Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 24.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-29820/2015

Требование: О признании отказа в переводе жилого помещения в нежилое незаконным, переводе жилого помещения в нежилое, закреплении нежилого помещения.

Разделы:
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право
Обстоятельства: Истец указал, что является правообладателем права собственности на жилое помещение в квартире коммунального заселения.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 августа 2015 г. по делу N 33-29820


Судья: Соленая Т.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Строгонова М.В.,
судей Федерякиной М.А., Колосовой С.И.,
при секретаре Ч.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Федерякиной М.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе истцов Г.О., Г.И. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 21 мая 2015 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Г.О., Г.И. к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству города Москвы, Префектуре Юго-Западного административного округа г. Москвы о признании отказа в переводе жилого помещения в нежилое незаконным, переводе жилого помещения в нежилое, закреплении нежилого помещения, - отказать

установила:

Г.О. первоначально обратилась в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании незаконным отказа о переводе жилого помещения площадью 18,8 кв. м, по адресу: ******* в нежилое, выраженного в письме N ДГИ-И-628/15 от 06.02.2015 года, переводе указанного жилого помещения в нежилое, закреплении площади пропорционально доли собственников, занимаемых жилых помещений.
В обоснование заявленных требований указала, что является правообладателем права собственности на жилое помещение площадью 11,3 кв. м, в трехкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: *******. Сособственником жилого помещения в виде комнаты площадью 14,3 кв. м, является Г.И. Третья проходная комната в указанной квартире коммунального заселения никому не принадлежит. В 1996 году проходная комната была огорожена временной перегородкой, в которой также проживала семья. После освобождения указанного жилого помещения - третьей комнаты в квартире, истец совместно с Г.И. привели жилое помещение в первоначальное состояние. В 2014 году истец, а также Г.И. обратились в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы по вопросу перевода проходной комнаты площадью 18,8 кв. м, в нежилое, для использования как место общего пользования всеми сособственниками. В удовлетворении заявления было отказано (л.д. 4 - 6).
С аналогичным иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обратилась Г.И., иск принят к производству (л.д. 41 - 43).
Определением Зюзинского районного суда г. Москвы от 23 марта 2015 года к участию в делах в качестве ответчика привлечены Департамент городского имущества города Москвы, Правительство города Москвы, Префектура Юго-Западного административного округа г. Москвы (л.д. 23 - 24, 60 - 61).
Определением Зюзинского районного суда г. Москвы от 21 мая 2015 года гражданское дело N 2-2160/2015 по иску Г.О. к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству города Москвы, Префектуре Юго-Западного административного округа г. Москвы о признании отказа в переводе жилого помещения в нежилое незаконным, переводе жилого помещения в нежилое, закреплении нежилого помещения и гражданское дело N 2-2159/2015 по иску Г.И. к Департаменту городского имущества города Москвы, Правительству города Москвы, Префектуре Юго-Западного административного округа г. Москвы о признании отказа в переводе жилого помещения в нежилое незаконным, переводе жилого помещения в нежилое, закреплении нежилого помещения, объединены в одно производство (л.д. 34 - 35).
Истцы Г.О., Г.И., представитель истцов по доверенности С. в судебное заседание суда первой инстанции явились, заявленные исковые требования поддержали, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили иск удовлетворить. Также в судебном заседании пояснили, что по указанному вопросу в Городскую межведомственную комиссию по использованию жилищного фонда города Москвы не обращались.
Представитель ответчика Префектуры Юго-Западного административного округа г. Москвы по доверенности В. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения исковых требований, просила в иске отказать.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Представитель ответчика Правительства города Москвы в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу извещен надлежащим образом, возражений на иск не представил.
Судом постановлено выше приведенное решение, об отмене которого просят истцы Г.О., Г.И., по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, указывают на нарушение судом норм процессуального и материального права, полагают, что суд не разрешил вопрос о незаконности принятого решения начальника Управления ЮЗАО г. Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав истцов Г.О., Г.И., их представителя по доверенности С., судебная коллегия, полагавшая возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом остальных участников, обсудив доводы апелляционной жалобы, находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, как постановленное в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями законодательства.
Судом установлено и следует из материалов дела, что жилое помещение в виде трехкомнатной квартиры общей площадью *******, жилой площадью *******, расположенное по адресу: ******* (л.д. 13 - 18) является квартирой коммунального заселения.
В соответствии с представленной в материалы дела выпиской из протокола N 356 заседания Городской межведомственной комиссии по приватизации и управлению жилищным фондом в г. Москве от 18 мая 2004 года, в Реестр объектов собственности города Москвы в жилищной сфере внесены 28218 квартир в 645 домах существующей застройки (согласно приложения, на 69 листах), в том числе квартира ******* (л.д. 68 - 73).
На основании договора передачи ******* от 06 апреля 2005 года Г.О. является правообладателем права собственности на комнату N 3 жилой площадью 11,3 кв. м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 7) по адресу: *******8.
На основании договора передачи N ******* от 06 апреля 2005 года Г.И. является правообладателем права собственности на комнату ******* жилой площадью *******, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 45) по вышеуказанному адресу.
Поскольку комнаты N 2 и N 3 в трехкомнатной квартире коммунального заселения по адресу: ******* на основании договоров передачи переданы в собственность граждан Г.О. и Г.И., с учетом того, что вся квартира по указанному адресу учтена в Реестре объектов собственности города Москвы, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что правообладателем права собственности на жилое помещение в виде комнаты N 1 площадью 18,8 кв. м, в трехкомнатной квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ******* является город Москва.
Из представленной в материалы дела выписки из домовой книги, следует, что в указанном жилом помещении по месту жительства зарегистрированы Г.О., Г.И., что подтверждается карточкой учета собственника (л.д. 10, 44).
05 декабря 2014 года Г.О., Г.И. обратились в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с заявлением о разрешении перевода жилого помещения в виде жилой комнаты N 1 площадью 18,8 кв. м, в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: ******* в нежилое с целью использования как места общего пользования в указанной квартире коммунального заселения (л.д. 11 - 12).
