Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2012 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шуровой Л.Ф.
судей Егорова Е.И., Ермакова М.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бакаевым В.Н. Техническую часть фиксации видеоконференцсвязи осуществляют:
- от Арбитражного суда Воронежской области - помощник судьи Кострыкина И.В.;
- от Федерального арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Бакаев В.Н.
В порядке п. 2 ч. 2 ст. 153 АПК РФ явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание установлены судьей Арбитражного суда Воронежской области Лукавенко В.И.
При участии в заседании:
от Воронежской областной коллегии адвокатов 394006, г. Воронеж, ул. Кирова, д. 22 ОГРН 1023601579528 Банкетовой А.А. - представителя, дов. от 13.11.2009 N 36-02/451202
от ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа 394006, г. Воронеж, ул. Кирова, д. 28 Ломовой Е.Б. - представителя, дов. от 06.08.2012 N 03-09/00031
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Воронежской области кассационную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.04.2012 (судья Соболева Е.П.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2012 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Донцов П.В.) по делу N А14-134/2012,
установил:
Воронежская областная коллегия адвокатов (далее - Коллегия адвокатов, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 04.08.2011 N 1292/783.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.04.2012 требования налогоплательщика удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Инспекции от 04.08.2011 N 1292/783 в части доначисления земельного налога в сумме 17 863 руб., пени по земельному налогу в сумме 4 968,26 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в сумме 3 572,60 руб. и по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации по земельному налогу в сумме 4 726 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить в части удовлетворения требований налогоплательщика.
В отзыве на кассационную жалобу Коллегия адвокатов просит кассационную коллегию отказать в ее удовлетворении, полагая, что доводы жалобы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции, опровергаются представленными в материалах дела доказательствами и положениями действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, кассационная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, Коллегией адвокатов 17.03.2011 представлена в Инспекцию первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по земельному участку с кадастровым номером 36:34:04 01 034:0009, составила 0 руб.
В дальнейшем налогоплательщик представлял ряд корректирующих деклараций по земельному налогу за 2008 год, в т.ч. 22.03.2011 и 30.03.2011 - "нулевые" декларации; 12.04.2011, 06.05.2011, 17.06.2011 и 21.06.2011 - налоговые декларации, по которым к уплате в бюджет исчислена сумма налога 1 224 руб.
При этом исчисление земельного налога в разделе 2 уточненной налоговой декларации (корректировка N 6) "Расчет налоговой базы и суммы земельного налога" Коллегия адвокатов производила с кадастровой стоимости фактически используемой ею доли земельного участка (3/100 = 0,03), определенной в сумме 329 673 руб., с учетом количества полных месяцев владения земельным участком в течение налогового периода (10 месяцев) и с применением ставки налогообложения 1,5%, что составило сумму 4 104 руб.
С учетом исчисленной суммы авансового платежа по налогу 2 880 руб. сумма налога, подлежащая доплате в бюджет на основании уточненной налоговой декларации, составила 1 224 руб.
При проведении камеральной проверки первичной налоговой декларации, представленной 17.03.2011, и последней уточненной налоговой декларации, представленной 21.06.2011, налоговым органом установлено, что, исходя из площади нежилых встроенных помещений (2 456 кв. м) и общей площади здания дома 22 по ул. Кирова г. Воронежа (6 999,1 кв. м), доля Коллегии адвокатов в праве на земельный участок, с учетом которой налогоплательщиком и должен был производиться расчет земельного налога, составляет 0,35.
Поскольку фактически налог был исчислен с доли 0,03, то, по мнению налогового органа, налогоплательщиком была занижена налоговая база в целях исчисления земельного налога.
По итогам проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен акт от 30.06.2011 N 1410 и вынесено решение от 04.08.2011 N 1292/783.
Названным решением, оставленным без изменения УФНС России по Воронежской области (решение от 06.10.2011 N 15-2-18/12635) налогоплательщику доначислен к уплате в бюджет земельный налог в сумме 17 863 руб. по земельному участку с кадастровым номером 36:34:04 01 034:0009, пени за его несвоевременную уплату в сумме 4 968,26 руб., а также штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 3 572 руб. и по ст. 119 НК РФ в сумме 5 726 руб.
