Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Семеновой Т.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Моториной О.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11015/2014) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 16.09.2014 по делу N А46-9765/2014 (судья Лебедева Н.А.), принятое по иску открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ОГРН 1045507037344, ИНН 5504097128) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) о взыскании 145 001 руб. 85 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от ОАО "ОмскВодоканал" - Герцев В.Е. по доверенности N 15-325 от 27.12.2013,
установил:
Открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, ответчик) с иском о взыскании 145 001 руб. 85 коп., в том числе: 142 873 руб. 63 коп. задолженности за установку общедомовых приборов учета холодной воды и 2 128 руб. 22 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.04.2014 по 30.06.2014 (расчеты, л.д. 13-14).
Арбитражный суд Омской области 23.07.2014 определил рассмотреть дело N А46-9765/2014 в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.09.2014 исковые требования удовлетворены, с Департамента в пользу ОАО "ОмскВодоканал" взыскано 145 001 руб. 85 коп., в том числе: 142 873 руб. 63 коп. задолженности за установку общедомовых приборов учета холодной воды, и 2 128 руб. 22 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 5 350 руб. 60 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением суда, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей жалобы Департамент указывает, что у него отсутствует обязанность по оплате расходов на установку общедомовых приборов учета холодной воды ввиду того, что истцом не представлены доказательства невозможности получения данных расходов с нанимателей жилых помещений, на которых в силу положений статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) возложена обязанность по внесению соответствующих расходов. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда. Данная правовая позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12.
От истца поступил отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика, извещенного о судебном заседании надлежащим образом, в него не явился. Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Представитель истца поддержал доводы отзыва на жалобу.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как указывает истец в исковом заявлении, он установил общедомовые приборы учета холодной воды в многоквартирных домах по адресам, перечисленным в исковом заявлении, поскольку собственники помещений в этих домах не произвели установку данных приборов.
Указанное обстоятельство подтверждается актами монтажа общедомовых узлов учета холодной воды (л.д. 42-75).
Письмом от 14.04.2014 N 5413/14 истец уведомил ответчика о том, что в 32 жилых домах установлены общедомовые приборы учета холодной воды, в связи с чем просил подписать акты сдачи-приемки работ (услуг), и направил ответчику счета-фактуры для оплаты услуг (л.д. 28-29).
Истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, поскольку ответчик не произвел оплату услуг по установке приборов учета.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Повторно рассматривая настоящее дело, суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы ответчика по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В части 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании части 12 статьи 13 указанного Закона до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Проанализировав в совокупности и взаимосвязи положения частей 5 и 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, апелляционный суд пришел к выводу, что обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета.
При этом, в силу закона обязанность по оснащению жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, и многоквартирных жилых домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, возложена на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах.
Исполнитель коммунальных услуг без решения собственников не вправе устанавливать общедомовые приборы учета по собственной инициативе.
В части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, если это потребовало от ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Следовательно, расходы ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов подлежат взысканию за счет собственников помещений в многоквартирных домах.
Указанное подтверждается также пунктом 38 (1) "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 38 (1) Правил N 491 в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Абзацем вторым пункта 38 (1) Правил N 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ.
Из приведенной нормы права следует, что ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, взыскивает напрямую с собственников помещений многоквартирного жилого дома свои понесенные расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующих счетов.
Тот факт, что в многоквартирных жилых домах, в которых истцом установлены узлы учета холодной воды, имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности, подтверждается письмами ответчика в адрес истца о направлении перечней, учитываемых в реестре муниципального имущества города Омска, муниципальных жилых и нежилых помещений (л.д. 86-106).
В рассматриваемом случае истцом предъявлены требования к ответчику как собственнику помещений в многоквартирных жилых домах.
В соответствии с положениями Федерального закона N 261-ФЗ истец исполнил обязанность по установке приборов учета.
В связи с чем истец вправе рассчитывать на получение оплаты своих расходов.
Ответчик является надлежащим, поскольку расходы понесены истцом в связи с оснащением многоквартирных жилых домов приборами учета холодной воды, в которых находятся помещения, относящиеся к муниципальной собственности.
Возражения ответчика по сути сводятся к тому, что расходы должны нести наниматели жилых помещений.
Однако данные возражения ответчика ошибочны, не соответствуют требованиям закона.
Обязанным лицом по несению расходов по установке приборов учета холодной воды законодатель определил исключительно собственников помещений.
Наниматели жилых помещений не являются собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, в силу своего статуса могут лишь владеть и пользоваться помещениями.
