Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 29.10.2014 ПО ДЕЛУ N А55-22988/2013

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2014 г. по делу N А55-22988/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 октября 2014 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Егоровой М.В., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Ларионовой Н.А., доверенность от 01.09.2014 N 1,
ответчика - Козьменко Н.А., доверенность от 15.09.2014,
третьего лица - Быкова В.С., доверенность от 25.08.2014,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы закрытого акционерного общества "Ассоциация содействия социальным программам общества", г. Самара, Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары, Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2014 (судья Лихоманенко О.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2014 (председательствующий судья Рогалева Е.М., судьи Бажан П.В., Кузнецов С.А.)
по делу N А55-22988/2013
по заявлению закрытого акционерного общества "Ассоциация содействия социальным программам общества", г. Самара, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары о признании недействительным решения,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области,

установил:

закрытое акционерное общество "Ассоциация содействия социальным программам общества" (далее - ЗАО "АССПО", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Самары (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 10.06.2013 N 09-13/613.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2014 решение Арбитражного суда Самарской области от 29.01.2014 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым заявленные требования общества удовлетворены частично. Признано недействительным решение налогового органа от 10.06.2013 N 09-13/613 в части доначисления земельного налога в части, превышающей сумму 7 331 941 руб., соответствующих сумм штрафов и пени.
В остальной части в удовлетворении заявления отказано.
Инспекция и Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
ЗАО "АССПО", не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции в части отказа в удовлетворении требований общества о признании недействительным решения налогового органа от 10.06.2013 в части начисления земельного налога, соответствующих пени и штрафа за период с 23.09.2011 по 31.12.2011, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять новый судебный акт, которым признать недействительным решение в части доначисления земельного налога в части, превышающей сумму 6 058 187 руб. 74 коп., соответствующих сумм штрафов и пени.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, 05.12.2012 ЗАО "АССПО" в инспекцию представлена уточненная налоговая декларация по земельному налогу, в которой налогоплательщиком самостоятельно отражены земельные участки (ранее не отраженные в первичной налоговой декларации), начислен земельный налог за 2011 год.
В соответствии с объяснениями представителей ЗАО "АССПО", расчет земельного налога в отношении земельных участков под кадастровыми номерами: 63:01:219002:523, 63:01:219001:525, 63:01:219002:522, 63:01:219001:520 был осуществлен обществом исходя из показателей кадастровой стоимости, которая соответствует виду разрешенного использования "фактически занимаемый земельный участок парком 60-летия Советской власти", указанному в свидетельствах о государственной регистрации права на названные земельные участки.
При этом кадастровая стоимость земельного участка 63:01:219002:523 по данным общества составила 1 359 639 руб.; кадастровая стоимость земельного участка 63:01:219001:525 по данным общества составила 600 863 руб.; кадастровая стоимость земельного участка 63:01:219002:522 по данным общества составила 123 991 383 руб.; кадастровая стоимость земельного участка 63:01:219001:520 по данным общества составила 30 738 635 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной декларации по земельному налогу за 2011 год, инспекцией вынесено оспариваемое решение от 10.06.2013 N 09-13/613, которым ЗАО "АССПО" привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 883 375 руб. 20 коп. Этим же решением обществу доначислен земельный налог в размере 21 668 066 руб., а также начислены пени в размере 3 216 487 руб. 14 коп.
Решением Управления от 23.08.2013 N 03-15/20693 решение инспекции оставлено без изменения.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения налогового органа незаконным, исходил из того, что ЗАО "АССПО" за предоставлением сведений о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2011 в уполномоченный орган не обращалось, а самостоятельно исчислило земельный налог, исходя из вида разрешенного использования "фактически занимаемый земельный участок парком 60-летия Советской власти".
Суд первой инстанции установил, что ЗАО "АССПО" достоверно знало о том, что с июня 2010 года изменилось разрешенное использование названных земельных участков с "фактически занимаемый земельный участок парком 60-летия Советской власти" на "под спортплощадки".
Поскольку определение налоговой базы по земельному налогу должно осуществляться юридическим лицом на основании документов, содержащих сведения о земельном участке, внесенные в ГКН, и выданных уполномоченным органом кадастрового учета, суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговым органом обоснованно исчислен земельный налог, исходя из кадастровой стоимости земельных участков установленной с 18.06.2010 и 25.06.2010 при изменении вида разрешенного использования земельного участка, на основании сведений уполномоченного государственного органа в области кадастра недвижимости.
Правомерно не принят доводы ЗАО "АССПО" о неправильном определении периода исчисления земельного налога в связи с продажей земельных участков, поскольку ЗАО "АССПО" не представлены какие-либо доказательства того, что с момента заключения договора купли-продажи 23.08.2011 в реестр были внесены записи о праве ООО "МегаЛенд-ХХ1" на указанные земельные участки, в соответствии с представленными свидетельствами о государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись о праве ООО "МегаЛенд-ХХ1" на указанные земельные участки внесена только 11.03.2013, кроме того, ЗАО "АССПО" не представлены какие-либо доказательства того, что ООО "МегаЛенд-ХХ1" уплачивало земельный налог на указанные земельные участки в период с 23.08.2011.
