Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Дмитриевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Федуловой М.К.
при участии:
от заявителя: Михайлов С.Г. по доверенности от 17.02.2012 N 10/S
от заинтересованного лица: Ененков А.В. по доверенности от 24.10.2011 N 16/27241
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2295/2014) Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2013 по делу N А56-53939/2013 (судья Соколова С.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Северный город"
к Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
установил:
Закрытое акционерное общество "Северный город" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к Межрайонной ИФНС РФ N 24 по Санкт-Петербургу (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 207 от 15.07.2013 г.
Решением от 12.12.2013 уточненные требования удовлетворены в полном объеме.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать.
По мнению подателя жалобы, Обществом неправомерно при исчислении земельного налога применена пониженная ставка 0,042 процента от кадастровой стоимости земельного участка, в кадастровом плане которого указан вид разрешенного пользования "для размещения объектов торговли".
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы и просил ее удовлетворить в полном объеме.
Представитель Общества с апелляционной жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебный акт оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка по представленной Обществом декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой составлен Акт N 1942 от 29.04.2013 и принято решение N 207 от 15.07.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением, Обществу доначислен к доплате в бюджет земельный налог в сумме 8 694 647 руб., пени в сумме 431 308,77 руб., штраф, предусмотренный п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 392 867,80 руб.
Основанием для доначисления указанного налога послужили выводы инспекции о неправомерном исчислении Обществом земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 78:12:7151:13, с применением налоговой ставки 0,042 процента, т.к. указанному земельному участку соответствует вид разрешенного использования "для размещения объектов торговли", в связи с чем для исчисления земельного налога должна применяться налоговая ставка 1,5 процента.
Не согласившись с выводами Инспекции Общество, в соответствии с положениями ст. 101.2 НК РФ, обратилось в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу с апелляционной жалобой на решение.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управлением УФНС России по Санкт-Петербургу принято решение об отказе в удовлетворении жалобы заявителя.
Общество считая, решение налогового органа вынесенным с нарушением действующего налогового законодательства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, признал доказанным факт приобретения обществом земельного участка с целью осуществления на нем жилищного строительства, в связи с чем признал правомерным применение Обществом ставки земельного налога в размере 0,042%.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
Налогообложение земельным налогом в Санкт-Петербурге за налоговый период 2012 года осуществлялось в соответствии с гл. 31 "Земельный налог" НК РФ, Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" (далее Закон N 611-86).
Пункт 2 статьи 2 Закона от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" предусматривает ставку земельного налога 0,042 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. В отношении прочих земельных участков установлена налоговая ставка в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости (п. 3 ст. 2 Закона N 611-86).
Таким образом, для применения ставки земельного налога в размере 0,042 процента необходимо наличие на земельном участке объектов жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, либо предоставление участка для жилищного строительства.
В соответствии со ст. 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Согласно ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Отнесение земельного участка к той или иной категории земель осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил). В п. 2, 4 и 9 названных Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра.
Пункт 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ст. 1, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс)).
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11, указанные законоположения позволяют изменить фактическое использование земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости. Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.10.2010 N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество на основании договора купли-продажи земельного участка от 12.05.2012 б\\н приобрело в собственность спорный земельный участок площадью 85 519 кв. метров с кадастровым номером 78:12:7151:13, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, проспект Александровской Фермы, дом 8, литер А.
Общество с момента приобретения земельного участка и до настоящего момента занималось сбором исходно-разрешительной документации, получением необходимых согласований для начала проектирования объекта жилого назначения, разработкой градостроительной документации (документации по планировке территории), согласованием с государственными органами возможностей и условий застройки земельного участка объектами жилого назначения.
Изложенные обстоятельства позволяют признать, что земельный участок приобретен обществом для жилищного строительства.
Кроме того, Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 13.11.2013 N 2476 утвержден градостроительный план указанного земельного участка, а также копия кадастрового паспорта, согласно которому разрешенное использование - для размещения многоквартирных домов.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным применение обществом при исчислении земельного налога по ставке 0,042 процента в отношении спорного земельного участка за 2012 г.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10.
Учитывая, что содержащееся в названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем, обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2013 по делу N А56-53939/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.В.БУДЫЛЕВА
Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
И.А.ДМИТРИЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.03.2014 ПО ДЕЛУ N А56-53939/2013
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2014 г. по делу N А56-53939/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Дмитриевой И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Федуловой М.К.
при участии:
от заявителя: Михайлов С.Г. по доверенности от 17.02.2012 N 10/S
от заинтересованного лица: Ененков А.В. по доверенности от 24.10.2011 N 16/27241
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2295/2014) Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2013 по делу N А56-53939/2013 (судья Соколова С.В.), принятое
по заявлению ЗАО "Северный город"
к Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
установил:
Закрытое акционерное общество "Северный город" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к Межрайонной ИФНС РФ N 24 по Санкт-Петербургу (далее - ответчик, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 207 от 15.07.2013 г.
