Официальные документы

143 КОДЕКСА ПРИЗНАЕТ ОРГАНИЗАЦИИ В КАЧЕСТВЕ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Письмо МНС РФ от 22.07.2003 N ВГ-6-03/807@. Свод писем по применению действующего законодательства по НДС за I-е полугодие 2003 года)






В соответствии с пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса) при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
В соответствии со статьей 608 "Арендодатель" Гражданского кодекса Российской Федерации право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.
Таким образом, при аренде федерального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления.
В том случае, если арендодателями федерального имущества выступают лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду, и эти управомоченные лица не являются органами государственной власти и управления, то арендодатели в установленном порядке уплачивают налог на добавленную стоимость при оказании услуги по предоставлению в аренду федерального имущества.
Пунктом 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" предусмотрено, что договоры на передачу в аренду находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений, заключаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации организациями, за которыми эти объекты закреплены в установленном порядке, подлежат обязательному учету в реестре договоров Министерства государственного имущества Российской Федерации.
Порядок учета таких договоров и осуществления контроля за их исполнением определяется Министерством государственного имущества Российской Федерации.
Во исполнение данного Постановления Правительства Российской Федерации Министерство государственного имущества Российской Федерации распоряжением от 23.03.1998 N 252-р утвердило Положение о порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 4.2.7 Положения организации, которым действующим законодательством Российской Федерации предоставлено право самостоятельно распоряжаться принадлежащим им на правах хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным недвижимым имуществом, а также самостоятельно получать арендную плату, выступают арендодателями.
На указанных арендодателей (не являющихся органом государственной власти и управления) в соответствии с главой 21 Кодекса возлагается обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Вместе с этим, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений" предусмотрено, что Министерство государственного имущества Российской Федерации разрабатывает и утверждает порядок оформления передачи административных зданий, сооружений и нежилых помещений в аренду.
При этом пунктом 4.2 Положения определен порядок оформления арендных отношений.
Согласно этому порядку основанием для рассмотрения Минимуществом России вопроса о передаче в аренду объекта недвижимого имущества является поручение (решение) Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Письменное обращение юридического лица также может быть основанием для рассмотрения просьбы о заключении договора аренды.
Решение о передаче в аренду объекта недвижимого имущества принимается на основании оценки представленных документов. Отсутствие необходимой для принятия решения информации может восполняться путем направления дополнительных документов.
Решение о передаче в аренду объекта недвижимого имущества оформляется Мингосимуществом России либо по отдельным поручениям - его территориальными органами путем:
- согласования условий договора аренды Мингосимуществом России или его территориальным органом, что удостоверяется подписью соответствующего должностного лица и печатью этого органа;
- подписания договора о передаче объекта недвижимого имущества.
Учитывая изложенное, в том случае если по договору аренды Мингосимущество России или его территориальные органы приняли решение о передаче в аренду объекта недвижимого имущества и подписали договор аренды в качестве арендодателя этого имущества, то в соответствии с пунктом 3 статьи 161 Кодекса обязанность по исчислению налога на добавленную стоимость с сумм арендной платы за аренду имущества возникает у арендатора этого имущества, признаваемого налоговым агентом.


Страницы: 21 из 33  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->