Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.11.2012 ПО ДЕЛУ N А55-20939/2012

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2012 г. по делу N А55-20939/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2012 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 08 ноября 2012 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
- от Открытого акционерного общества "Азотреммаш" - извещен, не явился;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области - Ряшенцев И.Н.; доверенность от 15.03.2012 года N 04/009,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества "Азотреммаш"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 августа 2012 года по делу N А55-20939/2012 (судья Степанова И.К.),
по заявлению Открытого акционерного общества "Азотреммаш", (ОГРН 1036301039631), Самарская область, г. Тольятти,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области,
о признании недействительным решения налогового органа,

установил:

ОАО "Азотреммаш" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области от 11.04.2012 года N 13-11/1128/184, по основаниям, изложенным в заявлении (л.д. 3 - 5).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24 августа 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Открытое акционерное общество "Азотреммаш" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что при передаче истцом здания жилого дома в 1986 году Производственному объединению "Куйбышевазот", к последнему, как приобретателю объекта недвижимости в силу закона уже перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что было у прежнего владельца - истца.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, постановление мэра г.о. Тольятти от 26.03.2009 г. N 638-п/1 в части прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Азотреммаш" указанным земельным участком не имеет правового значения для данного дела.
Податель жалобы считает, что поскольку в силу закона право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком у ОАО "Азотреммаш" было прекращено в 1986 году, следовательно, решение ответчика об уплате налога в 2009 году и привлечение ОАО "Азотреммаш" к ответственности не может быть признано законным.
Податель жалобы ссылается на то, что в соответствии с требованиями п. 5 ст. 16 Федерального закона N 189-ФЗ от 29.12.2004 г. "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно до 01.03.2005 г., переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с кадастровым паспортом от 24.05.2012 г., имеющимся в деле, правообладателем земельного участка с 15.08.2008 г. являются собственники жилого дома, расположенного по адресу г. Тольятти, ул. Куйбышева - 44. (п. 6 и 15 кадастрового паспорта).
Податель жалобы указывает, что земельный участок, за который истец привлечен к ответственности, расположен по адресу г. Тольятти, ул. Куйбышева - 44, и имеет кадастровый номер 63:09:02011060-907, что подтверждается кадастровым паспортом от 24.05.2012 г. N 63.00.102/12-187598 (п. 1).
Однако, оспариваемым решением суда было признано обоснованным привлечение истца к налоговой ответственности за земельный участок с другим кадастровым номером - 63:09:020110660:761.
Податель жалобы ссылается также на то, что привлечен к налоговой ответственности в апреле 2012 г. за период январь, февраль, март 2009 г., с пропуском установленного законом 3-годичного срока.
Представитель Открытого акционерного общества "Азотреммаш" в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя общества.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области считает решение законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области (далее - налоговый орган) по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год принято решение от 11.04.2012 года N 13-11/1128/184 о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 4111,60 рублей, о начислении пени в сумме 3897,46 рублей, об уплате недоимки по земельному налогу в сумме 26698 рублей (л.д. 6 - 12).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 09.06.2012 года N 03-15/14746 оспариваемое решение налогового органа утверждено (л.д. 13 - 16).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований о признании указанного решения налогового органа незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В обоснование доначисления земельного налога, начисления пени и штрафа в указанных суммах налоговый орган указывает на следующие обстоятельства: в уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год заявителем не заявлен земельный участок с кадастровым номером 63:09:0201060:761.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Самарской области земельный участок с кадастровым номером 63:09:0201060:761 предоставлен ПО "Азотреммаш" на праве постоянного (бессрочного) пользования. Дата возникновения права - 02.11.1984 года, дата прекращения права - 26.03.2009 года. Вид разрешенного использования - для строительства жилого дома поз. 1. Кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2009 года составляет 35 597 936 руб.
Заявитель ссылается на то, что налоговым органом неправомерно доначислен земельный налог в отношении объекта, переданного заявителем Производственному объединению "Куйбышевазот" в 1986 году. Заявитель обращает внимание на отсутствие у него права собственности на помещения в многоквартирном доме, находящемся на спорном земельном участке, и не считает себя плательщиком земельного налога. Ссылаясь на кадастровый паспорт от 24.05.2012 года N 63.00.102/12-187598, заявитель указывает на то, что спорный земельный участок, расположенный по адресу: г. Тольятти, ул. Куйбышева, 44, имеет кадастровый номер 63:09:02011060-907. Заявитель также указывает на истечение срока давности согласно п. 1 ст. 113 НК РФ.
Судом первой инстанции правильно учтено, что в соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 года N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дела, связанных с взиманием земельного налога", согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество пункту 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта (пункт 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 года N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога").
В силу части 1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.01.2007 года, отказ общества от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.
