Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Звезда"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.09.2009 по делу N А82-13533/2009, принятое судом в составе судьи Красновой Т. Б.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Звезда"
к Государственной жилищной инспекции Ярославской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
товарищество собственников жилья "Звезда" (далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ "Звезда") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Государственной жилищной инспекции Ярославской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении о привлечении ТСЖ "Звезда" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 41000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.09.2009 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части размера штрафа, превышающего 40000 рублей.
ТСЖ "Звезда" с принятым судебным актом не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ТСЖ "Звезда" указало, что суд первой инстанции при вынесении оспариваемого решения неполно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил закон, подлежащий применению, а именно, по мнению ТСЖ "Звезда", суд должен был руководствоваться "Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. По мнению заявителя, административным органом были допущены процессуальные нарушения при производстве настоящего административного дела - законный представитель заявителя не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что лишило ТСЖ "Звезда" гарантий защиты прав, предоставленных ему административным законодательством.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность принятого судебного акта, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 17.07.2009 N 365п Инспекцией проведена внеплановая проверка технического состояния конструктивных элементов здания, функционирования инженерного внутридомового оборудования дома N 52, расположенного по адресу: г. Рыбинск, проспект генерала Батова.
В результате проверки установлены нарушения пунктов 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.4, 4.2.1.6, 4.2.3.1, 4.2.3.4, 3.6.29, 4.2.4.2, 4.2.1.8, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170, Правила эксплуатации жилищного фонда): разрушение отмостки вокруг здания; наличие трещин, мха на цоколе, отслоение штукатурного и окрасочного слоя цоколя; отсутствие асфальтового покрытия подъезда к дому; частичное разрушение бетонного тела балконов, оголение арматуры, деревянных конструкций, наличие мха на железобетонных плитах балконов, ветхость металлического окрытия архитектурных деталей - выступов над подъездами, оконных отливов, отслоение штукатурного и окрасочного слоя наружных стен дома, частичное разрушение штукатурного и окрасочного слоя карниза, наличие следов протечек кровли, разрушение бетонных площадок крылец подъездов.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 21.07.2009 N 787-4 (л.д. 39) и протоколе об административном правонарушении от 22.07.2009 N 109-4 (л.д. 38).
18.08.2009 в отношении ТСЖ "Звезда" вынесено постановление N 62/03-4 о назначении административного наказания по статье 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 41000 рублей.
Заявитель, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение о признании незаконным и отмене постановления Инспекции в части штрафа, превышающего 40000 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом доказано наличие в деянии Товарищества признаков состава вменяемого правонарушения, однако не учтены характер совершенного административного правонарушения, наличие смягчающего обстоятельства - привлечения заявителя к административной ответственности впервые, и отсутствие отягчающих обстоятельств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно частям 2 - 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из текста данной нормы закона следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация).
Объективной стороной вменяемого заявителю правонарушения является нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов.
Указанные требования закреплены в Правилах жилищного фонда. Согласно пунктам 4.1.7, 4.2.1.4, 4.2.1.6. 4.2.1.8, 4.2.1.15, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.3.4, 4.2.4.2. просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком; цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом; слой гидроизоляции фундамента должен быть ниже уровня отмостки; для предотвращения разрушения облицовки, штукатурки и окрасочных слоев фасада следует не допустить увлажнение стен атмосферной, технологической, бытовой влагой; все выступающие части фасадов должны иметь металлические окрытия из оцинкованной кровельной стали или керамических плиток с заделкой кромок в стены (откосы) или в облицовочный слой; парапеты и карнизы должны иметь надежное крепление к элементам здания и окрытие с уклоном в сторону внутреннего водостока (при внутреннем водостоке) и от стены при наружном не менее 3%; местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо их устранить; повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки или облицевать; при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Согласно части 2 указанной нормы собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран или изменен в любое время на основании его решения, решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственником помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (пункт 11 Правил содержания общего имущества).
Пунктом 29 Правил содержания общего имущества установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно уставу ТСЖ "Звезда" (л.д. 9-18) Товарищество является некоммерческой организацией, объединяющей собственников помещений в многоквартирном доме, предметом деятельности Товарищества является совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирных домах.
