ВЫБОР КРИТЕРИЕВ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ И ОБСЛУЖИВАНИЯ ЖКХ НА МЕСТАХ. ВЫБОР ОПТИМАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ ЖКХ И ВЫПОЛНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЗАКАЗА
(Приказ Госстроя РФ от 26.06.1998 N 17-125/1. Об утверждении нормативно - методических материалов по реализации концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации)Отсутствие конкуренции в этой сфере деятельности на селе и реальная ситуация с предоставлением ЖКУ на территориях малых МО предполагает, что расчленение таких многопрофильных ресурсоснабжающих предприятий на отдельные предприятия по поставке тепла, воды, электричества и т.д. нецелесообразно. Поэтому должны быть предприняты организационные меры, предусматривающие создание условий для реализации основных задач и принципов функционирования предприятий ЖКХ на селе, ЗАТО и малых муниципальных образованиях, способствующих улучшению качества обслуживания через развитие конкуренции и регулирование отношений в системе заказчик - подрядчик, с соответствующим переоформлением и передачей предприятий в муниципальную собственность. Анализ ситуации с рынком услуг ЖКХ показывает, что, в принципе, огромная масса сельских специализированных предприятий оказалась невостребована из-за отсутствия финансирования для работ, которыми они занимались прежде. Однако оснащение предприятий специалистами и техникой дает возможность использовать их в качестве потенциальных подрядчиков для производства работ (услуг) в сфере жилищно - коммунального хозяйства, но при условии обязательной передачи в муниципальную собственность объектов инженерной инфраструктуры и жилого фонда.
Задача органов местного самоуправления на селе, ЗАТО и малых МО, в основном, аналогична деятельности более крупных муниципальных образований. Эта деятельность обусловлена прежде всего созданием структур, участвующих в управлении процессами предоставления населению полного объема жилищно - коммунальных услуг муниципальными предприятиями или любыми другими предприятиями различных форм собственности. Муниципальная власть на местах традиционно принимает самое активное участие в организации снабжения населения водой, газом, теплом, вывозом мусора и решении проблем отвода сточных вод.
Деятельность муниципалитетов в сельской местности по объемам требуемых услуг населения регулируется численностью последнего и номенклатурой услуг, необходимых для существующего жилого фонда.
Главными проблемами в этой сфере деятельности можно выделить следующее:
- - отсутствие критериев необходимости создания и функционирования структур управления и муниципальных предприятий, обслуживающих население;
- - выбор оптимальных организационных структур для функционирования муниципальных предприятий в различных подотраслях ЖКХ;
- - контроль за деятельностью и расходованием средств муниципальными предприятиями;
- - отсутствие целенаправленной, рыночно и социально ориентированной методологии деятельности органов управления ЖКХ на перечисленных территориях;
- - отсутствие условий и средств для формирования рынка подрядчиков на услуги ЖКХ на селе.
и функционирования структур управления
и обслуживания ЖКХ на местах
В части выбора организационных структур управления и формы собственности предприятий ЖКХ муниципалитетов (муниципальных образований) следует отметить, что они могут быть различными в зависимости от:
- - размера муниципального образования и удаленности его от района;
- - номенклатуры и качества необходимых услуг населению в сфере ЖКХ;
- - затрат на предоставление услуг ЖКХ в данном муниципальном образовании;
- - наличия районных и иных структур управления и предприятий ЖКХ, способных технологически выполнять функции по управлению и предоставлению услуг ЖКХ в конкретном муниципальном образовании.
Принципиально следует иметь в виду, что каждое предприятие, привлеченное или созданное для предоставления услуг ЖКХ, в том числе и муниципальное, должно обладать большей степенью хозяйственной самостоятельности, как и орган местного самоуправления, самостоятельно принимающий решение по организационной структуре управления ЖКХ и подбору подрядчиков или самостоятельно решающий проблемы предоставления услуг населению, проживающему на вверенной ему территории.
Таким образом, подводя итоги можно сказать, что структура управления определится, исходя из:
- - площади муниципального жилья;
- - численности населения, пользующегося услугами ЖКХ, оплачиваемых через структуры органов управления ЖКХ местного самоуправления;
- - наличия собственной инженерной инфраструктуры предоставления всех или части услуг;
- - наличия собственных или степени удаленности от районных центров, в которых сосредоточены предприятия ЖКХ, производящие разовые или постоянные услуги населению;
- - стоимости содержания 1 кв. м жилья и каждой отдельной услуги ЖКХ (по сравнению с районной);
- - наличия на территории предприятий других министерств и ведомств, способных осуществлять поставку услуг;
- - общего объема финансовых средств в виде оплаты жилищно - коммунальных услуг населением данного муниципального образования - иначе говоря, финансового эквивалента предполагаемого Муниципального заказа.
управления для осуществления процессов предоставления
услуг ЖКХ и выполнения муниципального заказа
Опыт развития инфраструктуры управления и предоставления жилищно - коммунальных услуг населению в сельской местности и малых муниципальных образованиях в зависимости от уровня и объема предоставляемых жилищно - коммунальных услуг и удаленности центров представляет несколько вариантов наиболее распространенных схем управления и организационных структур муниципальных предприятий в сфере ЖКХ.
Вариант 1 наиболее подходит для крупных районов с близко расположенными, крупными муниципальными образованиями. Единая служба заказчика и ее отделения в муниципальных образованиях. Предприятие, оказывающее услуги ЖКХ, единое юридическое лицо, подразделениями которого являются: центральная организация (административные функции, бухгалтерия и др.) и отраслевые структуры (по виду деятельности (отделы, службы)). В данном варианте общий муниципальный заказ формируется как сумма заказов отдельных муниципальных образований, контроль исполнения которого осуществляет единая служба заказчика через своих представителей на местах.
Страницы: 35 из 43 <-- предыдущая cодержание следующая -->