Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Малышевой И.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.03.2016 по делу N А76-12921/2015 (судья Каюров С.Б.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Ширшова А.О. (доверенность N 141/4-7359 от 31.05.2016);
- Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области Шагеева А.З. (доверенность N 06-31/1/007 от 11.01.2016);
- Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - Нурутдинова Н.А. (доверенность от 01.10.2015), Аверьянова Е.Ю. (доверенность N 05-18/003525 от 15.03.2016).
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО", учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - ИФНС по Курчатовскому району г. Челябинска, инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - УФНС по Челябинской области, Управление) о признании недействительным решения N 16-07/001202 от 19.03.2015.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.03.2016 требования ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" удовлетворены частично: решение УФНС по Челябинской области N 16-07/001202 от 19.03.2015 признано недействительным в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 169 672,30 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" и УФНС по Челябинской области обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" считает, что решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований, вынесено незаконно и необоснованно.
Заявитель указывает, что важное значение имеет не категория земель, а нахождение на земельном участке федеральных объектов недвижимого имущества, необходимых для функционирования Вооруженных сил Российской Федерации. В отношении земельных участков ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" полномочия собственника осуществляется Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии с письмом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 17.04.2015 N 141/11398: все земли Министерства обороны Российской Федерации являются изъятыми из оборота.
Также заявитель указывает, что в соответствии с протоколом осмотра территории военного городка N 11 на земельных участках находятся многоквартирные дома, в которые вселены военнослужащие и лица гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации.
Кроме того, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" полагает, что расположение на земельных участках убежища, которые до настоящего времени составляют федеральную собственность и находятся на балансе ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО", необходимы для Вооруженных сил Российской Федерации.
Судом первой инстанции не оценен довод об использовании земельного участка с кадастровым номером 74:36:0702008:59 используется в интересах Министерства обороны Российской Федерации, под строительство 4-х курсантских казарм в соответствии с письмом филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" в г. Челябинске от 03.02.2016 N 93.
Помимо этого, заявитель указывает, что на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:0701003:32, 74:36:0701003:36, 74:36:0701003:37 находятся многоквартирные дома с почтовыми адресами: г. Челябинск ул. Молодова N 7, 8, 9, 17; г. Челябинск ул. Бурденюка N 7, 11, 21, 23, 25. В данных домах отсутствуют какие-либо жилые или нежилые помещения ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО".
ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" считает, что возложение обязанности по уплате земельного налога на заявителя за земельные участки с номерами 74:36:0701003:37, 74:36:0701003:40, 74:36:0701003:436 неправомерно.
Из всех представленных документов следует, что жилищный фонд военного городка N 11 делится на фонд, который передан в муниципальную или частную собственность, и фонд, используемый в качестве служебного жилья Вооруженным силам Российской Федерации.
Кроме того, в отношении спорных земельных участков полномочия собственника осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Функции по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в отношении земельного участка, который занят спорным объектом, переданы Министерству обороны Российской Федерации, в соответствие с чем Министерство обороны Российской Федерации должно было быть привлечено к участию в деле, поскольку вынесенным решением суда первой инстанции затрагиваются его полномочия собственника.
В свою очередь УФНС по Челябинской области в свое апелляционной жалобе указывает, что не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что неуплата налогов не связана с неверным исчислением налога, выявленным налоговым органом в ходе налоговой проверки. Налоговым органом при проверке уточненной декларации установлено, что налогоплательщик необоснованно в декларации при отражении объектов налогообложения - рассматриваемых земельных участков, налоговая база и ставка указаны равными нулю. В связи с тем, что земельные участки, в отношении которых доначислен земельный налог, не являются изъятыми из оборота, налоговым органом выявлено, что заявителем не уплачен земельный налог в результате занижения налоговой базы. Сумма неуплаченного налога выявлена именно налоговым органом, так как в последней декларации, являющейся, по мнению налогоплательщика, достоверной, сумма налога составляет 0 руб., сумму налога к уплате, отраженная в первичной декларации, учреждением аннулирована.
Кроме того, Управление указало на то, что по общим основаниям в отношении земельных участков, на которых расположены убежища, применяется налоговая ставка в размере 0,3%, однако, в связи с тем, что данные убежища расположены в жилых домах, земельные участки имеют вид разрешенного использования "под жилыми домами", налоговым органом применена минимальная налоговая ставка 0,1%. То есть, Управление не признавало ошибки в части применения налоговой ставки, а указало лишь на то, что в рассматриваемом случае убежища находятся в подвалах жилых домов, ставка 0,1% выгоднее для налогоплательщика, чем 0,3%, в связи с чем указанное улучшает положение налогоплательщика, в случае принятия позиции заявителя, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, увеличится.
До судебного заседания в суд апелляционной инстанции ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" представлены отзыв на апелляционную жалобу Управления, в котором он указал, что решение суда в части удовлетворения требований является законным и обоснованным, апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Также до судебного заседания УФНС по Челябинской области представило отзыв на апелляционную жалобу заявителя, в котором указало, что решение суда в обжалуемой заявителем части является законным и обоснованным, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании определения заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016, в составе суда произведена замена судьи Кузнецова Ю.А. на судью Малышеву И.А. Рассмотрение начато с самого начала.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, отзывах на них.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 31.01.2014 ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" по телекоммуникационным каналам связи представлена в инспекцию первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, по данным которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указана в размере 17 766 833 руб.
01.02.2014 ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" по телекоммуникационным каналам связи представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация (корректировка N 1) по земельному налогу за 2013 год, по данным которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указана в размере 0 руб.
28.04.2014 ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" по телекоммуникационным каналам связи представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация (корректировка N 2) по земельному налогу за 2013 год, по данным которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указана в размере 0 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" на основе уточненной налоговой декларации (корректировка N 2) по земельному налогу за 2013 год, в ходе которой установлено, что заявителем не уплачен земельный налог за 2013 год в размере 1 696 723 руб. в результате занижения налоговой базы.
По результатам проверки составлен акт от 11.08.2014 N 2258 и вынесено решение от 30.12.2015 N 234, которым налогоплательщику доначислены земельный налог за 2013 год в размере 1 696 723 руб., пени в размере 219 184,68 руб., учреждение привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 169 672,30 руб.
ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" подана апелляционная жалоба от 28.01.2015 N 141/4-864 на вышеуказанное решение в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
УФНС России по Челябинской области решение инспекции N 234 от 30.12.2014 отменено, по делу принято новое решение N 16-07/001202 от 19.03.2015, в соответствии с которым ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" доначислены земельный налог за 2013 год в размере 1 696 723 руб., пени в размере 219 184 руб. 68 коп., учреждение привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 169 672,30 руб.
Налогоплательщик, полагая незаконным и нарушающим его права решение Управления, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного акта недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявления в части, суд первой инстанции исходил из недоказанности учреждением отнесение спорных земельных участков к землям, изъятым из оборота.
Удовлетворяя заявленные требования в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ суд первой инстанции исходил из того, что уменьшение впоследствии налоговых обязательств посредством подачи уточненных деклараций сам по себе не влечет возникновение недоимки, даже с учетом неверного начисления налога.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.
Исходя из требований, установленных п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, не признаются объектом налогообложения на основании подп. 3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. При этом изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка.
В силу п. 5 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 93. Земельного кодекса, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и
неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,
федеральными законами. В целях обеспечения обороны могут предоставляться
земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
Следовательно, организация, предприятие, учреждение, использующие такие земельные участки, должны подтвердить, что земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, занят зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, либо предоставлен и используется в целях обеспечения обороны и безопасности на вещном титуле постоянного (бессрочного) пользования.
В ходе проверки инспекцией установлено, что ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО", как правопреемнику Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района", в 2013 году на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами: 74:36:070103:44, 74:36:0000000:914, 74:36:701003:40, 74:36:0000000:436, 74:36:703003:80, 74:36:702005:22, 74:36:702003:72, 74:36:701012:45, 74:36:0701003:48, 74:36:0701003:46, 74:36:0701003:43, 74:36:0701003:42, 74:36:0701003:41, 74:36:0701003:39, 74:36:0701003:38, 74:36:0701003:36, 74:36:0701003:35, 74:36:0701003:34, 74:36:0701003:33, 74:36:0701003:32, 74:36:0701003:31, 74:36:0701003:30, 4:36:0701003:29, 74:36:0701003:28, 74:36:0701003:27, 74:36:0701003:24, 74:36:0701003:23, 74:36:0701003:22, 74:36:0701003:21, 74:36:0000000:435, 74:36:0701003:47, 74:36:0702008:59.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Челябинской области, земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0701003:39, 74:36:0701003:38, 74:36:0701003:36, 74:36:0701003:35, 74:36:0701003:34, 74:36:0701003:32, 74:36:0701003:30, 74:36:0701003:29, 74:36:0701003:27, 74:36:0701003:24, 74:36:0701003:23, 74:36:0701003:22, 74:36:0701003:21 имеют вид разрешенного использования "под жилыми домами"; земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0701003:41, 74:36:0000000:435, 74:36:0701003:47, 74:36:0702008:59, 74:36:0701003:33, 74:36:0701003:31, 74:36:0701003:28 имеют вид разрешенного использования "под строительство"; земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0701003:42, 74:36:0701003:46 имеют вид разрешенного использования "для размещения автостоянки"; земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701003:40 имеет вид разрешенного использования "для размещения поликлиники"; земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701003:44 имеет вид разрешенного использования "для размещения парка"; земельный участок с кадастровым номером 74:36:0000000:436 имеет вид разрешенного использования "для размещения школы"; земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701003:43 имеет вид разрешенного использования "для размещения рынка".
Из разъяснений Управления Росреестра по Челябинской области, изложенных в письме от 27.02.2014 N 5389 на запрос инспекции от 21.01.2014 N 11-25/002175, следует, что кадастровые стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0701003:41, 74:36:0701003:33, 74:36:0701003:31, 74:36:0701003:28 определены по 1 группе видов разрешенного использования, в которую входят "земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки", при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" (далее -
Постановление N 284-П).
Согласно разъяснениям Управления Росреестра по Челябинской области, изложенным в письме от 29.05.2014 N 15249 на запрос инспекции от 23.05.2014
N 11-25/006173, земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0000000:435, 74:36:0701003:47, 74:36:0702008:59 поставлены на государственный кадастровый учет 04.03.2009, 20.08.2010, 16.02.2009, соответственно, как земельные участки с видом разрешенного использования "под строительство". Кадастровая стоимость указанных земельных участков рассчитана специалистами филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области в соответствии со средним уровнем кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам (городским округам), утвержденного Постановлением N 284-П, с применением значения удельного показателя кадастровой стоимости для 1 группы вида разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки".
Таким образом, несмотря на имеющуюся неопределенность в виде разрешенного использования "под строительство" земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0701003:41, 74:36:0000000:435, 74:36:0701003:47, 74:36:0702008:59, 74:36:0701003:33, 74:36:0701003:31, 74:36:0701003:28, их кадастровые стоимости определены по 1 группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки".
Военные городки, как это следует из пункта 35 Приказа Министра обороны СССР от 22.02.1977 N 75, подразделяются на открытые и закрытые.
В силу пункта 34 Приказа Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285 обмен жилыми помещениями в закрытых военных городках может быть разрешен только с лицами, назначенными на службу или поступившими на работу в войсковую часть, расположенную в данном военном городке.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р; утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в котором значился военный городок N 11 (ст. Шагол, г. Челябинск).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 1514-р "О внесении изменений и дополнений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России" военный городок N 11 исключен из указанного перечня.
ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" в ходе проверки представлено письмо от 27.08.2014 N 141, в котором сообщено, что на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0701003:47 располагаются трансформаторные подстанции N N 310, 311, 307, 312, 47, 46, 292, из которых N N 47, 46, 292 находятся в безвозмездном пользовании ОАО "Оборонэнерго" (целевое использование трансформаторных подстанций заявителем не указано); на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0701003:41 располагается хранилище N 316 (назначение, целевое использование которого заявителем не указано); на учете в ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России отсутствуют объекты недвижимого имущества, расположенные на 25 земельных участках с кадастровыми номерами: 74:36:0701003:38, 74:36:0701003:23, 74:36:0701003:28, 74:36:0701003:39, 74:36:0701003:22, 74:36:0701003:46, 74:36:0701003:21, 74:36:0701003:42, 74:36:0701003:48, 74:36:0701003:40, 74:36:0701003:435, 74:36:0701003:436, 74:36:0701003:29, 74:36:0701003:35, 74:36:0701003:32, 74:36:0701003:27, 74:36:0701003:36, 74:36:0701003:30, 74:36:0702008:59, 74:36:0701003:37, 74:36:0701003:31, 74:36:0701003:33, 74:36:0701003:43, 74:36:0701003:34, 74:36:0701003:24.
