Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания Шестаковой М.О.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления по Центральному Федеральному Округу Федеральной службы по финансовому мониторингу
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.08.2013 по делу N А82-8477/2013 (дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства), принятое судом в составе судьи Красновой Т.Б.,
по заявлению открытого акционерного общества "Рыбинская управляющая компания"
к Межрегиональному управлению по Центральному Федеральному Округу Федеральной службы по финансовому мониторингу
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
открытое акционерное общество "Рыбинская управляющая компания" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Рыбинская УК") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления по Центральному Федеральному Округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - ответчик, административный орган, МРУ Росфинмониторинга по ЦФО) от 18.06.2013 N 07-13/29/35ПЮЛ1, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.08.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с отсутствием состава вменяемого ОАО "Рыбинская УК" административного правонарушения.
МРУ Росфинмониторинга по ЦФО с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.08.2013 по делу N А82-8477/2013 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции не основано на нормах действующего законодательства. Ответчик обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что доказательства, имеющиеся в материалах дела, подтверждают факт осуществления ОАО "Рыбинская УК" деятельности оператора по приему платежей.
В подтверждение своей позиции по делу МРУ Росфинмониторинга по ЦФО ссылается на положения статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), пункта 4 статьи 2, пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), на представленные в материалы дела: договор на муниципальный заказ на отпуск воды, отвод и очистку сточных вод муниципального жилого фонда N 598-ж от 01.09.2005, договор на снабжение тепловой энергией МУП "Теплоэнерго" N 8 от 01.01.2010, договор снабжения электрической энергией N 704295 от 01.07.2009, а также на договоры управления многоквартирными домами.
Административный орган полагает, что из анализа положений указанных выше договоров следует, что воля сторон на совершение сделки по оказанию поставщиками услуг (работ) физическим лицам, проживающим на объектах, указанных в представленных договорах, направлена на прием ОАО "Рыбинская УК" от плательщиков денежных средств и последующее исполнение Обществом денежных обязательств перед поставщиками по оплате работ (услуг).
Помимо названного, МРУ Росфинмониторинга по ЦФО считает, что подтверждением факта того, что ОАО "Рыбинская УК" является платежным агентом - оператором по приему платежей, является наличие у Общества специального банковского счета.
Также в апелляционной жалобе ответчик выражает несогласие с выводом арбитражного суда об отсутствии в материалах дела доказательств того, что Общество выступало в отношениях с плательщиками в роли платежного агента, а именно - доказательств принятия ОАО "Рыбинская УК" денежных средств непосредственно от физических лиц (плательщиков), минуя муниципальное унитарное предприятие Рыбинского муниципального округа Ярославской области "Информационно-расчетный центр" (далее - МУП "ИРЦ").
Заявитель жалобы утверждает, что наличие договора с МУП "ИРЦ" не исключает факта осуществления Обществом деятельности оператора по приему платежей.
Более подробно доводы административного органа изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МРУ Росфинмониторинга по ЦФО проведена камеральная проверка исполнения ОАО "Рыбинская УК" требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 05.12.2009 по 02.04.2013.
В ходе проверки установлены следующие обстоятельства.
ОАО "Рыбинская УК" заключены договоры управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Рыбинск, Волжская набережная, д. 179 (договор от 01.05.2008), г. Рыбинск, Пр. 50 лет Октября, д. 50 (договор от 01.01.2012), г. Рыбинск, ул. Строительная, д. 3/7 (договор от 01.05.2008) и др.
Согласно пункту 2.1 указанных договоров ОАО "Рыбинская УК" обязано предоставлять коммунальные услуги Собственнику, а также членам семьи собственника, нанимателям и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещениями Собственника в Многоквартирном доме, в том числе:
- - холодное водоснабжение;
- - горячее водоснабжение;
- - водоотведение;
- - электроснабжение;
- - газоснабжение
- отопление.
ОАО "Рыбинская управляющая компания" также заключены следующие договоры с поставщиками:
- - Договор на муниципальный заказ на отпуск воды, отвод и очистку сточных вод муниципального жилого фонда N 598-ж от 01.09.2005;
- - Договор на снабжение тепловой энергией с МУП городского округа г. Рыбинск "Теплоэнерго" N 8 от 01.01.2010;
- - Договор снабжения электрической энергией N 704295 от 01.07.2009.
