Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.07.2017 N 17АП-8043/2017-ГК ПО ДЕЛУ N А71-286/2017

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июля 2017 г. N 17АП-8043/2017-ГК

Дело N А71-286/2017

Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 июля 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ивановой Н.А.
судей Бородулиной М.В., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Останиной М.П.,
при участии:
от истца ООО "ГК "Единая УК": Касаткин А.Б., доверенность от 03.07.2017,
от ответчика: не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Единая УК",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 17 апреля 2017 года
по делу N А71-286/2017,
принятое судьей Желновой Е.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Единая УК" (ОГРН 1151840004238, ИНН 1840038731)
к муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление" (ОГРН 1021801592570, ИНН 1834028950)
об урегулировании разногласий по договору поставки тепловой энергии и (или) теплоносителя,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Единая УК" (далее - ООО "ГК "Единая УК", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Муниципальному унитарному предприятию г. Ижевска "Муниципальная управляющая компания - Спецдомоуправление" (далее - Предприятие, ответчик) об урегулировании разногласий по пунктам 2.2.9, 2.2.10, 2.3.4, 2.3.9, 2.4.3, 3.6, 4.1, 4.4, 4.6, 4.9, 7.1 договора поставки тепловой энергии и (или) теплоносителя N 71 от 01.03.2016.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 апреля 2017 года (резолютивная часть решения от 10 апреля 2017 года) договор поставки тепловой энергии и (или) теплоносителя N 71 от 01.03.2016 г. принят в следующей редакции:
- пункт 2.2.9 Договора - принят в редакции ответчика (не включен в текст договора);
- пункт 2.2.10 Договора - принят в редакции ответчика (не включен в текст договора);
- пункт 2.3.4 договора принят в следующей редакции: "Не позднее чем, за 30 дней письменно уведомить Поставщика о прекращении Договора управления многоквартирными домами по адресу: ул. Дружбы 23, 23а г. Ижевск либо об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора управления собственниками помещений. При этом Покупатель обязан представить Поставщику копию документа подтверждающего о прекращении договора управления многоквартирным домом";
- пункт 2.3.9 договора принят в следующей редакции: "При возникновении аварии (в т.ч. разрыв, повреждение) на тепловых сетях Покупателя, потребителей Покупателя незамедлительно:
- - самостоятельно отключить поврежденный участок на своих сетях, или, при отсутствии возможности, подать заявку на отключение Поставщику;
- - принять меры по предотвращению замораживания тепловых сетей и теплопотребляющих установок Покупателя;
- - уведомить о возникновении аварии Поставщика.
В течение суток с момента возникновения аварии повторно письменно уведомить Поставщика и устранить аварию в разумный срок с момента выявления неисправностей.
В случае возникновения аварии составляется акт, подписываемый Поставщиком и Покупателем, в котором указываются сведения о неисправности (аварии, порыве утечке и т.п.), дата и время обнаружения и отключения поврежденного участка от подачи тепловой энергии, теплоносителя, а также, по возможности, дата и время устранения неисправности, дата и время повышенного расхода теплоносителя, принимаемые меры, размеры повреждения и т.п. При необходимости Поставщик вызывает для составления и подписания акта собственника тепловых сетей.
Об устранении неисправности также составляется акт, подписываемый Поставщиком и Покупателем.
Акты составляются Поставщиком, при этом Покупатель вправе указывать свои замечания к акту. В случае немотивированного отказа Покупателя от подписания акта, об этом делается запись в акте, при этом такой акт считается надлежащим доказательством указанных в нем обстоятельств.
При выявлении невозможности устранения аварии в сетях Покупателя в разумный срок силами Покупателя, Поставщик вправе принять решение об устранении неисправности (повреждения) своими силами. В этом случае возмещение понесенных Поставщиком расходов возмещается Покупателем (владельцем сетей).
