Судебные решения, арбитраж
Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Журавлевой О.Р. и Пастуховой М.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЛЭК-1" Новиковой Н.С. (доверенность от 02.11.2009 N 546-Д/юр), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу Алексеевой Т.А. (доверенность от 02.09.2009 N 03-40/20), рассмотрев 23.11.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2009 по делу N А56-16478/2007 (судья Градусов А.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛЭК-1" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 25.05.2007 N 15/05545 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления 983 322 руб. налога на прибыль организаций за 2003 год (пункт 4.1 решения; далее указаны пункты этого решения Инспекции) и обязания уменьшить убытки при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на 25 126 руб. (пункт 4.2); доначисления 1 953 579 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) (пункт 4.1); обязания уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС на 276 449 руб. (пункт 4.3); начисления 132 706 руб. штрафа по НДС (пункт 2); начисления 850 710 руб. пеней по НДС (пункт 3); начисления 517 078 руб. пеней по налогу на прибыль.
Решением суда первой инстанции от 26.02.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2008 указанное решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.09.2008 решение от 26.02.2008 и постановление от 23.06.2008 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 24.07.2009 заявленные требования удовлетворены в части доначисления 983 322 руб. налога на прибыль организаций за 2003 год (пункт 4.1) и обязания уменьшить убытки при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на 25 126 руб. (пункт 4.2); доначисления 1 953 579 руб. НДС (пункт 4.1); обязания уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС на 276 449 руб. (пункт 4.3); начисления 132 706 руб. штрафа по НДС (пункт 2); начисления 850 710 руб. пеней по НДС (пункт 3); начисления 417 830 руб. пеней по налогу на прибыль. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 24.07.2009 в удовлетворенной части заявленных требований и принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить решение без изменения.
Законность решения проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, о чем ею составлен акт от 23.03.2007 N 15-11/09.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика налоговый орган вынес решение от 25.05.2007 N 15/05545 о привлечении Общества к налоговой ответственности, а также доначислении налогов и начислении пеней.
В ходе проверки Инспекция выявила, что сумма финансового результата строительства объекта, составляющая 4 941 735 руб., неправомерно не включена заявителем в облагаемую налогом на прибыль базу 2003 года и НДС в декабре 2003 года.
Как усматривается из материалов дела, Общество в качестве застройщика принимало участие в строительстве жилого дома на территории Санкт-Петербурга в соответствии с договором аренды земельного участка на инвестиционных условиях от 12.11.2001 N 00/ЗК-01509(13), заключенного с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ). Указанный договор был заключен во исполнение распоряжения администрации Санкт-Петербурга от 10.09.2001 N 768-ра.
По условиям настоящего договора Общество обязалось построить жилой дом по строительному адресу: Санкт-Петербург, улица Народная, квартал 3-3А, между корпусами 40 и 48, сдать его по акту государственной приемочной комиссии. Особым условием реализации инвестиционного проекта являлось создание объектов инженерной инфраструктуры (подключение к сетям, пункт 7.7 договора).
Этим же договором Обществу предоставлено право привлечения третьих лиц для долевого строительства жилого дома. Заключаемыми договорами долевого участия была предусмотрена обязанность Общества создать товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) на базе построенного жилого дома и организовать обеспечение дольщика теплом, электроэнергией и иными ресурсами. Моментом исполнения обязанностей Общества перед дольщиком являлось возникновение права собственности на построенный дом с подключенными сетями энергоснабжения. Хозяйственной целью сделки Общества с КУГИ (целью договора аренды земельного участка) также являлось создание жилого дома с подключенными энергосетями, то есть объекта недвижимости, соответствующего своему функциональному назначению - проживанию людей.
По вышеуказанному строительному адресу согласно свидетельству о государственной регистрации (серия 78 N 001797311, ОГРН 1037816054650), 12.09.2003 зарегистрировано ТСЖ "Народная-1".