Таким образом, учреждением в ходе налоговой проверки не представлено доказательств, свидетельствующих о нахождении в 2013 году на 25 спорных земельных участках с указанными выше кадастровыми номерами зданий, строений и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
На основании изложенного, довод заявителя о признании 25 спорных земельных участков изъятыми из оборота в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса, является необоснованным. Следовательно, в силу пункта 1 статьи 389 НК РФ земельные участки с указанными кадастровыми номерами признаются объектом налогообложения земельным налогом.
В суде первой инстанции ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" заявлены доводы о том, что на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:0701003:21, 74:36:0701003:22, 74:36:0701003:23. 74:36:0701003:24, 74:36:0701003:27, 74:36:0701003:29, 74:36:0701003:30, 74:36:0701003:35. 74:36:0701003:39, 74:36:0701003:38, 74:36:0701003:47, 74:36:0701003:48 находятся многоквартирные дома, в которые вселены военнослужащие и лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Указанные многоквартирные дома имеют следующие почтовые адреса: г. Челябинск, ул. Берденюка, дома с N N 1, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 17, 19, ул. Молодова, дома с N N 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 14, 16, 19, 20, 22, 24, 26, 28.
При этом, в материалы дела отсутствуют и заявителем не представлено доказательств нахождения указанных многоквартирных жилых домов на данных земельных участках.
По сведениям Управления Росреестра по Челябинской области соответствующая информация отсутствует, также иные государственные органы и организации, в адрес которых заявителем были направлены соответствующие запросы, согласно представленными ими ответов данной информацией не обладают.
Таким образом, поскольку отнести указанные налогоплательщиком многоквартирные жилые дома к конкретному земельному участку не предоставляется возможным, судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя.
Представленный в материалы дела налогоплательщиком протокол осмотра от 01.06.2015, составленный Плешко Д.П. - инженером отдела списания ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО", не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку из данного документа также невозможно соотнести земельный участок, имеющий конкретный кадастровый номер, с определенным зданием.
Также заявитель указывает, что на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:701003:32, 74:36:701003:34, 74:36:701003:36 находятся многоквартирные дома с почтовыми адресами: г. Челябинск, ул. Молодова, с N N 7, 8, 9,17, ул. Бурденюка, дома с N N 7, 11, 21, 23, 25. Право оперативного управления на жилые помещения в многоквартирных жилых домах по адресам: г. Челябинск, ул. Бурденюка, дома с N N 1, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 19, 21, 23, 25, ул. Молодова, дома с N N 2-10, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 24, 26, 28 у учреждения прекращено, в связи с чем обязанности уплачивать налог за земельные участки с номерами 74:36:701003:32, 74:36:701003:34, 74:36:701003:36 у учреждения не имеется.
При этом, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих факт нахождения на земельных участках с номерами 74:36:701003:32, 74:36:701003:34, 74:36:701003:36 домов с адресами: ул. Молодова, дома с N N 7, 8, 9, 17, ул. Бурденюка, дома с N N 7, 11, 21, 23, 25.
Материалами дела не установлено, что на рассматриваемых участках имеются дома именно с указанными почтовыми адресами.
По тем же основаниям подлежит отклонению довод заявителя о том, что у ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:070103:47 и 74:36:0701003:48, поскольку на основании Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2011 N 2729 за Федеральным государственным казенным учреждением "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Специальное ТУИО") на праве оперативного управления было закреплено 90 квартир, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Бурденюка, д. 6.
Из письма ФГКУ "Специальное ТУИО" от 17.03.2016 N 141/7/1461нс, ни из Приказа Министерства обороны от 30.12.2011 N 2729 не следует, что переданные квартиры по указанному адресу находятся на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:070103:47 и 74:36:0701003:48.
Довод заявителя о неправомерности начисления налога в отношении земельных участков, на которых расположены здания поликлиники и школы, правомерно отклонен судом первой инстанции.
В силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из разъяснений, содержащихся в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" следует, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Судом установлено, что спорные земельные участки в 2013 году принадлежали ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В материалах дела имеется письмо МБУЗ ГКП N 5, свидетельствующее о
том, что данное учреждение обращалось в адрес заявителя с просьбой о рассмотрении вопроса о передаче земельного участка, расположенного под нежилым зданием поликлиники N 2, в муниципальную собственность г. Челябинска.
Таким образом, вопрос о передаче земельных участков под зданиями поликлиники и школы в муниципальную собственность города полностью зависит от волеизъявления самого заявителя, однако, до настоящего времени учреждение не предпринимает соответствующих мер.
Кроме того, следует отметить, что объекты социальной сферы, учебные заведения, жилищный фонд не могут быть признаны относящимися к зданиям для размещения Вооруженных сил Российской Федерации, так функционально не предназначены для этого.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что территория "военного городка" не имеет ограждения, пропускного режима, как указывает заявитель, часть зданий (жилых домов, поликлиника, школа) переданы в муниципальную собственность.
Доказательств того, что на спорных земельных участках располагаются здания, строения и сооружения, поименованные в ст. 27 Земельного кодекса, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, либо другие войска, воинские формирования и органы, заявителем апелляционной жалобы в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Кроме того, следует отметить, что налоговым органом, по спорным земельным участкам, которые имеют вид разрешенного использования "под строительство", "под жилыми домами" применена минимальная налоговая ставка 0,1% (земли населенных пунктов).
Довод заявителя о том, что в жилых домах с адресами ул. Бурденюка, 12, 14, ул. Молодова, 19, 26 находятся убежища, и данные земельные участки, являются изъятыми из оборота, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку земельные участки, на которых расположены здания, в подвальном помещении которых размещены убежища, признаются ограниченными в обороте.
