Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2013 N 17АП-6657/2013-АК ПО ДЕЛУ N А50-22513/2012

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2013 г. N 17АП-6657/2013-АК

Дело N А50-22513/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н.М.
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Вихаревой М.М.,
при участии:
от заявителя ОАО "Научно-производственного объединения горного и нефтяного машиностроения" (ОГРН 1025901613210, ИНН 5908011662) - Халилов А.Р., доверенность от 10.01.2013
от заинтересованных лиц Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю - Черткатов М.Д., доверенность от 23.05.2013 2) Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми (ОГРН 1045901326525) - Некрасов Д.М., доверенность от 10.01.2013
от третьих лиц 1) Департамента земельных отношений администрации города Перми, 2) Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", 3)Администрации Кировского района г. Перми - не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя ОАО "Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 18 апреля 2013 года
по делу N А50-22513/2012
принятое судьей Е.В.Васильевой
по заявлению ОАО "Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения"
к 1) Управлению Федеральной налоговой службы по Пермскому краю, 2) Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми (ОГРН 1045901326525)
третьи лица: 1) Департамент земельных отношений администрации города Перми, 2) Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", 3)Администрация Кировского района г. Перми
о признании недействительными ненормативных правовых актов,

установил:

ОАО "НПО Горнефтемаш" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании недействительными решения ИФНС России по Кировскому району г. Перми от 29.06.2012 N 09-12/129, акта камеральной проверки от 17.05.2012 г., решения Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 03.10.2012 N 18-23/452.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 18.04.2013 г. прекращено производство по делу в части требований к Управлению Федеральной налоговой службы по Пермскому краю о признании недействительным решения по жалобе налогоплательщика, в части требований к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми об отмене акта камеральной налоговой проверки. Отказано в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Заявитель, не согласившись с решением суда в части отказа в удовлетворении заявленных требований, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить, заявленные требования удовлетворить.
В обоснование жалобы указывает на прекращение права пользования земельными участками с кадастровыми номерами 59:01:1713044:23, 59:01:1713028:22 и 59:01:1713331:9. Поскольку на двух земельных участках по ул. Астраханской и ул. Кировоградской находятся жилые дома, то в силу закона плательщиками земельного налога являются собственники квартир многоквартирных домов. Поскольку на земельном участке по ул. Сысольской находится здание Центрального теплового пункта, собственником которого с 2009 года является иное юридическое лицо - ООО "Пермская сетевая компания", то у заявителя отсутствует обязанность по уплате земельного налога за 2011 год за данный земельный участок.
Заявитель ходатайствует о вызове свидетеля - кадастрового инженера Двинянинова И.С., который располагает информацией о площади и границах спорных земельных участков, а также ходатайствует о приобщении в материалы дела планов земельных участков.
Указанные ходатайства рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, поскольку обстоятельства, связанные с исчислением земельного налога, подтверждаются иными доказательствами, имеющимися в деле (кадастровыми выписками земельного участка).
Заинтересованное лицо с доводами, изложенными в апелляционной жалобе не согласно, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве. Полагает, что право постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки прекращено обществом в установленном порядке только в 2013 году, следовательно, доначисление ему земельного налога в 2011 году является законным и обоснованным.
Третье лицо ФГБУ "ФКП Росреестра" просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Судебное заседание проведено в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в обжалованной части.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена камеральная проверка декларации Общества по земельному налогу за 2011 год, представленной 31.01.2012.
В результате проверки составлен акт проверки от 17.05.2012 г. и вынесено решение от 29.06.2012 N 09-12/129, согласно которому обществу начислен к уплате земельный налог за 2011 год в сумме 565 137 руб., соответствующие пени и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Основанием для доначисления земельного налога послужили выводы акта проверки о необоснованном занижении налогоплательщиком налоговой базы на кадастровую стоимость трех земельных участков:
- 1. по ул. Кировоградской, 73а площадью 49042,72 кв. м, на котором расположен жилой дом, кадастровый номер 59:01:1713044:23;
- 2. по ул. Астраханской площадью 47213,35 кв. м, на котором расположен жилой дом, кадастровый номер 59:01:1713028:22;
- 3. по ул. Сысольской площадью 904,82 кв. м, на котором расположен Центральный тепловой пункт, кадастровый номер 59:01:1713331:9.