Уставом предусмотрено, что Товарищество вправе заключать в соответствии с законодательством договоры управления многоквартирными домами, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирных домах, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов Товарищества; определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирных домов, специальные взносы и отчисления в резервный фонд; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирных домах в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирных домах, включая размер членских взносов для членов Товарищества (пункт 3.1 устава).
В свою очередь, члены товарищества обязаны принимать участие в расходах и обеспечивать уплату взносов, необходимых для покрытия затрат, связанных со строительством, реконструкцией, содержанием, текущим и капитальным ремонтом общего имущества, своевременно производить оплату коммунальных услуг, вносить целевые взносы и специальные сборы в размере, установленном общим собранием членов Товарищества (пункт 7.1 устава).
Таким образом, заявитель, являясь лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома и получая от жителей плату за содержание, текущий ремонт домов и управление имуществом жилого дома, обязан соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Факты несоблюдения ТСЖ "Звезда" норм, определяющих порядок обслуживания, содержания и ремонта жилищного фонда, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ТСЖ "Звезда" приняло все зависящие от него достаточные меры по содержанию жилого дома N 52 по проспекту генерала Батова г. Рыбинска Ярославской области в надлежащем состоянии, в соответствии с Правилами эксплуатации жилищного фонда, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Ссылки заявителя на неудовлетворительное техническое состояние жилого дома в момент передачи дома в управление ТСЖ, на ограниченную смету доходов и расходов, принятие мер по увеличению доходной ее части путем взыскания задолженности с нанимателей и собственников помещений, обращения в органы местного самоуправления за финансовой помощью на проведение ремонта, подачи заявки на участие в адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также довод заявителя о том, что при установлении вины суду необходимо было дать правовую оценку решению от 27.06.2009, принятому на внеочередном собрании собственников помещений дома, одним из вопросов которого было долевое финансирование собственниками помещений работ, подлежащих выполнению по предписанию Инспекции, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку названные обстоятельства не свидетельствуют о принятии Товариществом исчерпывающих мер по соблюдению правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, не доказывают отсутствие в действиях ТСЖ "Звезда" состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и, соответственно, не являются основанием для освобождения от ответственности.
Кроме того, при вынесении оспариваемого решения суд первой инстанции принял во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность, в связи с чем административное наказание снизил до минимального размера штрафа, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указывает, что протокол об административном правонарушении от 22.07.2009 N 109-4 был составлен в отсутствие законного представителя Товарищества.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Таким образом, составление протокола допускается в отсутствие законного представителя юридического лица при условии его надлежащего уведомления о времени и месте составления протокола.
Как следует из материалов дела, извещением от 21.07.2009 (л.д. 107) Товарищество уведомлено о времени и месте составления протокола путем вручения представителю ТСЖ "Звезда" Чистякову М.В., уполномоченному согласно доверенности от 1.04.2009 (л.д. 105) представлять интересы ТСЖ "Звезда" в Государственной жилищной инспекции Ярославской области, в том числе с правом получения документов. Также в материалах дела имеется факсограмма (л.д. 108,109), направленная Инспекцией 22.07.2009 в ТСЖ "Звезда". Указанную факсограмму получил представитель Чистяков М.В. 22.07.2009 в 10 час. 20 мин.
С учетом изложенных обстоятельств, судом апелляционной инстанции не принимается довод заявителя о ненадлежащем уведомлении его о времени и месте составления протокола.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.09.2009 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ТСЖ "Звезда" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная заявителем государственная пошлина по делу в сумме 2000 рублей и по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.09.2009 по делу N А82-13533/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Звезда" без удовлетворения.
Товариществу собственников жилья "Звезда" возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 27.08.2009 N 215, и государственную пошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 24.09.2009 N 267.
Выдать справки на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.11.2009 ПО ДЕЛУ N А82-13533/2009
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2009 г. по делу N А82-13533/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2009 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ермошиной С.Г.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Звезда"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.09.2009 по делу N А82-13533/2009, принятое судом в составе судьи Красновой Т. Б.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Звезда"
к Государственной жилищной инспекции Ярославской области
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
товарищество собственников жилья "Звезда" (далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ "Звезда") обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ярославской области к Государственной жилищной инспекции Ярославской области (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении о привлечении ТСЖ "Звезда" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 41000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 15.09.2009 оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части размера штрафа, превышающего 40000 рублей.
