Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 29.05.2013 N 33-4994/2013

Требование: О признании незаконным, отмене постановления о предоставлении земельного участка, признании недействительным договора купли-продажи; о признании недействительным договора; о возложении обязанности отменить постановление и внести изменения в приложение в цену выкупа участка.

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Купля-продажа земли; Сделки с землей
Обстоятельства: Было вынесено постановление о предоставлении земельного участка в собственность.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 мая 2013 г. N 33-4994/2013


Судья: Шепелева Н.Ю.

29 мая 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Туровой Т.В.,
судей Гареевой Е.Б., Макурина В.М.,
с участием прокурора Жилкина П.И.,
при секретаре К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М.Л., М.Д.Н. и М.О.А. к администрации Иланского района и Н. об оспаривании права собственности на земельный участок, исковому заявлению прокурора Иланского района в интересах Российской Федерации к администрации Иланского района и Н. о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка и заявлению Н. об обязании администрации Иланского района отменить постановление от 10.09.2012 года N 1009-п и внести изменения в приложение N 1 к постановлению N 1117-п от 18.11.2011 года,
по апелляционной жалобе истцов М.Л., М.Д.Н., М.О.А.,
на решение Иланского районного суда Красноярского края от 11 февраля 2013 года, которым постановлено:
"Признать действия Администрации Иланского района в части заключения договора купли-продажи NN от 21.11.2011 г. находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 200,0 кв. м, с кадастровым номером N и передаче указанного земельного участка в собственность Н. незаконными.
Признать недействительным договор купли-продажи NN от 21.11.2011 г., находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 200,0 кв. м, с кадастровым номером N
Обязать Н. <адрес> передать в распоряжение Администрации Иланского района земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 200,0 кв. м, с кадастровым номером N
Исключить из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации NN от 18.12.2011 г. о праве собственности Н. на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>" кадастровый номер N
Внести изменения в сведения Государственного кадастра недвижимости о земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> площадью 200,0 кв. м, с кадастровым номером N, а именно: исключить сведения о "правообладателе" - Н., "виде права"- собственности, "разрешенном использовании"- для огородничества.
В удовлетворении исковых требований в части снятия с прекращением существования с кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 200,0 кв. м, с кадастровым номером N отказать".
Заслушав доклад судьи Макурина В.М., судебная коллегия

установила:

