Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЮМЕНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.12.2014 ПО ДЕЛУ N 33-6879/2014

Требование: О признании недействительным отказа муниципального органа, обязании устранить допущенное нарушение права.

Разделы:
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право
Обстоятельства: Муниципальный орган отказал заявителю в переводе квартиры в нежилое помещение в связи с непредставлением необходимых документов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТЮМЕНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 декабря 2014 г. по делу N 33-6879/2014


Судебная коллегия по гражданским делам Тюменского областного суда в составе:
председательствующего Журавлевой Г.М.
судей Кучинской Е.Н., Малининой Л.Б.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца П. в лице представителя Д. на решение Ленинского районного суда города Тюмени Тюменской области от 06 октября 2014 года, которым постановлено:
"В иске П. к Управе Восточного административного округа города Тюмени о признании недействительным отказа от <.......> о переводе квартиры в нежилое помещение и обязании устранить допущенное нарушение права путем рассмотрения по существу заявления с принятием решения о переводе жилого помещения в нежилое либо об отказе в переводе жилого помещения в нежилое с выдачей заявителю соответствующего уведомления - отказать".
Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Журавлевой Г.М., выслушав представителя Д., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Истец П. обратилась в суд с иском к ответчику Управе Восточного административного округа города Тюмени о признании недействительным отказа о переводе квартиры в нежилое помещение и обязании устранить допущенное нарушение права путем рассмотрения по существу заявления с принятием решения о переводе жилого помещения в нежилое либо об отказе в переводе жилого помещения в нежилое с выдачей заявителю соответствующего уведомления.
Требования мотивированы тем, что ей на праве собственности принадлежит трехкомнатная <.......> о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Она обратилась в Управу Восточного административного округа города Тюмени в порядке ст. 23 Жилищного кодекса РФ, за согласованием перевода принадлежащего ей жилого помещения в нежилое помещение, представив требуемый пакет документов. Письмом от <.......> Управа сообщила ей, что в представленном пакете не хватает документа - копии технического паспорта на спорный объект недвижимости. Приказом <.......> от <.......> Управы Восточного административного округа Администрации города Тюмени ей было отказано в переводе жилого помещения трехкомнатной квартиры <.......> на <.......> этаже жилого дома по адресу: <.......> в нежилое помещение. Отказ в переводе помещения мотивирован п. 1 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса РФ, а именно тем, что она не представила определенные частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя Т.е. по существу заявление о переводе помещения не рассматривалось. Она считает, что бездействие, связанное с не рассмотрением ее заявления по существу, является незаконным, и нарушает ее право использовать помещение по назначению, препятствует ей в реализации права на изменение в установленном порядке назначения принадлежащего ей помещения. Полагает, что после получения заявления о переводе принадлежащего ей жилого помещения в нежилое с приложением, предусмотренных статьей 23 ЖК РФ документов, Управа в установленный законом срок обязана была принять решение по существу заявленного вопроса. Поскольку данная обязанность Управой не исполнена, что воспрепятствовало ей в реализации права на изменение в установленном порядке назначения принадлежащего ей помещения либо на судебное обжалование отказа в переводе жилого помещения в нежилое, то имеются основания к признанию допущенного бездействия незаконным. Так как межведомственная комиссия Управы Восточного округа, на которую возложено рассмотрение вопросов перевода помещений, не рассматривала по существу ее заявление, то она полагает, что способом защиты нарушенного права является возложение обязанности на Управу Восточного административного округа г. Тюмени рассмотреть по существу ее заявление - принять решение о переводе жилого помещения в нежилое либо об отказе в переводе жилого помещения в нежилое с выдачей ей соответствующего уведомления.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась истец.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на нарушения норм материального права.
Считает, что суд первой инстанции не мотивировал, в связи, с чем ч. 2.1 ст. 23 ЖК РФ не была им применена.
Указывает в жалобе, что план переводимого помещения с его техническим описанием имеется в органе кадастрового учета, а также имеется непосредственно у застройщика. Доказательств невозможности истребования указанного документа ответчик в материалы дела не представил.
По мнению истца, полномочия по переводу помещений возложены на ответчика в силу закона, и закон не содержит указания в каком органе необходимо истребовать техническую документацию, то ответчик для выполнения возложенных на него полномочий по принятию решений о переводе и разрешения вопроса о возможности перевода имеет возможность истребовать технический план переводимого помещения в органе государственного кадастрового учета и непосредственно у застройщика.
По мнению истца, ответчик незаконно и необоснованно лишил ее права на перевод жилого помещения в нежилое, при этом, не рассмотрев по существу возможности перевода.
Остальные доводы жалобы аналогичны доводам, изложенным в исковом заявлении.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, как это предусмотрено частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено, что П. на праве собственности принадлежит трехкомнатная квартира <.......> по адресу: <.......> Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано за ней регистрирующим органом <.......> года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана соответствующая запись регистрации.