Полагая, что решение Инспекции от 04.08.2011 N 1292/783 частично не соответствует законодательству РФ о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности, Коллегия адвокатов обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования в оспариваемой заявителем кассационной жалобы части, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с предписаниями норм ст. ст. 388 - 391 НК РФ обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных ст. 388 НК РФ (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения), земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена и доведена до сведения налогоплательщика кадастровая стоимость этого земельного участка. Налог исчисляется по ставке, соответствующей целевому назначению и разрешенному виду использования земельного участка.
На основании п. 2 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Согласно ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В силу ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 3 ст. 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу требований ст. ст. 11.1, 11.2, 25, 66, 70 Земельного кодекса РФ, ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшего до 01.01.2008) и ст. ст. 1, 7, 16, 22, 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (вступившего в силу с 01.01.2008), а также Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" под государственной кадастровой оценкой земли понимается определение по установленным правилам и утверждение в установленном порядке кадастровой стоимости единицы земельной площади в границах определенных оценочных зон, однородных по своему целевому назначению и виду функционального использования, выделенных на территории конкретного поселения.
Соответственно, кадастровая стоимость конкретного земельного участка определяется путем умножения площади этого земельного участка на кадастровую стоимость единицы земельной площади (одного квадратного метра).
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Пунктом 6 ст. 396 НК РФ установлено, что налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав (п. 7 ст. 396 НК РФ).
Как указано в ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом налоговые ставки в отношении прочих земельных участков не могут превышать 1,5%.
Решением Воронежской городской Думы от 07.10.2005 N 162-В "О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж" в отношении земельных участков, занятых жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду) установлена ставка в размере 0%; в отношении земельных участков, занятых жилыми домами многоэтажной застройки в части долей, приходящихся на объект, не относящийся к жилищному фонду, установлена ставка в размере 1,5%.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением исполнительного комитета администрации г. Воронежа Воронежской области от 14.03.1997 N 154 Воронежской областной коллегии адвокатов предоставлен земельный участок по ул. Кирова, 22 площадью 0,06 га и одновременно разрешено проведение реконструкции административного здания на указанном земельном участке.
Постановлением администрации г. Воронежа Воронежской области от 26.11.2001 N 1370 в постановление исполнительного комитета администрации г. Воронежа Воронежской области от 14.03.1997 N 154 в связи с уточнением границ земельного участка были внесены изменения, в соответствии с которыми площадь переданного Коллегии адвокатов участка составила 0,1177 га.
На основании названных документов Воронежская областная коллегия адвокатов зарегистрировала право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 36:34:04 01 034:0009, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Кирова, участок N 22, о чем в ЕГРП 16.12.2002 сделана регистрационная запись N 36-34-247/2002-31 (свидетельство о государственной регистрации права серии 36 АА N 681660 от 16.12.2002).
Согласно кадастровому плану земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) N 34-21/08-538, выданному Управлением Роснедвижимости по Воронежской области 28.02.2008, земельный участок N 22 по ул. Кирова г. Воронежа сформирован и поставлен на кадастровый учет, в связи с чем ему присвоен кадастровый номер 36:34:04 01 034:0009.
Администрацией городского округа г. Воронеж 28.10.2002 издано постановление N 1988, которым Воронежской областной коллегии адвокатов разрешено строительство жилого дома с административными помещениями взамен сносимого административного здания на ранее отведенном ей земельном участке по ул. Кирова, 22.
В соответствии с разрешительной документацией Коллегия адвокатов осуществила строительство жилого дома с административными помещениями на предоставленном земельном участке.
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации городского округа г. Воронежа 29.02.2008 выдал разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU-36302000-44.