Строительство жилого дома согласно акту приемки государственной приемочной комиссии от 24.12.2003 было завершено и объекту присвоен почтовый адрес: Санкт-Петербург, ул. Народная, д. 42, корп. 2.
В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Статьей 313 НК РФ также закреплено, что данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
В соответствии со статьей 316 НК РФ доходы от реализации определяются по видам деятельности в случае, если для данного вида деятельности предусмотрен иной порядок налогообложения, применяется иная ставка налога либо предусмотрен иной, отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученного от данного вида деятельности. Сумма выручки от реализации определяется в соответствии со статьей 249 НК РФ с учетом положений статьи 251 НК РФ на дату признания доходов и расходов в соответствии с выбранным налогоплательщиком методом признания доходов и расходов для целей налогообложения.
Одновременно статьей 316 НК РФ установлено, что по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, если иное не предусмотрено пунктами 6 - 11 настоящей статьи, является:
1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);
2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Согласно пункту 4.1 приказа Общества от 31.12.2002 N 1 "Об учетной политике на 2003 год для целей налогообложения" (далее - Приказ N 1) датой получения дохода по договорам долевого участия в строительстве является дата подписания актов приемки объектов в эксплуатацию ТСЖ и эксплуатирующими организациями.
Доход рассчитывается как окончательный финансовый результат - разница между суммой полученных средств дольщиков и суммой капитальных вложений по законченному, введенному в эксплуатацию и переданному на баланс ТСЖ объекту строительства.
Из пункта 3.2 Приказа N 1 следует, что организация определяет возникновение обязанности по уплате НДС по мере отгрузки работ (услуг). Датой отгрузки работ (услуг) является день подписания актов приемки объекта ТСЖ и эксплуатирующими организациями.
Инспекция полагает, что согласно акту приемки законченного строительством объекта государственной приемочной комиссией от 24.12.2003 по указанному строительному адресу жилой дом принят в эксплуатацию ТСЖ и эксплуатирующими организациями, следовательно, в декабре 2003 года у Общества возникла обязанность исчисления финансового результата.
Согласно территориальным строительным нормам (ТСН) "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости ТСН 12-316-2002", утвержденным распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 23.12.2002 N 2667-ра, законченный строительством (реконструкцией) объект - это комплекс зданий и сооружений (очередь, пусковой комплекс), отдельное здание, сооружение или их автономная часть, допускающая возможность их самостоятельного использования по назначению, на которых выполнены и приняты заказчиком (застройщиком) в соответствии с требованиями проекта и нормативных документов все строительно-монтажные работы, произведены монтаж, испытание и комплексное опробование инженерных систем и технологического оборудования (пункт 3 указанных ТСН).
Приемка законченного строительством объекта в эксплуатацию - юридическое действие официального признания уполномоченным органом (приемочной комиссией) факта создания объекта и соответствия этого объекта утвержденному проекту.
Приемка законченного строительством объекта в эксплуатацию производится путем его предъявления приемочной комиссии и принятия ею решения о соответствии этого объекта утвержденной документации и возможности его эксплуатации, составления акта приемки и его утверждения (пункт 4.1 ТСН).
До ввода законченных строительством объектов в эксплуатацию не допускается их непосредственное использование по назначению, в том числе заселение жилых домов и квартир, использование общественных зданий, а также выпуск продукции и оказание услуг на объектах производственного назначения, за исключением пробной эксплуатации. Необходимость, продолжительность и режим пробной эксплуатации определяются проектом. При отсутствии в проекте таких указаний период пробной эксплуатации устанавливается на срок не более одного месяца (пункт 4.4 ТСН).
Утвержденный акт комиссии о приемке объекта в эксплуатацию удостоверяет соответствие законченного строительством объекта предъявляемым к нему требованиям, подтверждает факт создания объекта недвижимости и является разрешением на ввод в эксплуатацию, а также основанием для включения в статистическую отчетность и оформления государственной регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости (пункт 4.6 ТСН).