М.Л., М.Д.Н. и М.О.А. обратились в суд с иском к администрации Иланского района, Н. об оспаривании права собственности на земельный участок. Свои требования мотивировали тем, что являются собственниками двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...> В собственности М. находится кв. NN данного дома, в собственности М-вых кв. N N Данный дом расположен на земельном участке, который истцы используют для огородничества и садоводства, при этом, в органы местного самоуправления за формированием земельного участка истцы не обращались. В мае 2012 года им стало известно, что часть используемого ими земельного участка, площадью 200 кв. м администрацией Иланского района по договору купли-продажи передана в собственность Н. для огородничества, что привело к препятствию оформления их права на земельный участок в границах фактического землепользования. Полагают, что указанные действия администрации Иланского района являются незаконными, так как не было учтено фактическое землепользование, право собственников многоквартирных домов на земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, преимущественное право собственников зданий на покупку или аренду земельного участка, нахождение спорного участка в зоне жилой усадебной застройки, недопустимость формирования земельных участков с вклиниванием. Истцы просили (с учетом изменения исковых требований) признать незаконным и отменить постановление администрации Иланского района от 18.11.2011 года N N о предоставлении Н. земельного участка, признать недействительным договор купли-продажи NN от 21.11.2011 года, заключенный между администрацией Иланского района и Н. на спорный земельный участок площадью 200 кв. м, применить последствия недействительности сделки путем передачи земельного участка в муниципальную собственность Иланского района и снять его с кадастрового учета.
Прокурор Иланского района в интересах РФ обратился в суд с иском к администрации Иланского района и Н. о признании недействительным договора купли-продажи NN от 21.11.2011 г. на земельный участок площадью 200 кв. м, расположенный по адресу: <...>а, кадастровый номер N Свои требования мотивировал тем, что земельный участок предоставлен Н. для огородничества, то есть для целей, не связанных со строительством, следовательно, цена участка должна соответствовать рыночной стоимости земельного участка, но не ниже кадастровой стоимости участка. Цена продажи по оспариваемому договору существенно занижена, составляет 65 рублей 88 копеек. Прокурор просил (с учетом изменения исковых требований) признать действия администрации Иланского района в части заключения указанного договора купли-продажи незаконными, а договор купли-продажи - недействительным. Обязать Н. передать в распоряжение администрации Иланского района спорный земельный участок. Исключить из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запись регистрации NN от 28.12.2011 года о праве собственности Н. на спорный земельный участок.
Н. обратился в суд с заявлением о возложении на администрацию Иланского района обязанности отменить постановление от 10.09.2012 года NN и внести изменения в приложение NN к постановлению N 1117-п от 18.11.2011 года в цену выкупа земельного участка, указав цену земельного участка, установленную в соответствии с требованиями земельного законодательства. Свои требования мотивировал тем, что 17.01.2013 г. ему стало известно о вынесении администрацией Иланского района вышеуказанного постановления об отмене постановления NN от 18.11.2011 г. о предоставлении ему земельного участка ввиду заниженной цены продаваемого земельного участка. Указывает на отсутствия своей вины в установлении заниженной цены спорного земельного участка, и согласен доплатить денежную сумму до рыночной стоимости приобретенного им земельного участка.
В дальнейшем Н. в соответствии со ст. 39 ГПК РФ отказался от заявленных им требований.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы М.Л., М.Д.Н., М.О.А. просят решение суда изменить в связи с нарушением норм материального права, неправильной оценкой судом юридически значимых обстоятельств дела, ссылаясь на то, что их право собственности на квартиры в жилом доме по <адрес> возникло в 1997 г., соответственно они как собственники квартир в многоквартирном доме, имеют право на формирование земельного участка, на котором расположен дом, в границах фактического землепользования. Выводы суда о том, что органами местного самоуправления при формировании нового земельного участка с кадастровым номером N и предоставлении его Н. не были нарушены требования законодательства и их права как фактических землепользователей не основаны на фактических обстоятельствах дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истица М.О.А., ответчик Н., представитель ответчика администрации Иланского района, представитель третьего лица Управления Росреестра по Красноярскому краю. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие, поскольку последние о слушании дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения истцов М.Л., М.Д.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Жилкина П.А., полагавшего, что решение суда подлежит изменению с удовлетворением исковых требований о снятии спорного участка с кадастрового учета, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. Вместе с тем решение суда подлежит изменению.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В силу ч. 1 ст. 432 ГК РФ, ст. 555 ГК РФ цена является существенным условием договора купли-продажи недвижимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В силу ч. ч. 2, 4 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ч. 1 ст. 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.
Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
В соответствии со ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ, в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно п. 67 Постановления Пленума ВС РФ N 10, Пленума ВАС N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Водного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
В силу ч. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ жилые дома блокированной застройки - жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
На основании ст. 1 ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
В силу ч. 5 ст. 4 указанного закона сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
В соответствии со ст. 7 указанного закона к уникальным характеристикам земельного участка отнесены в том числе, его кадастровый номер и дата внесения такового в кадастр, описание местоположения границ и его площадь.
Согласно ст. 16 названного закона, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
В силу ч. 10 ст. 38 указанного закона, образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам.
Согласно п. 3.1.1. "Правил землепользования и застройки в муниципальном образовании город Иланский" утвержденных Решением Иланского городского Совета депутатов Красноярского края от 27.12.2006 N 19-97р в зоне жилой усадебной застройки разрешено размещение блокированных 2-4-квартирных домов малой этажности с отдельным входом с улицы для каждой квартиры из кирпичных, деревянных и иных строительных материалов, разрешенных к применению согласно действующим нормативам. На приусадебном участке разрешается: строительство хозяйственных построек (бань, отдельно стоящих гаражей, сараев, теплиц, оранжерей), встроенного в жилой дом гаража в соответствии с утвержденной проектной документацией и техническими регламентами; размещение открытой стоянки для автомашины; выращивание сельскохозяйственных культур (цветов, овощей, фруктов); индивидуальная трудовая деятельность (без нарушения принципов добрососедства); обеспечение минимального расстояния от основного строения до границ соседнего участка не менее 3 м, до хозяйственных и прочих строений, от крытой стоянки автомобиля и отдельно стоящего гаража - не менее 1 м; площадь приусадебных земельных участков - не менее 400 кв. м на одну квартиру, включая площадь застройки.
В соответствии с п. 3.8 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилые здания, детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, учреждения здравоохранения и отдыха, спортивные сооружения, сады, парки, садоводческие товарищества и огороды.
Суд первой инстанции, дав надлежащую юридическую оценку представленным сторонами доказательствам и применив нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение, пришел к объективному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора Иланского района, а также исковых требований М.Л., М.Д.Н., М.О.А.
Выводы суда первой инстанции мотивированны, соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, из которых видно, что ответчик Н. обратился с заявлением на имя главы администрации Иланского района о предоставлении ему земельного участка по адресу: <адрес> площадью 200,0 кв. м, в собственность. После чего была утверждена схема расположения земельного участка. В газете "Иланские вести" от 28.09.2011 года было опубликовано сообщение о наличии данного земельного участка, предназначенного для предоставления в собственность. Спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 02.08.2011 года. На основании постановления администрации Иланского района N 1117-п от 18.11.2011 года о предоставлении Н. земельного участка в собственность за плату для огородничества, 21.11.2011 года между муниципальным образованием Иланский район и Н. был заключен договор купли-продажи N 114 находящегося в государственной собственности земельного участка площадью 200,0 кв. м, с кадастровым номером N расположенного по адресу: <адрес> Цена выкупа составила 65 рублей 88 копеек. В соответствии с приложением NN к постановлению администрации Иланского района N 1117-п от 18.11.2011 года цена выкупа земельного участка определена на основании Закона Красноярского края от 04.12.2008 N 7-2542 "О регулировании земельных отношений в Красноярском крае", с применением кратности ставки земельного налога. 28.12.2011 года в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности Н. на данный земельный участок. В государственный кадастр недвижимости была внесена информация о правообладателе земельного участка Н. и виде права - собственность.
Судом первой инстанции было установлено, что спорный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне железнодорожного транспорта, схема расположения земельного участка не прошла утверждения в Управлении архитектуры и градостроительства Иланского района.
Кроме того, спорный земельный участок в установленных границах находится в непосредственной близости (около 2-х метров) от жилого дома блокированной застройки N N по <адрес> в котором имеется две квартиры - N N которая находится в собственности М.Л. на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 04.03.1997 г., зарегистрированного 05.03.1997 г. за N 1690-ПЖ; N N - которая находится в собственности М.Д.Н. и М.О.А. и М.И. на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 04.03.1997 г., зарегистрированного 05.03.1997 г. за N 1689-ПЖ.
