Судебные решения, арбитраж
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.
судей Михляевой Г.А., Фахретдиновой Р.Ф.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя М. С. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17.10.2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска М. к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании незаконным бездействия по переводу нежилого помещения в жилое помещение, признании нежилого здания жилым помещением, признании проживающим по договору социального найма отказать.
Заслушав доклад судьи Михляевой Г.А., судебная коллегия
установила:
М. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании незаконным бездействия ответчика по переводу дома N 44, расположенного по адресу: ... из нежилого в жилой фонд, признании его жилым, признании ее и ее семьи проживающими в указанном доме по договору социального найма. В обоснование иска указала, что в 2009 году она устроилась на работу в школу N 145 г. Уфы в пос. Старые Турбаслы учителем химии и биологии. Условием ее трудоустройства в эту школу было предоставление ей и ее семье пригодного для проживания жилья. Администрация МОУ СОШ N 145 ходатайствовала перед отделом образования Орджоникидзевского района г. Уфы о предоставлении дома по адресу: <...> под жилье для нее и ее семьи. Письменного ответа не последовало, однако в указанном отделе ей было дано устное разрешение о вселении в вышеуказанный дом для проживания со своей семьей, то есть имело место фактическое предоставление жилья. Она со своей семьей в 2009 году вселилась в дом. На сегодняшний день она со своей семьей не может должным образом зарегистрироваться, что создает массу трудностей для них. Она не может заключить договора на оплату электроэнергии и на обслуживание придомовой территории. Ее вселение должным образом не оформлено, договор социального найма не заключен. На момент вселения дом был в состоянии "сарая, без окон и дверей", никем не обслуживался, находился в непригодном для проживания состоянии. Поэтому, дом был полностью отремонтирован на ее собственные денежные средства и собственными силами. Были заменены окна, двери, полы, потолок, крыша, утеплены стены, проложена электрическая проводка, установлены сантехническое оборудование, батареи отопления. Также облагорожена придомовая территория, установлен забор и другие улучшения. После вселения она неоднократно обращалась в Администрацию Орджоникидзевского района городского округа г. Уфы, Администрацию городского округа г. Уфа, КУМС городского округа г. Уфа, БТИ г. Уфы РБ, МУП УДиНР городского округа г. Уфа РБ с запросами и просьбами оформить надлежащим образом документально ее вселение и проживание в доме, но везде получала устные и письменные отказы, согласно которым занимаемый ею дом является "нежилым" сооружением, является "бесхозным" и нигде на балансе не состоит. Ее обращение к ответчику в октябре 2012 года с заявлением о переводе указанного дома из нежилого в жилой, оставлено без удовлетворения. В настоящее время дом является жилым и имеет все минимальные условия для проживания. Комиссией Администрации района 19.12.2012 года составлен акт проверки жилищных условий жилого дома ..., который подтверждает, что дом предназначен для жилья и является жилым. Предоставив ей и ее семье вышеуказанное жилье, ответчик должен был оформить на ее имя правоустанавливающие документы на вселение и проживание в данном доме. Самозахвата и незаконного вселения с ее стороны не было. Вопрос о выселении ее семьи не ставился. Распоряжением главы Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа N 87 от 31.01.2008 года она со своей семьей признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в число участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей "ФЦП "Жилище". Администрация городского округа г. Уфа в лице КУМС г. Уфы заключила с ней, как директором МУ Дома культуры "Дуслык", договор хранения объекта нежилого фонда N 15 от 17.02.2011 года, согласно которому она является хранителем бесхозного объекта нежилого фонда, расположенного по адресу: г. ... В настоящее время она со своей семьей продолжает проживать в данном доме, однако дом уже не является бесхозным, так как согласно письменному ответу Администрации городского округа г. Уфы N м-1975 от 19.12.2012 года ответчиком были поданы документы для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, представитель М. С. в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что суд не установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Суд при вынесении решения не учел, что как следует из сообщения КУМС ГО г. Уфы, перевод из нежилого в жилое и заключение договора социального найма возможны после регистрации права муниципальной собственности на занимаемое помещение. В настоящее время право муниципальной собственности зарегистрировано. Кроме того, суд не учел, что М. не является ни собственником помещения, ни уполномоченным Администрацией лицом на перевод здания в жилое, поэтому не обладает соответствующими документами и не может получить их.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, выслушав М. и ее представителя С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 22 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение установленный данной нормой перечень документов в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляется собственником соответствующего помещения или уполномоченным им лицом.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, в случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случаях непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представления документов в ненадлежащий орган; несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.
В соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что согласно письму за исх. N 16 от 17.03.2009 г., директор МОУ Средняя общеобразовательная школа N 145 Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа ходатайствовала перед начальником отдела образования Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа о предоставлении дома под жилье по адресу: ... семье учителя химии и биологии М.
В период с 2010 года по 2012 год истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о переводе указанного дома из нежилого фонда в жилой, признании дома N 44 по ул. Советская пос.Старые Турбаслы жилым, заключении договора социального найма.
В ответе Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа РБ от 02.11.2010 г. N М-6017 на обращение истца, указано, что принято решение о подготовке пакета документов для постановки данного объекта в качестве бесхозного в Управлении Росреестра по РБ с последующей регистрацией права муниципальной собственности. Решение вопроса о дальнейшем использовании объекта недвижимости будет возможно после оформления права муниципальной собственности.
Согласно договору хранения объекта нежилого фонда N 15 от 17.02.2011 года, Комитет по управлению муниципальной собственностью
Администрации городского округа г. Уфа передал Муниципальному учреждению культуры Дом культуры "Дуслык" Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ в лице директора М. во временное ответственное хранение с правом пользования бесхозяйный объект нежилого фонда, расположенный по адресу: г. Уфа, ... Договор заключен на срок с 01.10.2010 г. по 01.09.2011 г.
Аналогичное разъяснение содержится в ответе КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ от 30.10.2012 г. N М-1945.
Из ответа КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ от 19.12.2012 г. N М-1975 следует, что нежилое здание, расположенное по ... 11.12.2012 года было поставлено на кадастровый учет. 14.12.2012 года поданы документы для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности ГО г. Уфа РБ.
Согласно сообщению Управления Росреестра по РБ N 14458/209 от 01.10.2013 г., право собственности на нежилое здание по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ..., зарегистрировано за муниципальным образованием городского округа г. Уфа РБ.
Согласно акту проверки жилищных условий от 19.12.2012 года, дом по адресу: ... состоит из трех комнат, имеет жилую площадь 36 кв. м, в данный момент дом предназначен для жилья.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований М. о признании незаконным бездействия ответчика по переводу дома N 44, расположенного по адресу: <...> из нежилого в жилой фонд, признании дома N 44 по указанному адресу жилым, признании ее и ее семьи проживающими в указанном доме по договору социального найма, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Администрация городского округа г. Уфа РБ не нарушила права и свободы М.
Согласно техническому паспорту здание по адресу: ..., в котором проживает М. с семьей является нежилым торговым помещением.
Данное помещение не соответствует установленным к жилым помещениям требованиям, не оборудовано инженерными коммуникациями - водопроводом, канализацией, отсутствует горячее водоснабжение. В этой связи, торговому помещению для использования его в качестве жилого требуется переустройство.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Из приведенных выше норм гражданского и жилищного законодательства следует, что перевод нежилого помещения в жилое помещение осуществляется только по заявлению собственника соответствующего помещения или уполномоченного им лица.
Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрена обязанность собственника по переводу нежилого помещения в жилое помещение, в том числе для последующего предоставления его для проживания лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Не содержат указания на норму закона, которая нарушена или не исполняется ответчиком и заявленные истцом требования.
Оценив представленные по делу доказательства, с учетом приведенных выше норм права, судебная коллегия не находит оснований для признания незаконным бездействия ответчика, а именно не принятия мер по переводу нежилого помещения в жилое помещение.
Спорное помещение не имеет статуса жилого помещения, не соответствует требованиям, установленным ст. ст. 15, 16 ЖК РФ для жилых помещений, поэтому не может являться объектом жилищных правоотношений.
Судебная коллегия соглашается, что благоустройство указанного помещения истцом и фактическое использование истцом и членами ее семьи спорным помещением не является основанием для признания помещения жилым и заключения договора социального найма.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы, о том, что суд при вынесении решения не учел, что в настоящее время право муниципальной собственности на занимаемое помещение зарегистрировано, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку данное обстоятельство также не влечет обязанность ответчика по переводу нежилого помещения в жилое помещение.
Другие доводы жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, они не опровергают выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не находит оснований для изменения или отмены принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17.10.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя М. С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.М.МУХАМЕТОВА
Судьи
Г.А.МИХЛЯЕВА
Р.Ф.ФАХРЕТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 16.01.2014
Разделы:Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 января 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Мухаметовой Н.М.
судей Михляевой Г.А., Фахретдиновой Р.Ф.
при секретаре Ш.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя М. С. на решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17.10.2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении иска М. к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании незаконным бездействия по переводу нежилого помещения в жилое помещение, признании нежилого здания жилым помещением, признании проживающим по договору социального найма отказать.
