Официальные документы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 24.05.2011 N КАС11-226 ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ РЕШЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 10.03.2011 N ГКПИ10-1653, КОТОРЫМ БЫЛО ОТКАЗАНО В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПРИМЕЧАНИЯ 15 К ФОРМЕ КАДАСТРОВОГО ПАСПОРТА ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА, УТВ. ПРИКАЗОМ МИНЮСТА РФ ОТ 18.02.2008 N 32, И ПЕРВОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРИМЕЧАНИЯ 14 К ФОРМЕ КАДАСТРОВОЙ ВЫПИСКИ О ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ, УТВ. ПРИКАЗОМ МИНЮСТА РФ ОТ 19.03.2008 N 66. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Определение Верховного Суда РФ от 24.05.2011 N КАС11-226 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 10.03.2011 N ГКПИ10-1653, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими примечания 15 к форме кадастрового паспорта земельного участка, утв. Приказом Минюста РФ от 18.02.2008 N 32, и первого предложения примечания 14 к форме кадастровой выписки о земельном участке, утв. Приказом Минюста РФ от 19.03.2008 N 66)






Министерство экономического развития Российской Федерации, которому переданы функции по нормативному регулированию в сфере ведения кадастра недвижимости, в судебном заседании не согласилось с доводами кассационной жалобы. Решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 27 декабря 2010 г. (определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 24 марта 2011 г. оставлено без изменения), которым заявителям отказано в удовлетворении требований к администрации г. Екатеринбурга, гаражному-строительному кооперативу "Пионер", ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Свердловской области о признании недействительными распоряжения и постановления, о признании незаконным расформирования земельного участка, об установлении границы земельного участка, признании недействительным разрешения на строительство и обязании восстановить земельный участок в границах ранее существовавшего земельного участка свидетельствует о том, что права и интересы заявителей нарушены незаконными действиями органа местного самоуправления, неправильным применением норм материального права, а не оспариваемыми положениями Приказов N 32 и N 66.
Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.
Министерство юстиции Российской Федерации, реализуя полномочия по нормативному обеспечению ведения государственного кадастра объектов недвижимости, предоставленные ему частью 7 статьи 14 Закона Российской Федерации о государственном кадастре и пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г. N 1274 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти", издало Приказы N 32 и N 66.
Суд первой инстанции на основании положений статей 1 (части 3, 5), 5 (часть 1), 7 (часть 1), 14 (части 2, 3, 4) Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон), регулирующих действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, состав сведений государственного кадастра об объекте недвижимости, пришел к правильному выводу, что по общему правилу Федеральный закон предусматривает возможность предоставления сведений государственного кадастра лишь на обособленные земельные участки, имеющие кадастровый номер и границы которых соответствующим образом описаны (содержат сведения о координатах характерных точек).
В подтверждение этого вывода Верховный Суд Российской Федерации правомерно сослался на часть 12 статьи 45 Федерального закона предусматривающую, что кадастровый паспорт ранее учтенного земельного участка (за исключением земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального и гаражного или индивидуального жилищного строительства) не выдается (не направляется) и орган кадастрового учета принимает решение об отказе в выдаче (направлении) такого паспорта в случаях, когда отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка либо одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с кадастровыми сведениями о последнем.
Суд обоснованно учел, что в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют кадастровые сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ другого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, перечисленных в данном Законе.
Частью 11 статьи 45 Федерального закона в отношении ряда объектов недвижимости установлен особый порядок выдачи кадастрового паспорта, выписки из государственного кадастра недвижимости, содержащей необходимые сведения для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения об объекте недвижимости. Этот порядок распространяется на ранее учтенный земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, здания, сооружения, помещение или объект незавершенного строительства. В силу этой правовой нормы отсутствие в государственном кадастре недвижимости кадастровых сведений, которые должны быть отражены в кадастровом паспорте объекта недвижимости, об указанных объектах недвижимости не является основанием для отказа в выдаче (направлении) кадастрового паспорта такого объекта недвижимости. Более того, даже при отсутствии кадастровых сведений о таком объекте не допускается приостановление осуществления государственной регистрации прав на такой объект недвижимости либо сделок с ним и отказ в осуществлении данной государственной регистрации.
На основании вышеизложенных законоположений суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в случаях, предусмотренных Федеральным законом, кадастровый паспорт может быть выдан на земельный участок, поставленный на кадастровый учет, при отсутствии сведений, содержащих описание местоположения его границ.


Страницы: 2 из 3  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->