Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 04.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1085/2013

Разделы:
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июля 2013 г. по делу N 33-1085/2013


Судья: Габитова Р.Ш.

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Попова Г.В.,
судей Братухина В.В. и Медведевой И.А.
с участием прокурора Полозовой Т.В.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Х. и апелляционному представлению прокурора города Йошкар-Олы на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 апреля 2013 года, которым
- Х. отказано в удовлетворении исковых требований к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма, возложении обязанности заключить указанный договор;
- удовлетворено исковое заявление администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" к Х.:
Х. выселена из жилого помещения по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, без предоставления другого жилого помещения.
На Отдел Управления Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл в г. Йошкар-Оле возложена обязанность снять Х. с регистрационного учета по месту жительства по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Марий Эл Медведевой И.А., судебная коллегия

установила:

Х. обратилась в суд с иском к администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" о признании незаконным отказа в заключении договора социального найма и обязании ответчика заключить данный договор на жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола.
В обоснование заявленных требований указала, что она проживает в спорном жилом помещении на основании ордера на право занятия жилой площади в общежитии N <номер> от <дата>, выданного конкурсным управляющим ПО "И" и договора найма специализированного жилого помещения <номер> от <дата>., заключенного с муниципальным унитарным предприятием "Ремонт и эксплуатация общежитий и нежилого фонда муниципального образования "Город Йошкар-Ола". Истец несет расходы по содержанию и ремонту жилого помещения, оплачивает как наниматель жилого помещения коммунальные услуги. В <дата> годах обращалась к ответчику по вопросу заключения договора социального найма, однако администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" в заключении договора найма занимаемого помещения было отказано. Указанное, по мнению истца, свидетельствует о нарушении ее жилищных прав.
Администрация ГО "Город Йошкар-Ола", обратилась в суд со встречным иском о выселении Х. без предоставления другого жилого помещения и возложении обязанности на Отдел Управления Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл по ее снятию с регистрационного учета по месту жительства из спорного жилого помещения.
Свои требования администрация городского округа "Город Йошкар-Ола" обосновала тем, что решение о предоставлении ответчику спорной комнаты принято конкурсным управляющим ПО "И" с нарушением установленного законом порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда и в отсутствие полномочий на принятие данного решения, что влечет его ничтожность. В связи с указанным, право пользования спорной комнатой у Х. не возникло и она подлежит выселению.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней Х. ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным, поскольку судом неправильно применены нормы материального права и выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционном представлении прокурора города Йошкар-Олы также ставится вопрос об отмене решения суда и удовлетворении иска Х.
Администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" представлены возражения, в которых приведены доводы в поддержку решения суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представления, возражений, заслушав объяснения представителя Х. А., поддержавшего доводы жалобы, помощника прокурора Республики Марий Эл Полозову Т.В., поддержавшей апелляционное представление, представителей администрации городского округа "Город Йошкар-Ола" Г., МУП "Ремонт и эксплуатация общежитий и нежилого фонда" К., полагавших решение оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
Судом установлено и указанное подтверждается материалами дела, что здание общежития по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, находилось в хозяйственном ведении ПО "И".
Решением Арбитражного суда Республики Марий Эл <дата> ПО "И" было признано банкротом и открыто конкурсное производство, назначен конкурсный управляющий.
Согласно пункту 3 статьи 129 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - ФЗ N 127-ФЗ) конкурсный управляющий вправе:
- распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;
- увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;
- заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;
- передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, в том числе по основаниям, предусмотренным статьей 103 настоящего Федерального закона, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;
- осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Права конкурсного управляющего в отношении имущества должника, относящегося к жилищному фонду и социально-значимым объектам, определены в пункте 5 статьи 132 ФЗ N 127-ФЗ: жилищный фонд социального использования, а также социально значимые объекты, подлежат передаче в собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления.