Принятые на себя обязательства Воронежская областная коллегия адвокатов исполнила, передав участникам долевого строительства дома N 22 по ул. Кирова г. Воронежа оплаченные помещения. Кроме жилых помещений, объектами долевого строительства являлись нежилые помещения, расположенные в здании.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
На основании ст. 25, 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с данным Законом.
Частью 1 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с названным Федеральным законом и Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, среди прочего, земельный участок, на котором расположен данный дом.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Из буквального толкования изложенной нормы и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ следует, что названным Федеральным законом предусмотрен иной момент возникновения права собственности на земельный участок для лиц, являющихся собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, - с даты введения в действие ЖК РФ (если на эту дату земельный участок был сформирован) или с момента проведения кадастрового учета земельного участка.
Следовательно, в рассматриваемом случае государственная регистрация права общей собственности на участок носит не правообразующий, а правоподтверждающий характер.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация возникновения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (в том числе земельный участок, занятый многоквартирным домом и иными объектами, входящими в его состав).
Из анализа вышеуказанных норм следует, что публичная обязанность по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок, находящийся под многоквартирным домом, у отдельного собственника жилого или нежилого помещения в названном доме отсутствует. Государственная регистрация возникновения, перехода права на нежилое помещение в таком доме одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, включая земельный участок на котором расположен данный дом и объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.
Учитывая, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется налогоплательщиком на основании данных государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка, содержащихся в нем по состоянию на начало соответствующего налогового периода (1 января календарного года, за который исчисляется налог), которые, в свою очередь, вносятся в кадастр в отношении сформированных участков, обязанность по уплате земельного налога может возникнуть у налогоплательщика лишь после формирования и учета земельного участка в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Поскольку сведения о земельном участке N 22 по ул. Кирова г. Воронежа с присвоением ему кадастрового номера 36:34:04 01 034:0009 в государственный земельный кадастр внесены и кадастровый план данного земельного участка был составлен 28.02.2008, то данный земельный участок считается сформированным в феврале 2008 года.
Именно с указанного момента на собственников помещений многоквартирного дома, расположенного на данном земельном участке, возлагается обязанность по уплате земельного налога в части доли принадлежащего им имущества.
В этой связи суд обоснованно отклонил ссылку Инспекции на то, что в 2008 году Коллегия адвокатов владела спорным земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования и на ней лежала обязанность по исчислению и уплате земельного налога.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом требований вышеназванных законодательных норм, суд пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации расчет земельного налога должен был производиться долевыми собственниками земельного участка N 22 по ул. Кирова г. Воронежа с кадастровым номером 36:34:04 01 034:0009, в том числе Коллегией адвокатов, являющейся собственником нежилых помещений в доме, исходя из кадастровой стоимости земельного участка пропорционально доле собственника в праве на общее имущество многоквартирного жилого дома, расположенного на этом земельном участке, и с учетом того, что земельный участок был сформирован только в конце февраля 2008 года.
Согласно имеющейся в материалах дела справке БТИ Ленинского района г. Воронежа от 29.04.2011 N 0710, выданной на основании технической и инвентаризационной документации и не оспариваемой налоговым органом, общая площадь дома N 22 по ул. Кирова в г. Воронеже составляет 6 999,1 кв. м, в том числе: площадь квартир - 3 645,1 кв. м, площадь мест общего пользования - 898 кв. м, площадь нежилых встроенных помещений - 2 456 кв. м.
Площадь нежилых помещений, принадлежащих в доме Воронежской областной коллегии адвокатов, составляет 230,8 кв. м.
По сведениям, поступившим в налоговый орган из Управления Роснедвижимости по Воронежской области, кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2008 составляла 10 989 096 руб.
Таким образом, произведенный налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации расчет налоговой обязанности исходя из размера доли в праве общей собственности многоквартирного дома 0,03 (230,8 кв. м / 6 999,1 кв. м) является правильным, в связи с чем у налогового органа не имелось оснований для начисления Коллегии адвокатов земельного налога за 2008 год в сумме 17 863 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа.
