Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.11.2009 ПО ДЕЛУ N А14-4017/2009/104/28

Разделы:
Управление многоквартирным домом; ТСЖ (товарищество собственников жилья); Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 ноября 2009 г. по делу N А14-4017/2009/104/28


Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2009 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Миронцевой Н.Д.,
судей Семенюта Е.А.,
Сергуткиной В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
- от ТСЖ "Полет-Северный": Поротикова Н.О., представитель по доверенности от 14.08.2009;
- от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: Кубленко В.И., ведущий консультант по доверенности от 08.02.2008;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Полет-Северный" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.05.2009 по делу N А14-4017/2009/104/28 (судья Соболева Е.П.) по заявлению ТСЖ "Полет-Северный", г. Воронеж к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления N 154 от 24.03.2009,

установил:

Товарищество собственников жилья "Полет-Северный" (заявитель по делу, ТСЖ) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ответчик по делу, Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления N 154 от 24.03.2009 г.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 21.05.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ТСЖ обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить. По мнению заявителя жалобы, решение суда первой инстанции незаконно, необоснованно, подлежит отмене по основаниям, изложенным в жалобе. А именно, отсутствует событие административного правонарушения, решение по делу принято без учета письма Минрегиона РФ от 14.10.2008.
Инспекция против доводов апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить обжалуемое решение без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом установлено, что основании распоряжения заместителя руководителя инспекции N 239 от 26.02.2009 было проведено внеплановое мероприятие по государственному контролю за соблюдением обязательных требований по надлежащему исполнению, технической эксплуатации жилищного фонда в отношении ТСЖ "Полет-Северный", предметом которого являлись проверка по жалобе вх. 117 от 25.02.2009 по адресу: г. Воронеж, ул. 60 Армии, д. 11.
Проверка проводилась в присутствии законных представителей ТСЖ "Полет-Северный" директора Ишмуратова М.М. и Панферкиной Л.А.
Кроме того, при составлении акта присутствовал Субботин В.М., проживающий в кв. 19, д. 11 по улице 60 Армии (по жалобе которого была проведена внеплановая проверка).
В ходе проверки были выявлены нарушения требований содержания и ремонта жилых домов, предусмотренных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила).
В частности, было установлено:
- - наличие неисправностей системы горячего водоснабжения на вводе в дом, в техническом подвале третьего подъезда обрезан трубопровод обратной подачи теплоносителя, установлено нерабочее состояние, полотенцесушителей в кв. 19 (пункт 5.3.2 абз.3 Правил);




