Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.08.2013 ПО ДЕЛУ N А41-42113/12

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. по делу N А41-42113/12


Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 августа 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей: Епифанцевой С.Ю., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания Соловьевой Е.В.,
при участии в заседании:
- от заявителя - Сычева М.В. по доверенности N 19-65исх. от 16.01.2013;
- от кадастрового органа - Перьминова А.М. по доверенности N 50/2013-37 от 30.01.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2013 года по делу N А41-42113/12, принятое судьей Богатыревой Г.И., по заявлению Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Электросталь Московской области к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области о восстановлении в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках,

установил:

Комитет имущественных отношений Администрации городского округа Электросталь Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области с требованием
- обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о следующих земельных участках, расположенных в городе Электросталь Московской области:


























































































































































































Решением Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2013 года по делу N А41-42113/12 требования Комитета имущественных отношений Администрации городского округа Электросталь Московской удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, в которой истец просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В обоснование апелляционной жалобы филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области ссылается на то, что в государственном кадастре недвижимости сведения о наличии каких-либо объектов недвижимости, в том числе многоквартирных домов, на 45 земельных участках отсутствовали, из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не поступали, в связи с чем, органом кадастрового учета обоснованно принято решение об аннулировании сведений о 45 земельных участках. Орган кадастрового учета также указывает, что права заявителя не были нарушены, поскольку аннулирование сведений о земельных участках не лишает заявителя возможности повторно обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет 45 земельных участков.
Проверив материалы дела, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что по данным государственного кадастра недвижимости по состоянию на 01.12.2011 земельные участки в количестве 45 шт., сформированные в 2009 году под многоквартирными домами на территории городского округа Электросталь Московской области, сняты с кадастрового учета ввиду отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о зарегистрированных вещных правах на земельные участки с кадастровыми номерами:


























































































































































































По мнению истца, указанные земельные участки сняты с кадастрового учета необоснованно, в нарушение действующего законодательства, поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Аннулирование сведений о спорных земельных участках влечет прекращение их существования как объектов земельных отношений, что в свою очередь повлечет: не поступление денежных средств в бюджет городского округа от взимания земельного налога; отсутствие земельного участка в составе общего имущества многоквартирного дома; обязанность истца формировать земельные участки под многоквартирными домами повторно, что повлечет существенные дополнительные затраты бюджетных средств на проведение кадастровых работ, а, следовательно, причинит значительный ущерб бюджету городского округа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с рассматриваемым требованием.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре) внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 данного Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Из материалов дела следует, что в связи с истечением срока действия временного характера сведений об указанных земельных участках, органом кадастрового учета приняты решения об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о данных земельных участках от 01.12.2011 N МО-11/РКФ/1-400489 и N МО-11/РКФ/1-400476.
В соответствии с пунктом 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В частях 1, 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме, согласно которому земельный участок принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных данным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются.
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Переход земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений многоквартирного дома состоит из двух этапов: формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета. Обязанность по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, возложено на органы государственной власти или органы местного самоуправления (части 2 - 5 статьи 16 Федерального закона N 189-ФЗ).
Из указанных норм следует, что объектом общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме может быть лишь тот земельный участок, который сформирован и предназначен непосредственно для эксплуатации этого дома.
Согласно пункту 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, отдельной регистрации доли в праве собственности на земельный участок не требуется.
В соответствии с Письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20.06.2008 N ВК/2657 "О кадастровом учете земельных участков под многоквартирными домами" право на общее имущество многоквартирного дома, включая земельный участок, возникает вне зависимости от государственной регистрации права долевой собственности на общее имущество многоквартирного дома. В соответствии с нормами жилищного законодательства проведение государственного кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, сопровождается внесением органом кадастрового учета сведений о вещных правах на такие земельные участки. При этом временный характер сведениям о таких земельных участках не присваивается.
Письмом Росреестра от 07 мая 2010 N 14-20-1143-1/10 "О государственной регистрации права собственности на общее имущество в многоквартирном доме и о государственной регистрации договора управления многоквартирным домом" (пункт 1) даны разъяснения о том, что право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме возникает в силу закона одновременно с государственной регистрацией права на помещение в таком доме и не требует обязательной государственной регистрации, аналогичная позиция отражена в Письме Росреестра от 17.06.2010 N 14-4731-ГЕ.
Материалами дела установлено, что вышеуказанные земельные участки сформированы под многоквартирными жилыми домами.
С учетом изложенного, спорные земельные участки являются объектами прав общей долевой собственности, принадлежащих собственникам помещений многоквартирных домов и не требующих государственной регистрации.
В Письме Росреестра от 28.11.2012 N 14-9817-НА "Об отдельных вопросах взаимодействия при осуществлении учетно-регистрационных действий" сообщается о том, что Законом о кадастре не предусмотрена возможность восстановления аннулированных сведений государственного кадастра недвижимости. Вместе с тем при поступлении вступившего в законную силу судебного акта, обязывающего орган кадастрового учета восстановить аннулированные сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка, орган кадастрового учета, исполняя в установленном порядке такой судебный акт, должен восстановить и присвоенный ему ранее (до аннулирования) кадастровый номер.
На основании вышеизложенного в целях восстановления прав и законных интересов заявителя, суд первой инстанции правомерно обязал Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о вышеуказанных земельных участках, расположенных в городе Электросталь Московской области.
В апелляционной жалобе орган кадастрового учета указывает, что права заявителя не были нарушены, поскольку аннулирование сведений о земельных участках не лишает заявителя возможности повторно обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о постановке на кадастровый учет 45 земельных участков.
Указанный довод заинтересованного лица апелляционный суд находит несостоятельным, поскольку аннулирование сведений о спорных земельных участках влечет прекращение их существования как объектов земельных отношений, что в свою очередь влечет: не поступление денежных средств в бюджет городского округа от взимания земельного налога; отсутствие земельного участка в составе общего имущества многоквартирного дома; обязанность истца формировать земельные участки под многоквартирными домами повторно, а, следовательно, повлечет дополнительные затраты бюджетных средств на проведение кадастровых работ, что причинит бюджету городского округа значительный ущерб.
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе не могут служить основанием для отмены принятого по делу решения, так как не свидетельствуют о несоответствии выводов суда имеющимся в деле доказательствам и о неправильном применении норм права.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 31 мая 2013 года по делу N А41-42113/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА

Судьи
С.Ю.ЕПИФАНЦЕВА
С.А.КОНОВАЛОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)