Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 06.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-20562

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог; Купля-продажа земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июня 2014 г. по делу N 33-20562


Судья: Серов М.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Строгонова М.В.,
судей Суминой Л.Н., Мухортых Е.Н., при секретаре И., рассмотрев по докладу судьи Суминой Л.Н. дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности У. на решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 31 марта 2014 года, которым постановлено:
- иск А. и О. удовлетворить полностью;
- обязать Департамент городского имущества г. Москвы заключить с А. и О. договор купли-продажи земельного участка по адресу: ************************************************, по льготной цене, равной 30-кратному размеру ставки земельного налога за единицу площади, а именно по цене *** рублей,
установила:

А. и О. обратились в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании ответчика заключить с ними договор купли-продажи земельного участка по адресу: ************************, по льготной цене, равной 30-кратному размеру ставки земельного налога за единицу площади, составляющей *** рублей, ссылаясь на то, что с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка по льготной цене они, будучи собственниками расположенного на нем жилого дома, в Департамент обратились до 01 июля 2012 года, когда действовали положения ст. 2 ФЗ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса РФ" (с изм. От 12.12.2011 г.). Не предоставление услуги в установленный срок связано с технической ошибкой ТБТИ по независящим от них причинам.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истцов заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, так как истцы имеют право на заключение с ними договора купли-продажи земельного участка по льготной цене в связи с подачей ими соответствующего заявления об этом 18 июня 2012 года, то есть в срок до 01 июля 2012 года.
Представитель ответчика иск в суде не признал по доводам письменных возражений, по смыслу которых обстоятельства, препятствующие заключению договора купли-продажи земельного участка по льготной цене, были устранены только после 01 июля 2012 года.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого как незаконного просит представитель Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности У. по доводам апелляционной жалобы, утверждая, что судом не учтены положения п. 4 ст. 6 Закона г. Москвы N 48 "О землепользовании в городе Москве", в силу которого до 01 июля 2012 года собственники объектов капитального строительства приобретают в собственность земельные участки по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков, тогда как в данном случае указанный в предоставленных истцами 18 июня 2012 года документах на земельный участок вид разрешенного использования не соответствовал фактическому виду разрешенного использования, что было исправлено только 17 августа 2012 года; судом не дана оценка тому обстоятельству, что выкупная стоимость земельного участка зависит от вида разрешенного использования для данного земельного участка, с приведением вида разрешенного использования в соответствие изменилась и кадастровая стоимость земельного участка, в связи с чем Департамент необоснованно был обжалуемым решением обязан заключить договор купли-продажи земельного участка по старой кадастровой стоимости; до июля 2013 года истцы уклонялись от разрешения вопроса о способе определения выкупной цены спорного земельного участка, поскольку, обращаясь с заявлением о выкупе в июне 2012 года, не могли не знать, что отказ в предоставлении участка может быть определен и путем предъявления требования о понуждении заключить договор с учетом того, что в рамках такого спора вопрос о цене выкупа подлежит разрешению в обязательном порядке.
Полагая возможным в силу ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истцов, извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика Департамента городского имущества г. Москвы по доверенности К., поддержавшего вышеприведенные доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представителя истцов по доверенности Г., полагавшей обжалуемое решение законным и обоснованным, не подлежащим отмене, обсудив доводы указанной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Так, из материалов дела следует, что на основании договора дарения от 11 апреля 2012 года, зарегистрированного в установленном законом порядке 05 мая 2012 года А. является собственником 2/5 доли жилого дома по адресу: ************************, О. - 3/5 доли (л.д. 47 - 48); данный жилой дом располагается на земельном участке, поставленном на кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера ********** *** года (л.д. 8 - 13); согласно письма МосгорБТИ от 22.03.2013 года, по данным технического учета по адресу: ************************, учтен объект недвижимости, имеющий назначение "жилой дом", тогда как в п. 1.4. кадастрового паспорта от *** года допущено ошибочное написание назначения объекта "многоквартирный дом" (л.д. 14); 18 июня 2012 года истцы обратились в службу "одного окна" ТУ ЗАО Департамента земельных ресурсов г. Москвы с заявлением о заключении с ними договора купли-продажи указанного земельного участка по льготной, кадастровой, стоимости (л.д. 17), которая на момент подачи заявления составляла *** руб., на что указывает кадастровый паспорт (л.