Решением УФНС России по Пермскому краю от 03.10.2012 N 18-23/452 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции вынесено незаконно и нарушает его права и законные интересы в предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованном доначислении земельного налога за 2011 год на основании данных из Управления Росреестра и Кадастровой палаты и правоустанавливающих документов. При этом суд исходил из того, что у собственников жилых домов по ул. Астраханской и ул. Кировоградской в силу закона не возникло право общей долевой собственности на земельные участки, так как земельные участки не сформированы.
Заявитель апелляционной жалобы оспаривает данные выводы суда. В обоснование жалобы указывает на прекращение права пользования земельными участками с кадастровыми номерами 59:01:1713044:23, 59:01:1713028:22 и 59:01:1713331:9, поскольку на двух земельных участках по ул. Астраханской и ул. Кировоградской находятся жилые дома, а на земельном участке по ул. Сысольской находится здание Центрального теплового пункта, собственником которого с 2009 года, является иное юридическое лицо - ООО "Пермская сетевая компания".
Суд апелляционной инстанции, исследовав доводы заявителя жалобы, пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Учитывая изложенное, плательщиком земельного налога признается также организация, чье право собственности или право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок возникло до введения в действие Закона N 122-ФЗ и удостоверено актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на земельный участок, выданным в установленном законодательством порядке уполномоченным органом государственной власти.
Спорные земельные участки были отведены обществу для строительства жилых домов и центрального теплового пункта на основании соответствующих решений исполнительного комитета Молотовского городского Совета депутатов трудящихся, принятых в 1947 и 1953 годов, а также Исполнительного комитета Пермского городского Совета депутатов трудящихся 1986 года. На основании данных решений заявителю были выданы акты о предоставлении земельных участков в бессрочное пользование.
Сведения о земельных участках внесены в ЕГРН в 2003 и 2005 годах, участкам присвоены кадастровые номера, вид разрешенного использования - под жилой дом и центральный тепловой пункт, определена кадастровая стоимость земельных участков. В кадастровых паспортах земельных участков, общество в качестве правообладателя, не указано.
На основании заявлений от 27.08.2012 года обществом осуществлен отказ от права постоянного бессрочного пользования, 24.01.2013 г. Департамент земельных отношений Администрации г. Перми распоряжениями N 97, 130 и 131 прекратил права предприятия на спорные земельные участки.
Изложенные обстоятельства, по мнению налогового органа, свидетельствуют о наличии у общества права постоянного (бессрочного) пользования в отношении спорных участков и, как следствие, об обязанности по исчислению и уплате земельного налога за 2011 год.
Отказывая в признании недействительным решения инспекции, суд исходил из непредставления доказательств, свидетельствующих о возникновении прав на спорные участки у собственников помещений в многоквартирных жилых домах (земельные участки не сформированы), либо доказательств прекращения права постоянного (бессрочного) пользования в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 45, пунктами 3-6 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации до 2011 года.
Согласно указанным нормам при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования землепользователем подается заявление в орган, осуществляющий предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Данный орган в течение месяца принимает соответствующее решение о прекращении права и в отношении земельных участков, права на которые не были зарегистрированы в ЕГРП, направляет решение о прекращении права в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.
Однако, признавая общество плательщиком земельного налога в отношении спорных земельных участков за 2011 год, суд не учел следующее.
Право общей долевой собственности на земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, принадлежит собственникам помещений в доме.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) по земельным участкам, сформированным до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, и в отношении которых проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности возникает у собственников помещений в доме в силу закона с 01.03.2005. По земельным участкам, сформированным после введения в действие названного Кодекса, право общей долевой собственности на них у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ).
Возникновение указанного права общей долевой собственности в силу закона означает, что каких-либо актов органов власти, подтверждающих данное право, не требуется, это право считается возникшим вне зависимости от его регистрации в ЕГРП.
Названные правовые позиции, связанные с применением части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Закона N 189-ФЗ, нашли отражение в пункте 66 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Поскольку на земельных участках с кадастровыми номерами 59:01:1713044:23 и 59:01:1713028:22 иных объектов, кроме многоквартирных домов, не имеется, то в силу изложенных положений закона право общей долевой собственности на земельный участок возникло у собственников помещений в доме в силу закона, что означает прекращение права постоянного (бессрочного) пользования общества на эти земельные участки.
