Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2015 N 17АП-17796/2014-АК ПО ДЕЛУ N А50-5822/2014

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2015 г. N 17АП-17796/2014-АК

Дело N А50-5822/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 февраля 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуляковой Г.Н.,
судей Голубцова В.Г., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Вихаревой М.М.,
при участии:
- от заявителя ИП Забаева Евгения Александровича (ОГРНИП 304591129900103, ИНН 591109035325) - не явились, извещены надлежащим образом;
- от заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России N 2 по Пермскому краю (ОГРН 1045901447525, ИНН 5911000117) - Бабочкина Я.П., паспорт, доверенность от 12.01.2015;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ИП Забаева Евгения Александровича
на решение Арбитражного суда Пермского края от 11 ноября 2014 года
по делу N А50-5822/2014,
принятое судьей Самаркиным В.В.,
по заявлению ИП Забаева Евгения Александровича
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Пермскому краю
о признании частично недействительным решения,

установил:

Индивидуальный предприниматель Забаев Евгений Александрович (далее - предприниматель, заявитель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Пермского края к Межрайонной ИФНС России N 2 по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) с заявлением о признании частично недействительным решения от 31.12.2013 N 13.27 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления земельного налога за 2010-2012 годы в сумме 176 085 руб., начисления соответствующих сумм пеней, применения налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2010-2012 годы в сумме 17 608,50 руб.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.11.2014 требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение инспекции от 31.12.2013 N 13.27 в части в части доначисления предпринимателю земельного налога за 2010, 2011, 2012 годы в размере, превышающем подлежащий исчислению от показателей кадастровой стоимости, содержащихся в кадастровых справках о кадастровой стоимости каждого земельного участка за указанные налоговые периоды, начисления соответствующих сумм пеней, а также в части привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога за 2010, 2011, 2012 годы в размере, превышающем 10 000 руб. Суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и интересов налогоплательщика. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в соответствии с которой просит названное решение отменить и принять по делу новый судебный акт. Налогоплательщик считает, что обязанность исчислять и уплачивать земельный налог возникает у юридического и физического лица с момента государственной регистрации права собственности, в том числе в форме выдачи государственных актов, свидетельств и других документов. При этом налогоплательщик указывает на то, что документы, удостоверяющие право собственности на земельные участки предпринимателю не выдавались. Кроме того, по мнению налогоплательщика, выводы суда о том, что у него возникла обязанность исчислять и уплачивать земельный налог с 01.01.2010 в связи с постановкой земельных участков на кадастровый учет, не соответствуют действующему законодательству. Указывает на то, что кадастровый номер и дата его присвоения не являются единственными уникальными характеристиками земельного участка для его кадастрового учета, важной составной частью является и описание его границы. Обращает внимание на то, что земельный налог начислен только одному собственнику помещений в многоквартирных домах, заявителю по настоящему делу, хотя, согласно позиции государственного органа, обязанность по уплате земельного налога возникает у любого собственника помещения в многоквартирном доме вне зависимости от регистрации права общедолевой собственности на земельный участок в многоквартирном доме. Также полагает, что его вина в совершении налогового правонарушения отсутствует.
Заинтересованное лицо представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которым просит решение оставить без изменения, жалобу налогоплательщика - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель инспекции поддержал доводы письменного отзыва на жалобу налогоплательщика.
Заявитель надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направил, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности предпринимателя за период с 01.01.2010 по 31.12.2012, по результатам которой составлен акт проверки от 25.11.2013 N 13.27, принято решение от 31.12.2013 N 13.27 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым предпринимателю, в том числе доначислены налог, подлежащий уплате в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в сумме 14 947 руб., единый налог на вмененный доход в сумме 97 063 руб., земельный налог за 2010, 2011 и 2012 годы в сумме 176 085 руб., начислены соответствующие пени и применены штрафы по пункту 1 статьи 122 НК РФ, пункту 1 статьи 126 НК РФ в общей сумме 58 019 руб.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 03.03.2014 N 18-16/10 решение инспекции от 31.12.2013 отменено в части применения налоговых санкций по пункту 1 статьи 122, пункту 1 статьи 126 НК РФ в сумме, превышающей 29 009,50 руб. в связи с установлением смягчающих налоговую ответственность обстоятельств.
Полагая, что решение инспекции в части доначисления земельного налога за 2010-2012 годы, соответствующих сумм пени и штрафа нарушает его законные права и интересы, предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Суд первой инстанции принял указанное решение.
Как следует из материалов дела, заявителю принадлежат на праве собственности нежилые помещения в многоквартирных домах по адресам: г. Березники, ул. Пятилетки, д. 36 (площадь принадлежащих заявителю помещений 123,7 кв. м), г. Березники, ул. Пятилетки, д. 38 (площадь принадлежащих заявителю помещений 192,2 кв. м), г. Березники, ул. Пятилетки, д. 50 (площадь принадлежащих заявителю помещений 86,8 кв. м); (л.д. 60-63, т. 2).
