Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 17.10.2017 N 33-20612/2017 ПО ДЕЛУ N 2-1022/2017

Требование: Об обязании предоставить жилое помещение.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истцы являются собственниками комнат в коммунальной квартире, которая признана непригодной для проживания. Данная квартира включена в адресный перечень жилых помещений, признанных непригодными для проживания, подлежащих расселению, однако вопрос о расселении и предоставлении истцам и членам их семьи другого жилого помещения не решен.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 октября 2017 г. N 33-20612/2017


Судья: Минихина О.Л.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Петровой Ю.Ю.
судей Подгорной Е.П., Сухаревой С.И.
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 17 октября 2017 года апелляционную жалобу администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга на решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июня 2017 года по делу N 2-1022/2017 по иску Г.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Г.М., Г.Н., З.Л.А. к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об обязании предоставить жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Петровой Ю.Ю., объяснения представителя администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга - С., представителя Г.В., Г.Н. и З.Л.А. - П., судебная коллегия
установила:

В Василеостровский районный суд Санкт-Петербурга обратились Г.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Г.М., Г.Н. и З.Л.А. с иском к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об обязании предоставить жилое помещение в многоквартирном доме, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, ссылаясь в обоснование заявленных требований на то обстоятельство, что Г.В. и несовершеннолетний Г.М. являются собственниками комнат площадью <...> кв. м и <...> кв. м, что составляет <...> и <...> долей в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>. На основании Распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.2013 года N... квартира <адрес> признана непригодной для проживания, как несоответствующая требованиям, предъявляемым к жилым помещениям на основании п. 22 гл. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Указанная квартира включена в адресный перечень жилых помещений, признанных непригодными для проживания, подлежащих расселению в 2013 году. Однако до настоящего времени вопрос о расселении и предоставлении истцам и членам семьи другого жилого помещения не решен.
Решением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июня 2017 года исковые требования Г.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Г.М., Г.Н., З.Л.АА. удовлетворены, с возложением на администрацию Василеостровского района Санкт-Петербурга обязанности предоставить истцам благоустроенное жилое помещение, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта и расположено в границах Санкт-Петербурга.
В апелляционной жалобе администрация Василеостровского района просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). В условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации осуществляют данное социальное право в основном самостоятельно, используя различные способы; обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция Российской Федерации вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. ч. 2 и 3 ст. 40), предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел, как это было предусмотрено и в Жилищном кодексе РСФСР, институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении во владение и пользование для проживания жилых помещений из государственных и муниципальных жилищных фондов малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. 53 и 55 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Вместе с тем, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлено Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.
При этом компетентным органом для принятия решения в настоящем случае является Администрация Василеостровского района.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями КАС РФ.
Судом установлено, что Г.В. и несовершеннолетний Г.М. являются собственниками <...> и <...> долей жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном в 2011 году непригодным для проживания, расположенного по адресу: <адрес>.
В указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: Г.Н., Г.В., З.Л.А. и несовершеннолетний Г.М.
Материалами дела подтверждено, что распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29 мая 2013 года N 41-рп "Об утверждении адресного перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, подлежащих расселению в 2013 году, и адресного перечня жилых помещений, признанных непригодными для проживания, подлежащих расселению в 2013 года" <адрес> включена в адресный перечень жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
На основании распоряжения N 1816 Г.В. с семьей, состоящих из трех человек, с 31 декабря 2003 года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Из ответа администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга Г.В. от 14 ноября 2016 года, усматривается, что администрацией подобраны варианты улучшения жилищных условий из числа имеющихся свободных комнат в освобождаемом фонде района.
На момент рассмотрения спора судом иным жилым помещением взамен признанного непригодным для проживания истцы не обеспечены.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, принял во внимание то обстоятельство, что спорное жилое помещение признано в установленном законом порядке непригодным для проживания, достоверных доказательств наличия у истцов в собственности, либо ином законном основании, других жилых помещений, не имеется, и пришел к выводу, что включение квартиры, в которой проживают истцы, в перечень жилых помещений, признанных непригодными для проживания, подлежащих расселению, свидетельствует о возникновении у органов местного самоуправления в силу положений ст. 57 ЖК РФ обязанности предоставить истцам жилое помещение взамен занимаемого, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, в частности ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при том, что требования истцов основаны на признании непригодным для проживания находящегося в собственности истцов жилого помещения, в отрыве от специальной нормы права - ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также при неполном исследовании юридически значимых обстоятельств дела.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
По смыслу части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма; по договору найма в домах системы социального обслуживания населения).
Если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Указанные нормы права судом при рассмотрении дела не учтены.
Рассматривая заявленные требования и признавая их обоснованными, суд сослался на положения ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей возможность обеспечения во внеочередном порядке жилыми помещениями по договорам социального найма граждан, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Вместе с тем, судом первой инстанции при разрешении спора не были истребованы доказательства, позволяющие прийти к выводу о том, что жилое помещение, занятое истцами признано в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту или реконструкции.
Частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Согласно части 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
На необходимость суда апелляционной инстанции оказывать содействие в собирании и истребовании доказательств указано в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", согласно абзацу второму которого, если судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), то суду апелляционной инстанции следует поставить на обсуждение вопрос о представлении лицами, участвующими в деле, дополнительных (новых) доказательств и при необходимости по их ходатайству оказать им содействие в собирании и истребовании таких доказательств.

Согласно акту обследования помещения N... от 24 ноября 2011 года помещение кв. <адрес> не соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в соответствии со ст. 33 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, признано непригодным для проживания.
Аналогичные выводы содержатся в заключении межведомственной комиссии, сделанном на основании данного акта 28 ноября 2011 года.
Из распоряжения администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга от 24 февраля 2012 года N 271-р усматривается, что спорное жилое помещение признано непригодным для проживания и подлежащим ремонтно-восстановительным работам с целью дальнейшего использования под жилые цели.
Распоряжение истцами в установленном законом порядке не обжаловано, недействительным не признано и не отменено, доказательств обратного, судебной коллегии не представлено.
Ссылки истцовой стороны на неосведомленность о наличии и содержании данного распоряжения несостоятельны, поскольку на данное распоряжение истцы ссылаются в исковом заявлении в обоснование своих требований.
Кроме того, в материалы дела в качестве приложения к иску представлена копия письма администрации Василеостровского района, адресованного Жилищному комитету Правительства Санкт-Петербурга содержащее ссылку на распоряжение от 24 февраля 2012 года с указанием его содержания.
На основании указанного распоряжения Правительством Санкт-Петербурга было принято распоряжение N 41-ра от 29 мая 2013 года "Об утверждении адресного перечня многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, подлежащих расселению в 2013 году".
Доводы истцов о включении жилого помещения в адресную программу жилых помещений, расселяемых как подлежащих сносу, не дает оснований для применения положений ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии действующего распоряжения районной администрации о признании жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим ремонтно-восстановительным работам с целью дальнейшего использования под жилые цели.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для вывода о наличии у истцов права на внеочередное предоставление жилого помещения из государственного жилищного фонда, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с отказом в удовлетворении исковых требований Г.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Г.М., Г.Н. и З.Л.А.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

Решение Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 08 июня 2017 года отменить.
В удовлетворении исковых требований Г.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Г.М., Г.Н., З.Л.А. к администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга об обязании предоставить жилое помещение - отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)