Каких-либо данных, свидетельствующих о наличии у общества права собственности на квартиры в многоквартирных домах, и, как следствие, о наличии обязанности уплачивать земельный налог согласно положениям пункта 2 статьи 391, пункта 3 статьи 392 Налогового кодекса, инспекцией в ходе проверки установлено не было.
Вывод суда об отсутствии у собственников помещений в жилых многоквартирных домах прав на земельные участки является ошибочным.
Как следует из материалов дела, земельные участки под многоквартирными домами, расположенными по вышеуказанным адресам, сформированы и поставлены на кадастровый учет 23.12.2005 г., им присвоены кадастровые номера 59:01:1713044:23 и 59:01:1713028:22 соответственно.
Таким образом, спорные земельные участки состоят на государственном кадастровом учете как ранее учтенные, внесенные в государственный кадастр недвижимости на основании материалов инвентаризации, они индивидуализированы в земельных правоотношениях, согласно правоустанавливающим документам, площадь спорных участков была определена с учетом границ на местности, установленных при выделении, а уточнение и определение границ ранее учтенных земельных участков (территориальное землеустройство) проводится по инициативе собственника (землепользователя) земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включая земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 64 право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На основании части 2 статьи 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Таким образом, с 01.03.2005, то есть с момента введения в действие Жилищного кодекса, спорные земельные участки как ранее сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет перешли бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах.
Судом также был сделан ошибочный вывод о наличии у общества обязанности уплачивать земельный налог в отношении земельного участка с кадастровым номером 59:01:1713331:9.
В материалах дела имеются доказательства, свидетельствующие об отсутствии у общества прав на объект недвижимого имущества - Центральный тепловой пункт с 2009 года, расположенный на этом земельном участке, и, как следствие, о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно выписке из единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним (том 2, л.д. 17) собственником ЦТП является с 14.05.2009 г. иное юридическое лицо - ООО "Пермская сетевая компания".
Учитывая изложенное вывод суда о наличии у заявителя обязанности по уплате земельного налога в отношении спорного земельного участка за 2011 год сделан без учета вышеизложенного.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ по делу N 14363/12 от 09.04.2013 г. (опубликовано 29.06.2013 г.).
При указанных обстоятельствах решение Арбитражного суда Пермского края от 18 апреля 2013 года по делу N А50-22513/2012 следует изменить, изложив п. 2 и 3 резолютивной части в следующей редакции:
п. 2 Удовлетворить заявленные требования ОАО "Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения".
п. 3 Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми N 09-12/129 от 29.06.2012 как несоответствующее НК РФ, и обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика. В остальной части решение суда оставить без изменения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ следует взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми (ОГРН 1045901326525) в пользу ОАО "Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения" (ОГРН 1025901613210, ИНН 5908011662) в возмещение расходов по уплате госпошлины 3 000 (Три тысячи) рублей.
В соответствии со ст. 104 АПК РФ следует возвратить ОАО "Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения" (ОГРН 1025901613210, ИНН 5908011662) государственную пошлину из федерального бюджета в сумме 1000 (Одна тысяча) руб. 00 коп., как излишне уплаченную по чеку-ордеру N 63 от 20.05.2013.
Руководствуясь статьями 104, 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч. 1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пермского края от 18 апреля 2013 года по делу N А50-22513/2012 изменить, изложив п. 2 и 3 резолютивной части в следующей редакции:
п. 2 Удовлетворить заявленные требования ОАО "Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения".
п. 3 Признать недействительным решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми N 09-12/129 от 29.06.2012 как несоответствующее НК РФ, и обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов налогоплательщика.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми (ОГРН 1045901326525) в пользу ОАО "Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения" (ОГРН 1025901613210, ИНН 5908011662) в возмещение расходов по уплате госпошлины 3 000 (Три тысячи) рублей.
Возвратить ОАО "Научно-производственное объединение горного и нефтяного машиностроения" (ОГРН 1025901613210, ИНН 5908011662) государственную пошлину из федерального бюджета в сумме 1000 (Одна тысяча) руб. 00 коп., как излишне уплаченную по чеку-ордеру N 63 от 20.05.2013.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.

Председательствующий
Н.М.САВЕЛЬЕВА

Судьи
В.Г.ГОЛУБЦОВ
Г.Н.ГУЛЯКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)