Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "СтройТехника": Литвинов Д.А., представитель по доверенности от 18.04.2017;
- от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.05.2017 по делу N А14-1745/2017 (судья Попова Л.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "СтройТехника" (ОГРН 1073667031360, ИНН 3662124331) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968 ИНН 3664032439) о признании недействительным предписания от 18.01.2017 N 03-29/11,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "СтройТехника" (ООО УК "СтройТехника", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ГЖИ Воронежской области, административный орган, заявитель) о признании недействительным предписания от 18.01.2017 N 03-29/11.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.05.2017, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ГЖИ Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а направлено на защиту прав собственников помещений многоквартирного дома.
Считает, что исполнение предписания не приведет к возникновению у Общества дополнительных расходов, не повлечет нецелевое расходование денежных средств, собранных собственниками помещений.
Полагает, что условия договора на управление многоквартирным домом, заключенного между собственниками помещений и Обществом, в части размера платы за содержание жилого помещения, не утверждены.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество, соглашаясь со всеми выводами суда первой инстанции, настаивает на необоснованности и несостоятельности доводов заявителя жалобы.
Считает, что инспекцией не доказано нарушение прав собственников жилых помещений отсутствием общей (суммарной) суммы платежа, несоответствие указанной к оплате суммы за содержание и ремонт жилья установленной договором на управление.
Указывает, что созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - это право, но не обязанность управляющей компании.
Представитель Общества в судебном заседании просил обжалуемое решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Управление явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилой дом N 146 "В" по ул. Шишкова г. Воронежа находится в управлении ООО УК "СтройТехника".
В Государственную жилищную инспекцию Воронежской области 28.11.2016 поступило коллективное обращение собственников жилых помещений многоквартирного дома N 146 "В" по ул. Шишкова, г. Воронежа, по вопросу соблюдения ООО УК "СтройТехника" требований жилищного законодательства к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в период с 2014 г. по 2015 г.
На основании приказа ГЖИ Воронежской области от 20.12.2016 N 4877 в отношении ООО УК "СтройТехника" была проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения указанного обращения.
По результатам внеплановой документарной проверки был составлен акт проверки от 18.01.2017 N 03-27/22, в котором зафиксировано, что ООО УК "СтройТехника" не представлены протокол общего собрания собственников помещений данного дома, утверждающего условия договора управления и устанавливающего размер платы за содержание жилого помещения; не представлены результаты проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом; условия договора управления, заключенного между собственником помещений и ООО УК "СтройТехника", в части установления размера платы за содержание жилого помещения не утверждены в установленном порядке; заключенные ООО УК "СтройТехника" с отдельными собственниками помещений договоры управления не имеют законного основания, устанавливают различные размеры платы за содержание жилого помещения; нарушены положения ч. 7 ст. 156 ЖК РФ.
В связи с выявленными по мнению административного органа нарушениями, ГЖИ Воронежской области 18.01.2017 ООО УК "СтройТехника" было выдано предписание N 03-29/11 с требованием в срок до 23.03.2017 привести в соответствие структуру платы в платежных документах для собственников помещений МКД N 146 "В" по ул. Шишкова г. Воронежа, а именно указывать в платежных документах в графе "плата за жилое помещение" общий (суммарный) размер платы за жилое помещение (п. 1.1); провести мероприятия по проведению общего собрания собственников помещений МКД N 146 "В" по ул. Шишкова г. Воронежа по вопросу утверждения размера платы за содержание жилого помещения в соответствии с требованиями ст. ст. 45 - 48, 156, 161, 162 ЖК РФ.
ООО УК "СтройТехника" не согласилось с предписанием от 18.01.2017 N 03-29/11, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. Оспариваемое предписание признано незаконным.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Исходя из содержания п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Госжилинспекция Воронежской области вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи (далее - Закон N 294-ФЗ).
Подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (в редакции, действующей на момент начала проверки) предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Часть 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.
Согласно статье 17 Закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу ч. 2 ст. 5 ЖК РФ, Постановления Правительства Воронежской области от 09.09.2013 N 799 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области", оспариваемое предписание выдано полномочным должностным лицом и в пределах компетенции Государственной жилищной инспекции.
На основании пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона N 294-ФЗ при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
За неисполнение предписания должностного лица в установленный срок наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
С учетом приведенных положений и норм, полномочия по выдаче предписаний административным органом подтверждены.
