Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Опря Т.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А., судей Швецова К.И., Сергеева В.А. при секретаре К., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 25 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе ООО "Управляющая компания "Домком" на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 05 июля 2013 года, которым признаны незаконными действия ООО "Управляющая компания "Домком" по взиманию платы за ввод индивидуальных приборов учета воды в эксплуатацию, в том числе за их опломбирование. ООО "Управляющая компания "Домком" обязано довести решение суда до сведения потребителей в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав доклад судьи Сергеева В.А., объяснения прокурора, представителя ответчика, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "УК "Домком" о признании незаконными действий по взиманию платы за ввод индивидуальных приборов учета воды в эксплуатацию. Указав, что проверкой по обращению Г. установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Пермь, ул. <...> осуществляется ООО "УК "Домком" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.03.2007 г. В январе 2013 г. Г. установил индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения в квартире по адресу: г. Пермь, ул. <...>, после чего обратился в ООО "УК "Домком" для ввода приборов учета в эксплуатацию. Акт приема монтажа и ввода в эксплуатацию узлов учета расхода горячей и холодной воды был составлен 21.01.2013 г. после оплаты Г. в адрес ООО "УК "Домком" денежных средств в размере <...> рублей за опломбировку водосчетчиков. В ходе проверки ООО "УК "Домком" в прокуратуру района представлен прейскурант предельной стоимости отдельных видов работ, оказываемых предприятием за счет средств граждан по состоянию на 01.01.2013 г. Согласно данному прейскуранту с граждан взимается плата за постановку водомерных счетчиков на учет в размере <...> рублей за 2 счетчика. Действующим законодательством установлено, что ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию является обязанностью управляющей организации. Кроме того, не предусмотрена обязанность граждан проводить опломбировку индивидуальных приборов учета воды. Просит признать незаконными действия ООО "УК "Домком" по взиманию платы за ввод индивидуальных приборов учета воды в эксплуатацию, в том числе за их опломбирование и возложить на ООО "УК "Домком" обязанность довести решение суда до сведения потребителей в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО "УК "Домком" ставится вопрос об отмене решения, как не основанного на требованиях закона.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, полагавшего жалобу необоснованной, представителя ответчика настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В силу статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию жилым помещением, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих правоотношений.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива и т.п.) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность; в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что коммунальные услуги надлежащего качества - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг (п. 3).
Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также подпунктом "г" п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на потребителя - гражданина, использующего коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возлагалась обязанность обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Однако требований об установке пломб за счет граждан-потребителей Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам не предусматривалось и не предусматривается.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Закона "О водоснабжении и водоотведении", вступившим в силу с 01 января 2013 года, приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Судом установлено, что 01.03.2007 г. между ООО "УК "Домком" и собственниками помещений жилого дома по ул. <...> г. Перми заключен договор управления многоквартирным домом. По данному договору ООО "УК "Домком" приняло на себя обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. <...>, обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в данном доме, а также лицам, проживающим в этом доме и пользующимся коммунальными услугами, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Собственники обязались оплачивать услуги исполнителя по договору.
Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), тогда как взаимоотношения по опломбированию приборов учета воды на возмездной основе являются искусственно созданными и не предусмотренными действующим законодательством.
Из заявления адресованного прокурору Мотовилихинского района г. Перми от 15.04.2013 г. собственником жилого помещения расположенного по адресу г. Пермь ул. <...>, следует, что при замене работником ООО "УК "Домком" прибора учета ГВС и ХВС на новый 08.04.2013 г., собственнику квартиры работниками Управляющей компании было предложено обратиться в ООО "УК "Домком" для опломбирования прибора учета за плату. Стоимость опломбирования места присоединения прибора учета ГВС и ХВС, согласно прейскуранту за одно место составляет <...> руб., за два <...> руб.
В ходе проведения прокурорской проверки по обращению собственников дома <...> по ул. <...> г. Перми, установлено, что Управляющей компанией разработан прейскурант предельной стоимости отдельных видов работ, оказываемых предприятием за счет средств граждан по состоянию на 01.01.2013 г. Данный прейскурант, согласно которому с граждан взимается плата за постановку водомерных счетчиков на учет утвержден директором компании,
Указанные обстоятельства подтверждаются актами приема монтажа и ввода в эксплуатацию узлов учета расхода горячей и холодной воды, квитанциями оплаты проведенных работ, имеющимися в материалах гражданского дела.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции учитывая наличие условий для ввода в эксплуатацию счетчика - его опломбирование, отсутствие указания в законодательстве на обязанность собственников помещений в многоквартирных домах оплачивать опломбирование установленных индивидуальных приборов учета, принял правильное решение, удовлетворив исковые требования прокурора. При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы отмену решения не влекут. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), осуществляя действия, в том числе, по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.
