Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ОТ 27.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7623/13

Разделы:
Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. по делу N 33-7623/13


Судья Г.А. Абдуллина
Учет N 21

Судебная коллегия по гражданским делам апелляционной инстанции Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Р.Я. Калимуллина,
судей Ф.В. Хабировой, В.Г. Сазоновой,
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ф.В. Хабировой гражданское дело по апелляционной жалобе В. на решение Советского районного суда г. Казани от 24 апреля 2013 года, которым постановлено:
в иске В. к ООО УК "Райжилуправление Азино-2 Советского района г. Казани" о взыскании денежных средств отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав выступление В. в поддержку жалобу, судебная коллегия
установила:

В. обратился в суд с иском к ООО УК "Райжилуправление Азино-2 Советского района г. Казани" о взыскании денежных средств.
В обоснование требований указал, что является сособственником жилого помещения, расположенного в <адрес>. Истец с учетом представленных в ходе судебного разбирательства уточнений просил взыскать с ответчика суммы, излишне им уплаченные за оказанные коммунальные услуги, в частности, за период с января 2003 года по 2012 год. Общая сумма переплаты составляет 129 122,51 руб. При этом истец представил по каждой позиции расчет.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. В судебном заседании от 16 апреля 2013 года исковые требования не признал.
Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе В. ставит вопрос об отмене решения, указывая, что судом не рассмотрена в отдельности каждая услуга, оказываемая ответчиком.
В суде апелляционной инстанции В. жалобу поддержал.
Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 2) плату за коммунальные услуги.
4. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В соответствии со статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации 1. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
8. Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно статье 158 Жилищного кодекса Российской Федерации 1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
4. Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
- 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
- 2) Управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
- 3) управление управляющей организацией.
Из материалов дела видно, что с 1 апреля 2008 года в микрорайоне Азино-2 общим собранием собственников многоквартирных домов избран способ управления - Товарищество собственников жилья "Азино-2", что подтверждается Протоколом N 2 от 12 марта 2008 года. Согласно п. 2.5. Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 17 февраля 2006 года N 264 "Об утверждении Положения о порядке передачи многоквартирных жилых домов в управление уполномоченной собственниками управляющей организации или товариществам собственников жилья" (с изменениями от 12 марта 2009 года): уполномоченная собственниками управляющая организация несет ответственность за обеспечение надлежащей технической эксплуатации МКЖД с момента приема-передачи его в управление.
На основании договора управления многоквартирными домами между ТСЖ и УК N 1 от 1 апреля 2008 года ООО "РЖУ Советского района г. Казани" несет ответственность перед истцом именно с 1 апреля 2008 года.
На основании вышесказанного ТСЖ "Азино-2", а равно и ООО "Управляющая компания "Райжилуправление Советского района" на основании пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества".
Истец, ссылаясь на то, что нарушение ответчиком его прав происходит с 2003, он производит расчеты и исчисления излишне уплаченных им денежных сумм начиная с этого времени.
В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно статье 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В силу части 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
В данном случае представителем ответчика заявлено ходатайство о применении срока исковой давности, в связи с чем суд обоснованно применил пропуск срока как основание для отказа в удовлетворении требований истца в части взыскания с ответчика излишне уплаченных денежных средств за оказанные коммунальные услуги за период с 2003 года по июнь 2009 года.
Далее, истец также просил взыскать излишне уплаченные денежные средства за период с июля 2009 года по июль 2012 года.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Учитывая, что тарифы, примененные ответчиком при составлении счетов-фактур, были утверждены в предусмотренном законом порядке, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика излишне уплаченных сумм за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, отопление и канализирование, за капитальный ремонт и наем жилья, за электроснабжение, за услуги лифта и за управление домом.
Ссылка истца на то, что тарифы не подтверждены перечнем выполненных объемов работ, не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции.
Из материалов дела видно, что с 1 апреля 2008 года в микрорайоне "Азино-2" г. Казани общим собранием собственников многоквартирных домов был избран способ управления - Товарищество собственников жилья "Азино-2", что подтверждается Протоколом N 2 от 12 марта 2008 года.
В целях обеспечения управления домом.... по <адрес>, надлежащего содержания и ремонта общего имущества в указанном доме, а также обеспечения ТСЖ жилищными и коммунальными услугами 1 апреля 2008 года между ТСЖ "Азино-2" и ответчиком был заключен Договор N 1 об управлении многоквартирным домом.
Также в соответствии с пп. 2 и 3 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме".
Также на основании пункта 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса (плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В соответствии с пп. 7 п. 2 статьи 5 и п. 20 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ (ред. от 19 июля 2011 года) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления муниципальных образований устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к ним в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования. Предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к ним, действующих на конец текущего финансового года.

Согласно пп. "а" п. 28 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее Правила) собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (п. 29 Правил).
В силу п. 31 Правил, при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Данному положению соответствует условие договора управления, в соответствии с которым Управляющая организация имеет право готовить к окончанию года с момента действия настоящего Договора (далее к концу каждого года действия настоящего Договора при заключении его на срок более года или его пролонгации) предложения общему собранию собственников помещений по установлению размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме на основании предлагаемого собранию перечня работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества и сметы расходов на предстоящий год. При утверждении решением общего собрания новой стоимости услуг и (или) работ направить Собственнику дополнительное соглашение с обновленными Приложениями для подписания.
Судом установлено, что с 2009 по 2012 год ответчиком применялись тарифы, установленные Постановлением ИКМО г. Казани.
Согласно разъяснению Комитета жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета Муниципального образования г. Казани от 29 марта 2012 года, начисления за коммунальные услуги осуществляются в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Расчет размера платы за коммунальные услуги в многоквартирном доме приводится в приложении N 2 к Правилам, в зависимости от оборудованности дома и квартир приборами учета потребления коммунальных ресурсов.
Таким образом, ежемесячные тарифы на набор жилищных услуг при составлении счетов-фактур, применяемые ответчиком, установлены органом местного самоуправления, они не противоречат тарифам, утвержденным в г. Казани, в связи с этим нарушений со стороны ответчика судом не установлено.
Довод апелляционной жалобы В. о том, что судом не рассмотрена в отдельности каждая услуга, оказываемая ответчиком, не может служить основанием для отмены решения, ибо никаких допустимых доказательств незаконности начисления сумм по отдельным услугам не представлено.
Судом установлено, что ежемесячные тарифы на коммунальные услуги, применяемые ответчиком, соответствуют тарифам, утвержденным в г. Казани, фактов их превышения не установлено.
Ссылка в жалобе истца на отказ ответчика от фактов экономии энергоресурсов не может быть принята во внимание, поскольку данный вопрос не был предметом рассмотрения суда первой инстанции, а поэтому не подлежит оценке судом апелляционной инстанции.
Иные доводы, изложенные в жалобе истца, не могут повлечь отмену решения, поскольку не опровергают выводов суда первой инстанции, а повторяют правовую позицию заявителя, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
При таком положении оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании излишне уплаченных сумм по указанным истцом позициям у суда не имелось.
Решение суда следует признать соответствующим закону и фактическим обстоятельствам дела, постановленным с учетом всех доводов сторон и представленных доказательств.
Руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:

решение Советского районного суда г. Казани от 24 апреля 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)