Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14218/2015) Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 21.10.2015 по делу N А46-10176/2015 (судья Крещановская Л.А.)
по заявлению Товарищества собственников жилья "Лира" (ИНН 5504040442, ОГРН 1025500994056)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска (ИНН 5504097777, ОГРН 1045507036816)
о признании недействительным решения N 1070 от 17.03.2015
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: представитель Иванова Людмила Семеновна по доверенности N 03-01-25/25787 от 31.12.2015 сроком действия по 31.12.2016;
- от заинтересованного лица: представитель Битюцкий Антон Александрович по доверенности от 01.06.2015 сроком действия 1 год;
- установил:
Товарищество собственников жилья "Лира" (далее - заявитель, ТСЖ "Лира", товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска (далее - заинтересованное лицо, ИФНС N 2 по ЦАО, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения N 1070 от 17.03.2015.
Решением суда от 21.10.2015 Арбитражный суд Омской области заявленные требования удовлетворил, признал недействительным решение ИФНС N 2 по ЦАО N 1070 от 17.03.2015, как не соответствующее Налоговой кодексу Российской Федерации.
Кроме того, суд взыскал с налогового органа в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
В обоснование решения суд первой инстанции указал, что плательщиками земельного налога являются субъекты общей долевой собственности, а не объединяющее их интересы юридическое лицо; наличие формальных юридических признаков землепользования, выраженных в документальном закреплении права землепользования за товариществом в ситуации, когда фактическим землепользователем в силу закона являются иные лица, не может являться основанием для возложения на это лицо бремени налогообложения.
Не согласившись с судебным актом, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой указал, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:090107:46 по сведениям кадастровой палаты зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования за ТСЖ "Лира" с 24.11.1999, в связи с чем, последнее является плательщиком земельного налога; взимание земельного налога и его администрирование налоговым органом в отношении земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, возможно только после регистрации долей в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В отзыве на апелляционную жалобу товарищество просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, поскольку в силу Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" по земельным участкам, сформированным до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении которых произведен кадастровый учет, право общей долевой собственности возникает у физических лиц в силу закона.
В заседании суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо поддержало доводы апелляционной жалобы, а заявитель - доводы отзыва.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства. ТСЖ "Лира" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Куйбышевского района г. Омска 28.06.1996.
По мнению налогового органа, заявитель являлся плательщиком земельного налога за земельный участок с кадастровым номером 55:36:090107:46 с видом разрешенного использования для общественно-деловых целей под здание, для размещения домов многоэтажной застройки, для размещения объектов торговли питания и бытового обслуживания, в связи с чем, представил первичную налоговую декларацию по налогу на землю за 2013 год с отражением земельного налога в сумме 59 679 рублей.
06.10.2014 ТСЖ "Лира" была предоставлена по месту налогового учета (ИФНС N 2 по ЦАО) уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с уменьшением суммы налога на землю до 0 рублей.
По результатам проверки данной декларации был составлен акт камеральной проверки от 26.01.2015 N 30666. Поскольку согласно данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области земельный участок с кадастровым номером 55:36:090107:46 зарегистрирован за ТСЖ "Лира" на праве постоянного (бессрочного) пользования, налоговым органом сделаны выводы о занижении заявленной суммы налога.
В результате, заинтересованным лицом было принято решение N 1070 от 17.03.2015. Данным решением ТСЖ "Лира" признано плательщиком земельного налога, сумма которого за 2013 год составила 59 679 рублей. Кроме того, начислены пени за просрочку уплаты налога в сумме 4 173,08 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - Управление).
Решением Управления от 12.08.2015 жалоба оставлена без удовлетворения, решение Инспекции - без изменения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения товарищества в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным ненормативного акта налогового органа, как принятого с нарушением действующего законодательства и нарушающего охраняемые законом права и интересы заявителя.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены. Означенное решение обжалуется заинтересованным лицом в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.
Исходя из требований, установленных пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В свою очередь, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска", принятого Постановлением Омского городского Совета от 16.11.2005 N 1198, установлена обязанность по уплате земельного налога лицами, признанными в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога.