Как усматривается из материалов дела, и установлено судом первой инстанции, <.......> П. обратилась в Управу Восточного административного округа Администрации г. Тюмени с заявлением, в котором просил осуществить перевод квартиры <.......> общей площадью <.......> кв. м, в нежилое помещение для использования в качестве офиса.
Однако уведомлением от <.......> <.......> заявителю П. отказано в переводе жилого помещения в нежилое на основании п. 1 ч. 1 ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, в связи с непредставлением определенных ч. 2 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконным отказа в переводе <.......> из жилого помещения в нежилое, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель не представила в орган, осуществляющий такой перевод, необходимые документы.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции, приведенные в оспариваемом судебном постановлении, правильными, основанными на анализе и соответствующей правовой оценке фактических обстоятельств дела, имеющихся в деле доказательств и нормах действующего законодательства.
В силу положений ст. 22 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Перевод жилого помещения в нежилое помещение не допускается, если доступ к переводимому помещению невозможен без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, или отсутствует техническая возможность оборудовать такой доступ к данному помещению, если переводимое помещение является частью жилого помещения либо используется собственником данного помещения или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, а также если право собственности на переводимое помещение обременено правами каких-либо лиц.
Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение допускается только в случаях, если такая квартира расположена на первом этаже указанного дома или выше первого этажа, но помещения, расположенные непосредственно под квартирой, переводимой в нежилое помещение, не являются жилыми.
Перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 и ч. 3 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации, перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Частью 2.1 ст. 23 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе: 1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); 3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
В соответствии со ст. 24 Жилищного кодекса Российской Федерации, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
1.1) поступления в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии с частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления;
2) представления документов в ненадлежащий орган;
3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;
4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Решение об отказе в переводе помещения выдается или направляется заявителю не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Постановлением Администрации г. Тюмени от <.......> N <.......> утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по принятию документов, а также выдаче решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение.
Отказывая в заявленных требованиях, суд обоснованно указал, что ЖК РФ предусматривает, что при не предоставлении технического паспорта объекта заявителем допускается отказ в переводе жилого помещения в нежилое.
Данный вывод является правильным, основан на требованиях вышеуказанных норм закона и обстоятельствах дела.
Неправильным толкованием норм материального права и обстоятельств дела является довод апелляционной жалобы о том, что план переводимого помещения с его техническим описанием имеется в органе кадастрового учета, а также имеется непосредственно у застройщика. Доказательств невозможности истребования указанного документа ответчик в материалы дела не представил.
Письмом Тюменского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" <.......> от <.......> г. (л.д. 28-29) на имя истца о предоставлении информации и письма Тюменского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на имя ответчика <.......> от <.......> о предоставлении разъяснений, подтверждается, что объект, расположенный по адресу: <.......> Тюменским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" не инвентаризировался. Письмом ОАО "Тюменская домостроительная компания" на имя истца о том, также подтверждается, что технический паспорт на спорное жилое помещение отсутствует. План переводимого жилого помещения с его техническим описанием не заменяет технический паспорт и не является документом, который является основанием для принятия решения о переводе жилого помещения в нежилое. В данном случае закон требует предоставление именно технического паспорта.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что истица вправе не предоставлять технический паспорт ответчику, не является основанием к отмене состоявшегося решения, поскольку такой паспорт должен существовать в принципе, что дает возможность Управе запросить его и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают законность судебного решения и по существу сводятся к переоценке выводов суда и иную оценку представленных сторонами доказательств по делу, а также к неправильному толкованию норм материального права, потому, не могут служить основанием для отмены правильного судебного постановления.
Представленные сторонами доказательства были при рассмотрении дела оценены судом в соответствии с правилами, закрепленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и оснований для вывода о неполноте, необъективности или односторонности этой оценки судебная коллегия не усматривает.
Суд правильно определил характер правоотношения между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Тюмени Тюменской области от 06 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу П. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)