Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.09.2016 N 15АП-12673/2016 ПО ДЕЛУ N А53-121/2016

Разделы:
Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 сентября 2016 г. N 15АП-12673/2016

Дело N А53-121/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 05 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ереминой О.А.
судей Маштаковой Е.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.
при участии:
- от ответчика - представитель Уткин В.В. по доверенности от 19.02.2016;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ТСЖ "Коминтерна 143", ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.07.2016 по делу N А53-121/2016
по иску ТСЖ "Коминтерна 143"
к ответчику - ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности
принятое в составе судьи Жигало Н.А.

установил:

товарищество собственников жилья "Коминтерна 143" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности в размере 42570 руб. 51 коп.
Решением от 06.07.2016 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 35008 руб. 86 коп. задолженности. В остальной части иска отказано.
Решение мотивировано тем, что ответчиком как лицом владеющим квартирой в многоквартирном жилом доме, находящемся в управлении истца, не исполнена обязанность по оплате взносов на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома, а также поставленных коммунальных услуг. Из расчета задолженности исключены периоды, в которые спорная квартира предоставлялась по договорам найма служебного помещения с 01.11.2014 по 09.12.2014 и с 20.08.2015 по 30.08.2015.
Не согласившись с указанным судебным актом, стороны обжаловали его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе истец указал на незаконность решения в части отказа в иске, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что представленные ответчиком договоры социального найма не являются надлежащими доказательствами по делу. Договор с военнослужащим Гиголян С.Д. подписан со стороны наймодателя неизвестным лицом, договор найма с Политовым С.А. подписан от имени ответчика с указанием прежней организационно-правовой формы. По мнению заявителя, нормы статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут применяться к спорным правоотношениям, Политов С.А. оплачивал коммунальные платежи непосредственно наймодателю служебного помещения.
В апелляционной жалобе ответчик указал на незаконность решения, просил его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что у ответчика не имеется полномочий и обязанностей по содержанию и эксплуатации недвижимого имущества, принадлежащего Министерству обороны Российской Федерации. Ответчик не является уполномоченным лицом по несению расходов на содержание недвижимого имущества в многоквартирном жилом доме. Оказание спорных коммунальных услуг осуществлялось без заключения государственного контракта, договор управления многоквартирном жилом доме заключен без соблюдения процедур, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Кроме того, ответчик не участвовал в общем собрании собственников помещений в многоквартирном жилом доме по выбору способа управления, определению тарифов на содержание и ремонт общего имущества. При рассмотрении дела не учтено, что между Министерством обороны Российской Федерации и ОАО "Славянка" заключен государственный контракт N 2-КЖД от 01.10.2012, а также государственный контракт N 2-УЖФ-004 от 07.07.2015 с АО "Главное управление жилищного фонда".
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика жалобу поддержал, доводы жалобы истца отклонил.
Представитель ТСЖ "Коминтерна 143" в заседание не явился, отзыв не представил. Товарищество извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела и заслушав пояснения представителя ответчика, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Как видно из материалов дела, многоквартирный жилой дом по ул. Коминтерна, 143 в г. Аксай находится в управлении ТСЖ "Коминтерна 143" (выписка из протокола общего собрания собственников от 08.09.2011 N 1 - т. 1 л.д. 39).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.11.2015 квартира N 96 в жилом доме N 143 по ул. Комитерна в г. Аксае на праве оперативного управления принадлежит ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (т. 1 л.д. 41 - 42).
В связи с неисполнением правообладателем квартиры N 96 в жилом доме N 143 по ул. Коминтерна в г. Аксае обязательств по оплате коммунальных платежей, взносов на содержание и ремонт общего имущества и обслуживание лифтового хозяйства за период с 01.11.2014 по 30.08.2015, ТСЖ "Коминтерна, 143" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации субъектом бремени содержания принадлежащего ему имущества является собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.
Как установлено статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьями 296, 298 Кодекса, определяющими права и обязанности собственника и учреждения в отношении имущества, находящегося в оперативном управлении, не предусмотрено сохранение обязанности собственника по содержанию переданного в оперативное управление имущества, поэтому собственник, передав во владение имущество на данном ограниченном вещном праве, возлагает на него и обязанности по его содержанию.
В силу пунктам 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктов 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом и обеспечивается собственниками: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом); товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом); управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий их оказания и размера финансирования за счет собственных средств.
Согласно пункту 33 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Указанная норма означает, что плату за жилое помещение и коммунальные услуги обязаны вносить не только граждане, но и организации, которым жилые помещения принадлежат на праве собственности либо ином вещном праве.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги; плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
