Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2012 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7564/2012) Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 13.07.2012 по делу N А46-23773/2012 (судья М.А. Третинник), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Газпромбанк" (ОГРН 1027700167110, ИНН 7744001497)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска
о признании недействительными решений от 21.03.2012 N 04-25/24482, 04-25/24478,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска - Шестаков М.С. по доверенности от 15.05.2012 сроком действия 3 года, личность установлена на основании служебного удостоверения; Пестун Е.Г. по доверенности от 19.03.2012 сроком действия 3 года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от открытого акционерного общества "Газпромбанк" - Корнис Е.Л по доверенности от 21.12.2010 сроком действия 30.11.2013, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- установил:
открытое акционерное общество "Газпромбанк" (далее - заявитель, ОАО "Газпромбанк", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска (далее - заинтересованное лицо, ИФНС России по Ленинскому АО г. Омска, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 21.03.2012 N 04-25/24482 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением арбитражного суда от 13.06.2012 указанное заявление принято к производству, делу присвоен номер А46-23773/2012.
ОАО "Газпромбанк" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к ИФНС России по Ленинскому АО г. Омска о признании недействительными решения от 21.03.2012 N 04-25/24478 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением арбитражного суда от 13.06.2012 указанное заявление принято к производству, делу присвоен номер А46-23771/2012.
Определением арбитражного суда от 05.07.2012 дела N А46-23771/2012 и N А46-23773/2012 объединены в одно производство, и делу присвоен номер А46-23773/2012.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.07.2012 по делу N А46-23773/2012 заявленные Обществом требования удовлетворены, решения Инспекции от 21.03.2012 N 04-25/24482, N 04-25/24478 признаны недействительными.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции сослался на отсутствие вины заявителя в совершении налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за которое он привлечен к ответственности оспариваемыми решениями.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на правомерность привлечения заявителя к налоговой ответственности оспариваемыми решениями за непредоставление в установленный срок налоговых деклараций по земельному налогу за 2009 и 2010 годы, поскольку сведениями о кадастровой стоимости земельных участков налогоплательщики обязаны обеспечивать себя самостоятельно посредством сети Интернет либо посредством письменного обращения в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы и требования апелляционной жалобы с учетом дополнений к ней.
Представитель Общества возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ОАО "Газпромбанк" владеет на праве собственности нежилыми помещениями, общей площадью 979,4 кв. м (номера на поэтажном плане 1-3, 10-12, 15-19, 21, 29-32), находящимися на первом этаже многоквартирного жилого дома, литера А, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Тарская, д. 13 6, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества N 2500 от 25.10.2004, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 55 АВ N 626048, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области 12.02.2008 г.
Также "Газпромбанк" (Открытое акционерное общество) является собственником 2/47 доли в праве общей собственности на нежилое помещение N ЗП (гараж): номер на поэтажном плане подвала: 13-16, 20, 35, 36, 1-го этажа: 33, общей площадью 1601,90 кв. м, находящееся в жилом доме, литера А, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Тарская, д. 136, на основании договора купли-продажи в праве общей собственности на нежилое помещение от 28.09.2005, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 55 АВ N 626973, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области 20.03.2008.
Камеральной налоговой проверкой установлено, что ОАО "Газпромбанк" в 2009 и 2010 годы являлось плательщиком земельного налога, следовательно, в силу
Статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации обязано было предоставить налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год должна быть не позднее 01.02.2010, а за 2010 год - не позднее 01.02.2011.
Фактически, что налогоплательщиком, налоговые декларации по земельному налогу за 2009,2010 годы были представлены 01.11.2011, что явилось основанием для вынесения 21.03.2012 Инспекцией решений N 04-25/24482 и N 04-25/24478 о привлечении ОАО "Газпромбанк" к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 1000 руб. по каждому решению.
Полагая, что решения Инспекции N 04-25/24482 и N 04-25/24478 являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
13.07.2012 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Одним из обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, является отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения (подпункт 2 пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации).
Между тем в рассматриваемом случае в действиях Общества отсутствует вина в совершенном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Газпромбанк" владеет на праве собственности нежилыми помещениями, общей площадью 979,4 кв. м (номера на поэтажном плане 1-3, 10-12, 15-19, 21, 29-32), находящимися на первом этаже многоквартирного жилого дома, литера А, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Тарская, д. 13 6, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества N 2500 от 25.10.2004, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 55 АВ N 626048, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области 12.02.2008.