Кроме того, при расчете земельного налога за 2008 год по решению от 04.08.2011 N 1292/783 налоговый орган исходил из того, что обязанность налогоплательщика исчислять и уплачивать земельный налог должна определяться исходя из его доли в общем имуществе жилого дома. При этом указанную долю (0,35090727) Инспекция определила не от общей площади жилого дома, составляющей 6 999,1 кв. м, а от площади нежилых встроенных помещений - 2 456 кв. м.
Вместе с тем, определение размера доли не входит в компетенцию налоговых органов. Налогоплательщик-организация во исполнение обязанности по уплате земельного налога самостоятельно определяет налоговую базу (п. 3 ст. 391 НК РФ). В случае возникновения спора относительно размера доли в общем имуществе стороны вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены апелляционной коллегией на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы кассационной жалобы Инспекции основаны на неверном толковании вышеуказанных законодательных норм и направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами. Названные доводы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу в ходе рассмотрения спора судами первой и апелляционной инстанции и правомерно отклонены как несостоятельные.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2012 по делу N А14-134/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Л.Ф.ШУРОВА
Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
М.Н.ЕРМАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 18.10.2012 ПО ДЕЛУ N А14-134/2012
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 октября 2012 г. по делу N А14-134/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2012 года
Полный текст постановления изготовлен 18 октября 2012 года
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Шуровой Л.Ф.
судей Егорова Е.И., Ермакова М.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бакаевым В.Н. Техническую часть фиксации видеоконференцсвязи осуществляют:
- от Арбитражного суда Воронежской области - помощник судьи Кострыкина И.В.;
- от Федерального арбитражного суда Центрального округа - помощник судьи Бакаев В.Н.
В порядке п. 2 ч. 2 ст. 153 АПК РФ явка и полномочия лиц, явившихся в судебное заседание установлены судьей Арбитражного суда Воронежской области Лукавенко В.И.
При участии в заседании:
от Воронежской областной коллегии адвокатов 394006, г. Воронеж, ул. Кирова, д. 22 ОГРН 1023601579528 Банкетовой А.А. - представителя, дов. от 13.11.2009 N 36-02/451202
от ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа 394006, г. Воронеж, ул. Кирова, д. 28 Ломовой Е.Б. - представителя, дов. от 06.08.2012 N 03-09/00031
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеконференцсвязи при содействии Арбитражного суда Воронежской области кассационную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.04.2012 (судья Соболева Е.П.) и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2012 (судьи Михайлова Т.Л., Ольшанская Н.А., Донцов П.В.) по делу N А14-134/2012,
установил:
Воронежская областная коллегия адвокатов (далее - Коллегия адвокатов, налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Воронежа (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 04.08.2011 N 1292/783.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 26.04.2012 требования налогоплательщика удовлетворены частично. Суд признал недействительным решение Инспекции от 04.08.2011 N 1292/783 в части доначисления земельного налога в сумме 17 863 руб., пени по земельному налогу в сумме 4 968,26 руб., штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в сумме 3 572,60 руб. и по ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление декларации по земельному налогу в сумме 4 726 руб. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой на состоявшиеся по делу судебные акты, в которой, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, просит их отменить в части удовлетворения требований налогоплательщика.
В отзыве на кассационную жалобу Коллегия адвокатов просит кассационную коллегию отказать в ее удовлетворении, полагая, что доводы жалобы являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции, опровергаются представленными в материалах дела доказательствами и положениями действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, кассационная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемых решения и постановления ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, Коллегией адвокатов 17.03.2011 представлена в Инспекцию первичная налоговая декларация по земельному налогу за 2008 год, согласно которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по земельному участку с кадастровым номером 36:34:04 01 034:0009, составила 0 руб.
В дальнейшем налогоплательщик представлял ряд корректирующих деклараций по земельному налогу за 2008 год, в т.ч. 22.03.2011 и 30.03.2011 - "нулевые" декларации; 12.04.2011, 06.05.2011, 17.06.2011 и 21.06.2011 - налоговые декларации, по которым к уплате в бюджет исчислена сумма налога 1 224 руб.
