Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-3513

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 ноября 2013 г. по делу N 33-3513


Судья: Иванова О.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Коропенко Л.Е.
судей Баранова В.В., Чербаевой Л.В.
при секретаре З.А.
рассмотрела в судебном заседании 11 ноября 2013 года дело по иску инспекции ФНС России по г. Тамбову к З.Н. о взыскании земельного налога и пени
по апелляционной жалобе З.Н. на решение Советского районного суда г. Тамбова от 02 сентября 2013 года,
заслушав доклад судьи Баранова В.В., судебная коллегия

установила:

Инспекция ФНС России по г. Тамбову обратилась в суд с иском к З.Н. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2011 год в сумме 3002, 09 рублей по сроку уплаты 01 ноября 2012 года и пени в размере 309, 37 рублей, указав, что ответчик является собственником *** доли земельного участка по адресу: г. Тамбов, ул. ***. Объект налогообложения, расчет налоговой базы в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса РФ указан в налоговом уведомлении N 810781, которое было направлено в адрес З.Н. В связи с уклонением налогоплательщика от уплаты налога, ему направлялось требование N 46480 от 14 ноября 2013 года с предложением в срок до 04 декабря 2012 года погасить имеющуюся задолженность. 02 апреля 2013 года мировым судьей судебного участка N 2 Советского района г. Тамбова вынесен судебный приказ о взыскании с З.Н. задолженности по земельному налогу. В связи с поступившим возражением З.Н. и отменой судебного приказа, инспекция ФНС России по г. Тамбову обратилась с настоящим иском в суд.
Решением Советского районного суда г. Тамбова от 02 сентября 2013 года с З.Н. в местный бюджет взыскан земельный налог в размере 3002 рубля 09 копеек и пени в сумме 309 рублей 37 копеек, а также государственная пошлина в размере 400 рублей.
В апелляционной жалобе З.Н. просит данное решение суда отменить как незаконное, ссылаясь на то, что суд не учел его доводы о том, что согласно плана границ земельного участка площади участков поквартирно таковы, что на его квартиру N *** приходится земельный участок площадью 254 кв. метра, следовательно доля ***, исходя из которой был рассчитан земельный налог, не соответствует действительности. Так же указывает, что в доме расположено 4 квартиры, а налог берется только с двух квартир.
Считает неправомерным применение при исчислении земельного налога ставки 0,3%, поскольку налоговая ставка должна составлять 0,2%, так как земельный участок используется под одноэтажным домом.
Кроме того, автор жалобы ставит вопрос о том, что явилось основанием для вынесения постановления администрацией г. Тамбова N 6051 от 11 октября 2002 года об изменении площади земельного участка только дома N 255, тогда как площади аналогичных домов N 240, 241 и 242 остались без изменения.
В возражениях на жалобу заместитель начальника инспекции ФНС России по г. Тамбову просит решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поддержанные З.Н., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) земельный налог отнесен к местным налогам.
В силу п. 2 ст. 387 НК РФ устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
По общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 396 НК РФ, сумма земельного налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
В силу абз. 1 п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом представлено достаточно доказательств обоснованности заявленных требований, тогда как ответчиком объективных доказательств завышения и неправильного исчисления налога, предоставлено не было.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, З.Н. является собственником *** доли земельного участка площадью *** кв. м, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. ***. Кадастровый номер данного земельного участка - ***, с видом разрешенного использования - под многоквартирный дом, дата постановки на государственный кадастровый учет - 29 октября 2002 года. Кадастровая стоимость земельного участка установлена согласно сведениям, предоставленным ФБГУ "ФКП Росреестра", в размере 2410161,70 рублей.
Налоговым органом, исходя из предоставленных ФБГУ "ФКП Росреестра" сведений, З.Н. рассчитан земельный налог за 2011 года по сроку уплаты 01 ноября 2012 года и направлено налоговое уведомление N 810781. В связи с тем, что обязанность по уплате земельного налога З.Н. в установленный законом срок не исполнена, 14 ноября 2012 года ему выставлено требование об уплате налога N 46480 рублей, получение которого ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.
Доводы жалобы о несогласии с размером взысканной недоимки по земельному налогу вследствие неправильного определения налоговой базы и налоговой ставки, судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.
Согласно п. 1 ст. 390, п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Частью 4 статьи 391 НК РФ установлено, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Для администрирования земельного налога положениями ст. 396 НК РФ закреплена обязанность органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В силу п. 11 ст. 396 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с п. 4 ст. 85 настоящего Кодекса.
