Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.04.2011 ПО ДЕЛУ N А35-12041/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Земля под домом; Бухгалтерский учет и налогообложение деятельности ЖСК; ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Членство в товариществе собственников жилья; Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 апреля 2011 г. по делу N А35-12041/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Скрынникова В.А.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Анзельм К.К.,
при участии:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску: Щербакова А.А., заместитель начальника отдела, доверенность N 0416/000114 от 12.01.2011, удостоверение <...> действительно до 31.12.2014.
от товарищества собственников жилья "Созидатели": представители не явились, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску на решение Арбитражного суда Курской области от 28.01.2011 г. по делу N А35-12041/2010 (судья Горевой Д.А.), по заявлению товарищества собственников жилья "Созидатели" (ОГРН 1034637004016) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании недействительным решения,

установил:

Товарищество собственников жилья "Созидатели" (далее - ТСЖ "Созидатели", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - ИФНС России по г. Курску, Инспекция) о признании недействительным решения N 13-04/4457 от 03.09.2010 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам камеральной проверки представленной налогоплательщиком декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2009 г.
Решением Арбитражного суда Курской области от 28.01.2011 г. (с учетом определения об исправлении опечатки от 08.04.2011 г.) заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ТСЖ "Созидатели".
В апелляционной жалобе Инспекция указывает на несогласие с выводами суда первой инстанции о том, что поступившие на расчетный счет товарищества денежные средства не подлежат налогообложения в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ.
По мнению Инспекции, средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями в смысле п. 2 ст. 251 НК РФ не являются, ввиду чего Инспекция полагает, что указанные средства подлежат учету для целей налогообложения ТСЖ.
В судебное заседание не явилось товарищество, которое извещено о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке. На основании ст. ст. 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие товарищества.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Инспекции, явившегося в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, товариществом 22.03.2010 г. в Инспекцию была представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2009 г., содержащая "нулевые" показатели.
Инспекцией проведена камеральная проверка представленной декларации, по результатам которой составлен акт N 4084 от 29.06.2010 г.
Рассмотрев акт, материалы проверки, Инспекцией вынесено решение N 13-04/4457 от 03.09.2010 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым товарищество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 10 206 руб., начислены пени в сумме 3451,33 руб., предложено уплатить недоимку по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения в размере 102 060 руб.
Основанием для доначисления налога послужили выводы Инспекции о занижении товариществом суммы полученных доходов за проверяемый период, что привело к неуплате налога.
Так, Инспекцией в ходе камеральной проверки на основании выписок из банков о движении наличных денежных средств по расчетным счетам товарищества было установлено, что сумма доходов, полученных ТСЖ "Созидатели" за 2009 год, составила 2 205 470,38 руб., в том числе платежи населения 2 205 470,38 руб., однако товариществом указанная сумма дохода не включена в налоговую базу, налог не исчислен.
Согласно пояснений товарищества, полученных Инспекцией в ходе проверки, денежные средства, поступившие на расчетный счет ТСЖ "Созидатели", являются коммунальными платежами и целевыми поступлениями на содержание и ведение уставной деятельности ТСЖ "Созидатели"; указанные поступления не являются выручкой от реализации товаров.
По мнению Инспекции, полученная Товариществом сумма подлежит включению в налоговую базу, поскольку не входит в перечень неучитываемых при определении налоговой базы сумм, установленный в ст. 251 НК РФ.
Решением Управления ФНС России по Курской области N 603 от 20.10.2010 г. апелляционная жалоба товарищества на решение Инспекции N 13-04/4457 от 03.09.2010 г. оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, товарищество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статья 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками, находящимися на упрощенной системе налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения".
В силу п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в том числе наряду с системой налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности).
В соответствии со ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
Пунктом 1 ст. 346.15 НК РФ установлено, что налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают следующие доходы: доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ; внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
В силу п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения не учитываются:
1) доходы, указанные в статье 251 НК РФ;
2) доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 настоящего Кодекса, в порядке, установленном главой 25 НК РФ;
3) доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые налогом на доходы физических лиц по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ, в порядке, установленном главой 23 НК РФ.
Статьей 249 НК РФ установлено, что в целях названной главы НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ коммерческой является организация, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Согласно п. 1 ст. 135 Жилищного кодекса РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно Уставу ТСЖ "Созидатели" Товарищество создано с целью обеспечения совместного управления эксплуатации комплекса недвижимого имущества, владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом многоквартирного дома.
Пунктом 2.2 Устава ТСЖ предусмотрено, что предметом деятельности товарищества является, в том числе, управление обслуживанием, эксплуатацией и ремонтом недвижимого имущества в многоквартирном доме; обеспечение собственников помещений коммунальными и прочими услугами; организация работы по начислению, учету, сбору, обработке и распределению платежей за жилищно-коммунальные услуги, доставке платежных документов на основании заключенных договоров.
Статьей 137 ЖК РФ предусмотрено право товарищества заключать договоры о содержании и ремонте общего имущества в этом доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества; определять смету доходов и расходов на год и на основе принятой сметы устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в этом доме.
