комплекс недвижимого имущества, включающий земельный участок в установленных границах и расположенное на нем жилое здание, иные объекты недвижимости, в котором отдельные части, предназначенные для жилых и иных целей (помещения), находятся в собственности граждан, юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (домовладельцев) - частной, государственной, муниципальной и иной формах собственности, а остальные части (общее имущество) находятся в их общей долевой собственности.
В состав кондоминиума могут входить следующие объекты: одно здание, или его часть, или несколько зданий, в которых помещения принадлежат различным (не менее чем двум) домовладельцам, с прилегающим земельным участком в установленных границах, пешеходными и транспортными дорогами, бассейнами, водоемами, многолетними зелеными насаждениями и другими подобными объектами; несколько компактно расположенных зданий или сооружений - односемейных, садовых или дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражей и других объектов, объединенных общим земельным участком и элементами инфраструктуры (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ собственником помещения в кондоминиуме (домовладельцем) могут быть любое физическое или юридическое лицо, Российская Федерация, субъект Российской Федерации и муниципальное образование. Помещение в кондоминиуме может принадлежать нескольким собственникам на праве общей собственности, выступающим как один домовладелец, один домовладелец может иметь в собственности несколько помещений в одном кондоминиуме.
В силу условий ст. 7 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ общим имуществом в кондоминиуме являются обслуживающие более одного домовладельца межквартирные лестничные клетки, лестницы, лифтовые и иные шахты, коридоры, крыши, технические этажи и подвалы, ограждающие несущие конструкции, а также механическое, электрическое, сантехническое и иное оборудование, находящееся за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, прилегающие земельные участки в установленных границах с элементами озеленения и благоустройства, а также иные объекты, предназначенные для обслуживания единого комплекса недвижимого имущества кондоминиума и служащие его использованию.
Общее имущество в кондоминиуме находится в общей долевой собственности домовладельцев (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ).
Границы земельных участков в существующей застройке населенных пунктов, входящих в состав кондоминиума, определяются действующими землеотводами (п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ).
Размер земельной доли каждого домовладельца в кондоминиуме устанавливается путем умножения площади на удельный показатель земельной доли для зданий разной этажности в соответствии с порядком, указанным в пункте 2 настоящей статьи (п. 4 ст. 10 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ в существующей застройке земельные участки, на которых расположены жилые здания и иные объекты недвижимости, входящие в состав кондоминиума, передаются в качестве общего имущества в долевую собственность домовладельцев в нормативных размерах бесплатно.
Органы, уполномоченные устанавливать границы и размеры земельных участков в кондоминиумах, обязаны в срок не позднее двух месяцев после обращения домовладельцев установить в соответствии с порядком, указанным в пункте 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, границы и размеры земельного участка в кондоминиуме (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ).
Передача в собственность бесплатно нормативной части земельных участков и продажа или передача в аренду сверхнормативной части земельных участков осуществляется государственными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления в соответствии с законодательством (п. 4 ст. 11 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ).
Налоговым органом в ходе проведенных мероприятий налогового контроля не установлено и не доказано, что ТСЖ "Парковый" применительно к понятиям, используемым в Федеральном законе от 15.06.1996 N 72-ФЗ является домовладельцем, само по себе указание на то, что на балансе ТСЖ "Парковый" числятся жилые дома, не означает, что у налогоплательщика возникает обязанность по исчислению и уплате земельного налога и по представлению в налоговый орган соответствующих налоговых деклараций.
Таким образом, земельные участки используются домовладельцами жилых зданий, тогда как в функции ТСЖ "Парковый" входит содержание и эксплуатация жилого фонда.
В данной части заявленные налогоплательщиком требования также правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Также верными являются выводы суда первой инстанции о нарушении налоговым органом прав и законных интересов ТСЖ "Парковый", выразившихся в нерассмотрении разногласий на акт выездной налоговой проверки, представленных заявителем в Инспекцию ФНС России по Дзержинскому району г. Оренбурга 24.01.2007 (т. 1, л.д. 69), и не рассмотренных заинтересованным лицом со ссылкой на пропуск срока подачи соответствующих возражений (т. 1, л.д. 75), тогда как в реальности срок для подачи акта разногласий налогоплательщиком пропущен не был (ст. 6.1 НК РФ, п. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Поскольку при подаче апелляционной жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в сумме 1.000 рублей в силу условий ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с заинтересованного лица в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16 мая 2007 г. по делу N А47-1295/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Оренбурга в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1.000 (одна тысяча) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на Интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
М.Б.МАЛЫШЕВ
Судьи
О.П.МИТИЧЕВ
М.В.ЧЕРЕДНИКОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)