СТРАХОВАНИЕ ПОТЕРИ ЖИЛЬЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ УТРАТЫ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ. СТАТЬЯМИ 450 - 453, 929 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДУСМОТРЕНЫ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ, ПО КОТОРЫМ ЛЮБАЯ СДЕЛКА С НЕДВИЖИМОСТЬЮ ВПОСЛЕДСТВИИ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИЗНАНА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНОЙ ПРИ ОТСУТСТВИИ ВИНЫ НОТАРИУСА, РИЭЛТЕРА ИЛИ РЕГИСТРАТОРА.. СТРАХОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ТРЕТЬИМ ЛИЦАМ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ, ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
(Приказ Госстроя РФ от 28.06.2000 N 149. Об утверждении Рекомендаций по дальнейшему развитию страхования в жилищно - коммунальном комплексе)В процессе дальнейшей приватизации жилья продолжается переход в частную собственность граждан жилых помещений, расположенных в домах муниципального жилищного фонда. При этом сами дома, за исключением ЖСК, кондоминиумов и жилищных кооперативов, несмотря на наличие в них частных квартир, продолжают оставаться муниципальной или государственной собственностью. Появление в одном и том же здании большого количества собственников объективно вынуждает их совместно решать вопросы о формах содержания жилого дома, обеспечения его сохранности и определения источников возмещения ущербов, возникающих в связи с ростом износа инженерных систем зданий и как следствие - повышения их аварийности.
В соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации (ст. 210, 211) и Жилищного кодекса РСФСР (ст. 149, 149.1) в случае повреждения жилого помещения, находящегося в частной собственности, имущественные потери должны компенсироваться собственником квартиры, а повреждения конструктивных элементов домов - владельцем дома. Обслуживание и ремонт жилых зданий и занимаемых по договору найма жилых помещений муниципального жилищного фонда производится за счет бюджетных средств, а домов и квартир государственного жилищного фонда - за счет средств предприятий и учреждений, в чьем хозяйственном ведении или оперативном управлении они находятся.
Однако на практике правоотношения между нанимателями жилищного фонда и органами власти отличаются тем, что в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, жилище которых стало непригодным для проживания в результате стихийных бедствий, имеют право на внеочередное предоставление другого жилья взамен утраченного. Исполнительные власти на местах, принимая решения о предоставлении пострадавшим гражданам для переселения муниципальной жилой площади взамен утраченной, вынуждены отвлекать существенные средства из бюджета на восстановление жилья, пострадавшего в результате пожаров и различного рода аварий. Таким образом, потребность в страховой защите жилья уже реально сформировалась как со стороны администрации, так и собственников, нанимателей жилья.
Введение на местах системы страхования жилья позволит:
- - обеспечить сохранение гарантий в области жилищных прав граждан на основе законодательно урегулированных договорных отношений независимо от условий финансирования жилищно - коммунальной сферы;
- - обеспечить адресную помощь пострадавшим;
- - создать систему объективной оценки причиняемого жилью ущерба, выявления его виновников и взыскания с них денежных средств, выплаченных за компенсацию ущерба, используя предоставленные страховщикам права;
- - повысить ответственность подрядных организаций за качество обслуживания жилищного фонда;
- - привлечь средства населения и других внебюджетных источников для возмещения ущерба жилищному фонду при стихийных бедствиях и чрезвычайных событиях;
- - сократить бюджетные затраты, связанные с ремонтом или заменой поврежденного (уничтоженного) жилья (по оценкам специалистов данные затраты составляют около 20% от общего объема финансовых ресурсов, направляемых на содержание и ремонт жилищного фонда);
- - инвестировать свободные средства страхового фонда в жилищную сферу на цели ремонта, реконструкции, строительства жилья и предупреждения нанесения ущерба.
права собственности
Статьями 450 - 453, 929 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены многочисленные основания, по которым любая сделка с недвижимостью впоследствии может быть признана недействительной при отсутствии вины нотариуса, риэлтера или регистратора.
В случае признания сделки недействительной по решению суда объект недвижимости возвращается в собственность продавца, а уплаченные за него средства должны возвратиться покупателю. Практика показывает, что исполнение решения судов в части возврата физическим лицом (продавцом) ранее полученных от покупателя денежных средств весьма затруднительно, особенно когда с момента сделки прошло некоторое время. Добросовестный приобретатель недвижимости становится реально незащищенным от возможной потери своего жилья в результате утраты права собственности на него. Единственным эффективным методом защиты в данном случае является страхование.
Система страхования потери жилья в результате утраты права собственности должна основываться на следующих положениях:
- Полной информированности покупателей жилья о рисках, связанных с возможной потерей права собственности, и способах страховой защиты.
- Доступности (информационной и физической) страховых компаний, предоставляющих страховую защиту по данным рискам, и предоставлении потенциальному покупателю права выбора страховой компании для заключения соответствующего договора страхования.
- Предоставлении потенциальному страховщику возможности проведения экспертизы ожидаемой сделки.
- Признании страховым случаем при осуществлении данного вида страхования вступившее в законную силу решение суда о признании сделки недействительной.
- Выплате страховой компанией единовременного возмещения, позволяющего страхователю приобрести другое жилье без излишних потерь времени.
Установленная последовательность действий страховых компаний и минимальные сроки выплат возмещения позволят обеспечить устойчивость вторичного рынка жилья. Трудно переоценить социальную значимость данного вида страховой защиты собственников жилья, вступивших в свои права в результате оформления наследства, заключения договора ренты, сделок по договоренности, участия в сделках несовершеннолетних контрагентов.
и физических лиц за ущерб, причиненный третьим лицам
при проведении (или вследствие проведения) работ
в жилых помещениях, зданиях и сооружениях,
находящихся в муниципальной собственности
Страницы: 3 из 4 <-- предыдущая cодержание следующая -->