Таким образом, земельный налог, в том числе на территории города Омска, подлежит уплате организациями и физическими лицами, обладающие земельными участками на территории города Омска, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" разъяснено, что при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в реестре указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Действительно, в материалах дела имеется свидетельство от 24.11.1999 серия АА N 068424, которым подтверждается возникновение у ТСЖ "Лира" права бессрочного пользования на основании распоряжения заместителя главы администрации г. Омска от 22.11.1999 N 69-р "О предоставлении и совместном пользовании ТСЖ "Лира", ЗАО "УПТК-3" и ООО СП "Контраст" земельного участка по ул. Лермонтова, 24 и Соглашения о разделе земельного участка, предоставленного в совместное пользование.
Однако, в силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на данном земельном участке.
На основании пункта 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади вышеуказанного помещения.
Согласно пункту 3 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации, если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данных земельных участков для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
Следовательно, право собственности на земельный участок под многоквартирным домом как часть общего имущества определяется наличием права общей долевой собственности жильцов многоквартирного дома на это общее имущество.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Право общей долевой собственности на земельный участок возникает у собственников квартир вне зависимости от того, на государственной, муниципальной или частной земле осуществлялось строительство многоквартирного жилого дома. Возникновение права общей долевой собственности влечет прекращение прав прежнего собственника на земельный участок.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", по земельным участкам, сформированным до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности возникает у собственников помещений в доме в силу закона с 01.03.2005. По земельным участкам, сформированным после введения в действие названного Кодекса, право общей долевой собственности на них у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Возникновение указанного права общей долевой собственности в силу закона означает, что каких-либо актов органов власти, подтверждающих данное право, не требуется, это право считается возникшим вне зависимости от его регистрации в ЕГРП.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28.05.2010 N 12-П, в силу принципа платности землепользования (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статьи 15, 387, 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Схожая позиция изложена и в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", согласно которой право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в ЕГРП.
Таким образом, право общей долевой собственности жильцов многоквартирного дома на земельный участок, который был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, возникает у собственников помещений в доме в силу закона с 01.03.2005. При этом прекращается право прежнего правообладателя.
Как следует из материалов дела, Постановлением Мэра Администрации города Омска N 517-п от 28.06.1996 был введен в эксплуатацию многоквартирный жилой дом по адресу: ул. Лермонтова, д. 24, квартиры в котором реализованы по договорам купли-продажи, что подтверждается, в частности, регистрационными удостоверениями на объекты недвижимости (квартиры N 6 и N 7) N 16-9339 и N 16-9340 от 12.12.1996, свидетельством о государственной регистрации права на квартиру N 2 от 11.09.2001.
Как было выше сказано, налогоплательщик приобрел право бессрочного пользования спорным земельным участком на основании распоряжения заместителя главы администрации г. Омска от 22.11.1999 N 69-р "О предоставлении и совместном пользовании ТСЖ "Лира", ЗАО "УПТК-3" и ООО СП "Контраст" земельного участка по ул. Лермонтова, 24 и Соглашения о разделе земельного участка, предоставленного в совместное пользование.
При этом, из ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области председателю ТСЖ "Лира" N 13522-11 следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:090107:46 внесен в государственный кадастр недвижимости 09.12.2003 на основании свидетельств на право бессрочного (постоянного) пользования от 18.12.1992 N К-П-1-12, выданного ЖСК "Центральный-28", от 17.06.1998 N Ц-2-1-12-2, выданного ООО СП "Контраст", от 17.06.1998 N Ц-2-1-12-3, выданного Кондоминимуму "Лира".
Сведения о местоположении границ и об уточнении площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:46 внесены в государственный кадастр недвижимости 26.12.2003 на основании землеустроительного дела от 23.12.2003 архивный N 11441, подготовленного ОГУП "Омский земельный центр".
Таким образом, спорный земельный участок сформирован под жилым многоквартирным домом и предназначен для его обслуживания еще до введения в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сведения о наличии зарегистрированных прав на жилые квартиры в доме по адресу ул. Лермонтова, д. 24 подтверждаются регистрационными удостоверениями N 16-9339, N 16-9340 от 12.12.1996 на квартиры N 6 и 7, а также свидетельством о государственной регистрации права от 11.09.2001 серия 55АА на квартиру N 2.
Следовательно, право общей долевой собственности на спорный земельный участок в силу статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" возникло у собственников помещений в многоквартирном жилом доме с 01.03.2005. Возникновение данного права общей долевой собственности повлекло прекращение прав прежнего пользователя на земельный участок.
