Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 15.04.2014 ПО ДЕЛУ N 33-5281/2014

Требование: О признании бездействия по расселению жильцов дома незаконным, обязании расселить.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Решением комиссии спорный дом признан непригодным для проживания, вместе с тем конкретные сроки расселения жильцов не определены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 апреля 2014 г. по делу N 33-5281/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Старичковой Е.А.
судей Нурисламовой Э.Р., Жерненко Е.В.
с участием прокурора Замалетдиновой Л.И.
при секретаре С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации городского округа г. Уфа РБ З. на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 февраля 2014 года, которым постановлено:
исковое заявление прокурора Советского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц и жильцов дома N ... по ул. ... г. Уфы К.Л., К. (К.), Г.Р., Д., Н.М., Г.Р., Г.О. к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании бездействия по расселению жильцов дома незаконным и расселении удовлетворить.
Признать бездействие Администрации городского округа г. Уфа РБ, выраженное в непринятии решения о дальнейшем использовании жилого дома по адресу: ..., признанного непригодным для проживания, сроках расселения жильцов дома, незаконным.
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа РБ расселить жильцов аварийного дома N ... по ул. ... г. ...: К.Л., К. (К.), Г.Р., Д., Н.М., Г.Р., Г.О.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

установила:

Прокурор Советского района г. Уфы в интересах неопределенного круга лиц и жильцов дома N ... по ул. ... г. Уфы Ф.А., Ф.И.Ф., Ф.И.И., К.В., К.Л., К. (К.), Х.Р.Х., Х.Т., К.Э., Х.Р.Р., К.А.Д., С.Д., Т., Н.И., Г.Т., Б.Ю., Б.Д., Г.Р., Д., Н.М., Г.Р., Г.О., П.Н., П.Я., А.Р., А.А. обратился с иском (с учетом уточнений) к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании бездействия по расселению жильцов дома незаконным и расселении, мотивируя тем, что прокуратурой Советского района г. Уфы проведена проверка исполнения жилищного законодательства, в результате которой установлено, что жилой дом по адресу: ..., 1963 года постройки, согласно акту межведомственной комиссии, утвержденному постановлением Администрации Советского района г. Уфы N ... от 22.03.1999 г. имеет износ 60%. В ходе осмотра здания и жилых помещений выявлено наличие трещины фундамента, стены повреждены грибком и жучком, имеют неравномерную осадку, перекрытия с прогибом балок, перегородок, отсутствие отдельных листов шифера, отколы и трещины крыши, местами изломы полов, следов протечки, большое количество хомутов, коррозия трубопроводов центрального отопления. Инженерное оборудование газоснабжения АОГВ, электроснабжение, канализация, ГВС отсутствуют. Решением межведомственной комиссии городского округа г. Уфа РБ по признанию помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 12.02.1999 г. указанный дом признан непригодным для проживания. По информации Администрации городского округа г. Уфа РБ расселение жильцов дома планируется осуществить до апреля 2015 г. Вместе с тем конкретные сроки расселения жильцов не определены. Просил признать бездействие Администрации городского округа г. Уфа РБ, выраженное в непринятии решения о дальнейшем использовании жилого дома по адресу: ..., признанного непригодным для проживания, сроках расселения жильцов дома, незаконным; обязать Администрацию городского округа г. Уфа РБ расселить жильцов аварийного дома N ... по ул. ... г. ....
Определением Советского районного суда г. Уфы РБ от 13.02.2014 года производство по делу в части заявленных прокурором требований в интересах неопределенного круга лиц и жильцов дома N 213 по ул. Революционной г. Уфы Ф.А., Ф.И.Ф., Ф.И.И., Х.Р.Х., Х.Т., К.Э., Х.Р.Р., К.А.Д., С.Д., Т., Н.И., Г.Т., Б.Ю., Б.Д., П.Н., П.Я., А.Р., А.А. к Администрации городского округа г. Уфа РБ о признании бездействия по расселению жильцов дома незаконным и расселении - прекращено в связи с отказом прокурора Советского района г. Уфы РБ от заявленных требований в указанной части. Определение суда сторонами не обжаловано.