Как установлено в судебном заседании спорный земельный участок фактически в натуре выделен не был, находится на огороженной забором территории, используемой собственниками квартир NN N дома N <адрес>, общий размер фактического землепользования истцов, согласны схемы, составленной ООО "Меридиан+" 06.11.2012 г. составляет 694 кв. м. Ответчик Н. доступа на предоставленный ему земельный участок не имел, так как на данном участке находились погреб, насаждения и теплица истцов, выделенный ответчику участок истцами был огорожен общим забором вокруг домовладения.
В дальнейшем постановление Администрации Иланского района от 18.11.2011 г. N 1117-п "О предоставлении Н. <адрес> земельного участка в собственность за плату, для огородничества" было отменено постановлением администрации Иланского района от 10.09.2012 года N 1009-п по протесту прокурора Иланского района.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Иланского района, а также в части исковые требования М.Л., М.Д.Н., М.О.А. суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что земельный участок был передан в собственность Н. для целей, не связанных со строительством и его цена не могла определяться с применением кратности ставки земельного налога, земельный участок мог быть продан администрацией района по рыночной цене, но не ниже кадастровой стоимости участка. Кроме того, спорный земельный участок был предоставлен Н. без учета зонирования территории, так как находится в санитарно-защитной зоне железнодорожного транспорта, в которой предоставление участков под огородничество не допускается. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о признании недействительной сделки по продаже Н. спорного земельного участка в силу ничтожности, как не соответствующей закону, обязании ответчика передать в распоряжение администрации Иланского района спорного земельного участка и об исключении из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о регистрации права собственности ответчика на спорный земельный участок.
Вместе с тем, суд первой инстанции отказал в удовлетворении исковых требований М.Л., М.Д.Н., М.О.А. в части снятия с прекращением существования с кадастрового учета спорного земельного участка, при этом исходил из того, что право собственности истцов на квартиры N N и N N дома N <адрес> возникло после предоставления Н. спорного земельного участка, истцы не лишены возможности пользоваться жилым домом, придомовой территории достаточно для доступа к нему, а также для размещения и использований элементов благоустройства, минимальное расстояние от спорного земельного участка до дома, со стороны квартиры М.Л. составляет более 2-х метров, каждая квартира имеет отдельную ограду, а при постановке земельного участка на кадастровый учет нарушений законодательства не допущено. При таких обстоятельствах суд первой инстанции ограничился внесением изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о спорном земельном участке в виде исключения сведений о правообладателе Н., виде права - собственности и разрешенном использовании - для огородничества.
Однако, с выводами суда в указанной части судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права. Право собственности истцов на квартиры NN N в доме N <адрес> возникло, в соответствии со ст. 7 Закона "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов, т.е. с 05.03.1997 г., а с момента вступления в силу Жилищного кодекса РФ, т.е. с 01.03.2005 г. у истцов как собственников помещений в многоквартирном доме возникло право с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета на получение бесплатно в общую долевую собственность земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества. Так как земельный участок дома N N по <адрес> до настоящего времени не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в муниципальной собственности, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Водного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. Согласно п. 3.1.1. "Правил землепользования и застройки в муниципальном образовании город Иланский" площадь приусадебных земельных участков должна составлять не менее 400 кв. м на одну квартиру, включая площадь застройки. Фактически занимаемая территория дома N N по <адрес> в настоящее время составляет 694 кв. м. Таким образом при формировании земельного участка указанного дома, весь спорный земельный участок должен войти в состав сформированного земельного участка под многоквартирным домом. Кроме того, в настоящем виде граница спорного земельного участка находится ближе 3-х метров до дома истицы М.Л., что также запрещено указанными Правилами землепользования, участок выделяемый под огородничество был сформирован без учета градостроительного зонирования. При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о том, что при формировании земельного участка и его постановке на кадастровый учет нарушений законодательства не допущено, не может быть признан обоснованным, решение суда в части отказа в удовлетворении требований истцов М.Л., М.Д.Н., М.О.А. о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета подлежат отмене, а указанное требования - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Иланского районного суда Красноярского края от 11 февраля 2013 года - в части отказа в удовлетворении исковых требований М.Л., М.Д.Н., М.О.А. к администрации Иланского района, Н. о снятии с кадастрового учета земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 200,0 кв. м, с кадастровым номером N - отменить и принять в этой части новое решение.
Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером N, с местоположением: <адрес> площадью 200,0 кв. м, путем снятия с государственного кадастрового учета.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу истцов М.Л., М.Д.Н., М.О.А. - без удовлетворения.

Председательствующий
Т.В.ТУРОВА

Судьи
Е.Б.ГАРЕЕВА
В.М.МАКУРИН




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)