Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 27.08.2012 ПО ДЕЛУ N 3-124/12

Разделы:
Земля под домом; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2012 г. по делу N 3-124/12


Санкт-Петербургский Городской Суд в лице:
судьи Городского суда Гунько Т.А.,
с участием прокурора Мищенко Е.А.,
с участием адвоката Баклагина Е.В.,
при секретаре К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.М., С.Г., Ф.Т. об оспаривании законности постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2009 N 1209 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной ул. Передовиков, Индустриальным пр. и пр. Косыгина в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга", суд
установил:

Правительством Санкт-Петербурга 27.10.2009 было принято постановление N 1209 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной ул. Передовиков, Индустриальным пр. и пр. Косыгина в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга" (л.д. 40).
Постановление опубликовано в Информационном Бюллетене N 45(646) 23 ноября 2009 г. (л.д. 37,38, 116,168).
Заявители А.М., С.Г., Ф.Т. обратились в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании указанного нормативного правового акта недействующим с момента принятия, указывая, что Постановлением утвержден проект планировки и межевания квартала, на территории которого расположен дом 1/6 по ул. Передовиков, в котором заявителям на праве собственности принадлежат жилые помещения - квартиры. По мнению заявителей утвержденный проект планировки с проектом межевания был разработан и принят Правительством Санкт-Петербурга с нарушением Градостроительного Кодекса Российской Федерации, с нарушением Земельного Кодекса РФ, т.к. установленные границы земельного участка дома N 1/6 по ул. Передовиков не соответствуют фактическому землепользованию и создают препятствия для формированию земельного участка в границах иных, чем установлено в проекте межевания. Принятый нормативный правовой акт нарушает права на владение земельным участком, а также создает препятствия для заявителей собственников жилых помещений, которые не вправе распорядиться землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом.
Заявители полагают, что формирование земельного участка указанного многоквартирного дома в границах, установленных оспариваемым постановлением не обеспечивает благоприятные условия проживания, гарантированные статьей 42 Конституции Российской Федерации.
В судебном заседании заявители и их представитель по доверенности и адвокат по ордеру Баклагин Е.А. поддержали свои доводы как письменные, так и устные.
Представитель Правительства Санкт-Петербурга по доверенности В.С. и представитель комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга по доверенности С.М. полагали требования необоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, оценив собранные доказательства в их совокупности, выслушав заключение прокурора Санкт-Петербургской городской прокуратуры Мищенко Е.А., полагавшей требования не подлежащими удовлетворению, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований.
Так, судом установлено, что в целях обеспечения градостроительного развития территории, ограниченной ул. Передовиков, пр. Косыгина и Индустриальным пр., в Красногвардейском районе Правительство Санкт-Петербурга издало постановление N 1209 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной ул. Передовиков, Индустриальным пр. и пр. Косыгина в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга". Данное постановление официально опубликовано в печатном издании "Информационный Бюллетень N 45(646) 23 ноября 2009 г. (л.д. 37-38).
Правоотношения, по поводу которых возник спор, на федеральном уровне регламентированы Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 181-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Градостроительным Кодексом Российской Федерации, Земельным Кодексом Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "в" ч. 1 ст. 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные и принимаемые в соответствии с иными законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 ст. 76).
Согласно пп. 42 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения схем территориального планирования субъекта Российской Федерации, утверждения документации по планировке территории для размещения объектов капитального строительства регионального значения, утверждения региональных нормативов градостроительного проектирования, осуществления государственного строительного надзора в случаях предусмотренных Градостроительным Кодексом РФ (далее - ГР. К РФ).
Аналогичные положения предусмотрены ст. 7 ГР. К. РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 41 указанного Кодекса подготовка документации по планировке территории (в ходе которой разрабатываются проекты планировки, проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков) осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Согласно ст. 42 Градостроительного Кодекса РФ при составлении документации нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур.
Из этого следует, что планировка территории является деятельностью уполномоченных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, направленной как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории, и по своей сути отражающей не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.
Порядок подготовки документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов планировки территории, в состав которых входят проекты межевания территории) предусмотрен главой 5 Градостроительного Кодекса РФ, постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 N 596 "Об утверждении Положения о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти по вопросам подготовки и согласования документации по планировке территорий", на основании Генерального плана Санкт-Петербурга, утвержденного законом Санкт-Петербурга от 22 декабря 2005 года N 728-99, Правил землепользования и застройки, с соблюдением процедуры проведения публичных слушаний, установленной Законом Санкт-Петербурга от 20 июля 2006 года N 400-61 "О порядке организации и проведения публичных слушаний и информации населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 25.11.2008 N 300 "О подготовки заключений на проект межевания территории".