По правилам пункта 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества в размере, определяемом соотношением площадей жилого дома и жилого помещения. При этом отсутствие заключенного с организацией, оказывающей услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, соответствующего договора либо признание его незаключенным, недействительным, не освобождает собственника помещения от обязанности возместить управляющей организации затраты, понесенные на ремонт и содержание общего имущества.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как отмечено выше, квартира N 96 в многоквартирном жилом доме, находящегося в управлении ТСЖ "Коминтерна 143", находится с 26.06.2008 в оперативном управлении ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений". Закрепление на праве оперативного управления за учреждением квартиры подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Следовательно, управление, пользовавшееся жилым помещением, обладающие зарегистрированным в установленном порядке вещным правом на него, обязано нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания всего дома в целом. Указанная обязанность возникает в силу положений статей 36, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 120, 210 и 296 Гражданского кодекса Российской Федерации. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования статьи 30, частей 1, 2 и 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы.
При этом отсутствие между сторонами договорных отношений не освобождает собственника либо уполномоченного им лица от установленной законом обязанности по несению расходов на содержание общего имущества и не должно служить препятствием для реализации права товарищества собственников жилья на получение соответствующих платежей, в связи с чем отклоняется довод апелляционной жалобы ФГКУ "Северо-Кавказского территориального управления имущественных отношений" об отсутствии договорных отношений между сторонами и неучастия в общих собраниях собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Доказательств того, что управление многоквартирным жилым домом в спорный период осуществлялось иным лицом, в том числе ОАО "Славянка" либо АО "Главное управление жилищным фондом", не представлено.
Договорные отношения между ТСЖ "Комитерна 143" и указанными организациями отсутствуют, доказательств внесения оплаты за коммунальные услуги и содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома ими не представлено.
В силу статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год размер платежей и взносов для каждого собственника помещений в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Ежемесячный взнос на капитальный ремонт установлен на общем собрании собственников многоквартирного жилого дома (выписка из протокола от 13.02.2014 - т. 1 л.д. 45).
В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов.
Довод ТСЖ "Коминтерна, 143" о том, что к спорным отношениям не применяются нормы статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, отклоняется судом апелляционной инстанции.
В силу правовой позиции, выраженной в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.12.2013 по делу N А32-36022/2012, на лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования статьи 30, частей 1, 2, и 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, устанавливающих обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы за коммунальные услуги.
Исходя из содержания положений статей 153 - 155, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации взносы на капитальный ремонт также обязан уплачивать собственник, в данном случае, ответчик, как лицо, владеющее помещением на праве оперативного управления.
Таким образом, отношения сторон настоящего спора регулируются названными нормами Жилищного кодекса Российской Федерации
Вместе с тем, обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, а также по оплате содержания и ремонта общего имущества возлагается на нанимателя жилого помещения с момента заключения договора найма.
В материалы дела представлен договор найма служебного помещения N 202 от 21.12.2007, заключенный с Политовым С.А., по условиям которого Ростовская-на-Дону квартирно-эксплуатационная часть района передала Политову С.А. (наниматель) квартиру площадью 76,5 кв. м, расположенную в г. Аксае, ул. Коминтерна, 143, кв. 96.
Согласно справке ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Политов С.А. освободил занимаемое служебное помещение - кв. 96 по ул. Коминтерна, 143 в г. Аксае, 09.12.2014.
По договору найма служебного помещения N ЮРУЖО-03/1458-2015 от 20.08.2015 Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" (наймодатель) передало старшему сержанту Гиголян С.Д. помещение - трехкомнатная квартира площадью 76,5 кв. м, расположенная в г. Аксае, ул. Коминтерна, 143, кв. 96.
Срок договора - на время прохождения службы до 16.12.2019 (пункт 5).
Таким образом, спорная квартира передавалась в наем военнослужащим Политову С.А. с 01.11.2014 по 09.12.2014, а также военнослужащему Гиголян С.Д. с 20.08.2015 по 30.08.2015, в связи с чем указанные периоды обоснованно исключены из взыскиваемой задолженности, требования удовлетворены частично в размере 35008 руб. 86 коп.
При таких условиях, вывод суда первой инстанции о частичном удовлетворении требований правомерен, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суд апелляционной инстанции не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.07.2016 по делу N А53-121/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
О.А.ЕРЕМИНА

Судьи
Е.А.МАШТАКОВА
Б.Т.ЧОТЧАЕВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)