Вместе с тем, признавая предписание, выданное уполномоченным органом недействительным суд области обоснованно принял во внимание следующее.
Предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
Предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным, как не соответствующим Федеральному закону N 294-ФЗ.
Согласно ч. 14 ст. 161 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 05.04.2013 N 38-ФЗ) до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 настоящей статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В данном случае сторонами по договору являются застройщик и управляющая организация, именно они устанавливают условия заключаемого договора на управление.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 162 ЖК РФ такой договор заключается на срок не более чем три месяца.
Одновременно в силу ч. 6 ст. 162 ЖК РФ при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором. Это правило полностью применимо и к договору между застройщиком и УК - доказательств обратного суду не представлено.
Материалы дела свидетельствуют, что 08.08.2014 между застройщиком ООО "ДСК-2" и ООО УК "СтройТехника" был заключен договор о передаче многоквартирного дома N 146 В по ул. Шишкова г. Воронежа в управление ООО УК "СтройТехника" сроком действия на один год.
В соответствии с п. 4.1 договора наниматели и собственники помещений в жилом доме производят оплату в рамках договора за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за жилое помещение составляет 22,9 руб. за один метр квадратный, в том числе: содержание и ремонт жилья - 17 руб. /кв. м, вывоз и утилизация мусора - 2,42 руб. /кв. м, техническое обслуживание лифтового оборудования - 2,91 руб. /кв. м, техническое освидетельствование лифта - 0,16 руб. /кв. м (п. 4.3 договора).
Из п. 4.6 договора усматривается, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносятся на основании платежных документов Управляющего; в выставленном счете указывается размер оплаты за оказанные услуги и сумма задолженности по оплате оказанных услуг за предыдущие периоды.
Договором о передаче многоквартирного дома N 146 В по ул. Шишкова г. Воронежа в управление ООО УК "СтройТехника" от 08.08.2014 предусмотрено, что договор может быть изменен по соглашению сторон или по решению суда в случаях, установленных законом (п. 5.1); обязательства сторон по договору могут быть изменены только в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы либо по решению "заказчика" (п. 5.2).
Судом установлено, что доказательств наступления условий, предусмотренных п. п. 5.1, 5.2 указанного договора, и, следовательно, изменений условий договора от 08.08.2014 не представлено.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В части 4 статьи 161 ЖК РФ указано, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, в случае, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 146 "В" по ул. Шишкова г. Воронежа о выборе способа управления жилым домом, о выборе в качестве управляющей компании МКД N 146 В по ул. Шишкова г. Воронежа именно ООО УК "СтройТехника" в материалы дела представлено не было. Не представлены и надлежащие доказательства проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации указанным жилым домом и определения по итогам конкурса ООО УК "СтройТехника" управляющей компанией МКД N 146 В по ул. Шишкова г. Воронежа.
Следовательно, как верно отметил суд области, управление МКД N 146 "В" по ул. Шишкова г. Воронежа именно ООО УК "СтройТехника" осуществляется на условиях договора о передаче многоквартирного дома N 146 "В" по ул. Шишкова г. Воронежа в управление ООО УК "СтройТехника" от 08.08.2014. Доказательств иного ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд представлено не было.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Жилищный кодекс Российской Федерации закрепляет обязанность граждан и организаций, в том числе собственника жилого помещения, а также члена жилищного кооператива, своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги и предусматривает, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество либо кооператив) вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества либо кооператива. В случае заключения товариществом либо кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 153 Кодекса, управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 статьи 155 Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Часть 3 статьи 154 ЖК РФ предусматривает, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно пункту 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Из приведенных норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается общим собранием собственников помещений такого дома, является обязательным для управляющей организации, и не может самостоятельно изменяться управляющей организацией, за исключением случаев, если такая возможность предусмотрена договором управления многоквартирным домом.
С учетом вышеизложенного, ООО УК "СтройТехника" должно руководствоваться размером платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме N 146 В по ул. Шишкова г. Воронежа, установленном договором о передаче многоквартирного дома N 146 В по ул. Шишкова г. Воронежа в управление ООО УК "СтройТехника" от 08.08.2014.
