Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.07.2013 N 15АП-8589/2013 ПО ДЕЛУ N А53-149/2013

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 июля 2013 г. N 15АП-8589/2013

Дело N А53-149/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей А.Н. Герасименко, Д.В. Николаева
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Чудиновой М.Г.
при участии:
от ИП Перельмана А.М.: представитель Рохмин В.В. по доверенности от 17.08.2011
от ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону: представитель Мещанский Н.В. по доверенности от 07.06.2013
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Перельмана Александра Михайловича на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.04.2013 по делу N А53-149/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Перельмана Александра Михайловича к заинтересованному лицу: Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону о признании недействительным решения принятое в составе судьи Мезиновой Э.П.

установил:

ИП Перельман А.М. (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону (далее - инспекция, налоговый орган) от 18.09.2012 N 11922.
Решением суда от 26.04.2013 в удовлетворении заявления отказано; судебный акт мотивирован тем, что инспекцией обоснованно произведено доначисление земельного налога с применением коэффициента 2, а также пеней и налоговых санкций, поскольку использование земельного участка обусловлено установленным видом разрешенного использования - строительство многоквартирного жилого дома.
ИП Перельман А.М. обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просил судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что земельный участок приобретен предпринимателем с условием осуществления на нем жилищного строительства, в связи с чем применение повышающего коэффициента по земельному налогу необоснованно.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель инспекции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной предпринимателем в инспекцию первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2011 год, по итогам которой принято решение от 18.09.2012 N 11922 о доначислении 171 058 руб. земельного налога, 15 074,81 руб. пени, а также о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за неуплату этого налога в виде штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ в размере 34 212 руб.
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы предпринимателя Управление ФНС России по Ростовской области решением от 03.12.2012 N 15-15/4918 оставило решение инспекции без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, предприниматель обратился в арбитражный суд.
Пунктом 15 статьи 396 НК РФ установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится налогоплательщиками - организациями или физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
Как правильно установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Вересаева, 103, с кадастровым номером 61:44:0030402:33, категория земель - земли населенных пунктов, строительство многоквартирного жилого дома, приобретен заявителем на основании договора купли-продажи от 25.08.2010, заключенного с ООО "Плюс-К".
Право собственности заявителя на земельный участок с кадастровым номером 61:44:0030402:33 подтверждается свидетельством о праве собственности от 01.09.2010 N 811160, в котором указана категория земель - земли населенных пунктов, строительство многоквартирного жилого дома.
Согласно кадастровой выписке о земельном участке с указанным кадастровым номером от 06.09.2010 N 61/001/10-405911 разрешенное использование этого земельного участка: строительство многоквартирного жилого дома, кадастровая стоимость: 57 019 365 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка определена на основе результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области", исходя из удельного показателя кадастровой стоимости - 5 243,16 руб. /кв. м, что соответствует удельному показателю для земельных участков, предназначенных для размещения домов многоэтажной жилой застройки в кадастровом квартале 61:44:0030402.
В соответствии с решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 23.08.2005 N 38 ставка налога для земельных участков, предназначенных для размещения домов многоквартирной жилой застройки, на 2011 год установлена в размере 0,3% от кадастровой стоимости земельных участков.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности доначисления инспекцией земельного налога с применением коэффициента 2.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются судебной коллегией ввиду следующего.
Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории; используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии со статьей 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с частью 2 статьи 37 ГК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 17.06.2008 N 405 приняты Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону (далее - Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону).
Главой 5 Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону установлены градостроительные регламенты для различных территориальных зон, границы территориальных зон установлены на картах, прилагающихся к названным Правилам.
Согласно кадастровой выписке о спорном земельном участке от 06.09.2010 N 61/001/10-405911, его разрешенное использование - строительство многоквартирного жилого дома.
Частью 4 статьи 37 ГрК РФ установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Однако данные положения подлежат применению в совокупности с нормой части 3 статьи 37 ГрК РФ, согласно которой изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Таким образом, по смыслу частей 3, 4 статьи 37 ГрК РФ, хотя вид разрешенного использования земельного участка и выбирается его правообладателем самостоятельно, однако этот выбор вида разрешенного использования земельного участка подлежит осуществлению и публичному оформлению в официальном порядке, установленном нормами действующего законодательства.
В частности, градостроительными регламентами для одной и той же территориальной зоны может быть установлено несколько видов разрешенного использования. Выбор правообладателем земельного участка из всей совокупности допустимых градостроительными регламентами видов разрешенного использования конкретных видов разрешенного использования в соответствии с которыми он реально будет использовать земельный участок, влечет за собою в том числе юридически значимые последствия.
От вида разрешенного использования земельного участка, в соответствии с которым он используется его правообладателем, зависит размер земельного налога, подлежащего уплате по данному земельному участку. Это обусловлено тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Согласно статье 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области утверждены постановлением Администрации Ростовской области от 28.04.2008 N 212 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Ростовской области" (далее - постановление N 212).
Этим постановлением в частности были утверждены:
- 1) удельные показатели кадастровой стоимости и кадастровая стоимость земельных участков в разрезе видов разрешенного использования;
- 2) средние значения удельных показателей кадастровой стоимости по видам разрешенного использования (для случаев изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка).
Удельные показатели кадастровой стоимости и кадастровая стоимость земельных участков в разрезе видов разрешенного использования были определены для "существующих земельных участков", то есть для земельных участков, существовавших в качестве объектов гражданских прав в период проведения государственной кадастровой оценки земель.
Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости по видам разрешенного использования были определены для "вновь образуемых земельных участков", то есть для земельных участков, образованных после государственной кадастровой оценки земель.
При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Определение кадастровой стоимости земельного участка в случае изменения его правообладателем вида разрешенного использования, осуществляется с использованием удельного показателя кадастровой стоимости, определенного в результате государственной кадастровой оценки земель для вида разрешенного использования земельного участка, выбранного его правообладателем.
Таким образом, ставка земельного налога для земельного участка определяются не только площадью этого участка и зоной, в которой он расположен, он и видом его разрешенного использования. От вида разрешенного использования зависит удельный показатель кадастровой стоимости, используемый при расчете размера кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно пункту 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 3 статьи 391 НК РФ).
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 396 НК РФ органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в том числе о характеристиках земельных участков в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 НК РФ.
Вид разрешенного использования земельного участка, учитываемый при расчете земельного налога, определяется исходя из учтенных в государственном кадастре недвижимости сведений о выбранном правообладателем земельного участка виде его разрешенного использования из числа всех возможных видов разрешенного использования, установленных градостроительным регламентом для земельных участков соответствующей категории.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ установлено, что в государственный кадастр недвижимости в качестве дополнительных сведений о земельном участке также вносится разрешенное использование земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется также в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений о виде разрешенного использования земельного участка.
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет в связи с изменением указанных в пунктах 13 - 20 части 2 статьи 7 Закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ сведений о виде разрешенного использования земельного участка осуществляются, если иное не установлено данным Законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом N 221-ФЗ для осуществления такого учета документов. Форма указанного заявления устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
В соответствии с частью 1, пунктом 2 части 2 статьи 23 Закона N 221-ФЗ учет изменений объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета. После принятия такого решения орган кадастрового учета в установленные Законом N 211-ФЗ сроки обязан выдать заявителю или его представителю лично под расписку кадастровую выписку об объекте недвижимости, содержащую внесенные в государственный кадастр недвижимости при кадастровом учете новые сведения о таком объекте недвижимости.
С даты принятия этого решения органом кадастрового учета, изменение правообладателем вида разрешенного использования земельного участка становится состоявшимся и влечет за собою юридически значимые последствия.
Таким образом, выбор правообладателем земельного участка вида его разрешенного использования из числа всех возможных, а также его изменение, оформляется в соответствии с Законом N 221-ФЗ путем внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости (пункт 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ) и завершается, становится публичным, юридически значимым для третьих лиц, с даты принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета этих изменений.
Из вышеизложенного следует, что предприниматель приобретал земельный участок с указанием в договоре определенного вида его разрешенного использования, и соответственно был ограничен в использовании данного участка в соответствии с разрешенным видом использования.
Предприниматель не произвел юридически значимого выбора и изменения вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, - в сведения государственного кадастра объектов недвижимости, предусмотренные пунктом 14 части 2 статьи 7 Закона N 221-ФЗ, не были внесены изменения об основном виде разрешенного использования земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что в 2011 году указанный земельный участок предоставлялся заявителем по договорам аренды от 02.09.2010, от 02.03.2011 ООО "Плюс К" на условиях строительства двух многоквартирных жилых домов, котельной, трансформаторной подстанции, что свидетельствует о его использовании в соответствии с установленным в правовых документах и при проведении кадастровой оценки назначением - строительство многоквартирных домов.
Ссылки предпринимателя на выводы, изложенные в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.04.2013 по делу N А53-19921/2012, судебной коллегией не принимаются ввиду различных обстоятельств дел.
В деле N А53-19921/2012 налогоплательщик исходил из разрешенного использования земельного участка "для размещения домов многоэтажной жилой застройки". Земельный участок по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Вересаева, 103, площадью 33 002 кв. м, кадастровый номер 61:44:03 04 02:27, был приобретен ООО "Плюс-К" 19.03.2008 по договору купли-продажи у физических лиц; согласно условиям названного договора указанный участок приобретался без каких-либо ограничений и (или) условий.
В настоящем деле спорный земельный участок был приобретен предпринимателем у ООО "Плюс-К" по договору купли-продажи от 25.08.2010 с указанием категории земель: земли населенных пунктов - строительство многоквартирного жилого дома. Таким образом, в первом случае приобретение участка не было обусловлено использованием его для целей жилищного строительства. В рассматриваемом деле приобретение земельного участка с установленным видом разрешенного использования обуславливает его использование в целях жилищного строительства.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (часть 4 статьи 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.04.2013 по делу N А53-149/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенным Арбитражным процессуальным кодексом Российской, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Н.В.ШИМБАРЕВА

Судьи
А.Н.ГЕРАСИМЕНКО
Д.В.НИКОЛАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)