Официальные документы

РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 24.08.2009 N 7048/09. ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПОДПУНКТА ''Б'' ПУНКТА 19 ПРАВИЛ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ, УТВ. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 23.05.2006 N 307, И ПОДПУНКТА 4 ПУНКТА 1 ПРИЛОЖЕНИЯ N 2 К ПРАВИЛАМ. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Решение ВАС РФ от 24.08.2009 N 7048/09. Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими подпункта ''б'' пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, и подпункта 4 пункта 1 приложения N 2 к Правилам)






В обоснование заявленного требования общество указало, что, обладая в соответствии с Постановлением правления Комитета Республики Татарстан по тарифам от 30.01.2009 N 3-3/э статусом гарантирующего поставщика, оно в силу пункта 61 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), обязано заключать договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) с любым обратившимся к нему лицом в отношении точек поставки лиц, чьи энергопринимающие устройства находятся в границах зоны его деятельности.
Заключая указанные договоры с гражданами - собственниками жилых помещений в оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета многоквартирных домах, отдельные помещения которых оборудованы индивидуальными приборами учета, общество, исходя из пункта 22 Правил N 307, для определения размера платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, использует пункт 19 Правил N 307.
По мнению общества, применение для определения размера корректировки
платы за электроснабжение формулы, содержащейся в подпункте 4 пункта 1
Приложения N 2 (формулы 4), к которому отсылает подпункт "б" пункта 19
Правил N 307, не позволяет распределить между гражданами-потребителями весь
объем поставленной в многоквартирный дом коммунальной услуги по
электроснабжению. Как полагает общество, указанная невозможность вызвана
тем, что в величине Р неправомерно учитываются нежилые помещения

многоквартирного дома, а величина S включает площадь всех помещений такого

жилого дома, а не только помещений, не оборудованных индивидуальными
приборами учета.
Невозможность распределения между гражданами всего объема поставленной в многоквартирный дом электроэнергии, по мнению общества, не соответствует требованиям пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), в силу которого собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также требованиям пункта 1 статьи 153 Жилищного кодекса, предусматривающего, что граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги. Кроме того, оспариваемые положения Правил N 307 не соответствуют требованию пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и пункта 1 статьи 157 Жилищного кодекса о том, что оплата энергии должна производиться за фактически принятое количество энергии, определяемое по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Заявитель также считает, что предусмотренная подпунктом "б" пункта 19 Правил N 307 периодичность корректировки размера платы за такие коммунальные услуги (1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год) противоречит пункту 1 статьи 153 Жилищного кодекса, в соответствии с которым граждане обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги, пункту 1 статьи 155 Жилищного кодекса, устанавливающему, что плата за коммунальные услуги должна вноситься ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, а также пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса, предписывающему, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
При этом заявитель указывает, что оспариваемые положения Правил N 307 нарушают его законные права и интересы при осуществлении поставки электрической энергии гражданам-потребителям, с которыми общество заключило договоры энергоснабжения, и незаконно препятствуют получению им платы за поставленную населению коммунальную услугу в полном объеме и в установленные действующим законодательством сроки.
В судебном заседании представители общества поддержали заявленное требование в части признания оспариваемых положений Правил N 307 не соответствующими Гражданскому кодексу и Жилищному кодексу.
Правительство Российской Федерации в отзыве на заявление и его представители в судебном заседании не согласились с требованием общества, ссылаясь на соответствие оспариваемых пунктов Правил N 307 нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, - Гражданскому кодексу и Жилищному кодексу.
Рассмотрев материалы дела и выслушав объяснения представителей общества и Правительства Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного требования.
Правила N 307 утверждены Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса (в редакции, действовавшей на момент издания Правил).
В силу пункта 4 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору снабжения электрической энергией применяются правила параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса, если законом или иными правовыми актами не установлено иное. Пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.


Страницы: 2 из 5  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->