В соответствии с ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
ГЖИ Воронежской области, установив в ходе проверки, что в представленных платежных документах собственников помещений - квартир NN 70, 123, 166, 259, 555 данного многоквартирного дома в плате по строке за жилое помещение указана стоимость каждой услуги, подлежащей оплате, однако, общий (суммарный) тариф, который предусмотрен договором с застройщиком в размере 22,49 руб. за один метр квадратный, в платежных документах отсутствует, сочло необходимым выдать предписание на устранение выявленных нарушений: привести в соответствие структуру платы в платежных документах для собственников помещений многоквартирного дома 146 В по ул. Шишкова г. Воронежа, а именно указывать в платежных документах в графе "плата за жилое помещение" общий (суммарный) размер платы за жилое помещение, сроком исполнения до 23.03.2017.
Пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (Правила N 354), предусмотрена информация, которая подлежит отражению в платежном документе. При этом перечень подлежащей размещению в платежном документе информации является исчерпывающим.
Согласно п. 71 Правил N 354 примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр (зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2015 N 37413) утверждены примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические рекомендации по ее заполнению.
Согласно п. 11 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа (приложение N 2 к приказу Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр) в разделе 3 "Расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги" представляется детализированный расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги; по строке "Содержание и ремонт жилого помещения" указывается наименование соответствующей платы (п. 13).
При этом в Методических рекомендациях имеются ссылки на положения ст. 154 ЖК РФ и указание, что исполнитель услуг в графе 1 указывает соответствующие виды услуг. В связи с этим в графе 1 рекомендуется указывать и иные услуги, предусмотренные договором управления многоквартирным домом.
Кроме того, форма платежного документа имеет графу 8: "всего начислено за расчетный период". Согласно п. 19 Методических рекомендаций в графе 8 указывается плата за содержание и ремонт жилого помещения, исчисленная исходя из общей площади помещения, указанной в разделе 1 "Сведения о плательщике и исполнителе услуг", и размера платы, указанной в графе 5. (в графе 5 указываются тарифы на все виды коммунальных ресурсов на единицу объема и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в расчете на 1 кв. м общей площади - п. 17 рекомендаций).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что с учетом указанных нормативных актов отсутствует обязательность указывать в платежных документах в графе "плата за жилое помещение" общий (суммарный) размер платы за жилое помещение.
Также обстоятельства дела свидетельствуют, что инспекцией не доказано нарушение прав собственников жилых помещений отсутствием общей (суммарной) суммы платежа; несоответствие указанной к оплате суммы за содержание и ремонт жилья установленной договором на управление.
В силу части 7 статьи 45 ЖК РФ (вступившей в силу с июля 2015 года) управляющая организация вправе по собственной инициативе созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и включить в повестку дня собрания вопросы, отнесенные ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Исполняя обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, ООО УК "СтройТехника" вправе созывать собрания по любым вопросам (входящим в компетенцию общего собрания) в случае возникновения такой необходимости.
Таким образом, как верно отметил суд области, созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - это право, но не обязанность управляющей компании.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, апелляционная коллегия соглашается с арбитражным судом области в том, оспариваемое предписание не соответствует нормам действующего законодательства и представленным доказательствам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, при установленных обстоятельствах не могут быть приняты во внимание, поскольку выражают несогласие с судебным актом, они направлены на переоценку выводов суда, указанных в обжалуемом судебном акте, что не может являться основанием для отмены законно принятого решения.
Аргументированных доводов, основанных на представленных доказательствах, позволяющих согласиться с позицией административного органа не заявлено.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.05.2017 по делу N А14-1745/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.08.2017 N 19АП-4653/2017 ПО ДЕЛУ N А14-1745/2017
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2017 г. по делу N А14-1745/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 3 августа 2017 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 августа 2017 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "СтройТехника": Литвинов Д.А., представитель по доверенности от 18.04.2017;
- от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.05.2017 по делу N А14-1745/2017 (судья Попова Л.В.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "СтройТехника" (ОГРН 1073667031360, ИНН 3662124331) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968 ИНН 3664032439) о признании недействительным предписания от 18.01.2017 N 03-29/11,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "СтройТехника" (ООО УК "СтройТехника", Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ГЖИ Воронежской области, административный орган, заявитель) о признании недействительным предписания от 18.01.2017 N 03-29/11.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 25.05.2017, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ГЖИ Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что оспариваемое предписание не нарушает прав и законных интересов Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а направлено на защиту прав собственников помещений многоквартирного дома.
