Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.12.2013 ПО ДЕЛУ N А21-5762/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 декабря 2013 г. по делу N А21-5762/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Поповой Н.М.
судей Жуковой Т.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Ершовой Е.И.
при участии:
- от истца: не явился, извещен;
- от ответчика: не явился, извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-24990/2013) Государственной жилищной инспекции Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.10.2013 г. по делу N А21-5762/2013 (судья Мялкина А.В.), принятое
по заявлению ООО "УК "Иван"
к Государственной жилищной инспекции Калининградской области
о недействительности предписания

установил:

ООО "Управляющая компания "Иван" (ОГРН 1083911000690, ИНН 3911013842, адрес: 238750, Калининградская область, город Советск, ул. Титова, дом 3, квартира 3, далее - ООО "УК "Иван", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области к Государственной жилищной инспекции Калининградской области (далее - ГЖИ Калининградской области, заинтересованное лицо, Инспекция) о признании недействительным предписания N 263/Р-897 по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 02 апреля 2013 года, указывая, что устранение выявленных нарушений возможно только в ходе капитального ремонта кровли; у Общества отсутствует обязанность по проведению капитального ремонта кровли.
Решением от 02.10.2013 г. заявление ООО "УК "Иван" удовлетворено, признано недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Калининградской области от 02 апреля 2013 года N 263/Р-897.
Инспекция, не согласившись с решением суда, подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества. По мнению подателя жалобы, из представленного Обществом отчета не понятно, каким образом при обследовании дымохода было установлено разрушение кирпичной кладки, трещины и выпадение кирпича; ремонт оголовков дымовых труб не может относится к работам капитального характера; по результатам проверки были установлены нарушения в связи с ненадлежащем содержанием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома; Общество принятые на себя обязательства по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта общего имущества не исполнило надлежащим образом, что явилось нарушение пункта 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации, утвержденных Постановлением Госстроя России от 23.09.2003 г. N 170; в решении отсутствуют доводы свидетельствующие о том, что Инспекцией не доказан текущий характер предписанных работ.
Заявитель и заинтересованное лицо надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, что согласно статье 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "Иван" является управляющей организацией дома N 16 по ул. Пушкина в городе Советске на основании договора управления многоквартирным домом от 25.12.2008 и приложения N 1 к нему и обеспечивает управление, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме за счет средств, вносимых собственником.
02.04.2013 должностным лицом Инспекции на основании приказа от 27.03.2013 N 690 в отношении Общества проведено внеплановое мероприятие по обращению жителя по вопросу содержания и ремонту жилого дома (ненадлежащее состояние оголовков дымовых труб), проживающего в многоквартирном доме по адресу: город Советск, улица Пушкина 16-6, о чем составлен акт от 02.04.2013 N 92 БТМ.
В ходе проведенных мероприятий установлено, что "оголовки дымовых труб в неудовлетворительном состоянии. Штукатурный слой на оголовках отсутствует, происходит разрушение кирпичной кладки. Наблюдаются сквозные трещины".
Инспекция полагая, что Обществом нарушен пункт 5.5.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, по результатам проверки в отношении Общества вынесла предписание от 02.04.2013 N 236/Р-897, согласно которому Обществу предписано в срок до 01.07.2013 обеспечить исправное состояние оголовков дымовых и вентиляционных каналов и предоставить информацию о выполнении предписания в Инспекцию.
Считая предписание Инспекции незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания N 263/Р-897 по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 02 апреля 2013 года.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в жалобе, апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене.
Исходя из пункта 1 статьи 161 Кодекса управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 2 статьи 162 Кодекса по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
В соответствии с пунктом 3 статьи 162 Жилищного кодекса в договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
В силу статьи 39 Кодекса правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 Правил содержания определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
Как следует из статьи 158 Жилищного кодекса РФ, пунктов 28 и 31 Правил содержания, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила эксплуатации), которые зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 15.10.2003 за N 5176, опубликованы в "Российской газете" от 23.10.2003 N 214 и являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", в статье 36 которого предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
На основании статьи 20 Жилищного кодекса полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляют уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.
Таким образом, государство, исходя из баланса частных и публичных интересов, в нормативном порядке определило уровень состояния жилых домов, который необходимо поддерживать за счет средств собственников силами управляющих компаний, и создало орган, компетентный контролировать соблюдение установленных требований, - государственную жилищную инспекцию, положение о которой утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 (с последующими изменениями и дополнениями).
Системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что в статье 162 Жилищного кодекса имеются в виду лишь работы и услуги, оказываемые управляющей компанией сверх тех, которые в штатном режиме обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами N 170, которые являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
Материалами дела подтверждается факт нарушения пункта 5.5.6 Правил N 170.
Несоблюдение установленных требований является основанием для выдачи предписания в адрес организации, обязанной содержать общее имущество в многоквартирном доме в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик его надежности и безопасности.
При указанных обстоятельствах, суду первой инстанции следовало отказать в удовлетворении заявления ООО "УК "Иван" о признании недействительным предписания N 263/Р-897 по устранению выявленных нарушений требований жилищного законодательства от 02 апреля 2013 года.
С учетом изложенного, решение от 02.10.2013 г. следует отменить.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит отнесению на Общество и взыскивается с него в доход федерального бюджета в размере 2 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Калининградской области от 02.10.2013 г. по делу N А21-5762/2013 отменить.
В удовлетворении заявления ООО "УК "Иван" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Калининградской области от 02.04.2013 г. N 263/Р-897 отказать.
Взыскать с ООО "УК "Иван" в доход федерального бюджета 2 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Н.М.ПОПОВА

Судьи
Т.В.ЖУКОВА
Я.Г.СМИРНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)