На основании полученной в ходе мероприятий налогового контроля из филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю (отдел N 3) информации инспекцией установлено, что земельным участкам, на которых расположены указанные многоквартирные дома, присвоены кадастровые номера, определена их площадь и кадастровая стоимость: земельному участку по адресу: г. Березники, ул. Пятилетки, д. 36, присвоен кадастровый номер 59:03:0400094:7, площадь земельного участка составляет 2 599 кв. м, кадастровая стоимость составляет 10 232 782,80 руб.; земельному участку по адресу: г. Березники, ул. Пятилетки, д. 38, присвоен кадастровый номер 59:03:0400094:10, площадь земельного участка составляет 2 449 кв. м, кадастровая стоимость составляет 9 750 252,68 руб.; земельному участку по адресу: г. Березники, ул. Пятилетки, д. 50, присвоен кадастровый номер 59:03:0400097:7, площадь земельного участка составляет 2 907 кв. м, кадастровая стоимость составляет 11 505 993,21 руб. (л.д. 65-81, т. 2).
Исходя из полученных в рамках налоговой проверки сведений от организаций, осуществляющих функции по управлению многоквартирными домами - обществ с ограниченной ответственностью "Жилищный производственно-эксплуатационный трест" и "Наш дом", общая площадь многоквартирного дома по адресу: г. Березники, ул. Пятилетки, д. 36 составляет 1 777,80 кв. м, общая площадь многоквартирного дома по адресу: г. Березники, ул. Пятилетки, д. 38 составляет 1 723,20 кв. м, а общая площадь многоквартирного дома по адресу: г. Березники, ул. Пятилетки, д. 50 - 2 255,80 кв. м (л.д. 82-85, т. 2).
По результатам расчета доли принадлежащих заявителю на праве собственности площадей нежилых помещений в указанных многоквартирных домах, с применением кадастровой стоимости земельных участков за 1 кв. м, установленной Постановлением Правительства Пермского края от 16.11.2007 N 280-п, с видом функционального использования - земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, налоговым органом исчислен земельный налог за 2010, 2011 и 2012 годы.
Из представленных в материалы дела кадастровых справок о кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков, утвержденной на 01.01.2008 в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 16.11.2007 N 280-п, внесены в государственный кадастр недвижимости 11.01.2008 (л.д. 82-90, т. 1).
Исходя из пункта 2 Постановлением Правительства Пермского края от 16.11.2007 N 280-п, утвержденная этим актом кадастровая стоимость применяется для целей налогообложения.
Установив, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 59:03:0400094:7, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Березники, ул. Пятилетки, д. 36 на 01.01.2010, 01.01.2011 и 01.01.2012 составляла 16 040 040,38 руб.; кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 59:03:0400094:10, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Березники, ул. Пятилетки, д. 38 на 01.01.2010, 01.01.2011 и 01.01.2012 составляла 15 114 297,38 руб.; кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером 59:03:0400097:7, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: г. Березники, ул. Пятилетки, д. 50 на 01.01.2010, 01.01.2011 и 01.01.2012 составляла 15 397 332,48 рубля, суд первой инстанции признал недействительным решение инспекции в соответствующей части, указав, что земельный налог за каждый из налоговых периодов подлежал исчислению исходя из показателей кадастровой стоимости, отраженной по каждому земельному участку на начало налогового периода в указанных кадастровых справках.
При этом суд пересчитал размер налоговых обязательств предпринимателя исходя из указанных кадастровых справках, в которых отражена кадастровая стоимость спорных земельных участков, определенная на основании Постановления Правительства Пермского края от 16.11.2007 N 280-п, исходя из вида функционального использования "земли под домами многоэтажной и повышенной этажности застройки" (для земельных участков с кадастровыми номерами 59:03:0400094:7 и 59:03:0400094:10 - 6171,62 руб./кв. м; для земельного участка с кадастровым номером 59:03:0400097:7 - 5296,64 руб./кв. м).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что земельные участки по состоянию на 01.01.2010 являлись сформированными, в отношении них проведен государственный кадастровый учет, заявитель, является собственником нежилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, обладая одновременно долями в праве общей собственности на общее имущество в таких домах, включая земельные участки, в спорные налоговые периоды - 2010, 2011, 2012 годах являлся налогоплательщиком земельного налога.
Доводы заявителя об отсутствии вины в допущенных нарушениях по мотиву добросовестного заблуждения были отклонены арбитражным судом, поскольку неверное определение налогоплательщиком своих налоговых обязанностей на основе неправильной трактовки положений действующего законодательства, обусловившее привлечение к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ, свидетельствует о наличии виновного поведения.
При этом, в соответствии с правовой позицией судов высшей инстанции и руководствуясь положениями ст. 112, 114 НК РФ суд первой инстанции, приняв во внимание наличие смягчающих ответственность обстоятельств, которые не были учтены в качестве таковых налоговым органом, - привлечение предпринимателя к налоговой ответственности впервые, компенсацию неблагоприятных последствий для бюджета начислением пени (статьи 72, 75 НК РФ), совершение правонарушений по неосторожности, снизил размер санкций до размера, не превышающего в общем 10 000 руб.