Считает, что исполнение предписания не приведет к возникновению у Общества дополнительных расходов, не повлечет нецелевое расходование денежных средств, собранных собственниками помещений.
Полагает, что условия договора на управление многоквартирным домом, заключенного между собственниками помещений и Обществом, в части размера платы за содержание жилого помещения, не утверждены.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество, соглашаясь со всеми выводами суда первой инстанции, настаивает на необоснованности и несостоятельности доводов заявителя жалобы.
Считает, что инспекцией не доказано нарушение прав собственников жилых помещений отсутствием общей (суммарной) суммы платежа, несоответствие указанной к оплате суммы за содержание и ремонт жилья установленной договором на управление.
Указывает, что созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - это право, но не обязанность управляющей компании.
Представитель Общества в судебном заседании просил обжалуемое решение оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Управление явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечило.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, жилой дом N 146 "В" по ул. Шишкова г. Воронежа находится в управлении ООО УК "СтройТехника".
В Государственную жилищную инспекцию Воронежской области 28.11.2016 поступило коллективное обращение собственников жилых помещений многоквартирного дома N 146 "В" по ул. Шишкова, г. Воронежа, по вопросу соблюдения ООО УК "СтройТехника" требований жилищного законодательства к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в период с 2014 г. по 2015 г.
На основании приказа ГЖИ Воронежской области от 20.12.2016 N 4877 в отношении ООО УК "СтройТехника" была проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения указанного обращения.
По результатам внеплановой документарной проверки был составлен акт проверки от 18.01.2017 N 03-27/22, в котором зафиксировано, что ООО УК "СтройТехника" не представлены протокол общего собрания собственников помещений данного дома, утверждающего условия договора управления и устанавливающего размер платы за содержание жилого помещения; не представлены результаты проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом; условия договора управления, заключенного между собственником помещений и ООО УК "СтройТехника", в части установления размера платы за содержание жилого помещения не утверждены в установленном порядке; заключенные ООО УК "СтройТехника" с отдельными собственниками помещений договоры управления не имеют законного основания, устанавливают различные размеры платы за содержание жилого помещения; нарушены положения ч. 7 ст. 156 ЖК РФ.
В связи с выявленными по мнению административного органа нарушениями, ГЖИ Воронежской области 18.01.2017 ООО УК "СтройТехника" было выдано предписание N 03-29/11 с требованием в срок до 23.03.2017 привести в соответствие структуру платы в платежных документах для собственников помещений МКД N 146 "В" по ул. Шишкова г. Воронежа, а именно указывать в платежных документах в графе "плата за жилое помещение" общий (суммарный) размер платы за жилое помещение (п. 1.1); провести мероприятия по проведению общего собрания собственников помещений МКД N 146 "В" по ул. Шишкова г. Воронежа по вопросу утверждения размера платы за содержание жилого помещения в соответствии с требованиями ст. ст. 45 - 48, 156, 161, 162 ЖК РФ.
ООО УК "СтройТехника" не согласилось с предписанием от 18.01.2017 N 03-29/11, что явилось основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил. Оспариваемое предписание признано незаконным.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Согласно части 5 статьи 20 ЖК РФ, должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Исходя из содержания п. 3 ч. 5 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации Госжилинспекция Воронежской области вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений.
Согласно части 3 статьи 20 Жилищного кодекса РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи (далее - Закон N 294-ФЗ).
Подпунктом "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (в редакции, действующей на момент начала проверки) предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан о фактах нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).
Часть 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление в системе информации о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений.
Согласно статье 17 Закона РФ от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В силу ч. 2 ст. 5 ЖК РФ, Постановления Правительства Воронежской области от 09.09.2013 N 799 "Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Воронежской области", оспариваемое предписание выдано полномочным должностным лицом и в пределах компетенции Государственной жилищной инспекции.
На основании пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона N 294-ФЗ при применении мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.
За неисполнение предписания должностного лица в установленный срок наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
С учетом приведенных положений и норм, полномочия по выдаче предписаний административным органом подтверждены.
Вместе с тем, признавая предписание, выданное уполномоченным органом недействительным суд области обоснованно принял во внимание следующее.
Предписание, выдаваемое по результатам проверки, представляет собой акт уполномоченного должностного лица, проводившего проверку, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретного юридического лица.