По общим основаниям в отношении земельных участков, на которых расположены убежища, применяется налоговая ставка в размере 0,3%, однако, в связи с тем, что данные убежища расположены в жилых домах, земельные участки имеют вид разрешенного использования "под жилыми домами", налоговым органом применена минимальная налоговая ставка 0,1%.
Заявитель со ссылкой на выписку из реестра федерального имущества, поступившей из ТУ Росимущества в Челябинской области, утверждает, что земельный участок с номером 74:36:701003:46 является изъятым из оборота.
Согласно кадастровому плану территории, выданному 21.12.2015 филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (уполномоченный в данной области орган), земельному участку с кадастровым номером 74:36:701003:46 присвоена категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для размещения автостоянки".
Кроме того, судом первой инстанции правомерно отмечено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (абз. 1 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса).
Однако, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0701003:46 в разделе 4 отражено, что на указанный земельный участок оформлен договор аренды с Янкиной Евгенией Николаевной (дата государственной регистрации 25.01.2012 N 74-74-01/016/2012-85).
Доводы заявителя о том, что на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0701003:59 осуществляется строительство 4-х курсантских казарм филиалом ВУНЦ ВВС "ВВА" в г. Челябинске, документально не подтверждены.
Из письма филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" в г. Челябинске от 03.02.2016 N 93 следует, что государственный контракт на строительство 4-х курсантских казарм заключен 10.10.2013. Налогоплательщиком не представлено доказательств по сроку начала работ по строительству именно в 2013 году.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0701003:28, 74:36:0701003:41, 74:36:0701003:42, 74:36:0000000:435, 74:36:0701003:31, 74:36:0701003:33, 74:36:0701003:43 какие-либо пояснения, доказательства о нахождении на указанных участках зданий, строений и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, заявителем не представлено, в материалах дела отсутствуют.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что в ходе камеральной проверки не были представлены документы, подтверждающие льготу по земельному налогу, доводы о нахождении на спорных земельных участках объектов недвижимости были заявлены только в суд первой инстанции.
При этом предметом настоящего спора не может являться установление фактических размеров земельных участков и их принадлежность, на основании документов, не только не представлявшихся заявителем в налоговый орган при
проведении камеральной проверки, но и отсутствующих у него до обращения с настоящим заявлением в суд первой инстанции.
В соответствии со ст. 81 НК РФ налогоплательщик не лишен права предоставить уточненную налоговую декларацию для корректировки налоговых обязательств на основании достоверных сведений о земельных участках с учетом находящихся на них зданий, строений, сооружений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данные спорные участки не заняты находящимися в федеральной собственности объектами, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Следовательно, материалами дела не подтверждено как отнесение спорных земельных участков к землям, изъятым из оборота, так и их исключение из объектов налогообложения по земельному налогу, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО", на нарушение судом первой инстанции п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае не привлечено лицо, осуществляющее полномочия собственника земельных участков - Министерство обороны Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не принимается, из содержания решения суда первой инстанции, принятого по настоящему делу, не следует, что оно принято о правах и обязанностях указанного лица.
Апелляционная жалоба УФНС России по Челябинской области также не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что обжалуемым решением налогового органа налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 169 672, 30 руб.
При этом инспекция исходила из того, по сроку уплаты суммы налога подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, налог не уплачен.
Как было установлено судом первой инстанции, 31.01.2014 учреждение представило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, по данным которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указана в размере 17 766 833 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).
Состав правонарушения по конструкции объективной стороны является материальным. Объективная сторона правонарушения включает в себя совершение деяний, перечисленных в диспозициях пунктов, общественно опасные последствия (неуплата или неполная уплата налога) и причинно-следственную связь между совершенными деяниями и наступившими последствиями (неуплата или неполная уплата налога должна произойти в результате именно этих неправомерных действий).
При этом, в рассматриваемом случае неуплата налога по итогам налогового периода не связана с неверным исчислением налога, выявленным налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки второй корректирующей декларации, поскольку, как указано выше, налогоплательщиком ранее самостоятельно исчислен земельный налог в сумме 17 766 833 руб., который не уплачен своевременно в бюджет по иным причинам, что влечет начисление пени как компенсацию потерь бюджета.
Уменьшение впоследствии налоговых обязательств посредством подачи уточненных деклараций само по себе не влечет возникновение недоимки, даже с учетом неверного начисления налога.
Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует причинно-следственная связь между действиями налогоплательщика (неверное исчисление налога) и неуплатой налога в бюджет.
Данные обстоятельства в ходе проверки налоговым органом не исследованы, т. к. оспариваемое решение суждений и оценки обстоятельств, свидетельствующих о наличии (отсутствии) в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, не содержит.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал решение налогового органа в части привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 122 НК РФ в размере 169 672,30 руб. недействительным.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают установленных судом первой инстанции по делу обстоятельств. Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.03.2016 по делу N А76-12921/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.09.2016 N 18АП-5989/2016, 18АП-5991/2016 ПО ДЕЛУ N А76-12921/2015
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2016 г. N 18АП-5989/2016, 18АП-5991/2016
Дело N А76-12921/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 сентября 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Малышевой И.А., Скобелкина А.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.03.2016 по делу N А76-12921/2015 (судья Каюров С.Б.).
В судебном заседании приняли участие представители:
- Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - Ширшова А.О. (доверенность N 141/4-7359 от 31.05.2016);
- Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области Шагеева А.З. (доверенность N 06-31/1/007 от 11.01.2016);
- Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска - Нурутдинова Н.А. (доверенность от 01.10.2015), Аверьянова Е.Ю. (доверенность N 05-18/003525 от 15.03.2016).
Федеральное государственное казенное учреждение "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - заявитель, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО", учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Курчатовскому району г. Челябинска (далее - ИФНС по Курчатовскому району г. Челябинска, инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Челябинской области (далее - УФНС по Челябинской области, Управление) о признании недействительным решения N 16-07/001202 от 19.03.2015.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.03.2016 требования ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" удовлетворены частично: решение УФНС по Челябинской области N 16-07/001202 от 19.03.2015 признано недействительным в части привлечения к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 169 672,30 руб. В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" и УФНС по Челябинской области обратились в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" считает, что решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований, вынесено незаконно и необоснованно.
