Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Кузин В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Шмаленко Т.А.,
судей Рябихина О.Е., Пашенько С.Б.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Медведевой З.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 15 декабря 2010 г., которым признано недействительным соглашение, заключенное 25 марта 2010 г., между Администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области и Щ. о предоставлении ей квартиры 37,2 кв. метров вместо принадлежащего на праве собственности аварийного жилого помещения общей площадью 52,5 кв. метров, на Администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области возложена обязанность в связи со сносом дома, признанного аварийным по адресу: <...> предоставить Щ. на праве собственности жилое помещение общей площадью не менее 52,5 кв. м., состоящее из трех комнат в пределах города Балаково, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Шмаленко Т.А., объяснения представителя ответчика Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Ш., действующей на основании доверенности сроком до 31.12.2011 г., поддержавшей доводы жалобы, объяснение прокурора Медведевой З.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, объяснения Щ., просившей решение оставить без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Балаково Саратовской области обратился в суд с иском в интересах Щ. к Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - Администрация БМР), Управлению муниципального жилья и жилищной политики Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании недействительным соглашения о предоставлении жилого помещения, площадью 37,2 кв. м., возложении обязанности предоставить другое жилое помещение общей площадью не менее 52,5 кв. м.
Исковые требования обоснованы тем, на основании обращения Щ. была проведена проверка соблюдения законодательства о жилищных правах граждан, в ходе которой установлено, что Щ., проживающей в жилом помещении, включенном в адресную целевую программу "Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда Балаковского муниципального района на 2009-2010 годы", предоставлено жилое помещение в городе Балаково, по <...>. В соответствии с требованиями ст. ст. 86, части 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении другого жилого помещения, оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Указывая, что в ходе проверки установлено, что общая площадь предоставляемого жилого помещения Щ. меньше ранее занимаемого помещения, что противоречит требованиям закона, прокурор обратился в суд с данным иском.
Судом принято указанное судебное решение.
В кассационной жалобе Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, указывая, что при заключении соглашения о предоставлении жилого помещения для переселения в рамках программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда", Щ. обязалась выполнить необходимые действия по подготовке документов, в том числе подписания договора мены указанного жилого помещения. Вместе с тем данные условия соглашения ей исполнены не были, несмотря на то, что Щ. фактически приняла квартиру, из чего следует, что заключенное соглашение не нарушает действующего законодательства Российской Федерации.
В своих возражениях на жалобу Щ. просит решение Балаковского районного суда Саратовской области от 15.12.2010 г. оставить без изменения, по тем основаниям, что решение суда является законным и обоснованным.
В возражениях на жалобу прокурор города Балаково также просит оставить решение суда от 15.12.2010 г. без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, согласно ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Статья 19 Конституции Российской Федерации, закрепляет равенство всех перед законом и судом.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, либо восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающий право или создающий угрозу его нарушения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Щ., являлась собственником трехкомнатной квартиры, общей площадью 52,5 кв. м.
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статья 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из части 5 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2009 г. N 316-ФЗ следует, что положения части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" распространяются на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и возникшие с 1 января 2009 г.
Как следует из части 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 195-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", финансовая поддержка за счет фонда предоставляется субъектам Российской Федерации на приобретение в собственность субъектов жилых помещений, которые подлежат передаче из собственности субъекта в муниципальную собственность для предоставления в соответствии с жилищным законодательством граждан, переселяемым из аварийного жилого фонда.
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно акту межведомственной комиссии Балаковского муниципального образования N 5 от 20.12.2002 г., утвержденному Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Балаковского муниципального образования 23.12.2002 г. дом признании непригодным для проживания.
Постановлением главы администрации Балаковского муниципального образования от 30.12.2002 г. N 4141 "Об утверждении акта межведомственной комиссии от 20.12.2002 г., с внесенными изменениями, постановлением главы администрации Балаковского муниципального образования от 27.06.2007 н. N 2243, вышеуказанный дом признан аварийным и непригодным для проживания жилым домом.
05 февраля 2009 г. между Щ. и Администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области заключен предварительный договор мены жилых помещений, согласно которому стороны обязуются в будущем заключить договор мены жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, в целях реализации программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда".