Предписание, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Неопределенность и неисполнимость оспариваемого предписания является самостоятельным основанием для признания его недействительным, как не соответствующим Федеральному закону N 294-ФЗ.
Согласно ч. 14 ст. 161 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 05.04.2013 N 38-ФЗ) до заключения договора управления многоквартирным домом между лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, и управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, проведенного в соответствии с частью 13 настоящей статьи, управление многоквартирным домом осуществляется застройщиком при условии его соответствия стандартам и правилам деятельности по управлению многоквартирными домами, установленным в соответствии с настоящей статьей Правительством Российской Федерации, или управляющей организацией, с которой застройщиком заключен договор управления многоквартирным домом не позднее чем через пять дней со дня получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома.
В данном случае сторонами по договору являются застройщик и управляющая организация, именно они устанавливают условия заключаемого договора на управление.
Согласно п. 3 ч. 5 ст. 162 ЖК РФ такой договор заключается на срок не более чем три месяца.
Одновременно в силу ч. 6 ст. 162 ЖК РФ при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором. Это правило полностью применимо и к договору между застройщиком и УК - доказательств обратного суду не представлено.
Материалы дела свидетельствуют, что 08.08.2014 между застройщиком ООО "ДСК-2" и ООО УК "СтройТехника" был заключен договор о передаче многоквартирного дома N 146 В по ул. Шишкова г. Воронежа в управление ООО УК "СтройТехника" сроком действия на один год.
В соответствии с п. 4.1 договора наниматели и собственники помещений в жилом доме производят оплату в рамках договора за жилое помещение и коммунальные услуги. Размер платы за жилое помещение составляет 22,9 руб. за один метр квадратный, в том числе: содержание и ремонт жилья - 17 руб. /кв. м, вывоз и утилизация мусора - 2,42 руб. /кв. м, техническое обслуживание лифтового оборудования - 2,91 руб. /кв. м, техническое освидетельствование лифта - 0,16 руб. /кв. м (п. 4.3 договора).
Из п. 4.6 договора усматривается, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносятся на основании платежных документов Управляющего; в выставленном счете указывается размер оплаты за оказанные услуги и сумма задолженности по оплате оказанных услуг за предыдущие периоды.
Договором о передаче многоквартирного дома N 146 В по ул. Шишкова г. Воронежа в управление ООО УК "СтройТехника" от 08.08.2014 предусмотрено, что договор может быть изменен по соглашению сторон или по решению суда в случаях, установленных законом (п. 5.1); обязательства сторон по договору могут быть изменены только в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы либо по решению "заказчика" (п. 5.2).
Судом установлено, что доказательств наступления условий, предусмотренных п. п. 5.1, 5.2 указанного договора, и, следовательно, изменений условий договора от 08.08.2014 не представлено.
В силу части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с частью 3 статьи 161 ЖК РФ, способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
В части 4 статьи 161 ЖК РФ указано, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, в случае, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 146 "В" по ул. Шишкова г. Воронежа о выборе способа управления жилым домом, о выборе в качестве управляющей компании МКД N 146 В по ул. Шишкова г. Воронежа именно ООО УК "СтройТехника" в материалы дела представлено не было. Не представлены и надлежащие доказательства проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации указанным жилым домом и определения по итогам конкурса ООО УК "СтройТехника" управляющей компанией МКД N 146 В по ул. Шишкова г. Воронежа.
Следовательно, как верно отметил суд области, управление МКД N 146 "В" по ул. Шишкова г. Воронежа именно ООО УК "СтройТехника" осуществляется на условиях договора о передаче многоквартирного дома N 146 "В" по ул. Шишкова г. Воронежа в управление ООО УК "СтройТехника" от 08.08.2014. Доказательств иного ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд представлено не было.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Жилищный кодекс Российской Федерации закрепляет обязанность граждан и организаций, в том числе собственника жилого помещения, а также члена жилищного кооператива, своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги и предусматривает, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество либо кооператив) вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества либо кооператива. В случае заключения товариществом либо кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 - 5 части 2 статьи 153 Кодекса, управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 статьи 155 Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Часть 3 статьи 154 ЖК РФ предусматривает, что собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно пункту 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Из приведенных норм следует, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме устанавливается общим собранием собственников помещений такого дома, является обязательным для управляющей организации, и не может самостоятельно изменяться управляющей организацией, за исключением случаев, если такая возможность предусмотрена договором управления многоквартирным домом.