Также "Газпромбанк" (Открытое акционерное общество) является собственником 2/47 доли в праве общей собственности на нежилое помещение N ЗП (гараж): номер на поэтажном плане подвала: 13-16, 20, 35, 36, 1-го этажа: 33, общей площадью 1601,90 кв. м, находящееся в жилом доме, литера А, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Тарская, д. 136, на основании договора купли-продажи в праве общей собственности на нежилое помещение от 28.09.2005, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 55 АВ N 626973, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области 20.03.2008.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствие со статьей 392 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
На основании пункта 11 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. (пункт 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сведения, указанные в пункте 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 13 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом с учетом положения пункта 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля налогоплательщика в праве на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, определяется как доля общей площади жилого и (или) нежилого помещения, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, в общей площади всех помещений многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 N 189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, основания прекращения права собственности на земельные участки предусмотрены в статье 44 Земельного кодекса Российской Федерации, к числу которых отнесены отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам, отказ собственника от права собственности на земельный участок, принудительное изъятие у собственника его земельного участка в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, изменение жилищного законодательства не влечет автоматического прекращения права государственной или муниципальной собственности на земельный участок путем его перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, положения статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 N 189-ФЗ не определяют порядок перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность, поэтому для перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме необходимо соблюдение общего (заявительного) порядка оформления земельно-правовых отношений.
На основании статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. Вместе с тем в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами (в частности, статьей 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" N 189-ФЗ от 29.12.2004) и законами субъектов Российской Федерации, предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание сложившуюся судебно-арбитражную практику (например: Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10248/07 от 19.10.2007), для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта уполномоченного органа о формировании земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает, что в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Таким образом, в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, указанному земельному участку присвоен кадастровый номер, уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления издано решение о передаче земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, собственники помещений в многоквартирном доме признаются плательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован (пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога").
Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, на собраниях собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Тарская, 13Б, подобных решений не принималось, в связи с чем формирование земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, по инициативе "Газпромбанк" (Открытое акционерное общество) не представлялось возможным.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36, в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
После опубликования данного Постановления Филиалом ГПБ (ОАО) в г. Омске по собственной инициативе (без указаний налогового органа) предприняты меры для выявления сведений, необходимых для расчета размера земельного налога.
В силу части 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно статье 392 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Газпромбанк" были направлены запросы в адрес Государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" для целей установления общей площади многоквартирного жилого дома N 13Б по ул. Тарской в г. Омске и выявления принадлежащей Банку доли в праве общей долевой собственности, и в адрес Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области для целей определения кадастровой стоимости земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом.
Письмом от 19.10.2011 N 7802 Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области сообщило заявителю, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:040116:2072 по состоянию на 01.01.2010 и 01.01.2011 составляет 23 094 649 руб. 60 коп.
Согласно справке N 342468 от 07.10.2011 "О технических характеристиках" Государственное предприятие Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" предоставило информацию о том, что общая площадь многоквартирного дома по адресу: г. Омск, ул. Тарская, 13Б инв. N 6658264, литера А, составляет 11 393,2 кв. м.
ОАО "Газпромбанк" был получен документ, подтверждающий право долевой собственности на земельный участок, назначение: земли населенных пунктов - для размещения домов многоэтажной жилой застройки и гаражей, площадью 4301,00 кв. м, адрес (местоположение): установлено относительно 9-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, ул. Тарская, д. 13Б (оборотная сторона свидетельства о государственной регистрации права серии 55 АА N 423071 от 23.06.2011).
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим, как разъясняется в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
После того как право долевой собственности было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявитель незамедлительно направил соответствующие налоговые декларации в налоговый орган.
При этом ОАО "Газпромбанк" была оплачена не только сумма земельного налога, но и сумма пени, рассчитанной по установленной Банком России- ставке рефинансирования.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел вины заявителя в совершении налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за которое он привлечен к ответственности оспариваемыми решениями.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ОАО "Газпромбанк" предприняло все меры, необходимые для выявления факта формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом 13Б по ул. Тарская в г. Омске.
Действующим законодательством не предусмотрен механизм, посредством которого собственники помещений в многоквартирных домах имели бы возможность своевременно узнавать о формировании соответствующего земельного участка, не установлено законодательно и правило об обязанности лица, осуществляющего управление многоквартирным жилым домом (в рассматриваемом случае - ТСЖ "На Тарской"), уведомлять собственников помещений этого дома о формировании земельного участка.