д. 8); письмом Департамента городского имущества г. Москвы от 17 июля 2012 года истцам разъяснено, что оказание государственной услуги "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, сооружений, строений" не предоставляется возможным, поскольку согласно представленному кадастровому паспорту земельного участка от *** года разрешенное использование земельного участка указано как размещение многоквартирных жилых домов: объекты размещения жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования многоквартирных жилых домов, тогда как земельный участок расположен в границах индивидуальной жилой застройки *** и фактически является жилым домом, находящимся в общей долевой собственности двух собственников (л.д. 18); распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы от 15 августа 2012 года N 4174 разрешенное использование вышеназванного земельного участка приведено в соответствие с фактическим - участки размещения одноквартирных жилых домов: объект размещения жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования личных подсобных хозяйств (л.д. 22); 19 августа 2012 года Департаментом городского имущества г. Москвы N 4666-07 ДГИ издано распоряжение о предоставлении А. и О. в общую долевую собственность земельного участка по вышеприведенному адресу для целей эксплуатации жилого дома с оплатой стоимости О. от 3\\5 долей в праве общей долевой собственности, что составляет *** руб. *** коп., А. от 2\\5 долей - в размере *** руб. *** коп. (л.д. 35 - 37); 15 ноября 2012 года истцы обратились в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о предоставлении в общую долевую собственность земельного участка по адресу: ************************ (л.д. 23); проект договора купли-продажи земельного участка по указанной цене истцами подписан не был, что не отрицалось представителями сторон; в соответствии с кадастровым паспортом земельного участка от *** года, разрешенное использование - участки размещения одноквартирных жилых домов: объект размещения жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования личных подсобных хозяйств, кадастровой стоимостью *** руб. (л.д. 32), которая подтверждается также расчетом цены земельного участка (л.д. 34).
Исходя из того, что в данном случае правовое значение имеет дата подачи заявления о выкупе земельного участка - до 01 июля 2012 года, тогда как истцы по настоящему делу с указанным заявлением для выкупа земельного участка по льготной цене обратились 18 июня 2012 года, руководствуясь п. 1 и п. 1.1. ст. 36 Земельного Кодекса РФ, п. 1, ст. 2 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 24.11.2004 N 74 (ред. от 06.02.2013) "О земельном налоге", рассчитав его льготную стоимость, суд удовлетворил заявленные требования, обязав Департамент городского имущества г. Москвы заключить с истцами договор купли-продажи вышеназванного земельного участка по льготной цене, равной 30-кратному размеру ставки земельного налога за единицу площади, составившую *** рублей.
С выводом суда первой инстанции о наличии у истцов права на приобретение указанного земельного участка в общую долевую собственность по льготной цене судебная коллегия согласиться не может, так как он основан на неправильном толковании норм материального права, сделан в связи с несоответствием выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Так, в силу п. 1 ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Согласно п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении: земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность, на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.2 ст. 36 ЗК РФ, цена земельных участков, указанных в п. 1.1 данной статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
На основании пунктов 5, 6 ст. 36 ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлениями о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления указанного заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или постоянное (бессрочное) пользование. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляют его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
По смыслу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", правом выкупа по льготной цене земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности обладали граждане и некоммерческие организации, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность в период до 01 июля 2012 года.
На основании ч. 2 ст. 2 того же Федерального закона от 25.10.2001 г., до 01 июля 2012 года лица, не указанные в части 1 названной статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, исходя из размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка до 01 июля 2012 года.
В порядке 4 ст. 6 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве", с 01 июля 2012 года собственники объектов капитального строительства приобретают в собственность земельные участки, занятые такими объектами и находящиеся в собственности г. Москвы или государственной собственности до ее разграничения, по цене, равной кадастровой стоимости земельных участков, если иное не установлено федеральным законодательством.
Таким образом, указанный в п. 2 ст. 2 ФЗ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" порядок предоставления земельных участков в собственность, на который ссылались истцы и который был применен судом первой инстанции, предусматривающий возможность приобретения гражданами являющимися собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, таких земельных участков по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, исходя из размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка, действовал до 01.07.2012 года.
Положения ФЗ от 25.10.2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" не содержат указания на распространение порядка выкупа участка по льготной цене на период после 01.07.2012 года.
Следовательно, выкуп земельного участка по льготной цене в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка не может быть произведен после истечения установленного законом предельного срока.