Таким образом, акт комиссии о приемке объекта в эксплуатацию подтверждает лишь возможность эксплуатации законченного строительством объекта и не подтверждает передачу этого объекта в эксплуатацию эксплуатирующим организациям.
Общество полагает, что датой получения дохода признается наиболее поздняя из дат: дата подписания акта приема-передачи законченного строительством объекта в эксплуатацию ТСЖ, дата подписания акта приема-передачи в эксплуатацию инженерных коммуникаций эксплуатирующими организациями. Поскольку построенные электрические сети были переданы на баланс открытому акционерному обществу "Ленэнерго" (далее - ОАО "Ленэнерго") в октябре 2007 года, то датой получения дохода следует считать именно эту дату.
Судом установлено и из материалов дела следует, что окончательные расчеты с дольщиками осуществлены в ноябре 2004 года, дом передан на баланс ТСЖ 17.02.2004 по акту о приеме-передаче здания (сооружения). Имущество построенных электрических сетей передано на баланс ОАО "Ленэнерго" по акту приема-передачи имущества от 15.10.2007 N 5125. Таким образом, датой получения Обществом дохода для формирования финансового результата по построенному дому следует считать не декабрь 2003 года, как полагает Инспекция, а октябрь 2007 года.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда у кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2009 по делу N А56-16478/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 24.11.2009 ПО ДЕЛУ N А56-16478/2007
Разделы:Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2009 г. по делу N А56-16478/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Журавлевой О.Р. и Пастуховой М.В., при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЛЭК-1" Новиковой Н.С. (доверенность от 02.11.2009 N 546-Д/юр), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу Алексеевой Т.А. (доверенность от 02.09.2009 N 03-40/20), рассмотрев 23.11.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2009 по делу N А56-16478/2007 (судья Градусов А.Е.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛЭК-1" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) от 25.05.2007 N 15/05545 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в части: доначисления 983 322 руб. налога на прибыль организаций за 2003 год (пункт 4.1 решения; далее указаны пункты этого решения Инспекции) и обязания уменьшить убытки при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на 25 126 руб. (пункт 4.2); доначисления 1 953 579 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) (пункт 4.1); обязания уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС на 276 449 руб. (пункт 4.3); начисления 132 706 руб. штрафа по НДС (пункт 2); начисления 850 710 руб. пеней по НДС (пункт 3); начисления 517 078 руб. пеней по налогу на прибыль.
Решением суда первой инстанции от 26.02.2008 заявленные требования удовлетворены в полном объеме. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2008 указанное решение оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.09.2008 решение от 26.02.2008 и постановление от 23.06.2008 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 24.07.2009 заявленные требования удовлетворены в части доначисления 983 322 руб. налога на прибыль организаций за 2003 год (пункт 4.1) и обязания уменьшить убытки при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль на 25 126 руб. (пункт 4.2); доначисления 1 953 579 руб. НДС (пункт 4.1); обязания уменьшить предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС на 276 449 руб. (пункт 4.3); начисления 132 706 руб. штрафа по НДС (пункт 2); начисления 850 710 руб. пеней по НДС (пункт 3); начисления 417 830 руб. пеней по налогу на прибыль. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 24.07.2009 в удовлетворенной части заявленных требований и принять новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества просил оставить решение без изменения.
Законность решения проверена в кассационном порядке в пределах доводов жалобы.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом налогового законодательства за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, о чем ею составлен акт от 23.03.2007 N 15-11/09.
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика налоговый орган вынес решение от 25.05.2007 N 15/05545 о привлечении Общества к налоговой ответственности, а также доначислении налогов и начислении пеней.
В ходе проверки Инспекция выявила, что сумма финансового результата строительства объекта, составляющая 4 941 735 руб., неправомерно не включена заявителем в облагаемую налогом на прибыль базу 2003 года и НДС в декабре 2003 года.
