Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.04.2016 N 17АП-3027/2016-АКУ ПО ДЕЛУ N А60-51526/2015

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 апреля 2016 г. N 17АП-3027/2016-АКу

Дело N А60-51526/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 апреля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Горбуновой Л.Д.,
при участии:
- от заявителя Жилищно-строительного кооператива "МАНЭБ" (ИНН 6674223004, ОГРН 1076674014669) - не явились, извещены надлежащим образом;
- от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области (ИНН 6685000017, ОГРН 1126672000014) - Вяткина С.С., удостоверение, доверенность от 30.12.2015;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 февраля 2016 года
по делу N А60-51526/2015,
принятое судьей Калашником С.Е.
при рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "МАНЭБ"
к Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области,
о признании недействительным ненормативного акта,
установил:

ЖСК "МАНЭБ" (далее - заявитель, ЖСК) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) от 13.07.2015 N 15304.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.02.2016 заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области от 13.07.2015 N 15304 в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 41 725 руб., соответствующих пеней и штрафа. Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов жилищно-строительного кооператива "МАНЭБ".
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы считает, что решение принято с нарушением норм налогового законодательства. Настаивает на том, что в отношении спорных земельных участков следует применять ставку налога 1,5%, установленную в отношении прочих земельных участков.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал доводы жалобы
Заявитель о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие. Кроме того, до начала судебного заседания от ЖСК поступило ходатайство о рассмотрении материалов дела без участия его представителя, принятое судом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в период с 17.02.2015 по 18.05.2015 проведена камеральная налоговая проверка первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год, представленной в инспекцию 12.02.2015.
В ходе проверки инспекцией установлено, что налогоплательщиком в первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2014 год неверно исчислена сумма налога в результате неправильного применения налоговой ставки в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 66:25:1307001:570, 66:25:1307001:576.
По данным инспекции участок с кадастровым номером 66:25:1307001:570 отнесен к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для дачного строительства"; участок с кадастровым номером 66:25:1307001:576 отнесен к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для дачного строительства".
На основании установленных в ходе налоговой проверки обстоятельств инспекцией сделан вывод о том, что налогоплательщиком неправомерно применена налоговая ставка при исчислении земельного налога 0,3%, установленная в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем занижен земельный налог за 2014 год на сумму 41 725 руб.
По результатам налоговой проверки составлен акт от 28.05.2015 N 3301/042 и вынесено решение инспекции от 13.07.2015 N 15304, которым доначислены земельный налог за 2014 год в сумме 41 725 руб., пени в сумме 2 360,01 руб., предложено уплатить штраф по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 11 323,60 руб., по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 1 937 руб.
Решением УФНС России по Свердловской области от 17.09.2015 N 1033/15 решение инспекции оставлено без изменений.
Полагая, что решение инспекции нарушает его права и законные интересы, ЖСК "МАНЭБ" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из правомерности применения заявителем пониженной ставки земельного налога в отношении спорных земельных участков.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков:
- - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
В отношении прочих земельных участков ставка не может превышать 1,5 процента.
При этом, в силу пункта 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Решением Думы МО Сысертский городской округ от 22.11.2007 N 301 установлены налоговые ставки земельного налога в процентах от кадастровой стоимости земельных участков в следующих размерах:
0,3% в отношении земельных участков:
- - отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
- - занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
- - приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
- - ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;
- 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Как следует из материалов дела, ЖСК "МАНЭБ" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 66:25:1307001:570, 66:25:1307001:576. Согласно данным инспекции земельные участки отнесены к категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" с видом разрешенного использования "для дачного строительства".
Основанием для доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 41 725 руб. послужил вывод налоговых органов о неправомерном применении Обществом в отношении указанных земельных участков отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "для дачного строительства" пониженной ставки 0,3%.
В статье 1 Федерального закона N 66-ФЗ от 15.04.1998 "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" раскрываются основные понятия, используемые для целей настоящего Закона, в частности:
- - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан - это некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства;
- - дачный земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 66-ФЗ граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Указанные положения Федерального закона N 66-ФЗ во взаимосвязи с положениями статей 33, 77, 78, 81 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирующими порядок предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения, в частности, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества и дачного строительства гражданам и их объединениям, а не коммерческим организациям, свидетельствуют о том, что субъектами ведения дачного хозяйства или осуществления дачного строительства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования "для дачного хозяйства" или "для дачного строительства", являются некоммерческие организации.
Таким образом, по смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для некоммерческих организаций и физических лиц, непосредственно использующих земли в целях удовлетворения личных потребностей при ведении дачного хозяйства или дачного строительства.
Данная правовая позиция суда основана, в частности, на определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.03.2011 N ВАС-2745/11, от 21.01.2013 N ВАС-15663/12, и на определениях Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2015 N 305-КГ15-3869, от 18.05.2015 N 305-КГ14-9101, от 29.02.2016 N 305-КГ15-13502.
Согласно ст. 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом.
Члены жилищного кооператива своими средствами участвуют в приобретении, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома. При проведении реконструкции многоквартирного дома жилищный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке реконструкцию этого дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
Жилищные и жилищно-строительные кооперативы являются потребительскими кооперативами, то есть некоммерческими организациями.
Как следует из материалов дела, спорные земельные участки использовались заявителем для организации инфраструктуры дачного поселка: организация подъездных путей ко всем участкам членов жилищно-строительного кооператива, сбора мусора с целью его организованного вывоза, прокладки линий электросетей. Иного коммерческого использования земельных участков налоговым органом не выявлено.
По данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ЖСК "МАНЭБ" является уборка территорий и аналогичная деятельность.
Таким образом, деятельность заявителя в интересах жителей дачного поселка применительно к положениям Закона N 66-ФЗ может быть признана связанной с ведением дачного хозяйства.
Как следует из положений Устава организации, ЖСК "МАНЭБ" представляет собой некоммерческую организацию - потребительский кооператив, созданный для обеспечения деятельности по дачному строительству (индивидуальному жилищному строительству) и ведению дачного хозяйства (прокладка коммуникаций, дорог, благоустройство территории) собственниками жилых помещений членов кооператива. Земельные участки используются по целевому назначению для ведения дачного хозяйства членами кооператива.
Ссылка подателя жалобы на статус заявителя отклоняется, поскольку указанные обстоятельства, в отсутствие доказательств использования спорных земельных участков в предпринимательских целях, не являются основанием для применения налоговой ставки в размере 1,5 процента в отношении этих участков.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя о признании недействительным решения налоговой инспекции от 13.07.2015 N 15304 в части доначисления земельного налога за 2014 год в сумме 41 725 руб., соответствующих пеней и штрафа.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба заинтересованного лица удовлетворению не подлежит.
Решение суда от 09.02.2016 принято с соблюдением норм материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 февраля 2016 года по делу N А60-51526/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья
Г.Н.ГУЛЯКОВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)