Статьей 1 ЗК РФ определено, что деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства является одним из основных принципов земельного законодательства.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ, земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Часть 5 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в г. Москве" также указывает на то, что в решениях о предоставлении земельного участка в частную собственность, на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного срочного пользования, аренды, а также в заключаемых указанными органами исполнительной власти города Москвы договорах купли-продажи, аренды и иных договорах, предметом которых являются земельные участки, устанавливаются вид использования земельного участка из числа разрешенных градостроительным регламентом, соответствующий фактическому использованию на момент передачи земельного участка, а также требования к использованию земельного участка, обусловленные природоохранным законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
Исходя из изложенного, вид разрешенного использования земельного участка является одной из его характеристик как объекта недвижимости.
Кроме того, в соответствии с подпунктами 11, 14 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о разрешенном использовании, о кадастровой стоимости объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, пунктом 11 которых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации предоставлено право по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разрабатывать и утверждать методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель.
Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4 Правил N 316).
Согласно п. 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее - Методические указания), утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39, Методические указания позволяют определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе различных видов разрешенного использования.
По смыслу приведенных норм, в государственный кадастр недвижимости вносятся как сведения о кадастровой стоимости земельного участка, так и о его разрешенном использовании, кадастровая стоимость является экономической характеристикой земельного участка, его выкупная стоимость зависит от разрешенного использования, установленного для данного земельного участка.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу нашел подтверждение тот факт, что для заключения договора купли-продажи указанного земельного участка по льготной стоимости в службу "одного окна" ТУ ЗАО Департамента земельных ресурсов г. Москвы 18 июня 2012 года истцами одновременно с заявлением об этом был предоставлен кадастровый паспорт от *** года, в котором разрешенное использование земельного участка было указано как размещение многоквартирных жилых домов: объекты размещения жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования многоквартирных жилых домов, тогда как земельный участок расположен в границах индивидуальной жилой застройки *** и фактически является жилым домом, в связи с чем в предоставлении государственной услуги "Предоставление земельного участка в собственность собственникам зданий, сооружений, строений" было отказано.
Указанный в предоставленном истцами паспорте от 25 мая 2012 года вид разрешенного использования вышеназванного земельного участка в соответствие с его фактическим использованием - участки размещения одноквартирных жилых домов: объект размещения жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования личных подсобных хозяйств - был приведен только 15 августа 2012 года распоряжением Департамента городского имущества г. Москвы N 4174 (л.д. 22).
Поскольку вид разрешенного использования земельного участка был приведен в соответствие с фактическим, то есть изменился, и как следствие, изменилась его кадастровая стоимость, составившая, исходя из кадастрового паспорта земельного участка от 22 июля 2013 года и расчета цены земельного участка, *** руб. (л.д. 32, 34).
В связи с изложенным, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции неправомерно обязал ответчика заключить договор купли-продажи земельного участка по адресу: ************************, по льготной цене, равной 30-кратному размеру ставки земельного налога за единицу площади, а именно по цене *** рублей.
На основании ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Частью 1 ст. 196 ГПК предусмотрено, что при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Таким образом, обоснованным решение следует признавать тогда, когда в нем отражены имеющие значение для данного дела факты, подтвержденные проверенными судом доказательствами, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Между тем, при рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции данные положения не были учтены и применены.
При таких обстоятельствах, обжалуемое решение подлежит отмене с вынесением нового решения.
Учитывая, что действия Департамента городского имущества г. Москвы, связанные с отказом 17 июля 2012 года в выкупе земельного участка по льготной цене, истцы не оспаривали, вид разрешенного использования земельного участка в соответствие приведен 15 августа 2012 года, с учетом которого была определена и его кадастровая стоимость, что в государственный кадастр недвижимости и в кадастровый паспорт N *** внесено после 01 июля 2012 года, а с 01 июля 2012 года цена продажи земельного участка, рассчитываемая от кадастровой стоимости земельного участка, определяется уже на основании сведений о кадастровой стоимости земельного участка, выдаваемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости по запросу исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления, направленному после даты поступления обращения - гражданина или юридического лица о предоставлении земельного участка в собственность, учтенная кадастровая стоимость земельного участка, на который претендуют истцы, составила *** руб., заявленные А. и О. исковые требования к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании заключить с ними договор купли-продажи земельного участка по адресу: ************************, по льготной цене, равной 30-кратному размеру ставки земельного налога за единицу площади, составляющей *** рублей, подлежат отклонению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Солнцевского районного суда г. Москвы от 31 марта 2014 года отменить, вынести новое решение.
В удовлетворении иска А. и О. к Департаменту городского имущества г. Москвы об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка по адресу: ************************, по льготной цене, равной 30-кратному размеру ставки земельного налога за единицу площади, составляющей *** рублей, отказать.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)