Согласно пункту 3.1.5 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Рыбинск, Волжская набережная, д. 179, от 01.05.2008 г., пункту 3.1.4 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Рыбинск, Пр.50 лет Октября, д. 50 от 01.01.2012, пункту 3.1.5 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Рыбинск, ул. Строительная, д. 3/7, от 01.05.2008, и др., ОАО "Рыбинская УК" обязано принимать от Собственника плату за содержание и ремонт помещения, а также плату за коммунальные и другие услуги через систему единых информационных расчетных центров города (ЕИРЦ).
По распоряжению Собственника, отраженному в соответствующем документе, Управляющая организация обязана принимать плату за вышеуказанные услуги от всех нанимателей и арендаторов помещений Собственника.
По договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда плата за содержание и ремонт помещения, а также плата за коммунальные услуги принимается от нанимателя такого помещения. Управляющая организация обеспечивает начисление и перечисление платежей за наем в соответствии с письменным указанием Собственника.
В соответствии с пунктом 4.6 указанных договоров плата за помещение и коммунальные услуги вносится в установленные настоящим Договором сроки на основании платежных (информационных) документов, выставляемых с помощью системы ЕИРЦ по поручению Управляющей организации.
На основании пункта 4.8 указанных договоров собственники, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги Управляющей организации в соответствии с реквизитами, указываемыми в едином платежном (информационном) документе системы ЕИРЦ.
Административным органом также установлено, что ОАО "Рыбинская УК" заключен договор с МУП "ИРЦ" от 01.04.2006 N 2 "Р", согласно пункту 1.2 которого ОАО "Рыбинская управляющая компания" поручает Муниципальному унитарному предприятию Рыбинского муниципального округа Ярославской области "Информационно-расчетный центр" организацию и ведение информационно-вычислительных работ по автоматизированному начислению платежей за жилье и коммунальные услуги согласно спискам зон обслуживания в муниципальном и частном жилищных фондах (в том числе с учетом предоставления мер социальной поддержки на оплату услуг, временного отсутствия граждан по месту постоянного жительства, типа жилья, недопоставки услуги, движения в жилищном фонде и т.д.), организацию сбора платежей населения за перечисленные услуги, ведение аналитического учета плановых и поступивших платежей от потребителей, расщепление поступивших средств от потребителей по поставщикам услуг и перечисление денежных средств поставщикам услуг в сроки и в размерах по согласованию с ОАО "Рыбинская УК".
Исследовав указанные договоры, МРУ Росфинмониторинга по ЦФО пришло к выводу об осуществлении ОАО "Рыбинская УК" деятельности оператора по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком, что, по мнению административного органа в терминологии Закона N 103-ФЗ является деятельностью оператора по приему платежей.
В ходе проверки Управлением также установлено, что:
- - в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ ОАО "Рыбинская УК" в течение длительного периода не проводилась идентификация клиентов с использованием перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, в связи с чем не имело возможность исполнить требования пункта 10 статьи 7 Закона N 115-ФЗ о приостановлении операций;
- - в нарушение требований пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ Обществом не разработаны и не утверждены руководителем организации правила внутреннего контроля. Общество осуществляет деятельность в отсутствие программы идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретатей, программы оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, программы выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, программы документального фиксирования информации, программы регламентирующей порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Законом N 115-ФЗ, программы подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- - в нарушение пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ в Обществе не было назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, соответствующее предъявляемым квалификационным требованиям;
- - в нарушение подпункта "а" пункта 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма", утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 N 203 (далее - Положение N 203), генеральный директор ОАО "Рыбинская УК" Сивков А.С., главный бухгалтер Общества Ефимова Г.Г., главный юрисконсульт Общества Бабенков Н.Л. обучение в форме целевого инструктажа не прошли; вводные и дополнительные инструктажи в ОАО "Рыбинская УК", обязательность которых предусмотрена Положением, не проводились.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 11.06.2013 N 07-13/29/29/АК.
11.06.2013 по факту выявленных нарушений МРУ Росфинмониторинга по ЦФО в отношении ОАО "Рыбинская УК" составлен протокол об административном правонарушении N 07-13/29ПЮЛ1, которым деяние Общества квалифицировано по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
18.06.2013 по результатам рассмотрения материалов административного дела уполномоченным лицом МРУ Росфинмониторинга по ЦФО вынесено постановление N 07-13/29/35ПЮЛ1, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
В силу положений статьи 227 АПК РФ дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ.