В соответствии со статьями 153 - 154 ЖК РФ на членов товарищества возложена обязанность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в этом доме. При этом в случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество вправе в силу пунктов 3 - 4 статьи 137 Жилищного кодекса РФ потребовать в судебном порядке возмещения убытков, взыскания обязательных платежей и взносов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39 ЖК РФ расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме - это обязательные расходы. Члены ТСЖ вносят и обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Осуществляя функции по сбору коммунальных платежей, товарищество собственников жилья делает это не с целью извлечения дохода, а в целях удовлетворения потребностей собственников помещений в многоквартирном доме, и не за вознаграждение, так как товарищество собственников жилья является потребительским кооперативом, относящимся в силу положений ст. 116 ГК РФ к некоммерческим организациям, основной целью деятельности которого является удовлетворение материальных и иных потребностей участников. Товарищество собственников жилья не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов его членов. Соответствующие обязательства товарищества собственников жилья перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами товарищества, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам) товарищество собственников жилья оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, в силу положений ст. 249 НК РФ полученные от собственников жилья коммунальные платежи не являются доходом товарищества собственников жилья от реализации товаров (работ, услуг), подлежащим налогообложению.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57 при рассмотрении дел с участием налоговых органов и товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ), касающихся обложения НДС услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в том числе коммунальных услуг), судам следует исходить из статуса указанных лиц в структуре соответствующих договорных связей.
Согласно указанному пункту Постановления из толкования во взаимосвязи подпунктов 1, 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ следует, что ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов.
Несмотря на то, что правовая позиция Пленума ВАС РФ в указанном выше Постановлении выражена в отношении доначисления НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами, суд апелляционной инстанции считает, что она применима также и в отношении доначисления ТСЖ налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, поскольку в приведенная правовая позиция основана на статусе ТСЖ, не являющемся хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, и характере деятельности ТСЖ, выступающем в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
Руководствуясь вышеизложенным, учитывая п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае у Инспекции отсутствовали основания для доначисления ТСЖ "Созидатели" налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с целевых денежных средств, уплаченных членами ТСЖ - собственниками жилых помещений за оказание им коммунальных услуг, начисления соответствующих сумме пеней и штрафных санкций.
Кроме того, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, Инспекцией при принятии оспариваемого решения не было учтено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся: осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что денежные средства, поступившие в ТСЖ от собственников жилых помещений в многоквартирном доме на оплату коммунальных услуг, являются целевыми поступлениями, направленные на ведение Товариществом уставной деятельности, т.е. деятельности для которой ТСЖ и было создано собственниками жилых помещений - содержание общего имущества многоквартирного дома.
Как поясняло товарищество в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и следует из материалов дела, в 2009 г. на расчетный счет ТСЖ "Созидатели" N 4073810800500000021 в ОАО "Курскпромбанк" поступило 2349599 руб. 12 коп., в том числе 96441 руб. 97 коп. компенсации льгот членов ТСЖ "Созидатели" - собственников помещений в многоквартирном доме, 48884 руб. 70 коп. - сумма земельного налога, возвращенная ИФНС России по г. Курску, 20204272 руб. 45 коп. - сумма обязательных платежей собственников жилых помещений - членов ТСЖ "Созидатели", из которых 579428 руб. 88 коп. - суммы, внесенные членами товарищества на ремонт и содержание общего имущества многоквартирного дома и ведение ТСЖ "Созидатели" уставной деятельности, 1624843 руб. 57 коп. - суммы, внесенный членами товариществ на оплату услуг поставщиков коммунальных услуг согласно выставленным счетам-фактурам и актам выполненных работ (оказанных услуг).
По актам сверки с поставщиками коммунальных услуг ТСЖ "Созидатели" оплатило в 2009 г. поставщикам коммунальных услуг 1625729 руб. 24 коп., в том числе МУП "Гортеплосеть" - 877341 руб. 88 коп., ОАО "Курскэнергосбыт" - 457742 руб. 87 коп., МУП "Водоканал города Курска" - 190903 руб. 94 коп., ООО "Курскрегионгаз" - 99740 руб. 55 коп.
Между тем, Инспекцией в качестве дохода ТСЖ "Созидатели" была определена вся сумма поступлений на счет налогоплательщика в банке, за исключением возвращенной суммы земельного налога и компенсации льгот членам товарищества.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованности доначисления ТСЖ "Созидатели" налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 102 060 руб.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Поскольку суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности доначисления Обществу налога, следовательно, также правомерно удовлетворил требования Общества о признании незаконным решения Инспекции в части доначисления пени и привлечения к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Доводы апелляционной жалобы Инспекция, ссылавшейся на то, что, средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями в смысле п. 2 ст. 251 НК РФ не являются, в связи с чем подлежат налогообложению в общем порядке, судом апелляционной инстанции отклоняются, как противоречащие положениям ст. 137, 153 - 154 ЖК РФ, пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Курской области от 28.01.2011 г. по делу N А35-12041/2010 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску без удовлетворения.
Учитывая, что в соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 281-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о взыскании государственной пошлины с Инспекции, как заявителя апелляционной жалобы, не разрешается.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Курской области от 28.01.2011 г. по делу N А35-12041/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
М.Б.ОСИПОВА
Судьи
В.А.СКРЫННИКОВ
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)