При этом, наличие формального юридического признака землепользования, выраженного в документальном закреплении права землепользования в ситуации, когда фактическими землепользователями являются иные лица и право землепользования к этим лицам переходит в силу закона, то есть независимо от воли прежнего землепользователя и издания уполномоченным органом соответствующего распорядительного акта, не может являться основанием для возложения бремени налогообложения на лицо, формально обладающее документом, закрепляющим земельные права, но не пользующимся этими правами.
Указанная позиция поддержана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 31.07.2001 N 1178/01.
Таким образом, плательщиком земельного налога являются субъекты общей долевой собственности, а не объединяющие их интересы юридические лица.
Юридическое лицо, созданное в форме товарищества собственником жилья, признается плательщиком земельного налога только в отношении доли земельного участка, приходящейся на долю площади помещений, принадлежащих юридическому лицу в многоквартирном доме, в общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
Доказательств, подтверждающих право собственности ТСЖ "Лира" на долю помещений в многоквартирном доме, налоговым органом не представлено, в связи с чем, налоговым органом доказательств того, что Товарищество являлось фактическим землепользователем земельного участка и плательщиком земельного налога в проверяемом периоде, не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае состава вмененного обществу налогового правонарушения, правомерно удовлетворили заявленные ТСЖ "Лира" требования и признав недействительным решение налогового органа.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судом первой инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемого судебного акта, налоговым органом не приведено в апелляционной жалобе.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда 1 инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса судебные расходы не подлежат распределению, поскольку налоговый орган был освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 21.10.2015 по делу N А46-10176/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2016 N 08АП-14218/2015 ПО ДЕЛУ N А46-10176/2015
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2016 г. N 08АП-14218/2015
Дело N А46-10176/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2016 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Золотовой Л.А., Лотова А.Н.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14218/2015) Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 21.10.2015 по делу N А46-10176/2015 (судья Крещановская Л.А.)
по заявлению Товарищества собственников жилья "Лира" (ИНН 5504040442, ОГРН 1025500994056)
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска (ИНН 5504097777, ОГРН 1045507036816)
о признании недействительным решения N 1070 от 17.03.2015
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: представитель Иванова Людмила Семеновна по доверенности N 03-01-25/25787 от 31.12.2015 сроком действия по 31.12.2016;
- от заинтересованного лица: представитель Битюцкий Антон Александрович по доверенности от 01.06.2015 сроком действия 1 год;
- установил:
Товарищество собственников жилья "Лира" (далее - заявитель, ТСЖ "Лира", товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска (далее - заинтересованное лицо, ИФНС N 2 по ЦАО, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения N 1070 от 17.03.2015.
Решением суда от 21.10.2015 Арбитражный суд Омской области заявленные требования удовлетворил, признал недействительным решение ИФНС N 2 по ЦАО N 1070 от 17.03.2015, как не соответствующее Налоговой кодексу Российской Федерации.
Кроме того, суд взыскал с налогового органа в пользу заявителя расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
В обоснование решения суд первой инстанции указал, что плательщиками земельного налога являются субъекты общей долевой собственности, а не объединяющее их интересы юридическое лицо; наличие формальных юридических признаков землепользования, выраженных в документальном закреплении права землепользования за товариществом в ситуации, когда фактическим землепользователем в силу закона являются иные лица, не может являться основанием для возложения на это лицо бремени налогообложения.
Не согласившись с судебным актом, налоговый орган обратился в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой указал, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:090107:46 по сведениям кадастровой палаты зарегистрирован на праве постоянного (бессрочного) пользования за ТСЖ "Лира" с 24.11.1999, в связи с чем, последнее является плательщиком земельного налога; взимание земельного налога и его администрирование налоговым органом в отношении земельных участков, занимаемых многоквартирными домами, возможно только после регистрации долей в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В отзыве на апелляционную жалобу товарищество просит решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, поскольку в силу Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" по земельным участкам, сформированным до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении которых произведен кадастровый учет, право общей долевой собственности возникает у физических лиц в силу закона.
В заседании суда апелляционной инстанции заинтересованное лицо поддержало доводы апелляционной жалобы, а заявитель - доводы отзыва.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства. ТСЖ "Лира" зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией Куйбышевского района г. Омска 28.06.1996.