Таким образом, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе налогового органа не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 13.07.2012 по делу N А46-23773/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2012 ПО ДЕЛУ N А46-23773/2012
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2012 г. по делу N А46-23773/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 октября 2012 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7564/2012) Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 13.07.2012 по делу N А46-23773/2012 (судья М.А. Третинник), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Газпромбанк" (ОГРН 1027700167110, ИНН 7744001497)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска
о признании недействительными решений от 21.03.2012 N 04-25/24482, 04-25/24478,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу г. Омска - Шестаков М.С. по доверенности от 15.05.2012 сроком действия 3 года, личность установлена на основании служебного удостоверения; Пестун Е.Г. по доверенности от 19.03.2012 сроком действия 3 года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- от открытого акционерного общества "Газпромбанк" - Корнис Е.Л по доверенности от 21.12.2010 сроком действия 30.11.2013, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
- установил:
открытое акционерное общество "Газпромбанк" (далее - заявитель, ОАО "Газпромбанк", налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому административному округу города Омска (далее - заинтересованное лицо, ИФНС России по Ленинскому АО г. Омска, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительными решения от 21.03.2012 N 04-25/24482 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением арбитражного суда от 13.06.2012 указанное заявление принято к производству, делу присвоен номер А46-23773/2012.
ОАО "Газпромбанк" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к ИФНС России по Ленинскому АО г. Омска о признании недействительными решения от 21.03.2012 N 04-25/24478 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Определением арбитражного суда от 13.06.2012 указанное заявление принято к производству, делу присвоен номер А46-23771/2012.
Определением арбитражного суда от 05.07.2012 дела N А46-23771/2012 и N А46-23773/2012 объединены в одно производство, и делу присвоен номер А46-23773/2012.
Решением Арбитражного суда Омской области от 13.07.2012 по делу N А46-23773/2012 заявленные Обществом требования удовлетворены, решения Инспекции от 21.03.2012 N 04-25/24482, N 04-25/24478 признаны недействительными.
В обоснование принятого судебного акта суд первой инстанции сослался на отсутствие вины заявителя в совершении налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за которое он привлечен к ответственности оспариваемыми решениями.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Инспекция обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает на правомерность привлечения заявителя к налоговой ответственности оспариваемыми решениями за непредоставление в установленный срок налоговых деклараций по земельному налогу за 2009 и 2010 годы, поскольку сведениями о кадастровой стоимости земельных участков налогоплательщики обязаны обеспечивать себя самостоятельно посредством сети Интернет либо посредством письменного обращения в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы и требования апелляционной жалобы с учетом дополнений к ней.
Представитель Общества возразил на доводы апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, дополнения к апелляционной жалобе, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
ОАО "Газпромбанк" владеет на праве собственности нежилыми помещениями, общей площадью 979,4 кв. м (номера на поэтажном плане 1-3, 10-12, 15-19, 21, 29-32), находящимися на первом этаже многоквартирного жилого дома, литера А, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Тарская, д. 13 6, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества N 2500 от 25.10.2004, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 55 АВ N 626048, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области 12.02.2008 г.
Также "Газпромбанк" (Открытое акционерное общество) является собственником 2/47 доли в праве общей собственности на нежилое помещение N ЗП (гараж): номер на поэтажном плане подвала: 13-16, 20, 35, 36, 1-го этажа: 33, общей площадью 1601,90 кв. м, находящееся в жилом доме, литера А, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Тарская, д. 136, на основании договора купли-продажи в праве общей собственности на нежилое помещение от 28.09.2005, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 55 АВ N 626973, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области 20.03.2008.
Камеральной налоговой проверкой установлено, что ОАО "Газпромбанк" в 2009 и 2010 годы являлось плательщиком земельного налога, следовательно, в силу
Статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации обязано было предоставить налоговую декларацию по земельному налогу за 2009 год должна быть не позднее 01.02.2010, а за 2010 год - не позднее 01.02.2011.
Фактически, что налогоплательщиком, налоговые декларации по земельному налогу за 2009,2010 годы были представлены 01.11.2011, что явилось основанием для вынесения 21.03.2012 Инспекцией решений N 04-25/24482 и N 04-25/24478 о привлечении ОАО "Газпромбанк" к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания штрафа в размере 1000 руб. по каждому решению.
Полагая, что решения Инспекции N 04-25/24482 и N 04-25/24478 являются незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
13.07.2012 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 руб.
Согласно статье 106 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Одним из обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, является отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения (подпункт 2 пункта 1 статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации).
Между тем в рассматриваемом случае в действиях Общества отсутствует вина в совершенном правонарушении.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "Газпромбанк" владеет на праве собственности нежилыми помещениями, общей площадью 979,4 кв. м (номера на поэтажном плане 1-3, 10-12, 15-19, 21, 29-32), находящимися на первом этаже многоквартирного жилого дома, литера А, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Тарская, д. 13 6, на основании договора купли-продажи недвижимого имущества N 2500 от 25.10.2004, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 55 АВ N 626048, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области 12.02.2008.