Судом установлено, что согласно Типового договора между ЖСК N 1183 и Главным управлением капитального строительства Исполкома Ленгорисполкома от 1 ноября 1984 г. (л.д. 366) было принято решение о строительстве кооперативного жилого дома, а 24 января 1986 г. на жилой дом по ул. Передовиков, N 1/6 (ЖСК N 1183) был получен технический паспорт (л.д. 317).
Согласно полученного Временного свидетельства о землепользовании N 11.63.5Т1 выданного 14 июля 1995 г. используемый земельный участок по адресу Передовиков, дом 1/6 составляет площадь 13951 кв. м (л.д. 304).
Однако в соответствии с Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 01 февраля 1995 г. N 117-р (п. 1.2) временное свидетельство о землепользовании является основанием для установления и взимания земельного налога, и не служит документом, удостоверяющим право на земельный участок (л.д. 363).
Таким образом, перечисленные документы не являются основанием возникновения права собственности заявителей на указанный земельный участок.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме с момента его формирования и проведения государственного кадастрового учета.
Земельный участок, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности в том числе земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты и расположенные на указанном земельном участке помещения. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Таким образом, федеральное законодательство предусматривает необходимость формирования земельного участка под многоквартирным домом, при чем под каждым жилым домом в отдельности и возникновение права собственности на земельный участок только после проведения кадастровых работ по его формированию (в том числе работ по межеванию) и проведению государственного кадастрового учета.
Спорный земельный участок на котором построен многоквартирный дом по ул. Передовиков, дом 1/6 не был сформирован в указанном порядке, что следует из материалов дела и что не отрицается заявителями, которые пояснили, что с момента постройки многоквартирного дома в 1985 году никто не ставил вопрос о проведении межевания территории, о проведении кадастрового учета.
Суду представлены доказательства обращения А.М. 29.12.2011 с заявлением о формировании земельного участка и 16.01.2012 с заявлением по проведению работ по межеванию участка, на котором расположен многоквартирный дом по ул. Передовиков, дом 1/6. (л.д. 343-344). Однако 21 июня 2012 года А.М. заявлением приостановила данную процедуру (л.д. 348).
Таким образом, земельный участок, по поводу которого возник спор, был и остается в собственности публично-правового образования, в связи с чем, органы государственной власти имели правовые основания для осуществления оспариваемого регулирования. Право общей долевой собственности на указанный земельный участок у заявителей не возникло. Собственники помещений многоквартирного дома не обращались с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный дом. Соответственно право на оформление в собственность земельного участка они могут реализовать в административном порядке.
В качестве доводов своей правовой позиции заявителями представлены договора на обслуживание общего имущества, заключенные между ЖСК N 1183 и обслуживающей организацией (л.д. 199-300).
Между тем, указанные договора не могут служить основанием к возникновению права собственности на земельный участок, т.к. предметом договоров является обеспечение обслуживания общего имущества домовладельцев в доме, расположенном по ул. Передовиков, дом 1/6.
Как уже отмечалось судом, до формирования и оформления земельного участка, расположенного под многоквартирным домом его нельзя рассматривать как собственность, входящую в состав общего имущества, а следовательно отсутствуют основания полагать, что оспариваемым постановлением Правительства Санкт-Петербурга размер общего имущества в многоквартирном доме уменьшается и для заявителей создаются препятствия на благоприятные условия проживания и пользовании земельным участком.
Суд полагает, что право собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок возникает не в связи с фактом участия в инвестировании строительства дома, затрат на его содержание и обслуживание, как полагают заявители, а с момента формирования его в установленном порядке.
На основании изложенного, суд полагает доводы заявителей, основанными на ошибочном толковании закона и полагает отсутствующими основания для признания доводов заявителей о нарушенном праве и нарушении действующего федерального законодательства.
Системный анализ действующего законодательства, позволяет сделать вывод о соблюдении перечисленных норм как федерального законодательства, так и законодательства Санкт-Петербурга при принятии оспариваемого нормативного правового акта.
Соблюдение процедуры принятия акта нашло свое подтверждение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга от 20.07.2006 N 400-61 "О порядке организации и проведении публичных слушаний и информировании населения при осуществлении градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" решения по подготовке проектов планировки и проектов межевания территории подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов Санкт-Петербурга. Администрацией Красногвардейского района Санкт-Петербурга совместно с Муниципальным образованием МО "Пороховые" в установленном порядке были проведены публичные слушания с 27.04.2009, что подтверждается протоколом от 04.05.2009 (л.д. 87-88). Сообщение о их проведении были опубликованы в газете "Невское время" N 53 (4321) от 27 марта 2009 года, на сайте Администрации района и в сети "Интернет" (л.д. 89). Заявители на публичных слушаниях отсутствовали и своих предложений по межеванию территорий не представили. Заключение о публичных слушаниях (л.д. 85-86) и опубликовано в газете Невское Время" 14 мая 2012 г. (л.д. 104).
Таким образом, Правительство Санкт-Петербурга в пределах своих полномочий, с соблюдением установленной процедуры, издало Постановление, при этом нарушений требований ст. 43 Градостроительного Кодекса РФ и ст. 36 Земельного Кодекса РФ не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 - 253 ГПК РФ, суд
решил:

заявление А.М., С.Г., Ф.Т. об оспаривании законности постановления Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2009 N 1209 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной ул. Передовиков, Индустриальным пр. и пр. Косыгина в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья
Т.А.Гунько















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)