С учетом вышеизложенного, ООО УК "СтройТехника" должно руководствоваться размером платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме N 146 В по ул. Шишкова г. Воронежа, установленном договором о передаче многоквартирного дома N 146 В по ул. Шишкова г. Воронежа в управление ООО УК "СтройТехника" от 08.08.2014.
В соответствии с ч. 3 ст. 162 ЖК РФ в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
ГЖИ Воронежской области, установив в ходе проверки, что в представленных платежных документах собственников помещений - квартир NN 70, 123, 166, 259, 555 данного многоквартирного дома в плате по строке за жилое помещение указана стоимость каждой услуги, подлежащей оплате, однако, общий (суммарный) тариф, который предусмотрен договором с застройщиком в размере 22,49 руб. за один метр квадратный, в платежных документах отсутствует, сочло необходимым выдать предписание на устранение выявленных нарушений: привести в соответствие структуру платы в платежных документах для собственников помещений многоквартирного дома 146 В по ул. Шишкова г. Воронежа, а именно указывать в платежных документах в графе "плата за жилое помещение" общий (суммарный) размер платы за жилое помещение, сроком исполнения до 23.03.2017.
Пунктом 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (Правила N 354), предусмотрена информация, которая подлежит отражению в платежном документе. При этом перечень подлежащей размещению в платежном документе информации является исчерпывающим.
Согласно п. 71 Правил N 354 примерная форма платежного документа для внесения платы за коммунальные услуги и методические рекомендации по ее заполнению устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.
Приказом Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр (зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2015 N 37413) утверждены примерная форма платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методические рекомендации по ее заполнению.
Согласно п. 11 Методических рекомендаций по заполнению примерной формы платежного документа (приложение N 2 к приказу Минстроя России от 29.12.2014 N 924/пр) в разделе 3 "Расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги" представляется детализированный расчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги; по строке "Содержание и ремонт жилого помещения" указывается наименование соответствующей платы (п. 13).
При этом в Методических рекомендациях имеются ссылки на положения ст. 154 ЖК РФ и указание, что исполнитель услуг в графе 1 указывает соответствующие виды услуг. В связи с этим в графе 1 рекомендуется указывать и иные услуги, предусмотренные договором управления многоквартирным домом.
Кроме того, форма платежного документа имеет графу 8: "всего начислено за расчетный период". Согласно п. 19 Методических рекомендаций в графе 8 указывается плата за содержание и ремонт жилого помещения, исчисленная исходя из общей площади помещения, указанной в разделе 1 "Сведения о плательщике и исполнителе услуг", и размера платы, указанной в графе 5. (в графе 5 указываются тарифы на все виды коммунальных ресурсов на единицу объема и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в расчете на 1 кв. м общей площади - п. 17 рекомендаций).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что с учетом указанных нормативных актов отсутствует обязательность указывать в платежных документах в графе "плата за жилое помещение" общий (суммарный) размер платы за жилое помещение.
Также обстоятельства дела свидетельствуют, что инспекцией не доказано нарушение прав собственников жилых помещений отсутствием общей (суммарной) суммы платежа; несоответствие указанной к оплате суммы за содержание и ремонт жилья установленной договором на управление.
В силу части 7 статьи 45 ЖК РФ (вступившей в силу с июля 2015 года) управляющая организация вправе по собственной инициативе созвать общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме и включить в повестку дня собрания вопросы, отнесенные ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Исполняя обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, ООО УК "СтройТехника" вправе созывать собрания по любым вопросам (входящим в компетенцию общего собрания) в случае возникновения такой необходимости.
Таким образом, как верно отметил суд области, созыв общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - это право, но не обязанность управляющей компании.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, апелляционная коллегия соглашается с арбитражным судом области в том, оспариваемое предписание не соответствует нормам действующего законодательства и представленным доказательствам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, при установленных обстоятельствах не могут быть приняты во внимание, поскольку выражают несогласие с судебным актом, они направлены на переоценку выводов суда, указанных в обжалуемом судебном акте, что не может являться основанием для отмены законно принятого решения.
Аргументированных доводов, основанных на представленных доказательствах, позволяющих согласиться с позицией административного органа не заявлено.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 25.05.2017 по делу N А14-1745/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
П.В.ДОНЦОВ
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
П.В.ДОНЦОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)