При этом исчисление земельного налога в разделе 2 уточненной налоговой декларации (корректировка N 6) "Расчет налоговой базы и суммы земельного налога" Коллегия адвокатов производила с кадастровой стоимости фактически используемой ею доли земельного участка (3/100 = 0,03), определенной в сумме 329 673 руб., с учетом количества полных месяцев владения земельным участком в течение налогового периода (10 месяцев) и с применением ставки налогообложения 1,5%, что составило сумму 4 104 руб.
С учетом исчисленной суммы авансового платежа по налогу 2 880 руб. сумма налога, подлежащая доплате в бюджет на основании уточненной налоговой декларации, составила 1 224 руб.
При проведении камеральной проверки первичной налоговой декларации, представленной 17.03.2011, и последней уточненной налоговой декларации, представленной 21.06.2011, налоговым органом установлено, что, исходя из площади нежилых встроенных помещений (2 456 кв. м) и общей площади здания дома 22 по ул. Кирова г. Воронежа (6 999,1 кв. м), доля Коллегии адвокатов в праве на земельный участок, с учетом которой налогоплательщиком и должен был производиться расчет земельного налога, составляет 0,35.
Поскольку фактически налог был исчислен с доли 0,03, то, по мнению налогового органа, налогоплательщиком была занижена налоговая база в целях исчисления земельного налога.
По итогам проведения камеральной налоговой проверки Инспекцией составлен акт от 30.06.2011 N 1410 и вынесено решение от 04.08.2011 N 1292/783.
Названным решением, оставленным без изменения УФНС России по Воронежской области (решение от 06.10.2011 N 15-2-18/12635) налогоплательщику доначислен к уплате в бюджет земельный налог в сумме 17 863 руб. по земельному участку с кадастровым номером 36:34:04 01 034:0009, пени за его несвоевременную уплату в сумме 4 968,26 руб., а также штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 3 572 руб. и по ст. 119 НК РФ в сумме 5 726 руб.
Полагая, что решение Инспекции от 04.08.2011 N 1292/783 частично не соответствует законодательству РФ о налогах и сборах, нарушает права и законные интересы налогоплательщика в сфере экономической деятельности, Коллегия адвокатов обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя заявленные требования в оспариваемой заявителем кассационной жалобы части, суд обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с предписаниями норм ст. ст. 388 - 391 НК РФ обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога обусловлена наличием у него на правах, предусмотренных ст. 388 НК РФ (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения), земельного участка, сформированного в установленном земельным законодательством порядке, в отношении которого определена и доведена до сведения налогоплательщика кадастровая стоимость этого земельного участка. Налог исчисляется по ставке, соответствующей целевому назначению и разрешенному виду использования земельного участка.
На основании п. 2 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Согласно ст. 392 НК РФ налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
В силу ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 3 ст. 391 НК РФ установлено, что налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
В силу требований ст. ст. 11.1, 11.2, 25, 66, 70 Земельного кодекса РФ, ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, ст. 14 Федерального закона от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" (действовавшего до 01.01.2008) и ст. ст. 1, 7, 16, 22, 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (вступившего в силу с 01.01.2008), а также Постановления Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" под государственной кадастровой оценкой земли понимается определение по установленным правилам и утверждение в установленном порядке кадастровой стоимости единицы земельной площади в границах определенных оценочных зон, однородных по своему целевому назначению и виду функционального использования, выделенных на территории конкретного поселения.
Соответственно, кадастровая стоимость конкретного земельного участка определяется путем умножения площади этого земельного участка на кадастровую стоимость единицы земельной площади (одного квадратного метра).
В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Согласно п. 1 ст. 396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи.
Пунктом 6 ст. 396 НК РФ установлено, что налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав (п. 7 ст. 396 НК РФ).
Как указано в ст. 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При этом налоговые ставки в отношении прочих земельных участков не могут превышать 1,5%.