Заявитель указывает, что важное значение имеет не категория земель, а нахождение на земельном участке федеральных объектов недвижимого имущества, необходимых для функционирования Вооруженных сил Российской Федерации. В отношении земельных участков ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" полномочия собственника осуществляется Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии с письмом Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 17.04.2015 N 141/11398: все земли Министерства обороны Российской Федерации являются изъятыми из оборота.
Также заявитель указывает, что в соответствии с протоколом осмотра территории военного городка N 11 на земельных участках находятся многоквартирные дома, в которые вселены военнослужащие и лица гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации.
Кроме того, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" полагает, что расположение на земельных участках убежища, которые до настоящего времени составляют федеральную собственность и находятся на балансе ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО", необходимы для Вооруженных сил Российской Федерации.
Судом первой инстанции не оценен довод об использовании земельного участка с кадастровым номером 74:36:0702008:59 используется в интересах Министерства обороны Российской Федерации, под строительство 4-х курсантских казарм в соответствии с письмом филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" в г. Челябинске от 03.02.2016 N 93.
Помимо этого, заявитель указывает, что на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:0701003:32, 74:36:0701003:36, 74:36:0701003:37 находятся многоквартирные дома с почтовыми адресами: г. Челябинск ул. Молодова N 7, 8, 9, 17; г. Челябинск ул. Бурденюка N 7, 11, 21, 23, 25. В данных домах отсутствуют какие-либо жилые или нежилые помещения ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО".
ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" считает, что возложение обязанности по уплате земельного налога на заявителя за земельные участки с номерами 74:36:0701003:37, 74:36:0701003:40, 74:36:0701003:436 неправомерно.
Из всех представленных документов следует, что жилищный фонд военного городка N 11 делится на фонд, который передан в муниципальную или частную собственность, и фонд, используемый в качестве служебного жилья Вооруженным силам Российской Федерации.
Кроме того, в отношении спорных земельных участков полномочия собственника осуществляет Министерство обороны Российской Федерации. Функции по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в отношении земельного участка, который занят спорным объектом, переданы Министерству обороны Российской Федерации, в соответствие с чем Министерство обороны Российской Федерации должно было быть привлечено к участию в деле, поскольку вынесенным решением суда первой инстанции затрагиваются его полномочия собственника.
В свою очередь УФНС по Челябинской области в свое апелляционной жалобе указывает, что не согласно с выводом суда первой инстанции о том, что неуплата налогов не связана с неверным исчислением налога, выявленным налоговым органом в ходе налоговой проверки. Налоговым органом при проверке уточненной декларации установлено, что налогоплательщик необоснованно в декларации при отражении объектов налогообложения - рассматриваемых земельных участков, налоговая база и ставка указаны равными нулю. В связи с тем, что земельные участки, в отношении которых доначислен земельный налог, не являются изъятыми из оборота, налоговым органом выявлено, что заявителем не уплачен земельный налог в результате занижения налоговой базы. Сумма неуплаченного налога выявлена именно налоговым органом, так как в последней декларации, являющейся, по мнению налогоплательщика, достоверной, сумма налога составляет 0 руб., сумму налога к уплате, отраженная в первичной декларации, учреждением аннулирована.
Кроме того, Управление указало на то, что по общим основаниям в отношении земельных участков, на которых расположены убежища, применяется налоговая ставка в размере 0,3%, однако, в связи с тем, что данные убежища расположены в жилых домах, земельные участки имеют вид разрешенного использования "под жилыми домами", налоговым органом применена минимальная налоговая ставка 0,1%. То есть, Управление не признавало ошибки в части применения налоговой ставки, а указало лишь на то, что в рассматриваемом случае убежища находятся в подвалах жилых домов, ставка 0,1% выгоднее для налогоплательщика, чем 0,3%, в связи с чем указанное улучшает положение налогоплательщика, в случае принятия позиции заявителя, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, увеличится.
До судебного заседания в суд апелляционной инстанции ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" представлены отзыв на апелляционную жалобу Управления, в котором он указал, что решение суда в части удовлетворения требований является законным и обоснованным, апелляционная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Также до судебного заседания УФНС по Челябинской области представило отзыв на апелляционную жалобу заявителя, в котором указало, что решение суда в обжалуемой заявителем части является законным и обоснованным, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании определения заместителя председателя Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2016, в составе суда произведена замена судьи Кузнецова Ю.А. на судью Малышеву И.А. Рассмотрение начато с самого начала.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, отзывах на них.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 31.01.2014 ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" по телекоммуникационным каналам связи представлена в инспекцию первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2013 год, по данным которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указана в размере 17 766 833 руб.
01.02.2014 ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" по телекоммуникационным каналам связи представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация (корректировка N 1) по земельному налогу за 2013 год, по данным которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указана в размере 0 руб.
28.04.2014 ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" по телекоммуникационным каналам связи представлена в инспекцию уточненная налоговая декларация (корректировка N 2) по земельному налогу за 2013 год, по данным которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указана в размере 0 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" на основе уточненной налоговой декларации (корректировка N 2) по земельному налогу за 2013 год, в ходе которой установлено, что заявителем не уплачен земельный налог за 2013 год в размере 1 696 723 руб. в результате занижения налоговой базы.
По результатам проверки составлен акт от 11.08.2014 N 2258 и вынесено решение от 30.12.2015 N 234, которым налогоплательщику доначислены земельный налог за 2013 год в размере 1 696 723 руб., пени в размере 219 184,68 руб., учреждение привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 169 672,30 руб.
ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" подана апелляционная жалоба от 28.01.2015 N 141/4-864 на вышеуказанное решение в Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
УФНС России по Челябинской области решение инспекции N 234 от 30.12.2014 отменено, по делу принято новое решение N 16-07/001202 от 19.03.2015, в соответствии с которым ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" доначислены земельный налог за 2013 год в размере 1 696 723 руб., пени в размере 219 184 руб. 68 коп., учреждение привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 169 672,30 руб.
Налогоплательщик, полагая незаконным и нарушающим его права решение Управления, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании данного ненормативного акта недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявления в части, суд первой инстанции исходил из недоказанности учреждением отнесение спорных земельных участков к землям, изъятым из оборота.