Между тем апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции в части, правомерно указал следующее.
Положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 НК РФ должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным НК РФ. Данным положениям корреспондирует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в соответствии с которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В случае изменения кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются, если иное не установлено вышеуказанным Федеральным законом (пункт 7 статьи 4 Закона N 221-ФЗ).
Кадастровый учет в связи с изменением в пункте 11 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Судом апелляционной инстанции также учтено письмо Министерства финансов Российской Федерации от 13.03.2013 N 03-05-04-02/7507 согласно которому исчисление земельного налога в отношении земельного участка, у которого в течение налогового периода менялась кадастровая стоимость, в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка, целесообразно осуществлять с применение коэффициента, аналогичного коэффициенту, установленному в пункте 7 статьи 396 НК РФ.
Согласно пункту 7 статьи 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, право собственности общества на спорные участки зарегистрировано в установленном порядке 25.05.2011.
10.08.2011 на основании постановления Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" изменились показатели кадастровой стоимости участков под кадастровыми номерами 63:01:0219001:525, 63:01:0219001:520, 63:01:02190020:523, 63:01:0219002:522 в связи с изменением вида разрешенного использования с "под спортплощадки" на "многоквартирные дома свыше 3 этажей".
Данное обстоятельство было известно инспекции, о чем свидетельствует указание на это в обжалуемом решении от 10.06.2013 N 09-13/613 (лист 5 - 6 решения), а также было известно Управлению, о чем свидетельствует указание на это обстоятельство в решении по апелляционной жалобе общества (решение от 23.08.2013 N 03-15/20693с), (лист 3 - 4 решения).
Указанные сведения были представлены налоговому органу Федеральной кадастровой палатой по Самарской области письмом от 26.12.2012 N 36363.
В связи с чем суд пришел к обоснованному выводу, что налоговый орган должен был учесть это обстоятельство при вынесении обжалуемого решения и начислении земельного налога.
На основании пункта 1 статьи 52, пункта 1 статьи 53 Кодекса налогоплательщик исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, представляющей собой стоимостную характеристику объекта налогообложения.
Кадастровая стоимость земельного участка исчисляется путем умножения его площади на средний удельный показатель кадастровой стоимости в кадастровом квартале применительно к соответствующему виду разрешенного использования.
Судом апелляционной инстанции правильно отмечено, что отсутствие в главе 31 Кодекса нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует налогоплательщику исчислять налог с учетом кадастровой стоимости, рассчитанной за соответствующий период исходя из измененного вида разрешенного использования.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции для целей исчисления земельного налога, с учетом положений пункта 7 статьи 396 НК РФ, количество полных месяцев, в течение которых земельные участки имели вид разрешенного использования "под спортплощадки", составило 2 (с июня по июль 2011 года). При этом август 2011 года в расчет не принимается, поскольку изменение вида разрешенного использования на "многоквартирные дома свыше 3-х этажей" произошло 10.08.2011, то есть до 15 числа соответствующего месяца. Размер коэффициента для исчисления налога - 2 : 12 = 0,1666. Налоговая ставка - 1,5%.
Изменение с 10.08.2011 вида разрешенного использования участков с "под спортплощадки" на "многоквартирные дома свыше трех этажей" повлекло изменение их кадастровой стоимости.
С 10.08.2011 кадастровая стоимость участков составила:
- - земельного участка с кадастровым номером 63:01:0219001:523 - 11 182 018,45 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 63:01:0219001:525 - 4 941 650,20 руб.;
- - земельного участка с кадастровым номером 63:01:0219001:522 - 1 013 731 721,66 руб.
- земельного участка с кадастровым номером 63:01:0219001:520 - 243 897 109,70 руб.
Изменения с 10.08.2011 вида разрешенного использования земельных участков и их кадастровой стоимости подтверждено имеющимися в материалах дела кадастровыми паспортами от 10.08.2011.
В оспариваемом решении, как следует из его содержания, расчет подлежащего уплате обществом земельного налога за весь 2011 год произведен исходя из кадастровой стоимости участков по состоянию на 01.01.2011, изменение кадастровой стоимости участков с 10.08.2011 налоговым органом при расчете не учтено.
Согласно расчету, в соответствии с которым сумма налога исчислена с учетом изменения вида разрешенного использования земельного участка в течение налогового периода (с 10.08.2011) сумма налога, которую налоговый орган доначислять не имел оснований, составила 14 336 125,76 руб.
Следовательно, поскольку налоговым органом оспариваемым решением доначислено обществу земельного налога в сумме 21 668 066 руб., апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что следует признать недействительным решение инспекции N 09-13/613 в части доначисления земельного налога в части, превышающей сумму 7 331 941 руб., соответствующих сумм штрафов и пени (21 668 066 руб. - 14 336 125 руб.), а также соответствующих сумм штрафов и пени.
Не может быть принят довод общества о том, что при принятии судебного акта суд апелляционной инстанции не учел уплаченный заявителем налог в размере 1 379 964 руб., поскольку согласно оспариваемому решению данная сумма учтена налоговым органом (том 1 л.д. 19).
Таким образом, доводы кассационных жалоб не опровергают правильность сделанных судом апелляционной инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2014 по делу N А55-22988/2013 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
М.В.ЕГОРОВА
О.В.ЛОГИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)