Не включает в себя установление пломб за счет средств собственников жилых помещений и понятие бремя содержания собственности в жилом помещении. Основной целью опломбирования прибора учета потребленной воды является обеспечение достоверного учета потребляемого энергоресурса и недопущение несанкционированного вмешательства в процесс измерения, в чем должен быть заинтересован исполнитель коммунальных услуг. Потребность потребителя в опломбировании фактически отсутствует, (п.п. 7, 8 Положений)
Законодатель, установив для потребителей энергоресурсов обязательность приборов учета, лишает их права выбора в пользу потребления по нормативу. В этой связи доводы ответчика о том, что граждане не обязаны заключать договоры на предоставление услуги по опломбированию приборов учета, имея возможность получать воду в нормированном объеме, несостоятельны.
Учитывая, что установление и принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водоснабжения, включающее их опломбирование, ответчик производит в силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации для исполнения своей обязанности рассчитывать размер платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленных приборов учета, а также с целью реализации своего права на контроль за их использованием, следовательно, на эту сторону и должно быть возложено бремя затрат в связи с проведением таких мероприятий. Только после этого у потребителя согласно пп. г п. 52 Правил возникает обязанность обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета, установленных в его жилом помещении.
Экономические основания для взимания с граждан платы за осуществление опломбирования приборов учета воды, как самостоятельной услуги у ответчика отсутствовали, поскольку пломбирование прибора учета является неотъемлемой частью введения в эксплуатацию такого прибора.
Согласно п. 2 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме производить опломбирование приборов учета за свой счет не предусмотрена ни Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, ни иными правовыми актами
Требуя с потребителей оплаты работ по опломбированию приборов учета, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, обуславливает регистрацию приборов учета дополнительной платной услугой, тем самым нарушает требования законодательства о защите прав потребителей.
Руководствуясь ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия:
определила:
апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Домком" на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 05 июля 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.09.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9309
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2013 г. по делу N 33-9309
Судья Опря Т.Н.
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего Толстиковой М.А., судей Швецова К.И., Сергеева В.А. при секретаре К., рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 25 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе ООО "Управляющая компания "Домком" на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 05 июля 2013 года, которым признаны незаконными действия ООО "Управляющая компания "Домком" по взиманию платы за ввод индивидуальных приборов учета воды в эксплуатацию, в том числе за их опломбирование. ООО "Управляющая компания "Домком" обязано довести решение суда до сведения потребителей в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав доклад судьи Сергеева В.А., объяснения прокурора, представителя ответчика, судебная коллегия,
установила:
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО "УК "Домком" о признании незаконными действий по взиманию платы за ввод индивидуальных приборов учета воды в эксплуатацию. Указав, что проверкой по обращению Г. установлено, что управление многоквартирным домом по адресу: г. Пермь, ул. <...> осуществляется ООО "УК "Домком" на основании договора управления многоквартирным домом от 01.03.2007 г. В январе 2013 г. Г. установил индивидуальные приборы учета холодного и горячего водоснабжения в квартире по адресу: г. Пермь, ул. <...>, после чего обратился в ООО "УК "Домком" для ввода приборов учета в эксплуатацию. Акт приема монтажа и ввода в эксплуатацию узлов учета расхода горячей и холодной воды был составлен 21.01.2013 г. после оплаты Г. в адрес ООО "УК "Домком" денежных средств в размере <...> рублей за опломбировку водосчетчиков. В ходе проверки ООО "УК "Домком" в прокуратуру района представлен прейскурант предельной стоимости отдельных видов работ, оказываемых предприятием за счет средств граждан по состоянию на 01.01.2013 г. Согласно данному прейскуранту с граждан взимается плата за постановку водомерных счетчиков на учет в размере <...> рублей за 2 счетчика. Действующим законодательством установлено, что ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию является обязанностью управляющей организации. Кроме того, не предусмотрена обязанность граждан проводить опломбировку индивидуальных приборов учета воды. Просит признать незаконными действия ООО "УК "Домком" по взиманию платы за ввод индивидуальных приборов учета воды в эксплуатацию, в том числе за их опломбирование и возложить на ООО "УК "Домком" обязанность довести решение суда до сведения потребителей в течение 10 дней со дня вступления его в законную силу.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ООО "УК "Домком" ставится вопрос об отмене решения, как не основанного на требованиях закона.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, полагавшего жалобу необоснованной, представителя ответчика настаивавшего на доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
В силу статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию жилым помещением, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих правоотношений.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива и т.п.) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность; в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что коммунальные услуги надлежащего качества - это коммунальные услуги, отвечающие требованиям Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг (п. 3).