Из системного толкования приведенных выше норм налогового законодательства следует, что налог исчисляется в соответствии с кадастровой стоимостью земельных участков, представленной в налоговый орган по состоянию на 01 января каждого года, являющегося налоговым периодом.
Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков регулируется земельным законодательством, а состав, порядок и основания внесения сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости определены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и изданными в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.
Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2000 года N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная регистрация и кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Результаты кадастровой оценки в Тамбовской области были утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 30 ноября 2007 года N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области".
Постановлением Администрации Тамбовской области от 29 февраля 2008 года N 260 внесены изменения в указанное постановление, в связи с чем срок его действия установлен с 01 января 2009 года.
Ни перечисленными выше нормативными актами, ни нормами налогового законодательства не предусмотрено право налогового органа проверять достоверность передаваемых ему уполномоченными органами сведений об объектах налогообложения, в том числе - сведений о кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом.
В соответствии со ст. 3 вышеуказанного Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
Пунктом 5.1.3 Постановления Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 N 457 полномочия по государственному кадастровому учету недвижимого имущества возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, которая предоставляет сведения о кадастровой стоимости земельного участка, являющейся налоговой базой для исчисления земельного налога, в налоговый орган, который в свою очередь на основе полученных сведений производит расчет налога. Самостоятельно налоговый орган кадастровую стоимость земельного участка определить не вправе, однако результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде, и в случае признания такой оценки ошибочной данное обстоятельство может являться основанием для перерасчета суммы налога.
Между тем, З.Н. в порядке ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств того, что кадастровая оценка земельного участка, с которой он не согласен, в установленном законом порядке им оспорена. В связи с чем, земельный налог, который подлежит уплате ответчиком, обоснованно был исчислен налоговым органом исходя из сведений, представленных Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Довод апелляционной жалобы относительно необходимости расчета налога исходя из налоговой ставки 0,2% от кадастровой стоимости земельного участка, судебная коллегия находит безосновательным, поскольку согласно кадастрового паспорта земельного участка по адресу: г. Тамбов, ул. *** от 19.07.2013 г. (л.д. 23) вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ***, площадью *** кв. м установлен - под многоквартирный дом. Земельный участок находится в общей долевой собственности, правообладателями являются собственники помещений многоквартирного жилого дома и размер доли в праве пропорционален размеру общей площади помещения.
Налоговые ставки земельного налога на территории г. Тамбова установлены Решением Тамбовской городской Думы от 09 ноября 2005 года N 74 (с изменениями и дополнениями). В соответствии с п. 2 названного Решения налоговые ставки земельного налога устанавливаются в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в отношении земельных участков, предназначенных и используемых для размещения домов индивидуальной жилой застройки - 0,15%, а в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду), кроме предусмотренных абз. 2 пп. 2 п. 2, ставка налога установлена в размере 0,3%.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности применения налоговым органом ставки 0,3%, поскольку дом N *** по ул. *** г. Тамбова является многоквартирным, а не индивидуальным жилым домом.
Ссылку З.Н. в жалобе относительно того, что согласно плана границ земельного участка на его квартиру N 3 приходится земельный участок площадью *** кв. метра, следовательно доля ***, исходя из которой был рассчитан земельный налог, не соответствует действительности, судебная коллегия находит необоснованной, поскольку доказательств данному утверждению ответчиком не предоставлено ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции, тогда как в соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела, основаны на нормах материального права, и не опровергнуты доводами апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Советского районного суда г. Тамбова от 02 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу З.Н. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)