- - отсутствуют приборы учета тепловой энергии и теплоносителя (манометры, термометры), на водном трубопроводе горячего водоснабжения в дом, отсутствует запорная арматура (задвижка) на вводном трубопроводе обратного горячего водоснабжения (п. 5.3.4, абз. 4 Правил).
Данный факт был зафиксирован в акте N 282 проведения внеплановых мероприятий по государственному контролю от 04 марта 2009 г., составленном в присутствии представителя ТСЖ "Полет-Северный" - Панферкиной Л.А., директора ТСЖ - Ишмуратова М.М. и гражданина Субботина В.М.
Рассмотрев указанный акт, составленный государственным жилищным инспектором Журавлевой Н.В. был оформлен протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении N 195 от 04 марта 2009 г. был составлен с участием директора ТСЖ "Полет-Северный" Ишмуратова М.М., который в своих письменных пояснениях, отраженных в протоколе, подтвердил установленные в ходе проверки нарушения, что в тепловом колодце ТГК отсутствует трубопровод и задвижка на обратном трубопроводе горячей воды и трубопроводе на вводе в дом.
Письмом от 05.03.2009 N ЖИ-97п ТСЖ "Полет-Северный" было уведомлено о рассмотрении дела об административном правонарушении 24 марта 2009 г. в 14 час. 30 мин. в помещении Государственной жилищной инспекции Воронежской области, данное письмо получено ТСЖ 10.03.2009.
Руководитель Государственной жилищной инспекции Воронежской области, 24 марта 2009 г. рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ТСЖ "Полет-Северный" вынес постановление N 154 о привлечении ТСЖ к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ТСЖ "Полет-Северный" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления N 154 от 24.03.2009 и его отмене.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что Арбитражный суд Воронежской области при рассмотрении данного спора правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований, полно и правильно установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку и обосновал свои выводы нормами законодательства.
Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Статьей 210 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 291 ГК РФ собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья).
Согласно ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В пункте 4 статьи 138 ЖК РФ предусмотрена обязанность товарищества собственников жилья по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491 (далее - Правила), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме. Содержание общего имущества среди прочего включает в себя его осмотры, текущий и капитальные ремонты.
Подпунктом "а" п. 11 Правил содержания общего имущества предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в частности, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в п. 13 названных Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан.
Также, Правилами содержания общего имущества предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя текущий ремонт (подпункт "з" пункта 11).
Надлежащее содержание и ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома подразумевает содержание и ремонт общего имущества в соответствии с техническими регламентами.
Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, согласно которым организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить выполнение установленных настоящим Постановлением требований.
Согласно абзацу 3 пункта 5.3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки.
В силу пункта 5.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, работа по ремонту систем горячего водоснабжения должна выполняться в соответствии с проектом и требованиями инструкций и правил. Трубы в системах следует применять, как правило, оцинкованные. Магистрали и подводки системы должны быть проложены с уклоном не менее 0,002 с повышением в сторону точек водоразбора без образования прогибов. Конструкция подвесок креплений и подвижных опор для трубопроводов должна допускать свободное перемещение труб под влиянием изменения температуры.
После ремонта система должна быть испытана с участием лица, ответственного за безопасную эксплуатацию, с составлением соответствующего акта.
На вводе системы ГВС в здание должна быть установлена запорная арматура и приборы учета тепловой энергии и теплоносителя (термометры и манометры) до и после задвижек.
Как правильно установлено арбитражным судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, уставом ТСЖ "Полет-Северный" (п. 3.2) предусмотрено, что целью ТСЖ в том числе является обеспечение надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества.
Согласно п. 3.3 Устава для достижения своих целей ТСЖ вправе осуществлять следующие виды деятельности:
- - управление, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах;
- - проведение технических осмотров многоквартирных домов с целью оценки содержания и необходимости проведения работ по ремонту и обслуживанию общего имущества;
- - составление перечней необходимых работ по содержанию и ремонту общего имущества;
- - содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов;
- - обеспечение санитарного содержания дома и придомовой территории.
При этом, в пунктах 2.7 установлено, что ТСЖ самостоятельно определяет бюджет (смету доходов и расходов) на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
На основании изложенного арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что ТСЖ "Полет-Северный" является лицом ответственным за надлежащее содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и обязано соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда.
Выявленные в ходе проверки факты нарушений, допущенных ТСЖ "Полет-Северный", а именно: дефекты системы горячего водоснабжения (не работает полотенцесушитель, обрезан трубопровод подачи теплоносителя) обоснованно расценены Инспекцией как нарушение ТСЖ требований абзаца 3 пункта 5.3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Довод заявителя о том, что в абзаце 3 указанного пункта предусмотрена обязанность инструктировать жителей дома, суд считает несостоятельными, поскольку, эта обязанность предусмотрена в абзаце 4 указанного пункта.
Арбитражным судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка заявителя на то, что отсутствуют основания для привлечения его к административном ответственности, поскольку, коммунальные услуги оплачиваются по установленным нормативам судом отклоняется как несостоятельная. Также судом первой инстанции обоснованно отклонен довод заявителя о том, что задвижка должна быть установлена только в том случае, если она предусмотрена "в проекте жилого дома", по тем основаниям, что в пункте 5.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда говорится о проекте осуществления ремонтных работ, а не о проекте строительства жилого дома, который уже построен, сдан в эксплуатацию и используется по назначению.
Указанная в пункте 5.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда обязанность установить запорную арматуру и приборы учета сформулирована как безусловная и подлежит обязательному выполнению, поскольку, это необходимо для своевременного выявления отклонений температуры и давления от установленных параметров, для предупреждения возникновения аварийных ситуаций и предоставления потребителям коммунальных услуг по горячему водоснабжению ненадлежащего качества.
Ссылки заявителя на то, что работы по восстановлению трубопровода и установлению задвижки не были включены собранием собственников помещений многоквартирного дома в смету расходов по содержанию общедомового имущества и именно поэтому не могли быть выполнены заявителем, правильно оценена судом первой инстанции как несостоятельная, поскольку товарищество самостоятельно определяет смету доходов и расходов, в том числе на содержание и текущий ремонт общего имущества, смета составляется правлением товарищества.
Данных о том, что имелись какие-то объективные обстоятельства, препятствующие заявителю включить расходы на проведение работ по устранению указанных нарушений в смету расходов, ни в ходе проведенного инспекцией мероприятия по государственному контролю, ни при рассмотрении дела в инспекции установлено не было.
Недостаточность поступающих от собственников средств для устранения выявленных недостатков, невозможность устранения их в ходе текущего ремонта по объективным причинам, ТСЖ, также, не доказана.
Доводы об отсутствии обращений граждан по указанным вопросам не соответствуют действительности, поскольку, внеплановое мероприятие по государственному контролю проводилось Инспекцией в связи с обращением жильца квартиры N 19 указанного дома, при этом к обращению приложен ответ руководства ТСЖ "Полет-Северный" на жалобу по поводу ненадлежащей работы полотенцесушилок.
Ссылка заявителя на Письмо Министерства регионального развития от 14.10.2008 г. N 26084-СК/14, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку, данное письмо не является нормативным актом, носит рекомендательный характер. Кроме того, разъяснения, данные в указанном Письме касаются вопросов осуществления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотренных пунктом 8 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации функций государственного контроля за использованием и сохранностью помещений и соблюдением правил содержания общего имущества собственников в многоквартирном доме.
Апелляционная коллегия считает, что нарушений при осуществлении указанных функций государственного контроля, Государственной жилищной инспекцией Воронежской области в рассматриваемой ситуации не допущено.
На основании установленных обстоятельств, правильно применив к спорному правоотношению вышеуказанные нормы права, суд первой инстанции обоснованно отказал ТСЖ в удовлетворении заявленных требований.
Все доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, и оснований указанные доводы переоценить у апелляционной коллегии не имеется. Доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ) судом не допущено.
Руководствуясь статьями 266 - 271 АПК РФ, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 21.05.2009 по делу N А14-4017/2009/104/28 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Полет-Северный" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в установленный законом срок.
Председательствующий судья
Н.Д.МИРОНЦЕВА
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
В.А.СЕРГУТКИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)