Решением Воронежской городской Думы от 07.10.2005 N 162-В "О введении в действие земельного налога на территории городского округа город Воронеж" в отношении земельных участков, занятых жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности застройки (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящийся на объект, не относящийся к жилищному фонду) установлена ставка в размере 0%; в отношении земельных участков, занятых жилыми домами многоэтажной застройки в части долей, приходящихся на объект, не относящийся к жилищному фонду, установлена ставка в размере 1,5%.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением исполнительного комитета администрации г. Воронежа Воронежской области от 14.03.1997 N 154 Воронежской областной коллегии адвокатов предоставлен земельный участок по ул. Кирова, 22 площадью 0,06 га и одновременно разрешено проведение реконструкции административного здания на указанном земельном участке.
Постановлением администрации г. Воронежа Воронежской области от 26.11.2001 N 1370 в постановление исполнительного комитета администрации г. Воронежа Воронежской области от 14.03.1997 N 154 в связи с уточнением границ земельного участка были внесены изменения, в соответствии с которыми площадь переданного Коллегии адвокатов участка составила 0,1177 га.
На основании названных документов Воронежская областная коллегия адвокатов зарегистрировала право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 36:34:04 01 034:0009, расположенный по адресу: г. Воронеж, ул. Кирова, участок N 22, о чем в ЕГРП 16.12.2002 сделана регистрационная запись N 36-34-247/2002-31 (свидетельство о государственной регистрации права серии 36 АА N 681660 от 16.12.2002).
Согласно кадастровому плану земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) N 34-21/08-538, выданному Управлением Роснедвижимости по Воронежской области 28.02.2008, земельный участок N 22 по ул. Кирова г. Воронежа сформирован и поставлен на кадастровый учет, в связи с чем ему присвоен кадастровый номер 36:34:04 01 034:0009.
Администрацией городского округа г. Воронеж 28.10.2002 издано постановление N 1988, которым Воронежской областной коллегии адвокатов разрешено строительство жилого дома с административными помещениями взамен сносимого административного здания на ранее отведенном ей земельном участке по ул. Кирова, 22.
В соответствии с разрешительной документацией Коллегия адвокатов осуществила строительство жилого дома с административными помещениями на предоставленном земельном участке.
Департамент градостроительства и земельных отношений администрации городского округа г. Воронежа 29.02.2008 выдал разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU-36302000-44.
Принятые на себя обязательства Воронежская областная коллегия адвокатов исполнила, передав участникам долевого строительства дома N 22 по ул. Кирова г. Воронежа оплаченные помещения. Кроме жилых помещений, объектами долевого строительства являлись нежилые помещения, расположенные в здании.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно ч. 2 ст. 36 ЗК РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
На основании ст. 25, 26 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с данным Законом.
Частью 1 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в многоквартирных домах проводится в соответствии с названным Федеральным законом и Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, среди прочего, земельный участок, на котором расположен данный дом.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно ч. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. Из буквального толкования изложенной нормы и ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ следует, что названным Федеральным законом предусмотрен иной момент возникновения права собственности на земельный участок для лиц, являющихся собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, - с даты введения в действие ЖК РФ (если на эту дату земельный участок был сформирован) или с момента проведения кадастрового учета земельного участка.
Следовательно, в рассматриваемом случае государственная регистрация права общей собственности на участок носит не правообразующий, а правоподтверждающий характер.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация возникновения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (в том числе земельный участок, занятый многоквартирным домом и иными объектами, входящими в его состав).
Из анализа вышеуказанных норм следует, что публичная обязанность по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок, находящийся под многоквартирным домом, у отдельного собственника жилого или нежилого помещения в названном доме отсутствует. Государственная регистрация возникновения, перехода права на нежилое помещение в таком доме одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, включая земельный участок на котором расположен данный дом и объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома.
Учитывая, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется налогоплательщиком на основании данных государственного земельного кадастра о кадастровой стоимости земельного участка, содержащихся в нем по состоянию на начало соответствующего налогового периода (1 января календарного года, за который исчисляется налог), которые, в свою очередь, вносятся в кадастр в отношении сформированных участков, обязанность по уплате земельного налога может возникнуть у налогоплательщика лишь после формирования и учета земельного участка в порядке, предусмотренном земельным законодательством.