При таких обстоятельствах, обязанность уплачивать земельный налог прекращается у такого лица со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Данная правовая позиция изложена в т.ч. в Постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 октября 2009 года по делу N А55-10842/2008, от 09.07.2010 года по делу N А55-23550/2009.
Согласно постановлению Мэрии г.о. Тольятти от 26.03.2009 года N 638-п/1 право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0201060:761 прекращено 26.03.2009 года на основании заявления ОАО "Азотреммаш" (л.д. 78).
Согласно пункту 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Заявителем не предоставлено доказательств того, что в государственном земельном кадастре содержатся иные сведения, чем использованные налоговым органом в рамках камеральной налоговой проверки в отношении спорного земельного участка. Заявителем также не представлено доказательств обжалования действий государственных органов по внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений.
Согласно пункту 1 статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
Судом верно отмечено в решении, что выявленное в ходе камеральной налоговой проверки налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ, относится к налоговому периоду - 2009 год. Данный налоговый период истекает 31.12.2009 года и, соответственно, трехлетний срок давности привлечения к налоговой ответственности истекает 31.12.2012 года.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о соответствии Налоговому кодексу Российской Федерации оспариваемого решения налогового органа.
Доводы подателя жалобы отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
Согласно сведениям Управления Росреестра по Самарской области земельный участок с кадастровым номером 63:09:0201060:761 предоставлен ПО "Азотреммаш" на праве постоянного (бессрочного) пользования. Дата возникновения права 02.11.1984 г., дата прекращения права 26.03.2009 г.
Таким образом, ОАО "Азотреммаш" в январе - марте 2009 года владело на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 63:09:0201060:761 и, соответственно, обязано было при определении налоговой базы за 2009 год учесть кадастровую стоимость данного земельного участка.
Как следует из оспариваемого решения, ОАО "Азотреммаш" привлечено к ответственности, а также доначислен земельный налог за 2009 год в связи с не включением в налоговую базу кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0201060:761. Таким образом, ссылки ОАО "Азотреммаш" на кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 63:09:02011060-907 являются необоснованными. По земельному участку с кадастровым номером 63:09:0201 1060-907 доначислений не производилось.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно Приказа Госкомзема РФ от 22.11.1999 N 84 кадастровый номер земельного участка это уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер земельного участка, который присваивается ему при осуществлении кадастрового учета в соответствии с процедурой, установленной законодательством Российской Федерации, и сохраняется, пока данный земельный участок существует как единый объект зарегистрированного права.
Соответственно, каждый земельный участок имеет уникальный кадастровый номер, позволяющий его идентифицировать.
Кадастровый паспорт на земельный участок с кадастровым номером 63:09:02011060-907 относится к иному земельному участку и, соответственно, является документом, не относящимся к делу.
Согласно постановления Мэрии г.о. Тольятти от 26.03.2009 г. N 638-п/1 право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0201060:761 прекращено 26.03.2009 г. на основании заявления ОАО "Азотреммаш".
В данном случае, при разрешении споров по вопросу налогообложения земельным налогом, необходимо учитывать разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации данные в Постановлении от 23.07.2009 г. N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога". В пункте 1 данного постановления указано: "согласно пункту статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим судам необходимо исходить из того, что за исключениями, оговоренными в пунктах 4 и 5 настоящего Постановления, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве ИНОГО ЛИЦА на соответствующий земельный участок".
При этом необходимо учитывать, что согласно п. 9 ст. 3 Федерального закона РФ N 137-ФЗ от 25.10.2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса РФ" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Соответственно право постоянного (бессрочного) пользования ОАО "Азотреммаш" на земельный участок с кадастровым номером 63:09:0201060:761, подтверждаемое Государственным актом от 02.11.1984 г. А-1 N 529762, выданным до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по своей юридической природе соответствует праву, зарегистрированному в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Прекращение же права 26.03.2009 г. подтверждается постановлением Мэрии г.о. Тольятти от 26.03.2009 г. N 638-п/1.
Налоговый орган правомерно при вынесении решения руководствовался сведениями о земельных участках, содержащихся в государственном земельном кадастре.
ОАО "Азотреммаш" не предоставлено доказательств того, что в государственном земельном кадастре содержатся иные сведения, нежели применявшиеся налоговым органом в рамках камеральной проверки. Кроме того, отсутствуют сведения о том, что ОАО "Азотреммаш" в судебном порядке обжалует действия соответствующих государственных органов по внесению в государственный земельный кадастр недостоверных сведений.
По вопросу истечения 3-годичного срока привлечения к ответственности судом первой инстанции также верно применено действующее законодательство.
Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 393 НК РФ в отношении земельного налога налоговым периодом признается календарный год.
Выявленное в ходе камеральной проверки налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 122 НК РФ относится к налоговому периоду - 2009 год. Данный налоговый период истекает 31.12.2009 года. Соответственно, 3-летний срок давности привлечения к ответственности истекает 31.12.2012 г. Оспариваемое решение вынесено 11.04.2012 г. Соответственно, 3-летний срок привлечения к ответственности не нарушен.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 августа 2012 года по делу N А55-20939/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)