Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Налоговый орган начислил земельный налог, пени, штраф, указав на неправомерное неприменение налогоплательщиком, осуществляющим строительство жилых домов, установленного коэффициента в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области (ИНН: 6683000011, ОГРН: 1126603000017; далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу N А60-57717/2014 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Титусова С.А. (доверенность от 13.05.2015);
- общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно-строительная компания" (ИНН: 6639016894, ОГРН: 1076639001238; далее - общество, налогоплательщик) - Руссу Е.В. (доверенность от 30.03.2015).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 26.08.2014 N 2452.
Решением суда от 13.02.2015 (судья Колосова Л.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Васильева Е.В.) решение суда отменено, решение инспекции признано недействительным.
В кассационной жалобе инспекция просит указанное постановление суда отменить в части удовлетворения заявленных требований о признании недействительным решения инспекции по эпизоду определения доли в праве собственности на земельный участок, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права. Заявитель жалобы отмечает, что за период 2013 г. на общем земельном участке площадью 6900 кв. м построено три разных по площади малоэтажных жилых домов и также ведется строительство четвертого дома, также отличающегося по площади от всех трех уже построенных, границы и размеры участков для каждого конкретного дома не определены. Налогоплательщик и суд апелляционной инстанции, признав правомерность расчетов общества, предлагают определять долю в праве собственности на земельный участок не под каждым конкретным домом, как того требует действующее законодательство, а от общей площади поочередно строящихся жилых домов, а, учитывая, что на этом же земельном участке продолжается строительство, то собственникам, оформившим свои права на помещения в уже построенных домах, предлагается на праве общей долевой собственности приобрести не только земельный участок, на котором расположен их дом с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, но и, например, строительный котлован.
Как следует из материалов дела, в период с 04.02.2014 по 05.05.2014 инспекцией проведена камеральная налоговая первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, представленной 03.02.2014 обществом.
В ходе проверки установлена неуплата земельного налога в сумме 235 337 руб., что отражено в акте от 20.05.2014 N 08-27/1723.
По результатам рассмотрения материалов проверки, 18.07.2014 вынесено решение N 08-25/57 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Инспекцией 26.08.2014 вынесено решение N 2452 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислен земельный налог в сумме 235 337 рублей, пени в сумме 16 563 руб. 19 коп., общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в сумме 7 034 руб.
Основанием для вынесения решения послужили выводы инспекции о неправомерном неприменении обществом, осуществляющим строительство жилых домов, коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, при исчислении земельного налога в нарушение положений п. 15 ст. 396 Кодекса.
Решением Управления инспекции Федеральной налоговой службы от 06.11.2014 N 1466/2014 решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области N 2452 от 26.08.2014 оставлено без изменения.
Считая решение налогового органа незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции решение суда отменил, заявленные требования удовлетворил, признал ошибочным вывод суда первой инстанции о необходимости уплаты обществом земельного налога до момента государственной регистрации прекращения права собственности налогоплательщика на спорный земельный участок.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Согласно п. 1 ст. 388 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 2 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Пунктом 1 статьи 390 Кодекса установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (п. 1 ст. 392 Кодекса).
В силу п. 3 ст. 392 Кодекса если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок. Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.
На основании п. 1 ст. 396 Кодекса сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 38 Жилищного кодекса Российской Федерации при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения и следует судьбе права собственности на это помещение (п. 1 и 2 ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (в том числе на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом).
Исходя из названных положений с учетом разъяснений, содержащихся в п. 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности с момента государственной регистрации права участниками долевого строительства на объект долевого строительства.
В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24.01.2012 N 11642/11, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме поступает в качестве общего имущества в долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством. Размер доли в общем имуществе определяется пропорционально размеру помещений, принадлежащих каждому конкретному лицу в многоквартирном жилом доме. Любой из сособственников земельного участка или лицо, на которого право собственности зарегистрировано в ЕГРП до передачи участка в долевую собственность, вправе обратиться в соответствующий государственный орган с заявлением о государственной регистрации прекращения существовавшего ранее права собственности.
Таким образом, подача заявления о прекращении права собственности в указанном случае является правом, а не обязанностью общества.
В силу п. 3 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 года N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 22.09.2015 N Ф09-6161/15 ПО ДЕЛУ N А60-57717/2014
Требование: О признании недействительным решения налогового органа.Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обстоятельства: Налоговый орган начислил земельный налог, пени, штраф, указав на неправомерное неприменение налогоплательщиком, осуществляющим строительство жилых домов, установленного коэффициента в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 сентября 2015 г. N Ф09-6161/15
Дело N А60-57717/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2015 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 сентября 2015 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гавриленко О.Л.,
судей Жаворонкова Д.В., Кравцовой Е.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области (ИНН: 6683000011, ОГРН: 1126603000017; далее - инспекция, налоговый орган) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу N А60-57717/2014 Арбитражного суда Свердловской области.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Титусова С.А. (доверенность от 13.05.2015);
- общества с ограниченной ответственностью "Архитектурно-строительная компания" (ИНН: 6639016894, ОГРН: 1076639001238; далее - общество, налогоплательщик) - Руссу Е.В. (доверенность от 30.03.2015).