Удовлетворяя заявленные требования в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ суд первой инстанции исходил из того, что уменьшение впоследствии налоговых обязательств посредством подачи уточненных деклараций сам по себе не влечет возникновение недоимки, даже с учетом неверного начисления налога.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют действующему законодательству и представленным в материалы дела доказательствам.
Согласно п. 1 ст. 23 НК РФ плательщики налогов обязаны уплачивать установленные законом налоги и сборы.
Исходя из требований, установленных п. 1 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, не признаются объектом налогообложения на основании подп. 3 п. 2 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. При этом изъятие таких земельных участков из оборота и исключение их из объектов налогообложения по земельному налогу связаны с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, с категорией земель, разрешенным использованием, а также фактическим использованием земельного участка.
В силу п. 5 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в п. 4 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 93. Земельного кодекса, землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и
неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом,
федеральными законами. В целях обеспечения обороны могут предоставляться
земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).
Следовательно, организация, предприятие, учреждение, использующие такие земельные участки, должны подтвердить, что земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, занят зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, либо предоставлен и используется в целях обеспечения обороны и безопасности на вещном титуле постоянного (бессрочного) пользования.
В ходе проверки инспекцией установлено, что ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО", как правопреемнику Федерального государственного квартирно-эксплуатационного учреждения "Челябинская квартирно-эксплуатационная часть района", в 2013 году на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежали земельные участки с кадастровыми номерами: 74:36:070103:44, 74:36:0000000:914, 74:36:701003:40, 74:36:0000000:436, 74:36:703003:80, 74:36:702005:22, 74:36:702003:72, 74:36:701012:45, 74:36:0701003:48, 74:36:0701003:46, 74:36:0701003:43, 74:36:0701003:42, 74:36:0701003:41, 74:36:0701003:39, 74:36:0701003:38, 74:36:0701003:36, 74:36:0701003:35, 74:36:0701003:34, 74:36:0701003:33, 74:36:0701003:32, 74:36:0701003:31, 74:36:0701003:30, 4:36:0701003:29, 74:36:0701003:28, 74:36:0701003:27, 74:36:0701003:24, 74:36:0701003:23, 74:36:0701003:22, 74:36:0701003:21, 74:36:0000000:435, 74:36:0701003:47, 74:36:0702008:59.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Челябинской области, земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0701003:39, 74:36:0701003:38, 74:36:0701003:36, 74:36:0701003:35, 74:36:0701003:34, 74:36:0701003:32, 74:36:0701003:30, 74:36:0701003:29, 74:36:0701003:27, 74:36:0701003:24, 74:36:0701003:23, 74:36:0701003:22, 74:36:0701003:21 имеют вид разрешенного использования "под жилыми домами"; земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0701003:41, 74:36:0000000:435, 74:36:0701003:47, 74:36:0702008:59, 74:36:0701003:33, 74:36:0701003:31, 74:36:0701003:28 имеют вид разрешенного использования "под строительство"; земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0701003:42, 74:36:0701003:46 имеют вид разрешенного использования "для размещения автостоянки"; земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701003:40 имеет вид разрешенного использования "для размещения поликлиники"; земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701003:44 имеет вид разрешенного использования "для размещения парка"; земельный участок с кадастровым номером 74:36:0000000:436 имеет вид разрешенного использования "для размещения школы"; земельный участок с кадастровым номером 74:36:0701003:43 имеет вид разрешенного использования "для размещения рынка".
Из разъяснений Управления Росреестра по Челябинской области, изложенных в письме от 27.02.2014 N 5389 на запрос инспекции от 21.01.2014 N 11-25/002175, следует, что кадастровые стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0701003:41, 74:36:0701003:33, 74:36:0701003:31, 74:36:0701003:28 определены по 1 группе видов разрешенного использования, в которую входят "земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки", при проведении государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, результаты которой утверждены Постановлением Правительства Челябинской области от 17.08.2011 N 284-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Челябинской области" (далее -
Постановление N 284-П).
Согласно разъяснениям Управления Росреестра по Челябинской области, изложенным в письме от 29.05.2014 N 15249 на запрос инспекции от 23.05.2014
N 11-25/006173, земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:0000000:435, 74:36:0701003:47, 74:36:0702008:59 поставлены на государственный кадастровый учет 04.03.2009, 20.08.2010, 16.02.2009, соответственно, как земельные участки с видом разрешенного использования "под строительство". Кадастровая стоимость указанных земельных участков рассчитана специалистами филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области в соответствии со средним уровнем кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов по муниципальным районам (городским округам), утвержденного Постановлением N 284-П, с применением значения удельного показателя кадастровой стоимости для 1 группы вида разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки".
Таким образом, несмотря на имеющуюся неопределенность в виде разрешенного использования "под строительство" земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0701003:41, 74:36:0000000:435, 74:36:0701003:47, 74:36:0702008:59, 74:36:0701003:33, 74:36:0701003:31, 74:36:0701003:28, их кадастровые стоимости определены по 1 группе видов разрешенного использования - "земельные участки, предназначенные для размещения домов многоэтажной жилой застройки".
Военные городки, как это следует из пункта 35 Приказа Министра обороны СССР от 22.02.1977 N 75, подразделяются на открытые и закрытые.
В силу пункта 34 Приказа Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285 обмен жилыми помещениями в закрытых военных городках может быть разрешен только с лицами, назначенными на службу или поступившими на работу в войсковую часть, расположенную в данном военном городке.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N 752-р; утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в котором значился военный городок N 11 (ст. Шагол, г. Челябинск).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 1514-р "О внесении изменений и дополнений в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России" военный городок N 11 исключен из указанного перечня.
ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" в ходе проверки представлено письмо от 27.08.2014 N 141, в котором сообщено, что на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0701003:47 располагаются трансформаторные подстанции N N 310, 311, 307, 312, 47, 46, 292, из которых N N 47, 46, 292 находятся в безвозмездном пользовании ОАО "Оборонэнерго" (целевое использование трансформаторных подстанций заявителем не указано); на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0701003:41 располагается хранилище N 316 (назначение, целевое использование которого заявителем не указано); на учете в ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России отсутствуют объекты недвижимого имущества, расположенные на 25 земельных участках с кадастровыми номерами: 74:36:0701003:38, 74:36:0701003:23, 74:36:0701003:28, 74:36:0701003:39, 74:36:0701003:22, 74:36:0701003:46, 74:36:0701003:21, 74:36:0701003:42, 74:36:0701003:48, 74:36:0701003:40, 74:36:0701003:435, 74:36:0701003:436, 74:36:0701003:29, 74:36:0701003:35, 74:36:0701003:32, 74:36:0701003:27, 74:36:0701003:36, 74:36:0701003:30, 74:36:0702008:59, 74:36:0701003:37, 74:36:0701003:31, 74:36:0701003:33, 74:36:0701003:43, 74:36:0701003:34, 74:36:0701003:24.
Таким образом, учреждением в ходе налоговой проверки не представлено доказательств, свидетельствующих о нахождении в 2013 году на 25 спорных земельных участках с указанными выше кадастровыми номерами зданий, строений и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.
На основании изложенного, довод заявителя о признании 25 спорных земельных участков изъятыми из оборота в соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса, является необоснованным. Следовательно, в силу пункта 1 статьи 389 НК РФ земельные участки с указанными кадастровыми номерами признаются объектом налогообложения земельным налогом.
В суде первой инстанции ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" заявлены доводы о том, что на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:0701003:21, 74:36:0701003:22, 74:36:0701003:23. 74:36:0701003:24, 74:36:0701003:27, 74:36:0701003:29, 74:36:0701003:30, 74:36:0701003:35. 74:36:0701003:39, 74:36:0701003:38, 74:36:0701003:47, 74:36:0701003:48 находятся многоквартирные дома, в которые вселены военнослужащие и лица гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Указанные многоквартирные дома имеют следующие почтовые адреса: г. Челябинск, ул. Берденюка, дома с N N 1, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 16, 17, 19, ул. Молодова, дома с N N 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 14, 16, 19, 20, 22, 24, 26, 28.
При этом, в материалы дела отсутствуют и заявителем не представлено доказательств нахождения указанных многоквартирных жилых домов на данных земельных участках.
По сведениям Управления Росреестра по Челябинской области соответствующая информация отсутствует, также иные государственные органы и организации, в адрес которых заявителем были направлены соответствующие запросы, согласно представленными ими ответов данной информацией не обладают.
Таким образом, поскольку отнести указанные налогоплательщиком многоквартирные жилые дома к конкретному земельному участку не предоставляется возможным, судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя.
Представленный в материалы дела налогоплательщиком протокол осмотра от 01.06.2015, составленный Плешко Д.П. - инженером отдела списания ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО", не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку из данного документа также невозможно соотнести земельный участок, имеющий конкретный кадастровый номер, с определенным зданием.
Также заявитель указывает, что на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:701003:32, 74:36:701003:34, 74:36:701003:36 находятся многоквартирные дома с почтовыми адресами: г. Челябинск, ул. Молодова, с N N 7, 8, 9,17, ул. Бурденюка, дома с N N 7, 11, 21, 23, 25. Право оперативного управления на жилые помещения в многоквартирных жилых домах по адресам: г. Челябинск, ул. Бурденюка, дома с N N 1, 5, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 19, 21, 23, 25, ул. Молодова, дома с N N 2-10, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 24, 26, 28 у учреждения прекращено, в связи с чем обязанности уплачивать налог за земельные участки с номерами 74:36:701003:32, 74:36:701003:34, 74:36:701003:36 у учреждения не имеется.
При этом, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих факт нахождения на земельных участках с номерами 74:36:701003:32, 74:36:701003:34, 74:36:701003:36 домов с адресами: ул. Молодова, дома с N N 7, 8, 9, 17, ул. Бурденюка, дома с N N 7, 11, 21, 23, 25.
Материалами дела не установлено, что на рассматриваемых участках имеются дома именно с указанными почтовыми адресами.
По тем же основаниям подлежит отклонению довод заявителя о том, что у ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" прекращено право постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки с кадастровыми номерами 74:36:070103:47 и 74:36:0701003:48, поскольку на основании Приказа Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2011 N 2729 за Федеральным государственным казенным учреждением "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Специальное ТУИО") на праве оперативного управления было закреплено 90 квартир, расположенных по адресу: г. Челябинск, ул. Бурденюка, д. 6.
Из письма ФГКУ "Специальное ТУИО" от 17.03.2016 N 141/7/1461нс, ни из Приказа Министерства обороны от 30.12.2011 N 2729 не следует, что переданные квартиры по указанному адресу находятся на земельных участках с кадастровыми номерами 74:36:070103:47 и 74:36:0701003:48.
Довод заявителя о неправомерности начисления налога в отношении земельных участков, на которых расположены здания поликлиники и школы, правомерно отклонен судом первой инстанции.
В силу п. 1 ст. 65 Земельного кодекса использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из разъяснений, содержащихся в п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" следует, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Судом установлено, что спорные земельные участки в 2013 году принадлежали ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" на праве постоянного (бессрочного) пользования.
В материалах дела имеется письмо МБУЗ ГКП N 5, свидетельствующее о
том, что данное учреждение обращалось в адрес заявителя с просьбой о рассмотрении вопроса о передаче земельного участка, расположенного под нежилым зданием поликлиники N 2, в муниципальную собственность г. Челябинска.
Таким образом, вопрос о передаче земельных участков под зданиями поликлиники и школы в муниципальную собственность города полностью зависит от волеизъявления самого заявителя, однако, до настоящего времени учреждение не предпринимает соответствующих мер.
Кроме того, следует отметить, что объекты социальной сферы, учебные заведения, жилищный фонд не могут быть признаны относящимися к зданиям для размещения Вооруженных сил Российской Федерации, так функционально не предназначены для этого.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что территория "военного городка" не имеет ограждения, пропускного режима, как указывает заявитель, часть зданий (жилых домов, поликлиника, школа) переданы в муниципальную собственность.