Как усматривается из материалов дела, Общество в качестве застройщика принимало участие в строительстве жилого дома на территории Санкт-Петербурга в соответствии с договором аренды земельного участка на инвестиционных условиях от 12.11.2001 N 00/ЗК-01509(13), заключенного с Комитетом по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ). Указанный договор был заключен во исполнение распоряжения администрации Санкт-Петербурга от 10.09.2001 N 768-ра.
По условиям настоящего договора Общество обязалось построить жилой дом по строительному адресу: Санкт-Петербург, улица Народная, квартал 3-3А, между корпусами 40 и 48, сдать его по акту государственной приемочной комиссии. Особым условием реализации инвестиционного проекта являлось создание объектов инженерной инфраструктуры (подключение к сетям, пункт 7.7 договора).
Этим же договором Обществу предоставлено право привлечения третьих лиц для долевого строительства жилого дома. Заключаемыми договорами долевого участия была предусмотрена обязанность Общества создать товарищество собственников жилья (далее - ТСЖ) на базе построенного жилого дома и организовать обеспечение дольщика теплом, электроэнергией и иными ресурсами. Моментом исполнения обязанностей Общества перед дольщиком являлось возникновение права собственности на построенный дом с подключенными сетями энергоснабжения. Хозяйственной целью сделки Общества с КУГИ (целью договора аренды земельного участка) также являлось создание жилого дома с подключенными энергосетями, то есть объекта недвижимости, соответствующего своему функциональному назначению - проживанию людей.
По вышеуказанному строительному адресу согласно свидетельству о государственной регистрации (серия 78 N 001797311, ОГРН 1037816054650), 12.09.2003 зарегистрировано ТСЖ "Народная-1".
Строительство жилого дома согласно акту приемки государственной приемочной комиссии от 24.12.2003 было завершено и объекту присвоен почтовый адрес: Санкт-Петербург, ул. Народная, д. 42, корп. 2.
В соответствии со статьей 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Статьей 313 НК РФ также закреплено, что данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.
В соответствии со статьей 316 НК РФ доходы от реализации определяются по видам деятельности в случае, если для данного вида деятельности предусмотрен иной порядок налогообложения, применяется иная ставка налога либо предусмотрен иной, отличный от общего порядок учета прибыли и убытка, полученного от данного вида деятельности. Сумма выручки от реализации определяется в соответствии со статьей 249 НК РФ с учетом положений статьи 251 НК РФ на дату признания доходов и расходов в соответствии с выбранным налогоплательщиком методом признания доходов и расходов для целей налогообложения.
Одновременно статьей 316 НК РФ установлено, что по производствам с длительным (более одного налогового периода) технологическим циклом в случае, если условиями заключенных договоров не предусмотрена поэтапная сдача работ (услуг), доход от реализации указанных работ (услуг) распределяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания дохода на основании данных учета. При этом принципы и методы, в соответствии с которыми распределяется доход от реализации, должны быть утверждены налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения, если иное не предусмотрено пунктами 6 - 11 настоящей статьи, является:
1) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов, - день отгрузки (передачи) товара (работ, услуг);
2) для налогоплательщиков, утвердивших в учетной политике для целей налогообложения момент определения налоговой базы по мере поступления денежных средств, - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Согласно пункту 4.1 приказа Общества от 31.12.2002 N 1 "Об учетной политике на 2003 год для целей налогообложения" (далее - Приказ N 1) датой получения дохода по договорам долевого участия в строительстве является дата подписания актов приемки объектов в эксплуатацию ТСЖ и эксплуатирующими организациями.
Доход рассчитывается как окончательный финансовый результат - разница между суммой полученных средств дольщиков и суммой капитальных вложений по законченному, введенному в эксплуатацию и переданному на баланс ТСЖ объекту строительства.
Из пункта 3.2 Приказа N 1 следует, что организация определяет возникновение обязанности по уплате НДС по мере отгрузки работ (услуг). Датой отгрузки работ (услуг) является день подписания актов приемки объекта ТСЖ и эксплуатирующими организациями.
