Официальные документы

36 ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА ОПРЕДЕЛЯЕТ ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ, ГРАЖДАНАМИ И ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ, ИМЕЮЩИМИ В СОБСТВЕННОСТИ, БЕЗВОЗМЕЗДНОМ ПОЛЬЗОВАНИИ, ХОЗЯЙСТВЕННОМ ВЕДЕНИИ ИЛИ ОПЕРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ЗДАНИЯ, СТРОЕНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, РАСПОЛОЖЕННЫЕ НА ДАННЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ.

(Письмо Росреестра от 10.06.2010 N 14-4548-ГЕ. О рассмотрении обращения по вопросу образования земельных участков)






При необходимости включения в границы населенных пунктов не всей территории существующих земельных участков, которые, как правило, принадлежат на каком-либо праве третьим лицам, требуется сформировать самостоятельный земельный участок. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 11.8, пунктом 2 статьи 11.4 Земельного кодекса при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки; у лица, которому предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного срочного пользования земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки, возникает соответственно право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения, право безвозмездного срочного пользования на образуемые земельные участки.
По пункту 3.1.
Использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (пункт 7 статьи 36 Градостроительного кодекса).
На основании статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 01.01.2012, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением установленных законом случаев, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Таким образом, до принятия правил землепользования и застройки, но не позднее 01.01.2012, изменение разрешенного использования земельного участка, на который градостроительные регламенты не распространяются, осуществляется решением органа местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.
По пункту 4.
Действующим законодательством предусмотрена возможность использования земельных участков, принадлежащих на каком-либо праве третьим лицам, для различных целей посредством установления сервитута (статья 274 Гражданского кодекса, статья 23 Земельного кодекса).
По пункту 7.
В настоящее время основные проблемы, касающиеся оформления прав на земельные участки, на которых расположены гаражные боксы, принадлежащие членам гаражных кооперативов, связаны с отсутствием комплексного нормативного правового регулирования вопросов правового положения гаражных (гаражно-строительных) потребительских кооперативов, а также прав и обязанностей их членов.
Пунктом 2.1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) установлено, что переоформление гаражными потребительскими кооперативами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном статьей 36 Земельного кодекса.
Статья 36 Земельного кодекса определяет порядок приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, гражданами и юридическими лицами, имеющими в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на данных земельных участках.
В соответствии с пунктом 18 статьи 3 Вводного закона до 01.01.2015 при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного гражданину или юридическому лицу, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
Вместе с тем остается нерешенным вопрос с оформлением прав на земельные участки (и иные объекты) общего пользования. Полагаем, что для решения указанной проблемы необходимо определить механизм (основания) возникновения прав гаражных кооперативов на земельные участки по аналогии с соответствующими положениями Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".

Заместитель руководителя
Г.Ю.ЕЛИЗАРОВА


Страницы: 3 из 3  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->