ТСЖ "Звезда" с принятым судебным актом не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней ТСЖ "Звезда" указало, что суд первой инстанции при вынесении оспариваемого решения неполно исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, не применил закон, подлежащий применению, а именно, по мнению ТСЖ "Звезда", суд должен был руководствоваться "Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491. По мнению заявителя, административным органом были допущены процессуальные нарушения при производстве настоящего административного дела - законный представитель заявителя не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что лишило ТСЖ "Звезда" гарантий защиты прав, предоставленных ему административным законодательством.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность и обоснованность принятого судебного акта, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 17.07.2009 N 365п Инспекцией проведена внеплановая проверка технического состояния конструктивных элементов здания, функционирования инженерного внутридомового оборудования дома N 52, расположенного по адресу: г. Рыбинск, проспект генерала Батова.
В результате проверки установлены нарушения пунктов 4.1.6, 4.1.7, 4.2.1.4, 4.2.1.6, 4.2.3.1, 4.2.3.4, 3.6.29, 4.2.4.2, 4.2.1.8, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170, Правила эксплуатации жилищного фонда): разрушение отмостки вокруг здания; наличие трещин, мха на цоколе, отслоение штукатурного и окрасочного слоя цоколя; отсутствие асфальтового покрытия подъезда к дому; частичное разрушение бетонного тела балконов, оголение арматуры, деревянных конструкций, наличие мха на железобетонных плитах балконов, ветхость металлического окрытия архитектурных деталей - выступов над подъездами, оконных отливов, отслоение штукатурного и окрасочного слоя наружных стен дома, частичное разрушение штукатурного и окрасочного слоя карниза, наличие следов протечек кровли, разрушение бетонных площадок крылец подъездов.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 21.07.2009 N 787-4 (л.д. 39) и протоколе об административном правонарушении от 22.07.2009 N 109-4 (л.д. 38).
18.08.2009 в отношении ТСЖ "Звезда" вынесено постановление N 62/03-4 о назначении административного наказания по статье 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 41000 рублей.
Заявитель, не согласившись с вынесенным постановлением, обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Принимая решение о признании незаконным и отмене постановления Инспекции в части штрафа, превышающего 40000 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом доказано наличие в деянии Товарищества признаков состава вменяемого правонарушения, однако не учтены характер совершенного административного правонарушения, наличие смягчающего обстоятельства - привлечения заявителя к административной ответственности впервые, и отсутствие отягчающих обстоятельств.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно частям 2 - 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения (часть 2). В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя (часть 3).
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Из текста данной нормы закона следует, что субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организация, принявшая на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющая организация).
Объективной стороной вменяемого заявителю правонарушения является нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов.
Указанные требования закреплены в Правилах жилищного фонда. Согласно пунктам 4.1.7, 4.2.1.4, 4.2.1.6. 4.2.1.8, 4.2.1.15, 4.2.3.1, 4.2.3.2, 4.2.3.4, 4.2.4.2. просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком; цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом; слой гидроизоляции фундамента должен быть ниже уровня отмостки; для предотвращения разрушения облицовки, штукатурки и окрасочных слоев фасада следует не допустить увлажнение стен атмосферной, технологической, бытовой влагой; все выступающие части фасадов должны иметь металлические окрытия из оцинкованной кровельной стали или керамических плиток с заделкой кромок в стены (откосы) или в облицовочный слой; парапеты и карнизы должны иметь надежное крепление к элементам здания и окрытие с уклоном в сторону внутреннего водостока (при внутреннем водостоке) и от стены при наружном не менее 3%; местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо их устранить; повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки или облицевать; при обнаружении признаков повреждения несущих конструкций балконов, лоджий, козырьков и эркеров работники организаций по обслуживанию жилищного фонда должны принять срочные меры по обеспечению безопасности людей и предупреждению дальнейшего развития деформаций.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Согласно части 2 указанной нормы собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран или изменен в любое время на основании его решения, решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственником помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии со статьей 154 ЖК РФ структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (пункт 11 Правил содержания общего имущества).
Пунктом 29 Правил содержания общего имущества установлено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных сетей электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно уставу ТСЖ "Звезда" (л.д. 9-18) Товарищество является некоммерческой организацией, объединяющей собственников помещений в многоквартирном доме, предметом деятельности Товарищества является совместное управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирных домах, обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и в установленных законодательством пределах распоряжение общим имуществом в многоквартирных домах.