- При возникновении аварии (в т.ч. разрыв, повреждение) на тепловых сетях и (или) теплопотребляющих установках потребителей Покупателя, субабонентов принять меры по уведомлению Поставщика об аварии и принять предусмотренные для Покупателя законодательством меры по устранению аварии, предотвращению замораживания тепловые сетей";
- Пункт 2.4.3 договора принят в следующей редакции: "Ограничивать (прекращать) подачу тепловой энергии и (или) по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством РФ";
- Пункт 3.6 договора принят в следующей редакции: "Покупатель обеспечивает беспрепятственный доступ представителей Поставщика или по указанию Поставщика представителей иной организации к узлам учета и приборам учета Покупателя для сверки показаний приборов учета и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов узла учета";
- пункт 4.1 договора принят в следующей редакции: "Покупатель оплачивает Поставщику стоимость тепловой энергии и (или) теплоносителя в соответствии с законодательством РФ;
- Оплата за тепловую энергию производятся исходя из тарифов, установленных Регулирующим органом Удмуртской Республики. На период действия договора утверждены следующие тарифы:
- 1-е полугодие 2016 г.: Тариф на тепловую энергию на 1 Гкал составляет: 1323,02 руб. в т.ч. НДС (Приказ Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР от 11.12.2015 г. N 23/54);
- Тариф на горячую воду за 1 мЗ составляет: 86,86 руб. с НДС (Приказ Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР от 18.12.2015 г. N 24/85);
- 2-е полугодие 2016 г.:
- Тариф на тепловую энергию на 1 Гкал составляет: 1390,31 руб. с НДС (Приказ Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР от 11.12.2015 г. N 23/54);
- Тариф на горячую воду за 1 мЗ составляет: 92,08 руб. (Приказ Министерства энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов УР от 18.12.2015 г. N 24/85)";
- пункт 4.4 договора принят в следующей редакции: "Основанием для расчетов по настоящему Договору является акт поданного-принятого количества тепловой энергии, фактически принятого за расчетный период с расшифровкой потребления ресурсов в разрезе каждого многоквартирного дома, и счет-фактура, которые оформляются Поставщиком.
- Поставщик обязан до 5 числа месяца, направить Покупателю счет-фактуру и акт поданной-принятой тепловой энергии, который в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить Поставщику";
- пункт 4.6 договора принят в следующей редакции: "Погашение Покупателем образовавшейся задолженности за принятую тепловую энергию теплоноситель осуществляется в порядке календарной очередности образования задолженности.
- В случае, если при проведении расчетов по настоящему Договору Покупателем не указывается за какой период производится оплата, Поставщик зачисляет эту сумму в счет оплаты долга за периоды потребления тепловой энергии в порядке определенном статьей 522 ГК РФ";
- пункт 4.9 договора принят в следующей редакции: "Расчеты по настоящему договору производятся Покупателем не позднее 20 числа месяца следующего за расчетным периодом, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика";
- пункт 7.1 договора принят в следующей редакции: "Настоящий договор действует с момента вступления решения суда по делу N А71-286/2017 в законную силу.
Договор считается ежегодно продленным на тех же условиях, если не менее чем за 30дней до окончания срока его действия Покупатель не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора.
Если за 30 дней до окончания срока действия договора Покупателем внесено предложение об изменении договора или заключении нового договора, то отношения сторон до изменения договора или до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора".
С Предприятия в пользу ООО "ГК "Единая УК" взыскано 6000 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины по иску.
Истцом подана апелляционная жалоба на указанное решение суда, в которой он просит решение суда изменить, принять пункты 2.2.9, 2.3.4, 2.3.9, 2.4.3, 3.6, 4.1 в редакции истца.
Ответчиком отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 22.03.2016 Предприятием в адрес ООО "ГК "Единая УК" направлен проект договора поставки тепловой энергии и теплоносителя от 01.03.2016 года N 71 в отношении многоквартирных домов N 23 и N 23а по ул. Дружбы г. Ижевска.
Указанный договор подписан истцом с протоколом разногласий от 12.04.2016.
В процессе урегулирования разногласий стороны не достигли соглашения в отношении пунктов 2.2.9, 2.2.10, 2.3.4, 2.3.9, 2.4.3, 3.6, 4.1, 4.4, 4.6, 4.9, 7.1 договора, что явилось основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
При разрешении исковых требований, судом правильно применены положения Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.06.2011 N 354 (далее - Правила N 354), Правил, обязательных при заключении управляющей компанией договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
Проанализировав доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, исследовав материалы дела, выслушав представителя истца в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
В соответствии со статьей 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Договор поставки тепловой энергии и (или) теплоносителя между сторонами заключается в целях поставки покупателю через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей сетевой воде и (или) теплоносителя для нужд многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539-547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пунктом 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Истцом предложено включить в пункт 2.2 договора, устанавливающий обязанности поставщика, пункт 2.2.9 в следующей редакции: "поставщик обязан до 5 числа месяца, следующего за расчетным, направить в адрес Покупателя счет-фактуру и акт с расшифровкой потребления ресурсов в разрезе каждого многоквартирного дома. Расшифровка потребления ресурсов каждым объектом предоставляется одновременно на бумажном, а также в электронном виде путем направления файла на электронный адрес Покупателя".
В редакции договора, предложенной ответчиком, указанный пункт отсутствует.
