Официальные документы
На территории Уральского федерального округа проживает более 24 процентов общей численности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В жизнедеятельности этих народов наряду с оленеводством и рыболовством важное значение имеет охота. Продукция охотничьего хозяйства используется ненцами, хантами, селькупами и другими малочисленными народами Западной Сибири и Урала в качестве продуктов питания и в виде сырья для традиционных промыслов.
Добыча мяса диких копытных животных и пернатой дичи играет существенную роль в продовольственном рационе малочисленных народов округа. Здесь сосредоточено косуль - 22,6 процента общей численности по стране (включая крупнейшую популяцию в Курганской области), тетеревов - 17,7 процента, глухарей - 11,8 процента, бобров - 7,4 процента, соболей - 7 процентов, кабанов - 6,6 процента, бурых медведей - 5,4 процента.
В охотничьем сезоне 2009 - 2010 годов было добыто 2137 лосей, 10220 косуль, 3136 кабанов, 9278 соболей. При этом лимиты добычи животных осваиваются не полностью, а емкость угодий позволяет увеличить численность охотничьих животных и их добычу в несколько раз.
Добыча пернатой дичи исчисляется сотнями тысяч особей и может превышать по суммарному весу добычу копытных животных и медведя.
Кроме того, особая роль отводится охотничьему хозяйству при планировании развития домашнего оленеводства, так как его потери от волков весьма велики и достигают многих десятков миллионов рублей. Недостаточное внимание к этой проблеме приводит к тому, что численность волков растет (с 1,57 тыс. особей в 2008 году до 1,75 тыс. особей в 2010 году).
Главной целью государственной политики в сфере охотничьего промысла в Уральском федеральном округе является сохранение и дальнейшее его развитие на основе повышения экономической эффективности. Для развития охотничьего промысла в Уральском федеральном округе предполагается:
- укрепление материально-технической и финансовой базы охотничьего хозяйства;
- внедрение прогрессивных технологий, техники и технологического оборудования, а также строительство современных предприятий в сфере переработки продукции охотничьего хозяйства;
- сохранение и приумножение сырьевого потенциала охотничьего хозяйства.
Туризм является одной из наиболее перспективных отраслей Уральского федерального округа.
Потенциал для роста имеется в различных сегментах туристической отрасли, поскольку в Уральском федеральном округе, обладающем значительным историческим наследием и богатством природных комплексов, возможно развитие круизного, экологического и этнографического туризма, имеются перспективы дальнейшего развития спортивно-оздоровительного (летние, зимние виды спорта и активного отдыха) и охотничьего видов туризма. В то же время недостаточная развитость инфраструктуры и слабое информационно-рекламное обеспечение округа препятствуют ее активному развитию. Широкомасштабное привлечение туристов, в том числе из-за рубежа, и реализация туристско-рекреационного потенциала Урала возможны только при условии скоординированного развития отрасли на уровне всего округа.
Главной целью развития туристско-рекреационного комплекса в Уральском федеральном округе является обеспечение условий для освоения всех имеющихся туристических ресурсов и создания дифференцированного, качественного и доступного туристического продукта.
Для всестороннего раскрытия туристско-рекреационного потенциала Уральского федерального округа и продвижения туристического продукта на российском и мировом рынках необходимо решить следующие задачи:
- модернизация существующей и создание новой туристической инфраструктуры;
- улучшение системы подготовки профессиональных кадров для туристической индустрии;
- формирование научной базы туристско-рекреационного комплекса;
- осуществление поддержки со стороны органов государственной власти инвестиционных проектов (в первую очередь инновационных) в сфере туризма.
Важными мероприятиями по развитию туристско-рекреационного комплекса Уральского федерального округа являются:
- картографирование имеющихся на территории округа уникальных природных, историко-культурных и иных объектов, составление тематических маршрутов;
- развернутая реклама туристического продукта, создающегося в округе, в том числе на федеральных и спутниковых телеканалах.
В результате развития туристско-рекреационного комплекса Уральского федерального округа к 2020 году предполагается увеличение численности иностранных туристов и внутреннего туристического потока, платных туристических услуг (до 37 млрд. рублей), платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (до 22,3 млрд. рублей), а также увеличение численности работников, занятых в туристической индустрии, в 2,5 - 3 раза.
ОХОТНИЧЬЕ ХОЗЯЙСТВО. ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС. НАУЧНО-ИННОВАЦИОННАЯ СФЕРА
(Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 N 1757-р Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года)В рамках инновационного варианта развития сельского хозяйства предполагается увеличить к 2020 году объемы инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 3,5 - 4 раза (по сравнению с уровнем 2008 года). Доля инвестиций округа в общероссийском объеме должна составлять не менее 8,8 - 9 процентов. Основной объем инвестиций планируется направлять на технологическую модернизацию агропромышленного комплекса. Уровень использования производственных мощностей в отрасли округа к 2020 году достигнет 85 - 90 процентов по сравнению с 65 - 68 процентами в 2009 году, а производительность труда возрастет в 1,4 - 1,5 раза.