В соответствии с пунктами 1.4 и 2.4. заключенного договора администрация Балаковского муниципального района обязалась предоставить Щ. в собственность жилое помещение в соответствии с действующим законодательством, которое признается равноценным.
25 марта 2010 г. между Щ. и Администрацией Балаковского муниципального района было заключено соглашение о переселении в жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. Во исполнение данного соглашения Щ. выдано направление для вселения в указанную квартиру.
Из представленных Балаковским филиалом ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" документов, а также выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним следует, что площадь квартиры N <...> расположенной по адресу: составляет 37,2 кв. м.
Из вышеизложенного следует, что при переселении граждан из аварийного жилищного фонда граждане должны быть обеспечены благоустроенными жилыми помещениями равнозначными по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта, вместе с тем предоставление Щ. жилого помещения меньшей площадью ранее занимаемого помещения на праве собственности, противоречит требованиям жилищного законодательства и влечет за собой нарушение ее прав.
При указанных обстоятельствах и приведенных положений материального закона суд первой инстанции правильно вынес решение о признании недействительным соглашения, заключенного 25 марта 2010 г. между Администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области и Щ. о предоставлении квартиры 37,2 кв. м. вместо принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения общей площадью 52,5 кв. м. и возложил на ответчика обязанность предоставить жилое помещение общей площадью не менее 52,5 кв. м., состоящее из трех комнат в пределах города Балаково, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, в связи с чем, отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационных жалобах), судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 360 - 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 15 декабря 2010 года -
оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 15.03.2011 ПО ДЕЛУ N 33-1265
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 марта 2011 г. по делу N 33-1265
Судья Кузин В.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Шмаленко Т.А.,
судей Рябихина О.Е., Пашенько С.Б.,
при секретаре Т.,
с участием прокурора Медведевой З.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области на решение Балаковского районного суда Саратовской области от 15 декабря 2010 г., которым признано недействительным соглашение, заключенное 25 марта 2010 г., между Администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области и Щ. о предоставлении ей квартиры 37,2 кв. метров вместо принадлежащего на праве собственности аварийного жилого помещения общей площадью 52,5 кв. метров, на Администрацию Балаковского муниципального района Саратовской области возложена обязанность в связи со сносом дома, признанного аварийным по адресу: <...> предоставить Щ. на праве собственности жилое помещение общей площадью не менее 52,5 кв. м., состоящее из трех комнат в пределах города Балаково, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Заслушав доклад судьи Шмаленко Т.А., объяснения представителя ответчика Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области Ш., действующей на основании доверенности сроком до 31.12.2011 г., поддержавшей доводы жалобы, объяснение прокурора Медведевой З.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, объяснения Щ., просившей решение оставить без изменения, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор г. Балаково Саратовской области обратился в суд с иском в интересах Щ. к Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее по тексту - Администрация БМР), Управлению муниципального жилья и жилищной политики Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области о признании недействительным соглашения о предоставлении жилого помещения, площадью 37,2 кв. м., возложении обязанности предоставить другое жилое помещение общей площадью не менее 52,5 кв. м.
Исковые требования обоснованы тем, на основании обращения Щ. была проведена проверка соблюдения законодательства о жилищных правах граждан, в ходе которой установлено, что Щ., проживающей в жилом помещении, включенном в адресную целевую программу "Переселение граждан из аварийного и непригодного для проживания жилищного фонда Балаковского муниципального района на 2009-2010 годы", предоставлено жилое помещение в городе Балаково, по <...>. В соответствии с требованиями ст. ст. 86, части 1 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации при предоставлении другого жилого помещения, оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Указывая, что в ходе проверки установлено, что общая площадь предоставляемого жилого помещения Щ. меньше ранее занимаемого помещения, что противоречит требованиям закона, прокурор обратился в суд с данным иском.
Судом принято указанное судебное решение.