Департамент городского имущества города Москвы письмом N ДГИ-И-628/15 от 06 февраля 2015 года сообщил об отсутствии оснований для перевода освободившейся комнаты N 1 в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу ******* (за выездом граждан) в нежилое, предложил представить необходимые правоустанавливающие документы. (л.д. 20).
Не согласившись с указанным сообщением Департамента городского имущества г. Москвы, Г.О., Г.И. обратились с настоящими исками в суд о признании незаконным указанного отказа, переводе жилого помещения в нежилое, и закреплении за истцами в качестве мест общего пользования в квартире коммунального заселения, расположенной по адресу: *******, мотивируя тем, что указанный отказ нарушает права истцов.
Разрешая спор, суд пришел к правильному и обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ч. 1, 2 ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с п. 3 ст. 288 ГК РФ, размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и законодательства о градостроительной деятельности (ч. 1 ст. 22 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 23 ЖК РФ, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.
Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение (ч. 5 ст. 23 ЖК РФ).
Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5 настоящей статьи документе (ч. 8 ст. 23 ЖК РФ).
Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения (ч. 9 ст. 23 ЖК РФ).
Порядок и процедура согласования перевода жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение регламентированы Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 г. N 382-ПП "Об утверждении Регламента подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение".
Согласно п. 3 указанного Постановления Государственная жилищная инспекция города Москвы осуществляет контроль за соблюдением норм и правил производства работ по переустройству и (или) перепланировке переводимых помещений в соответствии с Распоряжением Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.
В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статьям 289 - 290 ГК РФ собственнику квартир в многоквартирном доме принадлежит также общее имущество этого дома: несущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, расположенное за пределами или внутри квартиры.
В соответствии с пунктом 1.4. Регламента подготовки по принципу "одного окна" уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 15.05.2007 N 382-ПП - рассмотрение вопросов по переводу жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение осуществляется Городской межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда города Москвы, состав и деятельность которой регламентируются Положением о Городской межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда города Москвы.
Если переводимое помещение относится к собственности города Москвы, то предварительно решение по переводу жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение принимается межведомственной комиссией административного округа города Москвы, утверждается распоряжением префекта административного округа города Москвы в соответствии с внутренним регламентом префектуры и направляется в Городскую МВК для рассмотрения в установленном порядке.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 7 Закона "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" обжалуемое действие (решение) признается незаконным, если оно приводит к нарушению прав и законных интересов гражданина, либо созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В ходе судебного разбирательства, из объяснений сторон, представленных письменных материалов дела, судом первой инстанции установлено, что истцы не обращались по вопросу перевода жилого помещения N 1 в нежилое в межведомственную комиссию Юго-Западного административного округа г. Москвы, решения о переводе жилого помещения в нежилое указанной комиссией не принималось, указанный вопрос также не был предметом рассмотрения Городской межведомственной комиссии.
Разрешая данных спор, суд обоснованно исходил из того, что под незаконным бездействием следует понимать несовершение в установленные сроки государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий и установленных законом и иными нормативными правовыми актами оснований, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.
При этом суд верно отметил, что вопрос о переводе жилого помещения N 1 площадью 18,8 кв. м, в нежилое в квартире коммунального заселения по адресу: ******* Окружной межведомственной комиссией ЮЗАО г. Москвы, не рассматривался.
Каких-либо нарушений прав и законных интересов истцов действиями ответчика Департамента городского имущества г. Москвы, в том числе письмом от 06.02.2015 года, судом не установлено.
Истцы не лишены возможности обратиться с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое в установленном законом порядке в межведомственную комиссию с приложением необходимых документов.
Доводы истцов, представителя истца в судебном заседании о том, что спорное жилое помещение в виде комнаты N 1 площадью 18,8 кв. м, не является изолированным жилым помещением, и не является помещением, которое используется в качестве места постоянного проживания граждан, суд первой инстанции счел несостоятельными, основанным на неправильном толковании норм действующего законодательства, поскольку согласно ч. 1 ст. 15 ЖК РФ объектами жилищных прав являются жилые помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Положениями ч. 5. ст. 15 ЖК РФ предусмотрено, что общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
В соответствии с частями 1, 3 и 4 статьи 16 названного Кодекса к жилым помещениям относится, в частности, комната как часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире, которая является структурно обособленным помещением в многоквартирном доме, обеспечивающим возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящим из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Согласно приведенным нормам помещения вспомогательного использования, находящиеся в квартире, с учетом функционального назначения этих помещений, предназначены для удовлетворения гражданами хозяйственно-бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в конкретном жилом помещении.
Доводы истца и представителя истца о том, что Г.О. является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку занимаемая ею комната не соответствует нормам предоставления жилой площади, судом не приняты во внимание, поскольку правового значения для рассмотрения дела по существу не имеют, вопрос об обеспечении истцов жилыми помещениями и их нуждаемость в жилых помещениях не является предметом судебного разбирательства.
Отказывая в удовлетворении исковые требований в полном объеме, оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу, что оснований для признания отказа о переводе жилого помещения в нежилое Департамента городского имущества г. Москвы, выраженного в письме от 06.02.2015 года, незаконным, переводе жилого помещения в квартире коммунального заселения в нежилое и закрепления указанного жилого помещения после его перевода в нежилое в качестве мест общего пользования, не имеется.
Юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не имеется. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся основанием к отмене обжалуемого решения, судом не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали бы выводы судебного решения, не могут являться основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 21 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)