Согласно пункту 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В пункте 3 статьи 153 ЖК РФ, на который ссылается ответчик, речь идет о расходах на содержание жилых помещений и коммунальные услуги, в которые вышеназванные расходы не входят.
Как следует из указанной нормы, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в частности, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
При этом капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Аналогичные положения, относящие работы по установке общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов, предусмотрены также и в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (пункт 2.4.2).
В рассматриваемом случае установка коллективных (общедомовых) приборов учета направлена не на содержание уже имеющегося общего имущества собственников многоквартирного дома, а на увеличение объема имущества, относящегося к категории общего имущества собственников.
В связи с этим, работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов относятся не к содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а к видам работ по капитальному ремонту.
Такие работы в силу положений пункта 1 статьи 154 ЖК РФ производятся за счет собственника жилищного фонда.
Поэтому соответствующие расходы по установке этих приборов учета должен нести именно собственник жилых помещений, а не их наниматели.
Поэтому доводы жалобы ответчика являются несостоятельными.
Расчет задолженности ответчиком не оспорен.
Доказательств погашения задолженности суду не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика понесенные истцом расходы в сумме 142 873 руб. 63 коп..
Кроме этого, истцом к взысканию предъявлено требование о взыскании процентов в порядке статьи 395 ГК РФ в сумме 2 128 руб. 22 коп. (расчет л.д. 14).
Факт просрочки оплаты долга подтверждается материалами дела.
Суд первой инстанции, проверив представленный истцом расчет процентов, начисленных за период с 26.04.2014 по 30.06.2014 исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8, 25%, признал его верным и взыскал с ответчика спорную сумму в полном объеме, принимая во внимание то, что ответчиком не оспорен расчет процентов.
Апелляционная жалоба не содержит каких-либо возражений в указанной части.
Контррасчет суммы процентов в жалобе не приведен.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 16.09.2014 по делу N А46-9765/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.П.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.11.2014 N 08АП-11015/2014 ПО ДЕЛУ N А46-9765/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 ноября 2014 г. N 08АП-11015/2014
Дело N А46-9765/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2014 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Семеновой Т.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Моториной О.Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11015/2014) Департамента имущественных отношений Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 16.09.2014 по делу N А46-9765/2014 (судья Лебедева Н.А.), принятое по иску открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ОГРН 1045507037344, ИНН 5504097128) к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) о взыскании 145 001 руб. 85 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от ОАО "ОмскВодоканал" - Герцев В.Е. по доверенности N 15-325 от 27.12.2013,
установил:
Открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент, ответчик) с иском о взыскании 145 001 руб. 85 коп., в том числе: 142 873 руб. 63 коп. задолженности за установку общедомовых приборов учета холодной воды и 2 128 руб. 22 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.04.2014 по 30.06.2014 (расчеты, л.д. 13-14).
Арбитражный суд Омской области 23.07.2014 определил рассмотреть дело N А46-9765/2014 в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 16.09.2014 исковые требования удовлетворены, с Департамента в пользу ОАО "ОмскВодоканал" взыскано 145 001 руб. 85 коп., в том числе: 142 873 руб. 63 коп. задолженности за установку общедомовых приборов учета холодной воды, и 2 128 руб. 22 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, а также 5 350 руб. 60 коп. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением суда, Департамент подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование своей жалобы Департамент указывает, что у него отсутствует обязанность по оплате расходов на установку общедомовых приборов учета холодной воды ввиду того, что истцом не представлены доказательства невозможности получения данных расходов с нанимателей жилых помещений, на которых в силу положений статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) возложена обязанность по внесению соответствующих расходов. Органы местного самоуправления несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда. Данная правовая позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.2013 N 15066/12.
От истца поступил отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика, извещенного о судебном заседании надлежащим образом, в него не явился. Суд апелляционной инстанции считает возможным на основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
Представитель истца поддержал доводы отзыва на жалобу.
Заслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как указывает истец в исковом заявлении, он установил общедомовые приборы учета холодной воды в многоквартирных домах по адресам, перечисленным в исковом заявлении, поскольку собственники помещений в этих домах не произвели установку данных приборов.
Указанное обстоятельство подтверждается актами монтажа общедомовых узлов учета холодной воды (л.д. 42-75).
Письмом от 14.04.2014 N 5413/14 истец уведомил ответчика о том, что в 32 жилых домах установлены общедомовые приборы учета холодной воды, в связи с чем просил подписать акты сдачи-приемки работ (услуг), и направил ответчику счета-фактуры для оплаты услуг (л.д. 28-29).
Истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском, поскольку ответчик не произвел оплату услуг по установке приборов учета.
Суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Повторно рассматривая настоящее дело, суд апелляционной инстанции поддерживает данный вывод суда первой инстанции и отклоняет доводы апелляционной жалобы ответчика по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В части 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании части 12 статьи 13 указанного Закона до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Проанализировав в совокупности и взаимосвязи положения частей 5 и 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, апелляционный суд пришел к выводу, что обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета.
При этом, в силу закона обязанность по оснащению жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, и многоквартирных жилых домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, возложена на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах.
Исполнитель коммунальных услуг без решения собственников не вправе устанавливать общедомовые приборы учета по собственной инициативе.
В части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, если это потребовало от ресурсоснабжающих организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Следовательно, расходы ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов подлежат взысканию за счет собственников помещений в многоквартирных домах.
Указанное подтверждается также пунктом 38 (1) "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 38 (1) Правил N 491 в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Абзацем вторым пункта 38 (1) Правил N 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Граждане - собственники помещений в многоквартирном доме производят оплату выставленных счетов в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ.
Из приведенной нормы права следует, что ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, взыскивает напрямую с собственников помещений многоквартирного жилого дома свои понесенные расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующих счетов.
Тот факт, что в многоквартирных жилых домах, в которых истцом установлены узлы учета холодной воды, имеются помещения, находящиеся в муниципальной собственности, подтверждается письмами ответчика в адрес истца о направлении перечней, учитываемых в реестре муниципального имущества города Омска, муниципальных жилых и нежилых помещений (л.д. 86-106).
В рассматриваемом случае истцом предъявлены требования к ответчику как собственнику помещений в многоквартирных жилых домах.
В соответствии с положениями Федерального закона N 261-ФЗ истец исполнил обязанность по установке приборов учета.
В связи с чем истец вправе рассчитывать на получение оплаты своих расходов.
Ответчик является надлежащим, поскольку расходы понесены истцом в связи с оснащением многоквартирных жилых домов приборами учета холодной воды, в которых находятся помещения, относящиеся к муниципальной собственности.
Возражения ответчика по сути сводятся к тому, что расходы должны нести наниматели жилых помещений.
Однако данные возражения ответчика ошибочны, не соответствуют требованиям закона.
Обязанным лицом по несению расходов по установке приборов учета холодной воды законодатель определил исключительно собственников помещений.
Наниматели жилых помещений не являются собственниками помещений в многоквартирных жилых домах, в силу своего статуса могут лишь владеть и пользоваться помещениями.
Согласно пункту 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
В пункте 3 статьи 153 ЖК РФ, на который ссылается ответчик, речь идет о расходах на содержание жилых помещений и коммунальные услуги, в которые вышеназванные расходы не входят.
Как следует из указанной нормы, до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя, в частности, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
При этом капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Аналогичные положения, относящие работы по установке общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов к работам по капитальному ремонту многоквартирных домов, предусмотрены также и в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (пункт 2.4.2).
В рассматриваемом случае установка коллективных (общедомовых) приборов учета направлена не на содержание уже имеющегося общего имущества собственников многоквартирного дома, а на увеличение объема имущества, относящегося к категории общего имущества собственников.
В связи с этим, работы по установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов относятся не к содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, а к видам работ по капитальному ремонту.
Такие работы в силу положений пункта 1 статьи 154 ЖК РФ производятся за счет собственника жилищного фонда.
Поэтому соответствующие расходы по установке этих приборов учета должен нести именно собственник жилых помещений, а не их наниматели.
Поэтому доводы жалобы ответчика являются несостоятельными.
Расчет задолженности ответчиком не оспорен.
Доказательств погашения задолженности суду не представлено.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно взыскал с ответчика понесенные истцом расходы в сумме 142 873 руб. 63 коп..
Кроме этого, истцом к взысканию предъявлено требование о взыскании процентов в порядке статьи 395 ГК РФ в сумме 2 128 руб. 22 коп. (расчет л.д. 14).
Факт просрочки оплаты долга подтверждается материалами дела.
Суд первой инстанции, проверив представленный истцом расчет процентов, начисленных за период с 26.04.2014 по 30.06.2014 исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации 8, 25%, признал его верным и взыскал с ответчика спорную сумму в полном объеме, принимая во внимание то, что ответчиком не оспорен расчет процентов.
Апелляционная жалоба не содержит каких-либо возражений в указанной части.
Контррасчет суммы процентов в жалобе не приведен.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда. Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 16.09.2014 по делу N А46-9765/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Т.П.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)