Доказательств того, что на спорных земельных участках располагаются здания, строения и сооружения, поименованные в ст. 27 Земельного кодекса, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, либо другие войска, воинские формирования и органы, заявителем апелляционной жалобы в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Кроме того, следует отметить, что налоговым органом, по спорным земельным участкам, которые имеют вид разрешенного использования "под строительство", "под жилыми домами" применена минимальная налоговая ставка 0,1% (земли населенных пунктов).
Довод заявителя о том, что в жилых домах с адресами ул. Бурденюка, 12, 14, ул. Молодова, 19, 26 находятся убежища, и данные земельные участки, являются изъятыми из оборота, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку земельные участки, на которых расположены здания, в подвальном помещении которых размещены убежища, признаются ограниченными в обороте.
По общим основаниям в отношении земельных участков, на которых расположены убежища, применяется налоговая ставка в размере 0,3%, однако, в связи с тем, что данные убежища расположены в жилых домах, земельные участки имеют вид разрешенного использования "под жилыми домами", налоговым органом применена минимальная налоговая ставка 0,1%.
Заявитель со ссылкой на выписку из реестра федерального имущества, поступившей из ТУ Росимущества в Челябинской области, утверждает, что земельный участок с номером 74:36:701003:46 является изъятым из оборота.
Согласно кадастровому плану территории, выданному 21.12.2015 филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Челябинской области (уполномоченный в данной области орган), земельному участку с кадастровым номером 74:36:701003:46 присвоена категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "для размещения автостоянки".
Кроме того, судом первой инстанции правомерно отмечено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (абз. 1 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса).
Однако, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним по земельному участку с кадастровым номером 74:36:0701003:46 в разделе 4 отражено, что на указанный земельный участок оформлен договор аренды с Янкиной Евгенией Николаевной (дата государственной регистрации 25.01.2012 N 74-74-01/016/2012-85).
Доводы заявителя о том, что на земельном участке с кадастровым номером 74:36:0701003:59 осуществляется строительство 4-х курсантских казарм филиалом ВУНЦ ВВС "ВВА" в г. Челябинске, документально не подтверждены.
Из письма филиала ВУНЦ ВВС "ВВА" в г. Челябинске от 03.02.2016 N 93 следует, что государственный контракт на строительство 4-х курсантских казарм заключен 10.10.2013. Налогоплательщиком не представлено доказательств по сроку начала работ по строительству именно в 2013 году.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 74:36:0701003:28, 74:36:0701003:41, 74:36:0701003:42, 74:36:0000000:435, 74:36:0701003:31, 74:36:0701003:33, 74:36:0701003:43 какие-либо пояснения, доказательства о нахождении на указанных участках зданий, строений и сооружений, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, заявителем не представлено, в материалах дела отсутствуют.
Судом первой инстанции правомерно отмечено, что в ходе камеральной проверки не были представлены документы, подтверждающие льготу по земельному налогу, доводы о нахождении на спорных земельных участках объектов недвижимости были заявлены только в суд первой инстанции.
При этом предметом настоящего спора не может являться установление фактических размеров земельных участков и их принадлежность, на основании документов, не только не представлявшихся заявителем в налоговый орган при
проведении камеральной проверки, но и отсутствующих у него до обращения с настоящим заявлением в суд первой инстанции.
В соответствии со ст. 81 НК РФ налогоплательщик не лишен права предоставить уточненную налоговую декларацию для корректировки налоговых обязательств на основании достоверных сведений о земельных участках с учетом находящихся на них зданий, строений, сооружений.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данные спорные участки не заняты находящимися в федеральной собственности объектами, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Следовательно, материалами дела не подтверждено как отнесение спорных земельных участков к землям, изъятым из оборота, так и их исключение из объектов налогообложения по земельному налогу, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО", на нарушение судом первой инстанции п. 4 ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае не привлечено лицо, осуществляющее полномочия собственника земельных участков - Министерство обороны Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не принимается, из содержания решения суда первой инстанции, принятого по настоящему делу, не следует, что оно принято о правах и обязанностях указанного лица.
Апелляционная жалоба УФНС России по Челябинской области также не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что обжалуемым решением налогового органа налогоплательщик привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 169 672, 30 руб.
При этом инспекция исходила из того, по сроку уплаты суммы налога подлежащей уплате в бюджет по итогам налогового периода, налог не уплачен.
Как было установлено судом первой инстанции, 31.01.2014 учреждение представило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по земельному налогу за 2013 год, по данным которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, указана в размере 17 766 833 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора).
Состав правонарушения по конструкции объективной стороны является материальным. Объективная сторона правонарушения включает в себя совершение деяний, перечисленных в диспозициях пунктов, общественно опасные последствия (неуплата или неполная уплата налога) и причинно-следственную связь между совершенными деяниями и наступившими последствиями (неуплата или неполная уплата налога должна произойти в результате именно этих неправомерных действий).
При этом, в рассматриваемом случае неуплата налога по итогам налогового периода не связана с неверным исчислением налога, выявленным налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки второй корректирующей декларации, поскольку, как указано выше, налогоплательщиком ранее самостоятельно исчислен земельный налог в сумме 17 766 833 руб., который не уплачен своевременно в бюджет по иным причинам, что влечет начисление пени как компенсацию потерь бюджета.
Уменьшение впоследствии налоговых обязательств посредством подачи уточненных деклараций само по себе не влечет возникновение недоимки, даже с учетом неверного начисления налога.
Таким образом, в рассматриваемом случае отсутствует причинно-следственная связь между действиями налогоплательщика (неверное исчисление налога) и неуплатой налога в бюджет.
Данные обстоятельства в ходе проверки налоговым органом не исследованы, т. к. оспариваемое решение суждений и оценки обстоятельств, свидетельствующих о наличии (отсутствии) в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения, не содержит.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал решение налогового органа в части привлечения налогоплательщика к ответственности по ст. 122 НК РФ в размере 169 672,30 руб. недействительным.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают установленных судом первой инстанции по делу обстоятельств. Суд апелляционной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах, решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.03.2016 по делу N А76-12921/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Н.А.ИВАНОВА
Н.А.ИВАНОВА
Судьи
И.А.МАЛЫШЕВА
А.П.СКОБЕЛКИН
И.А.МАЛЫШЕВА
А.П.СКОБЕЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)