Иных прав в отношении распоряжения жилищным фондом должника конкурсному управляющему законодательством не предоставлено. Кроме того, предоставление жилой площади в общежитии не относится к задачам конкурсного производства, целью которого является удовлетворение требований кредиторов, поэтому не может быть отнесено к полномочиям конкурсного управляющего.
Таким образом, ссылка в апелляционной жалобе на положения части 1 статьи 100 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), как предоставляющую конкурсному управляющему, осуществляющему полномочия собственника имущества должника, право предоставлять жилые помещения, юридически несостоятельна, как противоречащая положениям специальной нормы, подлежащей применению в спорных правоотношениях.
Следовательно, конкурсный управляющий ПО "И" являлся лицом, не имеющим правомочий на предоставление жилой площади в общежитии в связи с любыми основаниями ее предоставления.
Указывая о нарушении установленного законом порядка предоставления Х. спорного помещения, суд первой инстанции привел доводы о предоставлении Х. нежилого помещения (по данным технического паспорта позиция <номер> что нарушает требования части 1 статьи 5 и части 1 статьи 109 Жилищного кодекса РСФСР, части 1 статьи 15 ЖК РФ.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно установил, что указанный истцом ордер N <номер> от <дата> фактически не являлся основанием возникновения отношений по пользованию Х. спорной комнатой, поскольку до <дата> она не была зарегистрирована по месту жительства по данному адресу, лицевой счет по оплате жилья и коммунальных услуг также не был открыт.
В связи с указанным, положения статьи 48 Жилищного кодекса РСФСР, указанные в апелляционном представлении прокурора, не подлежат применению в спорных правоотношениях.
С 1 марта 2005 года был введен в действие Жилищный кодекс РФ в соответствии с положениями которого ордер, как единственный документ, дающий основания для вселения в предоставленное жилое помещение (статья 47 Жилищного кодекса РСФСР), утратил свое правовое значение.
Согласно постановлению главы администрации города Йошкар-Олы N <номер> от <дата> общежитие по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, подлежит принятию в муниципальную собственность с передачей в хозяйственное ведение МУП "Ремонт и эксплуатация общежитий и нежилого фонда" для их эксплуатации. Акт приема-передачи утвержден <дата>.
Постановлением Мэра города Йошкар-Олы N <номер> от <дата> нежилые помещения, расположенные по адресу: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола,, в том числе позиция <номер> были переведены в жилые помещения.
Таким образом, в соответствии с положениями пункта 7 статьи 23 ЖК РФ, лишь с указанного момента спорная комната могла быть использована в качестве жилого помещения и представленная суду справка N <номер> от <дата> не может являться доказательством возникновения жилищных прав истца ранее указанной даты.
В силу статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.
В соответствии со статьей 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 ЖК РФ орган местного самоуправления определяет порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Согласно Положению "О порядке предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда городского округа "Город Йошкар-Ола", утвержденного Постановлением мэра г. Йошкар-Ола от 1 июня 2006 года N 3095, договор найма в общежитии с гражданином заключается на основании постановления мэра города Йошкар-Олы (пункт 3.5); договор найма специализированного жилого помещения заключается между администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" и гражданином в письменной форме и на условиях, предусмотренных жилищным законодательством (пункт 5.1).
Право заключения и подписания договоров найма специализированных жилых помещений на <дата> год было передано на основании доверенности ... заместителю Мэра города Йошкар-Олы М.
Как видно из материалов дела, <дата> между МУП "Ремонт и эксплуатация общежитий и нежилого фонда" и Х. заключен договор N <номер> найма специализированного жилого помещения, предметом которого являлась спорная комната в общежитии.
Судом первой инстанции установлено, и указанное подтверждается материалами дела, что заключение договоров найма специализированного жилого помещения, согласно положениям Устава МУП "Ремонт и эксплуатация общежитий и нежилого фонда", не относится к целям и уставным видам деятельности данного муниципального предприятия, равно как и подписавший договор N <номер> директор предприятия К. не имел полномочий на его подписание. Решение о предоставлении Х. комнаты в общежитии муниципального специализированного жилищного фонда администрацией городского округа "Город Йошкар-Ола" не принималось.
Кроме того, судом установлено, что Х. не относится к лицам, имеющим право на получение жилого помещения по договору социального найма, либо специализированных жилых помещений в городе Йошкар-Оле.
Таким образом, при доказанности несоблюдения предусмотренного законом порядка предоставления и вселения Х. в спорную комнату и занятия ею комнаты на законных договорных основаниях, не может применяться общий трехлетний срок к заявленным требованиям о выселении Х. из спорной комнаты.
С учетом изложенных обстоятельств доводы апелляционных жалобы и представления основанием к отмене решения суда первой инстанции, правильного по существу, служить не могут.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 3 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Х. и апелляционное представление прокурора города Йошкар-Олы - без удовлетворения.

Председательствующий
Г.В.ПОПОВ

Судьи
В.В.БРАТУХИН
И.А.МЕДВЕДЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)