9. Охотничье хозяйство
На территории Уральского федерального округа проживает более 24 процентов общей численности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В жизнедеятельности этих народов наряду с оленеводством и рыболовством важное значение имеет охота. Продукция охотничьего хозяйства используется ненцами, хантами, селькупами и другими малочисленными народами Западной Сибири и Урала в качестве продуктов питания и в виде сырья для традиционных промыслов.
Добыча мяса диких копытных животных и пернатой дичи играет существенную роль в продовольственном рационе малочисленных народов округа. Здесь сосредоточено косуль - 22,6 процента общей численности по стране (включая крупнейшую популяцию в Курганской области), тетеревов - 17,7 процента, глухарей - 11,8 процента, бобров - 7,4 процента, соболей - 7 процентов, кабанов - 6,6 процента, бурых медведей - 5,4 процента.
В охотничьем сезоне 2009 - 2010 годов было добыто 2137 лосей, 10220 косуль, 3136 кабанов, 9278 соболей. При этом лимиты добычи животных осваиваются не полностью, а емкость угодий позволяет увеличить численность охотничьих животных и их добычу в несколько раз.
Добыча пернатой дичи исчисляется сотнями тысяч особей и может превышать по суммарному весу добычу копытных животных и медведя.
Кроме того, особая роль отводится охотничьему хозяйству при планировании развития домашнего оленеводства, так как его потери от волков весьма велики и достигают многих десятков миллионов рублей. Недостаточное внимание к этой проблеме приводит к тому, что численность волков растет (с 1,57 тыс. особей в 2008 году до 1,75 тыс. особей в 2010 году).
Главной целью государственной политики в сфере охотничьего промысла в Уральском федеральном округе является сохранение и дальнейшее его развитие на основе повышения экономической эффективности. Для развития охотничьего промысла в Уральском федеральном округе предполагается:
- укрепление материально-технической и финансовой базы охотничьего хозяйства;
- внедрение прогрессивных технологий, техники и технологического оборудования, а также строительство современных предприятий в сфере переработки продукции охотничьего хозяйства;
- сохранение и приумножение сырьевого потенциала охотничьего хозяйства.
10. Туристско-рекреационный комплекс
Туризм является одной из наиболее перспективных отраслей Уральского федерального округа.
Потенциал для роста имеется в различных сегментах туристической отрасли, поскольку в Уральском федеральном округе, обладающем значительным историческим наследием и богатством природных комплексов, возможно развитие круизного, экологического и этнографического туризма, имеются перспективы дальнейшего развития спортивно-оздоровительного (летние, зимние виды спорта и активного отдыха) и охотничьего видов туризма. В то же время недостаточная развитость инфраструктуры и слабое информационно-рекламное обеспечение округа препятствуют ее активному развитию. Широкомасштабное привлечение туристов, в том числе из-за рубежа, и реализация туристско-рекреационного потенциала Урала возможны только при условии скоординированного развития отрасли на уровне всего округа.
Главной целью развития туристско-рекреационного комплекса в Уральском федеральном округе является обеспечение условий для освоения всех имеющихся туристических ресурсов и создания дифференцированного, качественного и доступного туристического продукта.
Для всестороннего раскрытия туристско-рекреационного потенциала Уральского федерального округа и продвижения туристического продукта на российском и мировом рынках необходимо решить следующие задачи:
- модернизация существующей и создание новой туристической инфраструктуры;
- улучшение системы подготовки профессиональных кадров для туристической индустрии;
- формирование научной базы туристско-рекреационного комплекса;
- осуществление поддержки со стороны органов государственной власти инвестиционных проектов (в первую очередь инновационных) в сфере туризма.
Важными мероприятиями по развитию туристско-рекреационного комплекса Уральского федерального округа являются:
- картографирование имеющихся на территории округа уникальных природных, историко-культурных и иных объектов, составление тематических маршрутов;
- развернутая реклама туристического продукта, создающегося в округе, в том числе на федеральных и спутниковых телеканалах.
В результате развития туристско-рекреационного комплекса Уральского федерального округа к 2020 году предполагается увеличение численности иностранных туристов и внутреннего туристического потока, платных туристических услуг (до 37 млрд. рублей), платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения (до 22,3 млрд. рублей), а также увеличение численности работников, занятых в туристической индустрии, в 2,5 - 3 раза.