Придя к выводу об отсутствии в действиях ОАО "Рыбинская УК" состава вменяемого ему административного правонарушения, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав незаконным оспариваемое постановление и отменив его.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств как каждого в отдельности, так и в их совокупности.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулирует Закон N 115-ФЗ.
Названный Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (статья 1).
В соответствии со статьей 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе организация и осуществление внутреннего контроля.
Под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров (статья 3).
В силу статьи 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе операторы по приему платежей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с дeнeжными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
Пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ определено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля, разрабатываемые организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 715 утверждены квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Из статьи 5 Закона N 115-ФЗ следует, что к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые возложена обязанность по применению мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе операторы по приему платежей.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулирует Закон N 103-ФЗ.
Частью 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ предусмотрено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В силу пунктов 2, 3, 4 статьи 2 Закона N 103-ФЗ под плательщиком понимается физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 103-ФЗ поставщиком является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж (часть 6 статьи 4 Закона N 103-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ОАО "Рыбинская УК" заключены договоры управления многоквартирными домами, согласно которым Общество обязалось поставить коммунальные услуги Собственнику, а также членам семьи собственника, нанимателя и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещения Собственника в многоквартирном доме (пункт 2.1 Договоров).
В соответствии с пунктом 3.1.5 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Рыбинск, Волжская набережная, д. 179, от 01.05.2008, а также договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Рыбинск, ул. Строительная, д. 3/7, от 01.05.2008, пункту 3.1.4 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Рыбинск, Пр.50 лет Октября, д. 50 от 01.01.2012, ОАО "Рыбинская УК" обязано принимать плату за содержание и ремонт помещения, а также плату за коммунальные и другие услуги через систему единых информационных расчетных центров города (ЕИРЦ).
В соответствии с пунктами 4.6, 4.8 указанных договоров плата за помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных (информационных) документов, выставляемых с помощью системы ЕИРЦ по поручению Управляющей организации и в соответствии с реквизитами, указываемыми в едином платежном (информационном) документе системы ЕИРЦ.
Во исполнение названной обязанности Обществом с МУП "ИРЦ" заключен договор от 01.04.2006 N 2 "Р" (т. 2 л.д. 105-124).
В соответствии с уведомлением МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 02.02.2010 N 01-32-04/150дсп МУП "ИРЦ" состоит на учете за N 716007575 как организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом.
Из положений договора N 2 "Р" следует, что ОАО "Рыбинская УК" поручает МУП "ЕРЦ" организацию и ведение информационно-вычислительных работ по автоматизированному начислению платежей за жилье и коммунальные услуги согласно спискам зон обслуживания в муниципальном и частном жилищных фондах (в том числе с учетом предоставления мер социальной поддержки на оплату услуг, временного отсутствия граждан по месту постоянного жительства, типа жилья, недопоставки услуги, движения в жилищном фонде и т.д.), организацию сбора платежей населения за перечисленные услуги, ведение аналитического учета плановых и поступивших платежей от потребителей, расщепление поступивших средств от потребителей по поставщикам услуг и перечисление денежных средств поставщикам услуг в сроки и в размерах по согласованию с ОАО "Рыбинской УК".
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте, ОАО "Рыбинская УК" применительно к положениям Закона N 103-ФЗ является поставщиком, которому плательщиком вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Закона N 103-ФЗ), а МУП "ИРЦ" - платежным агентом, который осуществляет прием от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществляет последующие расчеты с поставщиком - ОАО "Рыбинская УК" (часть 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ).
При этом административный орган, в нарушение положений части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 АПК РФ, не доказал, что в данном случае Общество выступало в отношениях с плательщиками в роли платежного агента, а именно - не доказал факта принятия ОАО "Рыбинская УК" денежных средств непосредственно от физических лиц (плательщиков), минуя МУП "ИРЦ".