Инспекция полагает, что согласно акту приемки законченного строительством объекта государственной приемочной комиссией от 24.12.2003 по указанному строительному адресу жилой дом принят в эксплуатацию ТСЖ и эксплуатирующими организациями, следовательно, в декабре 2003 года у Общества возникла обязанность исчисления финансового результата.
Согласно территориальным строительным нормам (ТСН) "Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимости ТСН 12-316-2002", утвержденным распоряжением администрации Санкт-Петербурга от 23.12.2002 N 2667-ра, законченный строительством (реконструкцией) объект - это комплекс зданий и сооружений (очередь, пусковой комплекс), отдельное здание, сооружение или их автономная часть, допускающая возможность их самостоятельного использования по назначению, на которых выполнены и приняты заказчиком (застройщиком) в соответствии с требованиями проекта и нормативных документов все строительно-монтажные работы, произведены монтаж, испытание и комплексное опробование инженерных систем и технологического оборудования (пункт 3 указанных ТСН).
Приемка законченного строительством объекта в эксплуатацию - юридическое действие официального признания уполномоченным органом (приемочной комиссией) факта создания объекта и соответствия этого объекта утвержденному проекту.
Приемка законченного строительством объекта в эксплуатацию производится путем его предъявления приемочной комиссии и принятия ею решения о соответствии этого объекта утвержденной документации и возможности его эксплуатации, составления акта приемки и его утверждения (пункт 4.1 ТСН).
До ввода законченных строительством объектов в эксплуатацию не допускается их непосредственное использование по назначению, в том числе заселение жилых домов и квартир, использование общественных зданий, а также выпуск продукции и оказание услуг на объектах производственного назначения, за исключением пробной эксплуатации. Необходимость, продолжительность и режим пробной эксплуатации определяются проектом. При отсутствии в проекте таких указаний период пробной эксплуатации устанавливается на срок не более одного месяца (пункт 4.4 ТСН).
Утвержденный акт комиссии о приемке объекта в эксплуатацию удостоверяет соответствие законченного строительством объекта предъявляемым к нему требованиям, подтверждает факт создания объекта недвижимости и является разрешением на ввод в эксплуатацию, а также основанием для включения в статистическую отчетность и оформления государственной регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости (пункт 4.6 ТСН).
Таким образом, акт комиссии о приемке объекта в эксплуатацию подтверждает лишь возможность эксплуатации законченного строительством объекта и не подтверждает передачу этого объекта в эксплуатацию эксплуатирующим организациям.
Общество полагает, что датой получения дохода признается наиболее поздняя из дат: дата подписания акта приема-передачи законченного строительством объекта в эксплуатацию ТСЖ, дата подписания акта приема-передачи в эксплуатацию инженерных коммуникаций эксплуатирующими организациями. Поскольку построенные электрические сети были переданы на баланс открытому акционерному обществу "Ленэнерго" (далее - ОАО "Ленэнерго") в октябре 2007 года, то датой получения дохода следует считать именно эту дату.
Судом установлено и из материалов дела следует, что окончательные расчеты с дольщиками осуществлены в ноябре 2004 года, дом передан на баланс ТСЖ 17.02.2004 по акту о приеме-передаче здания (сооружения). Имущество построенных электрических сетей передано на баланс ОАО "Ленэнерго" по акту приема-передачи имущества от 15.10.2007 N 5125. Таким образом, датой получения Обществом дохода для формирования финансового результата по построенному дому следует считать не декабрь 2003 года, как полагает Инспекция, а октябрь 2007 года.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда у кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2009 по делу N А56-16478/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Л.НИКИТУШКИНА
Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
М.В.ПАСТУХОВА
Л.Л.НИКИТУШКИНА
Судьи
О.Р.ЖУРАВЛЕВА
М.В.ПАСТУХОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)