Уставом предусмотрено, что Товарищество вправе заключать в соответствии с законодательством договоры управления многоквартирными домами, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирных домах, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов Товарищества; определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирных домов, специальные взносы и отчисления в резервный фонд; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирных домах в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирных домах, включая размер членских взносов для членов Товарищества (пункт 3.1 устава).
В свою очередь, члены товарищества обязаны принимать участие в расходах и обеспечивать уплату взносов, необходимых для покрытия затрат, связанных со строительством, реконструкцией, содержанием, текущим и капитальным ремонтом общего имущества, своевременно производить оплату коммунальных услуг, вносить целевые взносы и специальные сборы в размере, установленном общим собранием членов Товарищества (пункт 7.1 устава).
Таким образом, заявитель, являясь лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома и получая от жителей плату за содержание, текущий ремонт домов и управление имуществом жилого дома, обязан соблюдать требования законодательства, определяющие порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Факты несоблюдения ТСЖ "Звезда" норм, определяющих порядок обслуживания, содержания и ремонта жилищного фонда, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о том, что ТСЖ "Звезда" приняло все зависящие от него достаточные меры по содержанию жилого дома N 52 по проспекту генерала Батова г. Рыбинска Ярославской области в надлежащем состоянии, в соответствии с Правилами эксплуатации жилищного фонда, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ.
Ссылки заявителя на неудовлетворительное техническое состояние жилого дома в момент передачи дома в управление ТСЖ, на ограниченную смету доходов и расходов, принятие мер по увеличению доходной ее части путем взыскания задолженности с нанимателей и собственников помещений, обращения в органы местного самоуправления за финансовой помощью на проведение ремонта, подачи заявки на участие в адресной программе по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, а также довод заявителя о том, что при установлении вины суду необходимо было дать правовую оценку решению от 27.06.2009, принятому на внеочередном собрании собственников помещений дома, одним из вопросов которого было долевое финансирование собственниками помещений работ, подлежащих выполнению по предписанию Инспекции, судом апелляционной инстанции не могут быть приняты во внимание, поскольку названные обстоятельства не свидетельствуют о принятии Товариществом исчерпывающих мер по соблюдению правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, не доказывают отсутствие в действиях ТСЖ "Звезда" состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, и, соответственно, не являются основанием для освобождения от ответственности.
Кроме того, при вынесении оспариваемого решения суд первой инстанции принял во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность, в связи с чем административное наказание снизил до минимального размера штрафа, предусмотренного статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указывает, что протокол об административном правонарушении от 22.07.2009 N 109-4 был составлен в отсутствие законного представителя Товарищества.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие.
Таким образом, составление протокола допускается в отсутствие законного представителя юридического лица при условии его надлежащего уведомления о времени и месте составления протокола.
Как следует из материалов дела, извещением от 21.07.2009 (л.д. 107) Товарищество уведомлено о времени и месте составления протокола путем вручения представителю ТСЖ "Звезда" Чистякову М.В., уполномоченному согласно доверенности от 1.04.2009 (л.д. 105) представлять интересы ТСЖ "Звезда" в Государственной жилищной инспекции Ярославской области, в том числе с правом получения документов. Также в материалах дела имеется факсограмма (л.д. 108,109), направленная Инспекцией 22.07.2009 в ТСЖ "Звезда". Указанную факсограмму получил представитель Чистяков М.В. 22.07.2009 в 10 час. 20 мин.
С учетом изложенных обстоятельств, судом апелляционной инстанции не принимается довод заявителя о ненадлежащем уведомлении его о времени и месте составления протокола.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.09.2009 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ТСЖ "Звезда" - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 30.2 КоАП РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная заявителем государственная пошлина по делу в сумме 2000 рублей и по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 15.09.2009 по делу N А82-13533/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Звезда" без удовлетворения.
Товариществу собственников жилья "Звезда" возвратить из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 27.08.2009 N 215, и государственную пошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 24.09.2009 N 267.
Выдать справки на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
Т.В.ЛЫСОВА
Г.Г.ПЕРМИНОВА
Т.В.ЛЫСОВА
Г.Г.ПЕРМИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)