Заслушав доклад судьи Михляевой Г.А., судебная коллегия
установила:
М. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании незаконным бездействия ответчика по переводу дома N 44, расположенного по адресу: ... из нежилого в жилой фонд, признании его жилым, признании ее и ее семьи проживающими в указанном доме по договору социального найма. В обоснование иска указала, что в 2009 году она устроилась на работу в школу N 145 г. Уфы в пос. Старые Турбаслы учителем химии и биологии. Условием ее трудоустройства в эту школу было предоставление ей и ее семье пригодного для проживания жилья. Администрация МОУ СОШ N 145 ходатайствовала перед отделом образования Орджоникидзевского района г. Уфы о предоставлении дома по адресу: <...> под жилье для нее и ее семьи. Письменного ответа не последовало, однако в указанном отделе ей было дано устное разрешение о вселении в вышеуказанный дом для проживания со своей семьей, то есть имело место фактическое предоставление жилья. Она со своей семьей в 2009 году вселилась в дом. На сегодняшний день она со своей семьей не может должным образом зарегистрироваться, что создает массу трудностей для них. Она не может заключить договора на оплату электроэнергии и на обслуживание придомовой территории. Ее вселение должным образом не оформлено, договор социального найма не заключен. На момент вселения дом был в состоянии "сарая, без окон и дверей", никем не обслуживался, находился в непригодном для проживания состоянии. Поэтому, дом был полностью отремонтирован на ее собственные денежные средства и собственными силами. Были заменены окна, двери, полы, потолок, крыша, утеплены стены, проложена электрическая проводка, установлены сантехническое оборудование, батареи отопления. Также облагорожена придомовая территория, установлен забор и другие улучшения. После вселения она неоднократно обращалась в Администрацию Орджоникидзевского района городского округа г. Уфы, Администрацию городского округа г. Уфа, КУМС городского округа г. Уфа, БТИ г. Уфы РБ, МУП УДиНР городского округа г. Уфа РБ с запросами и просьбами оформить надлежащим образом документально ее вселение и проживание в доме, но везде получала устные и письменные отказы, согласно которым занимаемый ею дом является "нежилым" сооружением, является "бесхозным" и нигде на балансе не состоит. Ее обращение к ответчику в октябре 2012 года с заявлением о переводе указанного дома из нежилого в жилой, оставлено без удовлетворения. В настоящее время дом является жилым и имеет все минимальные условия для проживания. Комиссией Администрации района 19.12.2012 года составлен акт проверки жилищных условий жилого дома ..., который подтверждает, что дом предназначен для жилья и является жилым. Предоставив ей и ее семье вышеуказанное жилье, ответчик должен был оформить на ее имя правоустанавливающие документы на вселение и проживание в данном доме. Самозахвата и незаконного вселения с ее стороны не было. Вопрос о выселении ее семьи не ставился. Распоряжением главы Администрации Октябрьского района городского округа г. Уфа N 87 от 31.01.2008 года она со своей семьей признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в число участников Республиканской программы государственной поддержки молодых семей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей "ФЦП "Жилище". Администрация городского округа г. Уфа в лице КУМС г. Уфы заключила с ней, как директором МУ Дома культуры "Дуслык", договор хранения объекта нежилого фонда N 15 от 17.02.2011 года, согласно которому она является хранителем бесхозного объекта нежилого фонда, расположенного по адресу: г. ... В настоящее время она со своей семьей продолжает проживать в данном доме, однако дом уже не является бесхозным, так как согласно письменному ответу Администрации городского округа г. Уфы N м-1975 от 19.12.2012 года ответчиком были поданы документы для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Не соглашаясь с решением суда, представитель М. С. в апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное и необоснованное, ссылаясь на то, что суд не установил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Суд при вынесении решения не учел, что как следует из сообщения КУМС ГО г. Уфы, перевод из нежилого в жилое и заключение договора социального найма возможны после регистрации права муниципальной собственности на занимаемое помещение. В настоящее время право муниципальной собственности зарегистрировано. Кроме того, суд не учел, что М. не является ни собственником помещения, ни уполномоченным Администрацией лицом на перевод здания в жилое, поэтому не обладает соответствующими документами и не может получить их.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, выслушав М. и ее представителя С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно установил имеющие значение для дела фактические обстоятельства и дал им надлежащую юридическую оценку в соответствии с нормами материального права.
В соответствии со ст. 15 ЖК РФ, объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1, ч. 4 ст. 22 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности. Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение установленный данной нормой перечень документов в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляется собственником соответствующего помещения или уполномоченным им лицом.
В соответствии с ч. 6 указанной статьи, в случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 ЖК РФ, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случаях непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; представления документов в ненадлежащий орган; несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.