Принимая во внимание, что в силу статьи 5 Закона N 115-ФЗ обязанность по применению мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, возложена на операторов по приему платежей, которым в силу пунктов 3, 4 статьи 2 Закона N 103-ФЗ является платежный агент, и, учитывая, что ОАО "Рыбинская УК" к таковым не относится (иного из имеющихся материалов дела не усматривается), суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об отсутствии в деянии ОАО "Рыбинская УК" состава вменяемого административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении заявленных Обществом требований и о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Доводы заявителя жалобы о том, что Общество осуществляет деятельность оператора по приему платежей, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку, в силу всего вышеизложенного, основаны на ошибочном толковании норм материального права и неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Выводы административного органа о факте осуществления Обществом деятельности оператора по приему платежей сделаны без учета положений заключенного между ОАО "Рыбинская УК" и МУП "ИРЦ" договора от 01.04.2006 N 2 "Р". Более того, факт осуществления деятельности оператора по приему платежей именно Обществом не нашел своего подтверждения материалами настоящего административного дела.
Ссылка заявителя жалобы в подтверждение довода о том, что ОАО "Рыбинская УК" является платежным агентом - оператором по приему платежей, на наличие у Общества специального банковского счета, не принимается апелляционным судом, поскольку названное обстоятельство в данном случае само по себе однозначно не свидетельствует об осуществлении ОАО "Рыбинская УК" деятельности оператора по приему платежей.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что Общество может выступать в качестве оператора по приему платежей, однако в рассматриваемом случае, в силу договорных отношений с МУП "ИРЦ", таковым не являлось. Иного из имеющихся материалов дела не усматривается.
Следует отметить, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы, сделанные судом первой инстанции, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.08.2013 по делу N А82-8477/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального управления по Центральному Федеральному Округу Федеральной службы по финансовому мониторингу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.11.2013 ПО ДЕЛУ N А82-8477/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 ноября 2013 г. по делу N А82-8477/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе судьи Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания Шестаковой М.О.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления по Центральному Федеральному Округу Федеральной службы по финансовому мониторингу
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.08.2013 по делу N А82-8477/2013 (дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства), принятое судом в составе судьи Красновой Т.Б.,
по заявлению открытого акционерного общества "Рыбинская управляющая компания"
к Межрегиональному управлению по Центральному Федеральному Округу Федеральной службы по финансовому мониторингу
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
открытое акционерное общество "Рыбинская управляющая компания" (далее - заявитель, Общество, ОАО "Рыбинская УК") обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления по Центральному Федеральному Округу Федеральной службы по финансовому мониторингу (далее - ответчик, административный орган, МРУ Росфинмониторинга по ЦФО) от 18.06.2013 N 07-13/29/35ПЮЛ1, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 30.08.2013 заявленные требования удовлетворены, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в связи с отсутствием состава вменяемого ОАО "Рыбинская УК" административного правонарушения.
МРУ Росфинмониторинга по ЦФО с принятым решением суда первой инстанции не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.08.2013 по делу N А82-8477/2013 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции не основано на нормах действующего законодательства. Ответчик обращает внимание суда апелляционной инстанции на то, что доказательства, имеющиеся в материалах дела, подтверждают факт осуществления ОАО "Рыбинская УК" деятельности оператора по приему платежей.
В подтверждение своей позиции по делу МРУ Росфинмониторинга по ЦФО ссылается на положения статьи 5 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), пункта 4 статьи 2, пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ), на представленные в материалы дела: договор на муниципальный заказ на отпуск воды, отвод и очистку сточных вод муниципального жилого фонда N 598-ж от 01.09.2005, договор на снабжение тепловой энергией МУП "Теплоэнерго" N 8 от 01.01.2010, договор снабжения электрической энергией N 704295 от 01.07.2009, а также на договоры управления многоквартирными домами.
Административный орган полагает, что из анализа положений указанных выше договоров следует, что воля сторон на совершение сделки по оказанию поставщиками услуг (работ) физическим лицам, проживающим на объектах, указанных в представленных договорах, направлена на прием ОАО "Рыбинская УК" от плательщиков денежных средств и последующее исполнение Обществом денежных обязательств перед поставщиками по оплате работ (услуг).
Помимо названного, МРУ Росфинмониторинга по ЦФО считает, что подтверждением факта того, что ОАО "Рыбинская УК" является платежным агентом - оператором по приему платежей, является наличие у Общества специального банковского счета.
Также в апелляционной жалобе ответчик выражает несогласие с выводом арбитражного суда об отсутствии в материалах дела доказательств того, что Общество выступало в отношениях с плательщиками в роли платежного агента, а именно - доказательств принятия ОАО "Рыбинская УК" денежных средств непосредственно от физических лиц (плательщиков), минуя муниципальное унитарное предприятие Рыбинского муниципального округа Ярославской области "Информационно-расчетный центр" (далее - МУП "ИРЦ").