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа г. Уфа РБ З. просит решение суда отменить, указывая на то, что прокурором иск подан в интересах неопределенного круга лиц, однако при этом речь идет о переселении конкретных граждан из ветхого аварийного жилья, которым должны быть предоставлены жилые помещения в установленном законом порядке. Кроме того, прокурором не представлено доказательств уважительности или невозможности самостоятельного обращения собственников жилых помещений спорного дома в суд за защитой своих прав, как и не представлено доказательств, подтверждающих бездействие ответчика. Жилой дом включен в адресную программу РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы, утвержденную постановлением Правительства РБ от 15.04.2013 г. N 156, которая подлежит исполнению до конца 2015 года в зависимости от выделяемых денежных средств. Согласно Федеральному закону от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства" принятие дополнительных решений по домам, включенным в региональные программы, не предусмотрено. Также ссылается на отсутствие решения о признании дома аварийным, на образование Администрации ГО г. Уфа, как распорядительного органа только 01.01.2006 г., а также на то, что Межведомственная комиссия создана постановлением главы Администрации ГО г. Уфа РБ от 22.10.2007 г. N ..., в связи с чем полагает, что принятое ранее постановление Администрации Советского района г. Уфы от 22.03.1999 г. не является основанием для расселения жильцов.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Ф.А., Ф.И.Ф., Ф.И.И., Х.Р.Х., Х.Т., К.Э., Х.Р.Р., К.А.Д., С.Д., Т., Н.И., Г.Т., Б.Ю., Б.Д., П.Н., П.Я., А.Р., А.А., К.Л., К. (К.), Г.Р., Д., Н.М., Г.Р., Г.О., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем суд апелляционной инстанции в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Администрации городского округа г. Уфа РБ Ц., действующего по доверенности от ... г., поддержавшего апелляционную жалобу, прокурора Замалетдинову Л.И., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Каждый имеет право на уважение его жилища (статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
По смыслу указанных норм право на жилище включает в себя возможность стабильного пользования занимаемым жилым помещением, а также обеспечения жителей жилых домов (жилых помещений) здоровой средой обитания, жилой среды, достойной цивилизованного человека. Жилищные права граждан охраняются законом. Действия, препятствующие осуществлению этих прав, запрещаются.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 года N 20-П, Определение от 15.02.2005 г. N 17-О). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
При этом в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009 г. N 376-О-П отмечено, что конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
Из конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности, с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам.
На основании ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. N 47 разъяснено, что на основании полученного заключения о признании жилого помещения непригодным для проживания орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В силу ч. 1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Согласно ст. 49.3 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01.0.2005 г., если дом, в котором находятся приватизированные квартиры, подлежал сносу по основаниям, предусмотренным законодательством, выселяемым из него собственникам квартир с их согласия предоставлялось равноценное жилое помещение на праве собственности либо иная компенсация местным Советом народных депутатов, предприятием, учреждением, организацией, осуществляющими снос дома. Следовательно, если в доме, подлежащем сносу, имелись квартиры, находящиеся в собственности граждан в результате их приватизации, то этим гражданам по их выбору предоставляется либо равноценное жилое помещение либо иная компенсация.
Разрешая спор по существу, суд пришел к выводу о том, что исковые требования в отношении жильцов дома N ... по ул. ... г. ... К.Л., К. (К.), Г.Р., Д., Н.М., Г.Р., Г.О. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходил из того, что жилой дом, в котором проживают граждане, в интересах которых действует прокурор, является аварийным и непригодным для проживания и дальнейшее проживание их в занимаемых ими квартирах угрожает их жизни и здоровью.
С указанным выводом судебная коллегия соглашается, поскольку он основан на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах дела и нормах права, регулирующих данные правоотношения.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Советского района г. Уфы проведена проверка исполнения жилищного законодательства в части расселения домов, находящихся в аварийном состоянии, в ходе которой установлено, что двухэтажный жилой дом, расположенный по адресу: ..., 1963 года постройки в соответствии с актом межведомственной комиссии, утвержденной постановлением Администрации Советского района г. Уфы N ... от 22.03.1999 г. имеет износ 60%.
В ходе осмотра здания и жилых помещений выявлено наличие трещин фундамента, поражение стен грибком и жучком, неравномерная осадка стен, отсутствие отдельных листов шифера, отколы и трещины крыши, а также, что перекрытия с прогибом балок, перегородок, местами излом пола, следы протечки, большое количество хомутов, коррозия трубопроводов центрального отопления; отсутствие инженерного оборудования газоснабжения АОТВ, электроснабжения, канализации, ГВС.