По мнению налогового органа, заявитель являлся плательщиком земельного налога за земельный участок с кадастровым номером 55:36:090107:46 с видом разрешенного использования для общественно-деловых целей под здание, для размещения домов многоэтажной застройки, для размещения объектов торговли питания и бытового обслуживания, в связи с чем, представил первичную налоговую декларацию по налогу на землю за 2013 год с отражением земельного налога в сумме 59 679 рублей.
06.10.2014 ТСЖ "Лира" была предоставлена по месту налогового учета (ИФНС N 2 по ЦАО) уточненная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год с уменьшением суммы налога на землю до 0 рублей.
По результатам проверки данной декларации был составлен акт камеральной проверки от 26.01.2015 N 30666. Поскольку согласно данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области земельный участок с кадастровым номером 55:36:090107:46 зарегистрирован за ТСЖ "Лира" на праве постоянного (бессрочного) пользования, налоговым органом сделаны выводы о занижении заявленной суммы налога.
В результате, заинтересованным лицом было принято решение N 1070 от 17.03.2015. Данным решением ТСЖ "Лира" признано плательщиком земельного налога, сумма которого за 2013 год составила 59 679 рублей. Кроме того, начислены пени за просрочку уплаты налога в сумме 4 173,08 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - Управление).
Решением Управления от 12.08.2015 жалоба оставлена без удовлетворения, решение Инспекции - без изменения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения товарищества в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным ненормативного акта налогового органа, как принятого с нарушением действующего законодательства и нарушающего охраняемые законом права и интересы заявителя.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены. Означенное решение обжалуется заинтересованным лицом в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.
Исходя из требований, установленных пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В свою очередь, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Омского городского Совета от 16.11.2005 N 298 "О земельном налоге на территории города Омска", принятого Постановлением Омского городского Совета от 16.11.2005 N 1198, установлена обязанность по уплате земельного налога лицами, признанными в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога.
Таким образом, земельный налог, в том числе на территории города Омска, подлежит уплате организациями и физическими лицами, обладающие земельными участками на территории города Омска, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" разъяснено, что при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в реестре указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Действительно, в материалах дела имеется свидетельство от 24.11.1999 серия АА N 068424, которым подтверждается возникновение у ТСЖ "Лира" права бессрочного пользования на основании распоряжения заместителя главы администрации г. Омска от 22.11.1999 N 69-р "О предоставлении и совместном пользовании ТСЖ "Лира", ЗАО "УПТК-3" и ООО СП "Контраст" земельного участка по ул. Лермонтова, 24 и Соглашения о разделе земельного участка, предоставленного в совместное пользование.
Однако, в силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
В соответствии с пунктом 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на данном земельном участке.
На основании пункта 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади вышеуказанного помещения.
Согласно пункту 3 статьи 392 Налогового кодекса Российской Федерации, если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данных земельных участков для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
Следовательно, право собственности на земельный участок под многоквартирным домом как часть общего имущества определяется наличием права общей долевой собственности жильцов многоквартирного дома на это общее имущество.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Право общей долевой собственности на земельный участок возникает у собственников квартир вне зависимости от того, на государственной, муниципальной или частной земле осуществлялось строительство многоквартирного жилого дома. Возникновение права общей долевой собственности влечет прекращение прав прежнего собственника на земельный участок.
Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", по земельным участкам, сформированным до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности возникает у собственников помещений в доме в силу закона с 01.03.2005. По земельным участкам, сформированным после введения в действие названного Кодекса, право общей долевой собственности на них у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Возникновение указанного права общей долевой собственности в силу закона означает, что каких-либо актов органов власти, подтверждающих данное право, не требуется, это право считается возникшим вне зависимости от его регистрации в ЕГРП.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28.05.2010 N 12-П, в силу принципа платности землепользования (пункт 7 части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации) переход земельного участка под многоквартирным домом в собственность собственников помещений в этом доме означает возникновение у них обязанности по уплате земельного налога, который относится к местным налогам и плательщиками которого признаются организации и физические лица, обладающие на праве собственности земельными участками, расположенными в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (статьи 15, 387, 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Схожая позиция изложена и в пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания", согласно которой право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в ЕГРП.
Таким образом, право общей долевой собственности жильцов многоквартирного дома на земельный участок, который был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, возникает у собственников помещений в доме в силу закона с 01.03.2005. При этом прекращается право прежнего правообладателя.