Заявитель жалобы утверждает, что наличие договора с МУП "ИРЦ" не исключает факта осуществления Обществом деятельности оператора по приему платежей.
Более подробно доводы административного органа изложены в апелляционной жалобе.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МРУ Росфинмониторинга по ЦФО проведена камеральная проверка исполнения ОАО "Рыбинская УК" требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 05.12.2009 по 02.04.2013.
В ходе проверки установлены следующие обстоятельства.
ОАО "Рыбинская УК" заключены договоры управления многоквартирными домами, расположенными по адресу: г. Рыбинск, Волжская набережная, д. 179 (договор от 01.05.2008), г. Рыбинск, Пр. 50 лет Октября, д. 50 (договор от 01.01.2012), г. Рыбинск, ул. Строительная, д. 3/7 (договор от 01.05.2008) и др.
Согласно пункту 2.1 указанных договоров ОАО "Рыбинская УК" обязано предоставлять коммунальные услуги Собственнику, а также членам семьи собственника, нанимателям и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещениями Собственника в Многоквартирном доме, в том числе:
- - холодное водоснабжение;
- - горячее водоснабжение;
- - водоотведение;
- - электроснабжение;
- - газоснабжение
- отопление.
ОАО "Рыбинская управляющая компания" также заключены следующие договоры с поставщиками:
- - Договор на муниципальный заказ на отпуск воды, отвод и очистку сточных вод муниципального жилого фонда N 598-ж от 01.09.2005;
- - Договор на снабжение тепловой энергией с МУП городского округа г. Рыбинск "Теплоэнерго" N 8 от 01.01.2010;
- - Договор снабжения электрической энергией N 704295 от 01.07.2009.
Согласно пункту 3.1.5 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Рыбинск, Волжская набережная, д. 179, от 01.05.2008 г., пункту 3.1.4 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Рыбинск, Пр.50 лет Октября, д. 50 от 01.01.2012, пункту 3.1.5 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Рыбинск, ул. Строительная, д. 3/7, от 01.05.2008, и др., ОАО "Рыбинская УК" обязано принимать от Собственника плату за содержание и ремонт помещения, а также плату за коммунальные и другие услуги через систему единых информационных расчетных центров города (ЕИРЦ).
По распоряжению Собственника, отраженному в соответствующем документе, Управляющая организация обязана принимать плату за вышеуказанные услуги от всех нанимателей и арендаторов помещений Собственника.
По договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда плата за содержание и ремонт помещения, а также плата за коммунальные услуги принимается от нанимателя такого помещения. Управляющая организация обеспечивает начисление и перечисление платежей за наем в соответствии с письменным указанием Собственника.
В соответствии с пунктом 4.6 указанных договоров плата за помещение и коммунальные услуги вносится в установленные настоящим Договором сроки на основании платежных (информационных) документов, выставляемых с помощью системы ЕИРЦ по поручению Управляющей организации.
На основании пункта 4.8 указанных договоров собственники, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги Управляющей организации в соответствии с реквизитами, указываемыми в едином платежном (информационном) документе системы ЕИРЦ.
Административным органом также установлено, что ОАО "Рыбинская УК" заключен договор с МУП "ИРЦ" от 01.04.2006 N 2 "Р", согласно пункту 1.2 которого ОАО "Рыбинская управляющая компания" поручает Муниципальному унитарному предприятию Рыбинского муниципального округа Ярославской области "Информационно-расчетный центр" организацию и ведение информационно-вычислительных работ по автоматизированному начислению платежей за жилье и коммунальные услуги согласно спискам зон обслуживания в муниципальном и частном жилищных фондах (в том числе с учетом предоставления мер социальной поддержки на оплату услуг, временного отсутствия граждан по месту постоянного жительства, типа жилья, недопоставки услуги, движения в жилищном фонде и т.д.), организацию сбора платежей населения за перечисленные услуги, ведение аналитического учета плановых и поступивших платежей от потребителей, расщепление поступивших средств от потребителей по поставщикам услуг и перечисление денежных средств поставщикам услуг в сроки и в размерах по согласованию с ОАО "Рыбинская УК".