Суд не усмотрел необходимости включения указанного пункта в текст договора, поскольку сторонами согласован пункт 4.4 Договора, в редакции протокола урегулирования разногласий от 01.10.2016 г.
Суд апелляционной инстанции соглашается с данным выводом суда, учитывая, что протоколом урегулирования разногласий от 01.10.2016 пункт 4.4 договора изложен в следующей редакции: "Основанием для расчетов по настоящему договору является акт поданного-принятого количества тепловой энергии, фактически принятого за расчетный период с расшифровкой потребления ресурсов в разрезе каждого многоквартирного дома, и счет-фактура, которые оформляются поставщиком. Поставщик обязан до 5 числа месяца направить покупателю счет-фактуру и акт поданной-принятой тепловой энергии, который в течение 10 рабочих дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить поставщику.
Таким образом, обязанность поставщика по направлению счета-фактуры и акта поданной-принятой тепловой энергии закреплена в согласованном сторонами пункте 4.4 договора, в связи с чем оснований для повторного ее включения в текст договора не имеется.
Истцом предложено изложить пункт 2.3.4 договора в следующей редакции: "(покупатель обязан) письменно уведомить Поставщика о прекращении Договора управления многоквартирными домами по адресу: ул. Дружбы 23, 23а г. Ижевск либо об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора управления собственниками помещений в течение 30 рабочих дней с даты получения соответствующего уведомления собственников".
Ответчиком предложено пункт 2.3.4 договора изложить в следующей редакции: "Не позднее чем, за 30 дней письменно уведомить Поставщика о прекращении Договора управления многоквартирными домами по адресу: ул. Дружбы 23, 23а г. Ижевск либо об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора управления собственниками помещений. При этом Покупатель обязан представить Поставщику копию документа подтверждающего о прекращении договора управления многоквартирным домом".
Принимая содержание пункта 2.3.4 договора в редакции ответчика, суд руководствовался положениями пункта 31, 32 Правил N 124, согласно которым в договоре ресурсоснабжения должен быть предусмотрен порядок его расторжения в случае прекращения обязательства исполнителя по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг, включая обязанность исполнителя проинформировать ресурсоснабжающую организацию о наступлении указанного обстоятельства в предусмотренные договором ресурсоснабжения сроки; при этом договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована.
Кроме того суд принял во внимание положения части 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ, согласно которым управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Также в соответствии с пунктом 14 Правил N 354 управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
Установив, что предложенная ответчиком редакция соответствует вышеуказанным положениям закона, суд принял пункт 2.3.4 договора в редакции ответчика.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что данный вывод суда противоречит п. 7 ст. 162 Жилищного кодекса РФ и п. 14 Правил N 354, которые предполагают иной срок (менее 30 дней) вступления в права управления вновь избранной управляющей компании и о том, что истец не может предвидеть события перевыбора управляющей компании и направить ответчику за 30 дней уведомление о расторжении договора, отклоняются судом апелляционной инстанции.
На основании п. 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора, уполномоченное собранием лицо в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.
Учитывая установленную императивно частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса РФ обязанность управляющей организации за тридцать дней до прекращения договора управления передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, а также обязанность собственников многоквартирного жилого дома уведомить управляющую компанию о принятом решении об отказе от исполнения договора управления, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что обязанность управляющей организации уведомить поставщика не позднее чем, за 30 дней о прекращении договора управления либо об отказе в одностороннем порядке от исполнения договора управления собственниками помещений, соответствует указанным правовым нормам и является исполнимой при условии добросовестного поведения всех участников правоотношений.
Также истцом предложено исключить из пункта 2.3.9 договора седьмой, восьмой абзацы и последнее предложение девятого абзаца.
Ответчик настаивал на изложении пункта 2.3.9 в следующей редакции: "При возникновении аварии (в т.ч. разрыв, повреждение) на тепловых сетях Покупателя, потребителей Покупателя незамедлительно:
- - самостоятельно отключить поврежденный участок на своих сетях, или, при отсутствии возможности, подать заявку на отключение Поставщику;
- - принять меры по предотвращению замораживания тепловых сетей и теплопотребляющих установок Покупателя;
- - уведомить о возникновении аварии Поставщика.
В течение суток с момента возникновения аварии повторно письменно уведомить Поставщика и устранить аварию в разумный срок с момента выявления неисправностей.
В случае возникновения аварии составляется акт, подписываемый Поставщиком и Покупателем, в котором указываются сведения о неисправности (аварии, порыве утечке и т.п.), дата и время обнаружения и отключения поврежденного участка от подачи тепловой энергии, теплоносителя, а также, по возможности, дата и время устранения неисправности, дата и время повышенного расхода теплоносителя, принимаемые меры, размеры повреждения и т.п. При необходимости Поставщик вызывает для составления и подписания акта собственника тепловых сетей.