Как следует из материалов дела, Постановлением Мэра Администрации города Омска N 517-п от 28.06.1996 был введен в эксплуатацию многоквартирный жилой дом по адресу: ул. Лермонтова, д. 24, квартиры в котором реализованы по договорам купли-продажи, что подтверждается, в частности, регистрационными удостоверениями на объекты недвижимости (квартиры N 6 и N 7) N 16-9339 и N 16-9340 от 12.12.1996, свидетельством о государственной регистрации права на квартиру N 2 от 11.09.2001.
Как было выше сказано, налогоплательщик приобрел право бессрочного пользования спорным земельным участком на основании распоряжения заместителя главы администрации г. Омска от 22.11.1999 N 69-р "О предоставлении и совместном пользовании ТСЖ "Лира", ЗАО "УПТК-3" и ООО СП "Контраст" земельного участка по ул. Лермонтова, 24 и Соглашения о разделе земельного участка, предоставленного в совместное пользование.
При этом, из ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области председателю ТСЖ "Лира" N 13522-11 следует, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:090107:46 внесен в государственный кадастр недвижимости 09.12.2003 на основании свидетельств на право бессрочного (постоянного) пользования от 18.12.1992 N К-П-1-12, выданного ЖСК "Центральный-28", от 17.06.1998 N Ц-2-1-12-2, выданного ООО СП "Контраст", от 17.06.1998 N Ц-2-1-12-3, выданного Кондоминимуму "Лира".
Сведения о местоположении границ и об уточнении площади земельного участка с кадастровым номером 55:36:090107:46 внесены в государственный кадастр недвижимости 26.12.2003 на основании землеустроительного дела от 23.12.2003 архивный N 11441, подготовленного ОГУП "Омский земельный центр".
Таким образом, спорный земельный участок сформирован под жилым многоквартирным домом и предназначен для его обслуживания еще до введения в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации.
Сведения о наличии зарегистрированных прав на жилые квартиры в доме по адресу ул. Лермонтова, д. 24 подтверждаются регистрационными удостоверениями N 16-9339, N 16-9340 от 12.12.1996 на квартиры N 6 и 7, а также свидетельством о государственной регистрации права от 11.09.2001 серия 55АА на квартиру N 2.
Следовательно, право общей долевой собственности на спорный земельный участок в силу статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" возникло у собственников помещений в многоквартирном жилом доме с 01.03.2005. Возникновение данного права общей долевой собственности повлекло прекращение прав прежнего пользователя на земельный участок.
При этом, наличие формального юридического признака землепользования, выраженного в документальном закреплении права землепользования в ситуации, когда фактическими землепользователями являются иные лица и право землепользования к этим лицам переходит в силу закона, то есть независимо от воли прежнего землепользователя и издания уполномоченным органом соответствующего распорядительного акта, не может являться основанием для возложения бремени налогообложения на лицо, формально обладающее документом, закрепляющим земельные права, но не пользующимся этими правами.
Указанная позиция поддержана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 31.07.2001 N 1178/01.
Таким образом, плательщиком земельного налога являются субъекты общей долевой собственности, а не объединяющие их интересы юридические лица.
Юридическое лицо, созданное в форме товарищества собственником жилья, признается плательщиком земельного налога только в отношении доли земельного участка, приходящейся на долю площади помещений, принадлежащих юридическому лицу в многоквартирном доме, в общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома.
Доказательств, подтверждающих право собственности ТСЖ "Лира" на долю помещений в многоквартирном доме, налоговым органом не представлено, в связи с чем, налоговым органом доказательств того, что Товарищество являлось фактическим землепользователем земельного участка и плательщиком земельного налога в проверяемом периоде, не представлено.
С учетом изложенных обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае состава вмененного обществу налогового правонарушения, правомерно удовлетворили заявленные ТСЖ "Лира" требования и признав недействительным решение налогового органа.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются как основанные на неверном толковании норм материального права.
Доводов и доказательств, которые не были исследованы судом первой инстанций и которые свидетельствовали бы о незаконности обжалуемого судебного акта, налоговым органом не приведено в апелляционной жалобе.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда 1 инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 4 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса судебные расходы не подлежат распределению, поскольку налоговый орган был освобожден от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Центральному административному округу города Омска оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 21.10.2015 по делу N А46-10176/2015 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР
Судьи
Л.А.ЗОЛОТОВА
А.Н.ЛОТОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)