Актом Межведомственной комиссии от 22.03.1999 г. N ..., назначенной Постановлением главы Администрации Советского района г. Уфы N ... от 12.01.1999 г., установлено, что в жилом доме N ..., расположенном по ул. ... в г. ..., отсутствуют инженерное оборудование газоснабжения АОГВ, электроснабжение, канализация, ГВС. Износ конструктивных элементов - 60%. Дом подлежит расселению.
Согласно заключению Акта межведомственной комиссии жилой дом N ..., расположенный по ул. ... в г. ... пригоден для проживания (л.д. 145).
Жилой дом N ... ул. ... г. Уфы включен в адресную программу РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 год, утвержденную Постановлением Правительства РБ от 15.04.2013 г. N 156.
К.Л., К. (К.), Г.Р., Д., Н.М., Г.Р., Г.О. являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма.
Жилищное законодательство исходит из необходимости обеспечить безопасность жилища. Используя доступные праву средства, оно должно способствовать тому, чтобы жилье находилось в состоянии, не угрожающем жизни и здоровью граждан. Если жилое помещение оказалось в таком состоянии, что проживать в нем небезопасно, то оно не должно использоваться в качестве жилья и т.д. Соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают контроль за соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим правилам и нормам (п. 6 ст. 2 ЖК РФ), за соблюдением установленных требований при жилищном строительстве (п. 7 ст. 2 ЖК РФ). Жилищное законодательство признает жилым помещением только помещение, которое отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам (ст. 15 ЖК РФ). Законодательством предписывается, что при пользовании жилыми помещениями должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные требования (ч. 4 ст. 17 ЖК РФ). Закон предусматривает, что граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания (ст. 85 ЖК РФ).
В силу действующего законодательства контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, а также за соответствием жилых помещений, установленным санитарным и техническим требованиям, обеспечивают органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 6 ст. 2, ст. 86 ЖК РФ).
Принимая акты об отнесении жилого дома (жилого помещения) к категории непригодного для проживания орган местного самоуправления фактически признал обязанность по предоставлению истцам другого жилого помещения, поскольку спорный дом по своему техническому состоянию, как непригодный для проживания, подлежит отселению.
На основании изложенного суд обоснованно пришел к выводу о том, что дом непригоден для проживания, права граждан нарушаются, указанный дом создает угрозу и неопределенному кругу лиц, поскольку возможное разрушение дома может причинить вред здоровью.
При указанных обстоятельствах коллегия соглашается с выводом суда о допущенном Администрацией ГО г. Уфа бездействии по расселению жильцов дома N ... по ул. ... г. Уфы, в связи с чем находит несостоятельным довод апелляционной жалобы об отсутствии доказательств, подтверждающих бездействие ответчика.
Довод апелляционной жалобы о непринятии Межведомственной комиссией Администрацией ГО г. Уфа решения о признании указанного жилого дома аварийным противоречит Адресной программе Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РБ от 15.04.2013 N 156 (ред. от 28.06.2013) "Об адресных программах Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2015 годы", в которую включен жилой дом N ... по ул. ... г. ... РБ.
Не может быть признан обоснованным довод жалобы об отсутствии бездействия со стороны Администрации городского округа г. Уфа РБ ввиду действия Адресной программы РБ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда до 2015 года, поскольку согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и неподлежащими ремонту или реконструкции, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются во внеочередном порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что прокурором указан круг лиц, в интересах которых предъявлен иск, подлежит отклонению, поскольку прокурор, предъявляя иск в суд, в соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре РФ" действовал в защиту значительного числа граждан, так как бездействие ответчика по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях, представляет опасность по причине аварийного состояния не только для жизни и здоровья жильцов дома, но и лицам, не проживающим в указанном доме, посещающим его (сотрудники почтовой службы, обслуживающих организаций и т.д.), круг которых определить невозможно.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, спор разрешил в соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 13 февраля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Администрации городского округа г. Уфа РБ З. - без удовлетворения.

Председательствующий
Е.А.СТАРИЧКОВА

Судьи
Э.Р.НУРИСЛАМОВА
Е.В.ЖЕРНЕНКО

Справка: Судья Ш.А.П.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)