Заявитель жалобы полагает, что доначисление земельного налога за 2010-2012 годы неправомерно, поскольку, несмотря на то, что он являлся собственником вышеуказанных нежилых помещений в многоквартирных домах, его право на земельные участки, занятые указанными многоквартирными домами, в установленном порядке не зарегистрировано, земельные участки не сформированы, при расчете земельного налога за спорные налоговые периоды налоговым органом произвольно произведено определение доли площади земельных участков, при том, что ст. 31 НК РФ право определения доли в праве на общее имущество налоговому органу не предоставлено. Полагает, что его вина в совершении налогового правонарушения отсутствует.
Указанные доводы рассмотрены судом апелляционной инстанции рассмотрены и отклонены на основании следующего.
Как определено статьей 387 НК РФ, земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой земельного налога на территории города Березники, регламентировались в спорный период НК РФ и решением Березниковской городской Думы от 30.08.2005 N 22 "Об установлении земельного налога", которым, в том числе установлены налоговые ставки (пункт 2 решения), сроки уплаты земельного налога (пункт 4 Положения).
Статьей 390 НК РФ урегулировано, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в силу статьи 389 этого Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
При этом налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. В соответствии с пунктом 2 этой же статьи не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Статьей 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 66-67 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) определили, что, если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме считается возникшим в силу закона с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (часть 2 статьи 16 Вводного закона).
Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В Постановлении N 10/22 указано, что в силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
Таким образом, исходя из положений Вводного закона N 189-ФЗ, а также позиции Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ следует:
- - момент возникновения права общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, связан с датой осуществления государственного кадастрового учета;
- - право на общее имущество, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, возникает у собственников квартир независимо от факта государственной регистрации права общей долевой собственности на такое имущество;
- - каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.
В части 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указано, что государственная регистрация возникновения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Таким образом, с момента формирования земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также присвоения кадастрового номера указанному земельному участку лицо, является плательщиком земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка. При этом основанием для уплаты земельного налога является свидетельство о праве собственности на нежилое помещение.
Из материалов дела следует, что спорные земельные участки по адресам г. Березники, ул. Пятилетки, д. 36, г. Березники, ул. Пятилетки, д. 38, г. Березники, ул. Пятилетки, д. 50, имеют кадастровые номера, сведения о них внесены в государственный кадастр недвижимости 29.04.2005, 15.03.2005, 19.08.1998, соответственно, находятся в общей долевой собственности, собственниками являются собственники помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, из материалов дела следует, что в отношении земельных участков, на которых расположены указанные многоквартирные дома, на 01.012.2010 (начало первого из проверенных налоговых периодов по земельному налогу) проведен государственный кадастровый учет, участки являлись сформированными. Следовательно, собственники помещений в многоквартирном доме, которым земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности в силу законодательства Российской Федерации, признаются налогоплательщиками земельного налога с даты проведения государственного кадастрового учета.
Следовательно, вывод арбитражного суда о том, что заявитель как собственник нежилых помещений, расположенных в вышеуказанных многоквартирных домах, обладая одновременно долями в праве общей собственности на общее имущество в таких домах, включая земельные участки, в спорные налоговые периоды являлся плательщиком земельного налога, является правильным.
Соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неверном толковании законодательства.
Кроме того суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.011 г. N КАС11-226 наличие в выписке из государственного кадастра сведений о том. что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, не препятствует реализации требований п. 2 ст. 16 Федерального закона N 189-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины в допущенных нарушениях по мотивам добросовестного заблуждения был учтен судом первой инстанции в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность за совершение налогового правонарушения (совершение правонарушения по неосторожности).
При отсутствии иных доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда не имеется, а потому апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ, и относятся на сторону, не в пользу которой принят судебный акт.
Излишне оплаченную предпринимателем при подаче апелляционной жалобы государственную пошлину в размере 1900 руб. следует ему возвратить на основании ст. 104 АПК РФ и ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 ноября 2014 года по делу N А50-5822/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ИП Забаеву Евгению Александровичу (ОГРНИП 304591129900103, ИНН 591109035325) из федерального бюджета госпошлину в размере 1 900 (Одна тысяча девятьсот) руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 11.12.2014.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Г.Н.ГУЛЯКОВА

Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Н.М.САВЕЛЬЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)