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 26.08.2014 N 2452.
Решением суда от 13.02.2015 (судья Колосова Л.В.) в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 (судьи Савельева Н.М., Борзенкова И.В., Васильева Е.В.) решение суда отменено, решение инспекции признано недействительным.
В кассационной жалобе инспекция просит указанное постановление суда отменить в части удовлетворения заявленных требований о признании недействительным решения инспекции по эпизоду определения доли в праве собственности на земельный участок, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права. Заявитель жалобы отмечает, что за период 2013 г. на общем земельном участке площадью 6900 кв. м построено три разных по площади малоэтажных жилых домов и также ведется строительство четвертого дома, также отличающегося по площади от всех трех уже построенных, границы и размеры участков для каждого конкретного дома не определены. Налогоплательщик и суд апелляционной инстанции, признав правомерность расчетов общества, предлагают определять долю в праве собственности на земельный участок не под каждым конкретным домом, как того требует действующее законодательство, а от общей площади поочередно строящихся жилых домов, а, учитывая, что на этом же земельном участке продолжается строительство, то собственникам, оформившим свои права на помещения в уже построенных домах, предлагается на праве общей долевой собственности приобрести не только земельный участок, на котором расположен их дом с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, но и, например, строительный котлован.
Как следует из материалов дела, в период с 04.02.2014 по 05.05.2014 инспекцией проведена камеральная налоговая первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2013 год, представленной 03.02.2014 обществом.
В ходе проверки установлена неуплата земельного налога в сумме 235 337 руб., что отражено в акте от 20.05.2014 N 08-27/1723.
По результатам рассмотрения материалов проверки, 18.07.2014 вынесено решение N 08-25/57 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Инспекцией 26.08.2014 вынесено решение N 2452 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому обществу доначислен земельный налог в сумме 235 337 рублей, пени в сумме 16 563 руб. 19 коп., общество привлечено к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде штрафа в сумме 7 034 руб.
Основанием для вынесения решения послужили выводы инспекции о неправомерном неприменении обществом, осуществляющим строительство жилых домов, коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, при исчислении земельного налога в нарушение положений п. 15 ст. 396 Кодекса.
Решением Управления инспекции Федеральной налоговой службы от 06.11.2014 N 1466/2014 решение межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 29 по Свердловской области N 2452 от 26.08.2014 оставлено без изменения.
Считая решение налогового органа незаконным и необоснованным, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции решение суда отменил, заявленные требования удовлетворил, признал ошибочным вывод суда первой инстанции о необходимости уплаты обществом земельного налога до момента государственной регистрации прекращения права собственности налогоплательщика на спорный земельный участок.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Согласно п. 1 ст. 388 Кодекса налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В силу п. 1 ст. 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Согласно пункту 2 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Пунктом 1 статьи 390 Кодекса установлено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (п. 1 ст. 392 Кодекса).
В силу п. 3 ст. 392 Кодекса если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок. Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.
На основании п. 1 ст. 396 Кодекса сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (ч. 1 ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с настоящим Федеральным законом и Жилищным кодексом Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 38 Жилищного кодекса Российской Федерации при приобретении в собственность помещения в многоквартирном доме к приобретателю переходит доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения и следует судьбе права собственности на это помещение (п. 1 и 2 ст. 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (в том числе на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом).
Исходя из названных положений с учетом разъяснений, содержащихся в п. 66, 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", земельный участок, сформированный и поставленный на кадастровый учет, находится у собственников помещений на праве общей долевой собственности с момента государственной регистрации права участниками долевого строительства на объект долевого строительства.
В силу правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24.01.2012 N 11642/11, земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме поступает в качестве общего имущества в долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством. Размер доли в общем имуществе определяется пропорционально размеру помещений, принадлежащих каждому конкретному лицу в многоквартирном жилом доме. Любой из сособственников земельного участка или лицо, на которого право собственности зарегистрировано в ЕГРП до передачи участка в долевую собственность, вправе обратиться в соответствующий государственный орган с заявлением о государственной регистрации прекращения существовавшего ранее права собственности.
Таким образом, подача заявления о прекращении права собственности в указанном случае является правом, а не обязанностью общества.
В силу п. 3 Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 года N 64 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания" право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)