Исследовав указанные договоры, МРУ Росфинмониторинга по ЦФО пришло к выводу об осуществлении ОАО "Рыбинская УК" деятельности оператора по приему платежей физических лиц, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком, что, по мнению административного органа в терминологии Закона N 103-ФЗ является деятельностью оператора по приему платежей.
В ходе проверки Управлением также установлено, что:
- - в нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ ОАО "Рыбинская УК" в течение длительного периода не проводилась идентификация клиентов с использованием перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, в связи с чем не имело возможность исполнить требования пункта 10 статьи 7 Закона N 115-ФЗ о приостановлении операций;
- - в нарушение требований пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ Обществом не разработаны и не утверждены руководителем организации правила внутреннего контроля. Общество осуществляет деятельность в отсутствие программы идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретатей, программы оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, программы выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, программы документального фиксирования информации, программы регламентирующей порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Законом N 115-ФЗ, программы подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
- - в нарушение пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ в Обществе не было назначено специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля, соответствующее предъявляемым квалификационным требованиям;
- - в нарушение подпункта "а" пункта 10 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма", утвержденного Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 N 203 (далее - Положение N 203), генеральный директор ОАО "Рыбинская УК" Сивков А.С., главный бухгалтер Общества Ефимова Г.Г., главный юрисконсульт Общества Бабенков Н.Л. обучение в форме целевого инструктажа не прошли; вводные и дополнительные инструктажи в ОАО "Рыбинская УК", обязательность которых предусмотрена Положением, не проводились.
Результаты проверки отражены в акте проверки от 11.06.2013 N 07-13/29/29/АК.
11.06.2013 по факту выявленных нарушений МРУ Росфинмониторинга по ЦФО в отношении ОАО "Рыбинская УК" составлен протокол об административном правонарушении N 07-13/29ПЮЛ1, которым деяние Общества квалифицировано по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
18.06.2013 по результатам рассмотрения материалов административного дела уполномоченным лицом МРУ Росфинмониторинга по ЦФО вынесено постановление N 07-13/29/35ПЮЛ1, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Полагая, что вынесенное административным органом постановление является незаконным, Общество обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с соответствующим заявлением.
В силу положений статьи 227 АПК РФ дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства с особенностями, установленными главой 29 АПК РФ.
Придя к выводу об отсутствии в действиях ОАО "Рыбинская УК" состава вменяемого ему административного правонарушения, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, признав незаконным оспариваемое постановление и отменив его.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ, установив, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств как каждого в отдельности, так и в их совокупности.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулирует Закон N 115-ФЗ.
Названный Закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (статья 1).
В соответствии со статьей 4 Закона N 115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе организация и осуществление внутреннего контроля.
Под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров (статья 3).
В силу статьи 5 Закона N 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе операторы по приему платежей.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с дeнeжными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ идентификация клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, операций по приему от клиентов - физических лиц платежей, если их сумма не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей (за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма).
Пунктом 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ определено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля, разрабатываемые организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций) утверждены постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 N 715 утверждены квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Из статьи 5 Закона N 115-ФЗ следует, что к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые возложена обязанность по применению мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе операторы по приему платежей.
Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации, регулирует Закон N 103-ФЗ.
Частью 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ предусмотрено, что под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
В силу пунктов 2, 3, 4 статьи 2 Закона N 103-ФЗ под плательщиком понимается физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком; платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент; оператор по приему платежей - платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 103-ФЗ поставщиком является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.
Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж (часть 6 статьи 4 Закона N 103-ФЗ).
Как следует из материалов дела, ОАО "Рыбинская УК" заключены договоры управления многоквартирными домами, согласно которым Общество обязалось поставить коммунальные услуги Собственнику, а также членам семьи собственника, нанимателя и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещения Собственника в многоквартирном доме (пункт 2.1 Договоров).
В соответствии с пунктом 3.1.5 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Рыбинск, Волжская набережная, д. 179, от 01.05.2008, а также договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Рыбинск, ул. Строительная, д. 3/7, от 01.05.2008, пункту 3.1.4 Договора управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Рыбинск, Пр.50 лет Октября, д. 50 от 01.01.2012, ОАО "Рыбинская УК" обязано принимать плату за содержание и ремонт помещения, а также плату за коммунальные и другие услуги через систему единых информационных расчетных центров города (ЕИРЦ).