Согласно п. 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и данными Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также подпунктом "г" п. 52 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам на потребителя - гражданина, использующего коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возлагалась обязанность обеспечить сохранность пломб на коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборах учета и распределителях, установленных в жилом помещении. Однако требований об установке пломб за счет граждан-потребителей Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам не предусматривалось и не предусматривается.
В соответствии с п. 5 ст. 20 Закона "О водоснабжении и водоотведении", вступившим в силу с 01 января 2013 года, приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении). Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
Судом установлено, что 01.03.2007 г. между ООО "УК "Домком" и собственниками помещений жилого дома по ул. <...> г. Перми заключен договор управления многоквартирным домом. По данному договору ООО "УК "Домком" приняло на себя обязанность оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: г. Пермь, ул. <...>, обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственникам помещений в данном доме, а также лицам, проживающим в этом доме и пользующимся коммунальными услугами, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Собственники обязались оплачивать услуги исполнителя по договору.
Согласно п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу п. 2 ст. 16 Закона о защите прав потребителей запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), тогда как взаимоотношения по опломбированию приборов учета воды на возмездной основе являются искусственно созданными и не предусмотренными действующим законодательством.
Из заявления адресованного прокурору Мотовилихинского района г. Перми от 15.04.2013 г. собственником жилого помещения расположенного по адресу г. Пермь ул. <...>, следует, что при замене работником ООО "УК "Домком" прибора учета ГВС и ХВС на новый 08.04.2013 г., собственнику квартиры работниками Управляющей компании было предложено обратиться в ООО "УК "Домком" для опломбирования прибора учета за плату. Стоимость опломбирования места присоединения прибора учета ГВС и ХВС, согласно прейскуранту за одно место составляет <...> руб., за два <...> руб.
В ходе проведения прокурорской проверки по обращению собственников дома <...> по ул. <...> г. Перми, установлено, что Управляющей компанией разработан прейскурант предельной стоимости отдельных видов работ, оказываемых предприятием за счет средств граждан по состоянию на 01.01.2013 г. Данный прейскурант, согласно которому с граждан взимается плата за постановку водомерных счетчиков на учет утвержден директором компании,
Указанные обстоятельства подтверждаются актами приема монтажа и ввода в эксплуатацию узлов учета расхода горячей и холодной воды, квитанциями оплаты проведенных работ, имеющимися в материалах гражданского дела.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции учитывая наличие условий для ввода в эксплуатацию счетчика - его опломбирование, отсутствие указания в законодательстве на обязанность собственников помещений в многоквартирных домах оплачивать опломбирование установленных индивидуальных приборов учета, принял правильное решение, удовлетворив исковые требования прокурора. При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы отмену решения не влекут. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), осуществляя действия, в том числе, по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.
Не включает в себя установление пломб за счет средств собственников жилых помещений и понятие бремя содержания собственности в жилом помещении. Основной целью опломбирования прибора учета потребленной воды является обеспечение достоверного учета потребляемого энергоресурса и недопущение несанкционированного вмешательства в процесс измерения, в чем должен быть заинтересован исполнитель коммунальных услуг. Потребность потребителя в опломбировании фактически отсутствует, (п.п. 7, 8 Положений)
Законодатель, установив для потребителей энергоресурсов обязательность приборов учета, лишает их права выбора в пользу потребления по нормативу. В этой связи доводы ответчика о том, что граждане не обязаны заключать договоры на предоставление услуги по опломбированию приборов учета, имея возможность получать воду в нормированном объеме, несостоятельны.
Учитывая, что установление и принятие в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водоснабжения, включающее их опломбирование, ответчик производит в силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации для исполнения своей обязанности рассчитывать размер платы за коммунальные услуги исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям установленных приборов учета, а также с целью реализации своего права на контроль за их использованием, следовательно, на эту сторону и должно быть возложено бремя затрат в связи с проведением таких мероприятий. Только после этого у потребителя согласно пп. г п. 52 Правил возникает обязанность обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета, установленных в его жилом помещении.
Экономические основания для взимания с граждан платы за осуществление опломбирования приборов учета воды, как самостоятельной услуги у ответчика отсутствовали, поскольку пломбирование прибора учета является неотъемлемой частью введения в эксплуатацию такого прибора.
Согласно п. 2 ст. 6 Гражданского кодекса Российской Федерации права и обязанности сторон определяются, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости.
Обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме производить опломбирование приборов учета за свой счет не предусмотрена ни Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, ни иными правовыми актами
Требуя с потребителей оплаты работ по опломбированию приборов учета, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, обуславливает регистрацию приборов учета дополнительной платной услугой, тем самым нарушает требования законодательства о защите прав потребителей.
Руководствуясь ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия:
определила:
апелляционную жалобу ООО "Управляющая компания "Домком" на решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 05 июля 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)