В кассационной жалобе Администрация Балаковского муниципального района Саратовской области просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение, указывая, что при заключении соглашения о предоставлении жилого помещения для переселения в рамках программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда", Щ. обязалась выполнить необходимые действия по подготовке документов, в том числе подписания договора мены указанного жилого помещения. Вместе с тем данные условия соглашения ей исполнены не были, несмотря на то, что Щ. фактически приняла квартиру, из чего следует, что заключенное соглашение не нарушает действующего законодательства Российской Федерации.
В своих возражениях на жалобу Щ. просит решение Балаковского районного суда Саратовской области от 15.12.2010 г. оставить без изменения, по тем основаниям, что решение суда является законным и обоснованным.
В возражениях на жалобу прокурор города Балаково также просит оставить решение суда от 15.12.2010 г. без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда, согласно ч. 1 ст. 347 ГПК РФ, исходя из доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Статья 19 Конституции Российской Федерации, закрепляет равенство всех перед законом и судом.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания права, либо восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающий право или создающий угрозу его нарушения.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что Щ., являлась собственником трехкомнатной квартиры, общей площадью 52,5 кв. м.
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ (п. 49 Положения).
В соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статья 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из части 5 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2009 г. N 316-ФЗ следует, что положения части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" распространяются на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и возникшие с 1 января 2009 г.
Как следует из части 3 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 195-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
В соответствии со статьей 20.1 Федерального закона "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", финансовая поддержка за счет фонда предоставляется субъектам Российской Федерации на приобретение в собственность субъектов жилых помещений, которые подлежат передаче из собственности субъекта в муниципальную собственность для предоставления в соответствии с жилищным законодательством граждан, переселяемым из аварийного жилого фонда.
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32 и 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно акту межведомственной комиссии Балаковского муниципального образования N 5 от 20.12.2002 г., утвержденному Комитетом жилищно-коммунального хозяйства Балаковского муниципального образования 23.12.2002 г. дом признании непригодным для проживания.
Постановлением главы администрации Балаковского муниципального образования от 30.12.2002 г. N 4141 "Об утверждении акта межведомственной комиссии от 20.12.2002 г., с внесенными изменениями, постановлением главы администрации Балаковского муниципального образования от 27.06.2007 н. N 2243, вышеуказанный дом признан аварийным и непригодным для проживания жилым домом.
05 февраля 2009 г. между Щ. и Администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области заключен предварительный договор мены жилых помещений, согласно которому стороны обязуются в будущем заключить договор мены жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, в целях реализации программы "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда".
В соответствии с пунктами 1.4 и 2.4. заключенного договора администрация Балаковского муниципального района обязалась предоставить Щ. в собственность жилое помещение в соответствии с действующим законодательством, которое признается равноценным.
25 марта 2010 г. между Щ. и Администрацией Балаковского муниципального района было заключено соглашение о переселении в жилое помещение, расположенное по адресу: <...>. Во исполнение данного соглашения Щ. выдано направление для вселения в указанную квартиру.
Из представленных Балаковским филиалом ГУП "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" документов, а также выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним следует, что площадь квартиры N <...> расположенной по адресу: составляет 37,2 кв. м.
Из вышеизложенного следует, что при переселении граждан из аварийного жилищного фонда граждане должны быть обеспечены благоустроенными жилыми помещениями равнозначными по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта, вместе с тем предоставление Щ. жилого помещения меньшей площадью ранее занимаемого помещения на праве собственности, противоречит требованиям жилищного законодательства и влечет за собой нарушение ее прав.
При указанных обстоятельствах и приведенных положений материального закона суд первой инстанции правильно вынес решение о признании недействительным соглашения, заключенного 25 марта 2010 г. между Администрацией Балаковского муниципального района Саратовской области и Щ. о предоставлении квартиры 37,2 кв. м. вместо принадлежащего ей на праве собственности жилого помещения общей площадью 52,5 кв. м. и возложил на ответчика обязанность предоставить жилое помещение общей площадью не менее 52,5 кв. м., состоящее из трех комнат в пределах города Балаково, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, в связи с чем, отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении таких мотивов, подтверждающих законность решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела (в том числе и те, на которые имеется ссылка в кассационных жалобах), судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 360 - 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Балаковского районного суда Саратовской области от 15 декабря 2010 года -
оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)