Об устранении неисправности также составляется акт, подписываемый Поставщиком и Покупателем.
Акты составляются Поставщиком, при этом Покупатель вправе указывать свои замечания к акту. В случае немотивированного отказа Покупателя от подписания акта, об этом делается запись в акте, при этом такой акт считается надлежащим доказательством указанных в нем обстоятельств.
При выявлении невозможности устранения аварии в сетях Покупателя в разумный срок силами Покупателя, Поставщик вправе принять решение об устранении неисправности (повреждения) своими силами. В этом случае возмещение понесенных Поставщиком расходов возмещается Покупателем (владельцем сетей).
При возникновении аварии (в т.ч. разрыв, повреждение) на тепловых сетях и (или) теплопотребляющих установках потребителей Покупателя, субабонентов принять меры по уведомлению Поставщика об аварии и принять предусмотренные для Покупателя законодательством меры по устранению аварии, предотвращению замораживания тепловые сетей".
Принимая пункт 2.3.9 договора в редакции ответчика, суд первой инстанции исходил из того, что истцом не представлено правового обоснования необходимости исключения из пункта 2.3.9 договора седьмого, восьмого абзаца и последнего предложения девятого абзаца и пришел к выводу о том, что составление акта в случае возникновения аварийных ситуаций, предусмотренное данными положениями договора, необходимо в целях устранения между сторонами спора относительно обстоятельств возникшей аварийной ситуации.
Доводы апелляционной жалобы о том, что данные положения договора предоставляет ответчику право проводить работы на сетях в зоне ответственности истца, что противоречит Правилам N 808, не соответствуют содержанию абз. 7, 8 и последнего предложения абз. 9 п. 2.3.9 договора.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы относительно несогласия с абз. 3 п. 2.3.9 договора в редакции, утвержденной судом, истцом в ходе рассмотрения дела не заявлялись. Кроме того, предусмотренная данным пунктом обязанность покупателя принять меры по предотвращению замораживания тепловых сетей и теплопотребляющих установок покупателя закону не противоречит и, вопреки доводам жалобы, не возлагает на истца обязанность проводить какие-либо работы в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности теплоснабжающей организации.
Истцом предложена следующая редакция пункта 2.4.3 Договора: "(Поставщик вправе) ограничивать (прекращать) подачу тепловой энергии только в связи с возникновением аварийной ситуации, а также в случаях, предусмотренных п. 2.4.4 настоящего Договора".
Ответчик настаивал на принятии пункта 2.4.3 договора в следующей редакции: "(Поставщик вправе) ограничивать (прекращать) подачу тепловой энергии и (или) по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательством РФ".
Принимая условие пункта 2.4.3 договора в редакции истца, суд обоснованно руководствовался положениями пункта 29 Правил N 124, по смыслу которого в договоре должен быть предусмотрен порядок приостановления и ограничения подачи коммунального ресурса в аварийных ситуациях, в период проведения планово - профилактического ремонта централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и в случае наличия у исполнителя задолженности перед ресурсоснабжающей организацией за поставленный коммунальный ресурс в размере, превышающем стоимость соответствующего коммунального ресурса за 1 расчетный период (расчетный месяц), а также ответственность сторон за нарушение этого порядка. Указанный порядок определяется в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения с учетом требований, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг, и должен исключать возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг потребителям, добросовестно исполняющим свои обязательства по оплате коммунальных услуг.
Частью 1 статьи 21 Федерального закона N 190-ФЗ от 27.07.2010 "О теплоснабжении" предусмотрено, что в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя
При таких обстоятельствах, вопреки доводам подателя жалобы, редакция ответчика, предусматривающая реализацию поставщиком указанного права только по основаниям и в порядке, предусмотренном законодательством РФ, не противоречит закону и не нарушает прав истца.
Доводы истца о том, что прекращение поставки коммунального ресурса на отопление законом не предусмотрено, не принимаются судом апелляционной инстанции по внимание. В соответствии с пунктами 2, 3 части 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом
Истцом предложена редакция пункта 3.6 договора: "В целях сверки показаний приборов учета Покупатель обеспечивает беспрепятственный доступ представителей Поставщика или по указанию Поставщика представителей иной организации к узлам учета и приборам учета конечных потребителей Покупателя по предварительному уведомлению Поставщика не менее чем за 20 рабочих дней до предполагаемой даты проверки, не чаще 1 раза в год".