Также "Газпромбанк" (Открытое акционерное общество) является собственником 2/47 доли в праве общей собственности на нежилое помещение N ЗП (гараж): номер на поэтажном плане подвала: 13-16, 20, 35, 36, 1-го этажа: 33, общей площадью 1601,90 кв. м, находящееся в жилом доме, литера А, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Тарская, д. 136, на основании договора купли-продажи в праве общей собственности на нежилое помещение от 28.09.2005, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности серии 55 АВ N 626973, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области 20.03.2008.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствие со статьей 392 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
На основании пункта 11 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. (пункт 12 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сведения, указанные в пункте 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (пункт 13 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом с учетом положения пункта 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля налогоплательщика в праве на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, определяется как доля общей площади жилого и (или) нежилого помещения, принадлежащего налогоплательщику на праве собственности, в общей площади всех помещений многоквартирного дома.
В соответствии со ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 N 189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Вместе с тем, основания прекращения права собственности на земельные участки предусмотрены в статье 44 Земельного кодекса Российской Федерации, к числу которых отнесены отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам, отказ собственника от права собственности на земельный участок, принудительное изъятие у собственника его земельного участка в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, изменение жилищного законодательства не влечет автоматического прекращения права государственной или муниципальной собственности на земельный участок путем его перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Кроме того, положения статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29.12.2004 N 189-ФЗ не определяют порядок перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность, поэтому для перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме необходимо соблюдение общего (заявительного) порядка оформления земельно-правовых отношений.
На основании статей 28 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков. Вместе с тем в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами (в частности, статьей 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" N 189-ФЗ от 29.12.2004) и законами субъектов Российской Федерации, предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание сложившуюся судебно-арбитражную практику (например: Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10248/07 от 19.10.2007), для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта уполномоченного органа о формировании земельного участка.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пункт 5 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" предусматривает, что в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Таким образом, в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, указанному земельному участку присвоен кадастровый номер, уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления издано решение о передаче земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, собственники помещений в многоквартирном доме признаются плательщиками земельного налога в отношении соответствующей доли земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован (пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога").
Между тем, в соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, на собраниях собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Омск, ул. Тарская, 13Б, подобных решений не принималось, в связи с чем формирование земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом, по инициативе "Газпромбанк" (Открытое акционерное общество) не представлялось возможным.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36, в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
После опубликования данного Постановления Филиалом ГПБ (ОАО) в г. Омске по собственной инициативе (без указаний налогового органа) предприняты меры для выявления сведений, необходимых для расчета размера земельного налога.
В силу части 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно статье 392 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Как следует из материалов дела, ОАО "Газпромбанк" были направлены запросы в адрес Государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" для целей установления общей площади многоквартирного жилого дома N 13Б по ул. Тарской в г. Омске и выявления принадлежащей Банку доли в праве общей долевой собственности, и в адрес Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Омской области для целей определения кадастровой стоимости земельного участка, на котором расположен указанный жилой дом.
Письмом от 19.10.2011 N 7802 Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Омской области сообщило заявителю, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 55:36:040116:2072 по состоянию на 01.01.2010 и 01.01.2011 составляет 23 094 649 руб. 60 коп.
Согласно справке N 342468 от 07.10.2011 "О технических характеристиках" Государственное предприятие Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" предоставило информацию о том, что общая площадь многоквартирного дома по адресу: г. Омск, ул. Тарская, 13Б инв. N 6658264, литера А, составляет 11 393,2 кв. м.
ОАО "Газпромбанк" был получен документ, подтверждающий право долевой собственности на земельный участок, назначение: земли населенных пунктов - для размещения домов многоэтажной жилой застройки и гаражей, площадью 4301,00 кв. м, адрес (местоположение): установлено относительно 9-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: Омская область, г. Омск, Центральный административный округ, ул. Тарская, д. 13Б (оборотная сторона свидетельства о государственной регистрации права серии 55 АА N 423071 от 23.06.2011).
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В связи с этим, как разъясняется в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок. Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
После того как право долевой собственности было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявитель незамедлительно направил соответствующие налоговые декларации в налоговый орган.
При этом ОАО "Газпромбанк" была оплачена не только сумма земельного налога, но и сумма пени, рассчитанной по установленной Банком России- ставке рефинансирования.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно не усмотрел вины заявителя в совершении налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, за которое он привлечен к ответственности оспариваемыми решениями.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, ОАО "Газпромбанк" предприняло все меры, необходимые для выявления факта формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом 13Б по ул. Тарская в г. Омске.
Действующим законодательством не предусмотрен механизм, посредством которого собственники помещений в многоквартирных домах имели бы возможность своевременно узнавать о формировании соответствующего земельного участка, не установлено законодательно и правило об обязанности лица, осуществляющего управление многоквартирным жилым домом (в рассматриваемом случае - ТСЖ "На Тарской"), уведомлять собственников помещений этого дома о формировании земельного участка.
Таким образом, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Инспекция освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по апелляционной жалобе налогового органа не распределяется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 13.07.2012 по делу N А46-23773/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)