В соответствии с п. 7 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено, что согласно письму за исх. N 16 от 17.03.2009 г., директор МОУ Средняя общеобразовательная школа N 145 Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа ходатайствовала перед начальником отдела образования Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа о предоставлении дома под жилье по адресу: ... семье учителя химии и биологии М.
В период с 2010 года по 2012 год истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлениями о переводе указанного дома из нежилого фонда в жилой, признании дома N 44 по ул. Советская пос.Старые Турбаслы жилым, заключении договора социального найма.
В ответе Комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа РБ от 02.11.2010 г. N М-6017 на обращение истца, указано, что принято решение о подготовке пакета документов для постановки данного объекта в качестве бесхозного в Управлении Росреестра по РБ с последующей регистрацией права муниципальной собственности. Решение вопроса о дальнейшем использовании объекта недвижимости будет возможно после оформления права муниципальной собственности.
Согласно договору хранения объекта нежилого фонда N 15 от 17.02.2011 года, Комитет по управлению муниципальной собственностью
Администрации городского округа г. Уфа передал Муниципальному учреждению культуры Дом культуры "Дуслык" Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа РБ в лице директора М. во временное ответственное хранение с правом пользования бесхозяйный объект нежилого фонда, расположенный по адресу: г. Уфа, ... Договор заключен на срок с 01.10.2010 г. по 01.09.2011 г.
Аналогичное разъяснение содержится в ответе КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ от 30.10.2012 г. N М-1945.
Из ответа КУМС Администрации ГО г. Уфа РБ от 19.12.2012 г. N М-1975 следует, что нежилое здание, расположенное по ... 11.12.2012 года было поставлено на кадастровый учет. 14.12.2012 года поданы документы для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности ГО г. Уфа РБ.
Согласно сообщению Управления Росреестра по РБ N 14458/209 от 01.10.2013 г., право собственности на нежилое здание по адресу: г. Уфа, Орджоникидзевский район, ..., зарегистрировано за муниципальным образованием городского округа г. Уфа РБ.
Согласно акту проверки жилищных условий от 19.12.2012 года, дом по адресу: ... состоит из трех комнат, имеет жилую площадь 36 кв. м, в данный момент дом предназначен для жилья.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований М. о признании незаконным бездействия ответчика по переводу дома N 44, расположенного по адресу: <...> из нежилого в жилой фонд, признании дома N 44 по указанному адресу жилым, признании ее и ее семьи проживающими в указанном доме по договору социального найма, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Администрация городского округа г. Уфа РБ не нарушила права и свободы М.
Согласно техническому паспорту здание по адресу: ..., в котором проживает М. с семьей является нежилым торговым помещением.
Данное помещение не соответствует установленным к жилым помещениям требованиям, не оборудовано инженерными коммуникациями - водопроводом, канализацией, отсутствует горячее водоснабжение. В этой связи, торговому помещению для использования его в качестве жилого требуется переустройство.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат собственнику. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Из приведенных выше норм гражданского и жилищного законодательства следует, что перевод нежилого помещения в жилое помещение осуществляется только по заявлению собственника соответствующего помещения или уполномоченного им лица.
Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрена обязанность собственника по переводу нежилого помещения в жилое помещение, в том числе для последующего предоставления его для проживания лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Не содержат указания на норму закона, которая нарушена или не исполняется ответчиком и заявленные истцом требования.
Оценив представленные по делу доказательства, с учетом приведенных выше норм права, судебная коллегия не находит оснований для признания незаконным бездействия ответчика, а именно не принятия мер по переводу нежилого помещения в жилое помещение.
Спорное помещение не имеет статуса жилого помещения, не соответствует требованиям, установленным ст. ст. 15, 16 ЖК РФ для жилых помещений, поэтому не может являться объектом жилищных правоотношений.
Судебная коллегия соглашается, что благоустройство указанного помещения истцом и фактическое использование истцом и членами ее семьи спорным помещением не является основанием для признания помещения жилым и заключения договора социального найма.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы, о том, что суд при вынесении решения не учел, что в настоящее время право муниципальной собственности на занимаемое помещение зарегистрировано, не могут повлечь отмену решения суда, поскольку данное обстоятельство также не влечет обязанность ответчика по переводу нежилого помещения в жилое помещение.
Другие доводы жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, они не опровергают выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.
Судебная коллегия, рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не находит оснований для изменения или отмены принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда соответствуют требованиям закона и сделаны на основании имеющихся в деле доказательств, обязанность представления которых возложена согласно ст. 56 ГПК РФ на стороны. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 17.10.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя М. С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.М.МУХАМЕТОВА
Судьи
Г.А.МИХЛЯЕВА
Р.Ф.ФАХРЕТДИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)