Ответчик просил пункт 3.6 договора изложить в следующей редакции: "Покупатель обеспечивает беспрепятственный доступ представителей Поставщика или по указанию Поставщика представителей иной организации к узлам учета и приборам учета Покупателя для сверки показаний приборов учета и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов узла учета".
Принимая пункт 3.6 договора в редакции ответчика, суд первой инстанции руководствовался положениями пп. 6 п. 4 статьи 17 ФЗ N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласно которым существенным условием договора оказания услуг по передаче тепловой энергии является, в том числе, порядок обеспечения доступа сторон договора или, по взаимной договоренности, другой организации к тепловым сетям и приборам учета.
Порядок предоставления беспрепятственного доступа представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации к приборам учета и теплопотребляющим установкам предусмотрен также Правилами N 808.
В соответствии с п. 110 Постановления N 808, потребитель тепловой энергии обязан обеспечить доступ представителей теплоснабжающих и (или) теплосетевых организаций к приборам учета и теплопотребляющим установкам для:
- проверки исправности приборов учета, сохранности контрольных пломб и снятия показаний и контроля за снятыми потребителем показаниями;
- проведения поверок, ремонта, технического и метрологического обслуживания, замены приборов учета, если они принадлежат теплоснабжающей или теплосетевой организации;
- контроля договорных режимов потребления, в том числе для проверки состояния теплопотребляющих установок и качества возвращаемого теплоносителя, в том числе при подключении их к системе теплоснабжения после ремонта или отключений по иным причинам.
Согласно п. 111 Постановления N 808 потребитель обеспечивает беспрепятственный доступ к приборам учета и теплопотребляющим установкам уполномоченных представителей теплоснабжающей или теплосетевой организации после предварительного оповещения о дате и времени посещения потребителя. По требованию теплоснабжающей или теплосетевой организации потребитель обязан обеспечить доступ не более чем через 3 рабочих дня со дня предварительного оповещения.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что включение пункта 3.6 в условия договора необходимо для предотвращения аварийных ситуаций на сетях и для правильных расчетов по договору, а предлагаемая ответчиком редакция соответствует действующему законодательству. При этом предложенная истцом редакция данного пункта договора, ограничивающая периодичность проверки приборов учета до 1 раза в год, противоречит указанным положениям нормативных актов.
Вопреки доводам жалобы содержание пункта 3.6 договора в редакции, принятой судом, исходя из его буквального толкования, не предоставляет теплоснабжающей организации права на доступ к приборам учета собственников. При этом факт отсутствия в настоящее время общедомовых приборов учета не свидетельствует о нарушении прав истца указанным положением договора в принятой судом редакции.
Также истцом предложено дополнить пункт 4.1 договора, предусматривающий порядок расчетов между сторонами, предложением следующего содержания: "Расчеты по настоящему договору производятся на основании индивидуальных (квартирных, комнатных) приборов учета".
Принимая пункт 4.1 договора в редакции истца, предусматривающей оплату поставщику стоимости тепловой энергии и (или) теплоносителя в соответствии с законодательством РФ, суд первой инстанции исходил из того, что истец не представил в материалы дела доказательств оборудования квартир индивидуальными (квартирными, комнатными) приборами учета. При этом действующим законодательством предусмотрен метод определения объема переданных коммунальных ресурсов, его стоимость и порядок его оплаты, в случае отсутствия приборов учета либо выхода приборов учета из строя. Указание в условиях договора на порядок расчетов только на основании показаний приборов учета, при их отсутствии или выходе из строя, противоречит действующему законодательству и лишает ресурсоснабжающую организацию права на получение платы за предоставленный коммунальный ресурс.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с п. 80 Правил N 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставляемых потребителю в жилом или нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.
Согласно п. 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В пункте 42 (1) Правил N 354 предусмотрено, что при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.
Таким образом, применение норматива потребления коммунальной услуги в расчете платы за коммунальные услуги допустимо только при отсутствии индивидуальных приборов учета.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предлагаемая ответчиком редакция обеспечивает соблюдение интересов обеих сторон, поскольку расчет платы за предоставленный коммунальный ресурс производится в соответствии с законодательством РФ, то есть по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии или выходе из строя, применяется расчетный способ определения объемов и стоимости переданного ресурса.
В части иных пунктов договора решение суда истцом не обжалуется, соответствующие доводы в апелляционной жалобе отсутствуют, в связи с чем решение суда в остальной части апелляционным судом не проверяется.
С учетом изложенного решение суда от 11.04.2017 является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 17 апреля 2017 года по делу N А71-286/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий
Н.А.ИВАНОВА

Судьи
М.В.БОРОДУЛИНА
В.Ю.НАЗАРОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)