Поскольку сведения о земельном участке N 22 по ул. Кирова г. Воронежа с присвоением ему кадастрового номера 36:34:04 01 034:0009 в государственный земельный кадастр внесены и кадастровый план данного земельного участка был составлен 28.02.2008, то данный земельный участок считается сформированным в феврале 2008 года.
Именно с указанного момента на собственников помещений многоквартирного дома, расположенного на данном земельном участке, возлагается обязанность по уплате земельного налога в части доли принадлежащего им имущества.
В этой связи суд обоснованно отклонил ссылку Инспекции на то, что в 2008 году Коллегия адвокатов владела спорным земельным участком на праве постоянного бессрочного пользования и на ней лежала обязанность по исчислению и уплате земельного налога.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 71 АПК РФ с учетом требований вышеназванных законодательных норм, суд пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемой ситуации расчет земельного налога должен был производиться долевыми собственниками земельного участка N 22 по ул. Кирова г. Воронежа с кадастровым номером 36:34:04 01 034:0009, в том числе Коллегией адвокатов, являющейся собственником нежилых помещений в доме, исходя из кадастровой стоимости земельного участка пропорционально доле собственника в праве на общее имущество многоквартирного жилого дома, расположенного на этом земельном участке, и с учетом того, что земельный участок был сформирован только в конце февраля 2008 года.
Согласно имеющейся в материалах дела справке БТИ Ленинского района г. Воронежа от 29.04.2011 N 0710, выданной на основании технической и инвентаризационной документации и не оспариваемой налоговым органом, общая площадь дома N 22 по ул. Кирова в г. Воронеже составляет 6 999,1 кв. м, в том числе: площадь квартир - 3 645,1 кв. м, площадь мест общего пользования - 898 кв. м, площадь нежилых встроенных помещений - 2 456 кв. м.
Площадь нежилых помещений, принадлежащих в доме Воронежской областной коллегии адвокатов, составляет 230,8 кв. м.
По сведениям, поступившим в налоговый орган из Управления Роснедвижимости по Воронежской области, кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2008 составляла 10 989 096 руб.
Таким образом, произведенный налогоплательщиком в уточненной налоговой декларации расчет налоговой обязанности исходя из размера доли в праве общей собственности многоквартирного дома 0,03 (230,8 кв. м / 6 999,1 кв. м) является правильным, в связи с чем у налогового органа не имелось оснований для начисления Коллегии адвокатов земельного налога за 2008 год в сумме 17 863 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа.
Кроме того, при расчете земельного налога за 2008 год по решению от 04.08.2011 N 1292/783 налоговый орган исходил из того, что обязанность налогоплательщика исчислять и уплачивать земельный налог должна определяться исходя из его доли в общем имуществе жилого дома. При этом указанную долю (0,35090727) Инспекция определила не от общей площади жилого дома, составляющей 6 999,1 кв. м, а от площади нежилых встроенных помещений - 2 456 кв. м.
Вместе с тем, определение размера доли не входит в компетенцию налоговых органов. Налогоплательщик-организация во исполнение обязанности по уплате земельного налога самостоятельно определяет налоговую базу (п. 3 ст. 391 НК РФ). В случае возникновения спора относительно размера доли в общем имуществе стороны вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены апелляционной коллегией на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Доводы кассационной жалобы Инспекции основаны на неверном толковании вышеуказанных законодательных норм и направлены на переоценку выводов суда, подтвержденных соответствующими доказательствами. Названные доводы являлись обоснованием позиции налогового органа по делу в ходе рассмотрения спора судами первой и апелляционной инстанции и правомерно отклонены как несостоятельные.
Нарушений требований процессуального законодательства не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 26.04.2012 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2012 по делу N А14-134/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Председательствующий
Л.Ф.ШУРОВА
Судьи
Е.И.ЕГОРОВ
М.Н.ЕРМАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)