В соответствии с пунктами 4.6, 4.8 указанных договоров плата за помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных (информационных) документов, выставляемых с помощью системы ЕИРЦ по поручению Управляющей организации и в соответствии с реквизитами, указываемыми в едином платежном (информационном) документе системы ЕИРЦ.
Во исполнение названной обязанности Обществом с МУП "ИРЦ" заключен договор от 01.04.2006 N 2 "Р" (т. 2 л.д. 105-124).
В соответствии с уведомлением МРУ Росфинмониторинга по ЦФО от 02.02.2010 N 01-32-04/150дсп МУП "ИРЦ" состоит на учете за N 716007575 как организация, осуществляющая операции с денежными средствами и иным имуществом.
Из положений договора N 2 "Р" следует, что ОАО "Рыбинская УК" поручает МУП "ЕРЦ" организацию и ведение информационно-вычислительных работ по автоматизированному начислению платежей за жилье и коммунальные услуги согласно спискам зон обслуживания в муниципальном и частном жилищных фондах (в том числе с учетом предоставления мер социальной поддержки на оплату услуг, временного отсутствия граждан по месту постоянного жительства, типа жилья, недопоставки услуги, движения в жилищном фонде и т.д.), организацию сбора платежей населения за перечисленные услуги, ведение аналитического учета плановых и поступивших платежей от потребителей, расщепление поступивших средств от потребителей по поставщикам услуг и перечисление денежных средств поставщикам услуг в сроки и в размерах по согласованию с ОАО "Рыбинской УК".
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции в обжалуемом судебном акте, ОАО "Рыбинская УК" применительно к положениям Закона N 103-ФЗ является поставщиком, которому плательщиком вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 2 Закона N 103-ФЗ), а МУП "ИРЦ" - платежным агентом, который осуществляет прием от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществляет последующие расчеты с поставщиком - ОАО "Рыбинская УК" (часть 1 статьи 3 Закона N 103-ФЗ).
При этом административный орган, в нарушение положений части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 4 статьи 210 АПК РФ, не доказал, что в данном случае Общество выступало в отношениях с плательщиками в роли платежного агента, а именно - не доказал факта принятия ОАО "Рыбинская УК" денежных средств непосредственно от физических лиц (плательщиков), минуя МУП "ИРЦ".
Принимая во внимание, что в силу статьи 5 Закона N 115-ФЗ обязанность по применению мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, возложена на операторов по приему платежей, которым в силу пунктов 3, 4 статьи 2 Закона N 103-ФЗ является платежный агент, и, учитывая, что ОАО "Рыбинская УК" к таковым не относится (иного из имеющихся материалов дела не усматривается), суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об отсутствии в деянии ОАО "Рыбинская УК" состава вменяемого административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, суд первой инстанции принял правильное решение об удовлетворении заявленных Обществом требований и о признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Доводы заявителя жалобы о том, что Общество осуществляет деятельность оператора по приему платежей, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку, в силу всего вышеизложенного, основаны на ошибочном толковании норм материального права и неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Выводы административного органа о факте осуществления Обществом деятельности оператора по приему платежей сделаны без учета положений заключенного между ОАО "Рыбинская УК" и МУП "ИРЦ" договора от 01.04.2006 N 2 "Р". Более того, факт осуществления деятельности оператора по приему платежей именно Обществом не нашел своего подтверждения материалами настоящего административного дела.
Ссылка заявителя жалобы в подтверждение довода о том, что ОАО "Рыбинская УК" является платежным агентом - оператором по приему платежей, на наличие у Общества специального банковского счета, не принимается апелляционным судом, поскольку названное обстоятельство в данном случае само по себе однозначно не свидетельствует об осуществлении ОАО "Рыбинская УК" деятельности оператора по приему платежей.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что Общество может выступать в качестве оператора по приему платежей, однако в рассматриваемом случае, в силу договорных отношений с МУП "ИРЦ", таковым не являлось. Иного из имеющихся материалов дела не усматривается.
Следует отметить, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы, сделанные судом первой инстанции, фактически направлены на их переоценку, данную судом надлежащим образом, и не могут рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
На основании изложенного арбитражный суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, а обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 30.2 КоАП РФ и статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271, статьей 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 30.08.2013 по делу N А82-8477/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального управления по Центральному Федеральному Округу Федеральной службы по финансовому мониторингу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Судья
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)