Решением от 12.12.2013 уточненные требования удовлетворены в полном объеме.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просил судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать.
По мнению подателя жалобы, Обществом неправомерно при исчислении земельного налога применена пониженная ставка 0,042 процента от кадастровой стоимости земельного участка, в кадастровом плане которого указан вид разрешенного пользования "для размещения объектов торговли".
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы и просил ее удовлетворить в полном объеме.
Представитель Общества с апелляционной жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил судебный акт оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка по представленной Обществом декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой составлен Акт N 1942 от 29.04.2013 и принято решение N 207 от 15.07.2013 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением, Обществу доначислен к доплате в бюджет земельный налог в сумме 8 694 647 руб., пени в сумме 431 308,77 руб., штраф, предусмотренный п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 392 867,80 руб.
Основанием для доначисления указанного налога послужили выводы инспекции о неправомерном исчислении Обществом земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 78:12:7151:13, с применением налоговой ставки 0,042 процента, т.к. указанному земельному участку соответствует вид разрешенного использования "для размещения объектов торговли", в связи с чем для исчисления земельного налога должна применяться налоговая ставка 1,5 процента.
Не согласившись с выводами Инспекции Общество, в соответствии с положениями ст. 101.2 НК РФ, обратилось в Управление ФНС России по Санкт-Петербургу с апелляционной жалобой на решение.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Управлением УФНС России по Санкт-Петербургу принято решение об отказе в удовлетворении жалобы заявителя.
Общество считая, решение налогового органа вынесенным с нарушением действующего налогового законодательства, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Общества, признал доказанным факт приобретения обществом земельного участка с целью осуществления на нем жилищного строительства, в связи с чем признал правомерным применение Обществом ставки земельного налога в размере 0,042%.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы не находит оснований для ее удовлетворения.
Налогообложение земельным налогом в Санкт-Петербурге за налоговый период 2012 года осуществлялось в соответствии с гл. 31 "Земельный налог" НК РФ, Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" (далее Закон N 611-86).
Пункт 2 статьи 2 Закона от 28.11.2005 N 611-86 "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" предусматривает ставку земельного налога 0,042 процента от кадастровой стоимости в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства. В отношении прочих земельных участков установлена налоговая ставка в размере 1,5 процента от кадастровой стоимости (п. 3 ст. 2 Закона N 611-86).
Таким образом, для применения ставки земельного налога в размере 0,042 процента необходимо наличие на земельном участке объектов жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, либо предоставление участка для жилищного строительства.
В соответствии со ст. 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Согласно ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации. Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Отнесение земельного участка к той или иной категории земель осуществляется в соответствии с положениями земельного законодательства РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил). В п. 2, 4 и 9 названных Правил установлено, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра.
Пункт 3 ст. 85 ЗК РФ допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны; изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ст. 1, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс)).
Статья 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее - ВАС РФ) от 29.05.2012 N 13016/11 и N 12919/11, указанные законоположения позволяют изменить фактическое использование земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах, которое должно быть впоследствии отражено в кадастре недвижимости. Изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований.
В соответствии с правовой позицией, отраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.10.2010 N 5743/10, вид разрешенного использования земельного участка отображается в сведениях государственного земельного кадастра, а не устанавливается этим документом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество на основании договора купли-продажи земельного участка от 12.05.2012 б\\н приобрело в собственность спорный земельный участок площадью 85 519 кв. метров с кадастровым номером 78:12:7151:13, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, проспект Александровской Фермы, дом 8, литер А.
Общество с момента приобретения земельного участка и до настоящего момента занималось сбором исходно-разрешительной документации, получением необходимых согласований для начала проектирования объекта жилого назначения, разработкой градостроительной документации (документации по планировке территории), согласованием с государственными органами возможностей и условий застройки земельного участка объектами жилого назначения.
Изложенные обстоятельства позволяют признать, что земельный участок приобретен обществом для жилищного строительства.
Кроме того, Распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петербурга от 13.11.2013 N 2476 утвержден градостроительный план указанного земельного участка, а также копия кадастрового паспорта, согласно которому разрешенное использование - для размещения многоквартирных домов.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал правомерным применение обществом при исчислении земельного налога по ставке 0,042 процента в отношении спорного земельного участка за 2012 г.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.10.2010 N 5743/10.
Учитывая, что содержащееся в названном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел, суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем, обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.12.2013 по делу N А56-53939/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
М.В.БУДЫЛЕВА
Судьи
О.В.ГОРБАЧЕВА
И.А.ДМИТРИЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)