Официальные документы
Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л. Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса мирового судьи 113 судебного участка города Санкт-Петербурга О.П. Михайловой и жалобы гражданина А.А. Жукова,
1. В запросе мирового судьи 113 судебного участка города Санкт-Петербурга О.П. Михайловой, в производстве которой находится дело по исковому заявлению инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Курортному району города Санкт-Петербурга о взыскании с гражданина А.А. Жукова задолженности по налогу на землю и пени в сумме 18749 руб. 60 коп., и в жалобе гражданина А.А. Жукова оспаривается конституционность части пятой статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", согласно которой налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Как следует из представленных материалов, гражданин А.А. Жуков является собственником земельного участка размером 1600 кв. м в городе Зеленогорске Курортного района города Санкт-Петербурга, который был предоставлен ему в октябре 1992 года распоряжением городской администрации для строительства индивидуального жилого дома. С момента предоставления земельного участка А.А. Жуков осуществляет строительство жилого дома, однако до настоящего времени оно не закончено. В течение девяти лет А.А. Жуков ежегодно уплачивал земельный налог в соответствии с частью пятой статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и инструкциями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в размере 3% от ставки земельного налога; в июле 2001 года он получил уведомление инспекции об обязанности платить земельный налог в размере 100% ставки. Решением Зеленогорского районного суда города Санкт-Петербурга, оставленным без изменения кассационной и надзорной инстанциями, в удовлетворении жалобы А.А. Жукова на действия инспекции отказано.
В своих обращениях заявители утверждают, что часть пятая статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" в системной связи с частью первой той же статьи - в той мере, в какой она допускает взимание с граждан, не достроивших жилье на принадлежащем им земельном участке, земельного налога в большем размере, чем с граждан, завершивших строительство и зарегистрировавших право собственности на жилой дом, - противоречит статьям 19, 36, 40 (частям 1, 2), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации. Заявители считают также, что налоговые органы дают толкование закона, фактически многократно увеличивая размер налоговых обременений, принятых на практике до 2001 года, вопреки требованиям статей 1, 3 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации; по их мнению, земельное законодательство устанавливает единый правовой режим как основание налогообложения для собственников земельных участков одного и того же целевого назначения, независимо от окончания строительства жилья и сроков сдачи его в эксплуатацию.
2. В письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27 апреля 2001 года налоговым органам со ссылкой на статью 4 Жилищного кодекса РСФСР разъяснялось, что незавершенный строительством и не принятый в эксплуатацию органами технического учета жилой дом не включается в понятие "жилищный фонд", в связи с чем до ввода дома в эксплуатацию льготное налогообложение в размере 3% от ставки земельного налога не должно распространяться на земельные участки, предоставленные для строительства жилого дома. Данное письмо по требованию Министерства юстиции Российской Федерации 23 апреля 2002 года отменено, однако аналогичное толкование рассматриваемой нормы было воспроизведено в практике налоговых органов, о чем свидетельствует письмо статс-секретаря заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 4 июня 2002 года.
Страницы: 1 из 2
1 2
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РФ ОТ 05.06.2003 N 276-О. ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЗАПРОСА МИРОВОГО СУДЬИ 113 СУДЕБНОГО УЧАСТКА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О.П. МИХАЙЛОВОЙ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ПЯТОЙ СТАТЬИ 8 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ''О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ'' И ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА А.А. ЖУКОВА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ТОЙ ЖЕ НОРМОЙ
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2003 г. N 276-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА МИРОВОГО СУДЬИ 113 СУДЕБНОГО
УЧАСТКА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О.П. МИХАЙЛОВОЙ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ПЯТОЙ СТАТЬИ 8
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"
И ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА А.А. ЖУКОВА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ТОЙ ЖЕ НОРМОЙ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2003 г. N 276-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЗАПРОСА МИРОВОГО СУДЬИ 113 СУДЕБНОГО
УЧАСТКА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА О.П. МИХАЙЛОВОЙ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ЧАСТИ ПЯТОЙ СТАТЬИ 8
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ПЛАТЕ ЗА ЗЕМЛЮ"
И ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА А.А. ЖУКОВА НА НАРУШЕНИЕ
ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ТОЙ ЖЕ НОРМОЙ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л. Кононова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение запроса мирового судьи 113 судебного участка города Санкт-Петербурга О.П. Михайловой и жалобы гражданина А.А. Жукова,
установил:
1. В запросе мирового судьи 113 судебного участка города Санкт-Петербурга О.П. Михайловой, в производстве которой находится дело по исковому заявлению инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Курортному району города Санкт-Петербурга о взыскании с гражданина А.А. Жукова задолженности по налогу на землю и пени в сумме 18749 руб. 60 коп., и в жалобе гражданина А.А. Жукова оспаривается конституционность части пятой статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю", согласно которой налог на земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере трех процентов от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 рублей за квадратный метр.
Как следует из представленных материалов, гражданин А.А. Жуков является собственником земельного участка размером 1600 кв. м в городе Зеленогорске Курортного района города Санкт-Петербурга, который был предоставлен ему в октябре 1992 года распоряжением городской администрации для строительства индивидуального жилого дома. С момента предоставления земельного участка А.А. Жуков осуществляет строительство жилого дома, однако до настоящего времени оно не закончено. В течение девяти лет А.А. Жуков ежегодно уплачивал земельный налог в соответствии с частью пятой статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" и инструкциями Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в размере 3% от ставки земельного налога; в июле 2001 года он получил уведомление инспекции об обязанности платить земельный налог в размере 100% ставки. Решением Зеленогорского районного суда города Санкт-Петербурга, оставленным без изменения кассационной и надзорной инстанциями, в удовлетворении жалобы А.А. Жукова на действия инспекции отказано.
В своих обращениях заявители утверждают, что часть пятая статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" в системной связи с частью первой той же статьи - в той мере, в какой она допускает взимание с граждан, не достроивших жилье на принадлежащем им земельном участке, земельного налога в большем размере, чем с граждан, завершивших строительство и зарегистрировавших право собственности на жилой дом, - противоречит статьям 19, 36, 40 (частям 1, 2), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации. Заявители считают также, что налоговые органы дают толкование закона, фактически многократно увеличивая размер налоговых обременений, принятых на практике до 2001 года, вопреки требованиям статей 1, 3 и 54 Налогового кодекса Российской Федерации; по их мнению, земельное законодательство устанавливает единый правовой режим как основание налогообложения для собственников земельных участков одного и того же целевого назначения, независимо от окончания строительства жилья и сроков сдачи его в эксплуатацию.
2. В письме Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27 апреля 2001 года налоговым органам со ссылкой на статью 4 Жилищного кодекса РСФСР разъяснялось, что незавершенный строительством и не принятый в эксплуатацию органами технического учета жилой дом не включается в понятие "жилищный фонд", в связи с чем до ввода дома в эксплуатацию льготное налогообложение в размере 3% от ставки земельного налога не должно распространяться на земельные участки, предоставленные для строительства жилого дома. Данное письмо по требованию Министерства юстиции Российской Федерации 23 апреля 2002 года отменено, однако аналогичное толкование рассматриваемой нормы было воспроизведено в практике налоговых органов, о чем свидетельствует письмо статс-секретаря заместителя Министра Российской Федерации по налогам и сборам от 4 июня 2002 года.
Страницы: 1 из 2
1 2
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)