Официальные документы

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА. СЦЕНАРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УРАЛЬСКОГО. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Распоряжение Правительства РФ от 06.10.2011 N 1757-р Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 года)






- низкие темпы развития транспортной и энергетической инфраструктуры, сдерживающие освоение минерально-сырьевой базы Полярного Урала, и ограничение в связи с этим развития индустриальных центров Урала;
- снижение конкурентоспособности обрабатывающих производств в условиях недостаточной минерально-сырьевой базы для их развития и опережающего роста импорта товаров и технологий;
- нарастание дефицита трудовых ресурсов и социальных проблем в Уральском федеральном округе, ограничивающее возможности диверсификации производства;
- низкая инвестиционная привлекательность несырьевых отраслей, не позволяющая провести модернизацию их основных фондов и обеспечить существенный рост производительности труда.
В рамках инерционного сценария в нефтегазохимическом комплексе реализуются только те проекты, работы по которым уже начаты или планируются для проведения в ближайший год. Такая ситуация после 2012 года приведет к прекращению роста нефте- и газодобычи при том, что поддержание достигнутых уровней добычи должно будет обеспечиваться значительными объемами дополнительных инвестиций в добывающий комплекс федерального округа. Сохраняются современные структурные характеристики экономики округа - доминирование сырьевого сектора в структуре производства и накоплении капитала, отставание в развитии обрабатывающих секторов, низкие темпы роста высокотехнологичных секторов и отставание от других регионов в развитии сервисных отраслей (кроме нефтесервисного).
При реализации инерционного варианта рост экономики Урала будет базироваться преимущественно на развитии ресурсного сектора, уже начатые и намеченные на ближайшую перспективу проекты развития которого позволят сохранить до 2020 года современный уровень добычи природного газа и контролируемое снижение добычи нефти после 2020 года, что может быть обеспечено при среднегодовых темпах роста инвестиций до 2020 года на уровне 3,5 процента с последующим сокращением до 3,1 процента в год. За период в целом среднегодовые инвестиции, требующиеся для реализации инерционного варианта, должны увеличиться примерно в 2 раза. Реальные доходы населения в округе увеличатся к 2020 году в 1,5 раза.
Рост производства в обрабатывающих отраслях составит не более 3 процентов в год, а общепромышленный рост до 2020 года не достигнет 2 процентов. Наиболее быстрыми темпами будут расти услуги транспорта, связи и торговли, динамика которых определяет изменения структуры производимой в округе продукции с высокой долей добавленной стоимости в сторону снижения доли промышленности и заметного роста доли торговли.
Сценарий инерционного развития черной металлургии характеризуется сохранением существующих тенденций развития отрасли, преобладанием пассивной модели поведения бизнеса, сохранением дефицита инновационного предпринимательства, снижением ценовой конкурентоспособности металлургического производства, отказом от реализации новых долгосрочных масштабных проектов и программ с участием государства, основанных на сравнительных преимуществах экономики Урала. Основными факторами, определяющими развитие черной металлургии по данному сценарию, являются рост внутреннего спроса за счет развития машиностроения, строительства, нефтяной, газовой промышленности и транспорта, а также сохранение объемов экспортных поставок на уровне не ниже 2007 года.
Предполагается ввести до 2020 года в эксплуатацию мощности по производству сортового и листового проката, ввод в эксплуатацию комплексов по производству листа и заготовки.
В цветной металлургии также предполагается снижение ценовой конкурентоспособности металлургического производства, ограничение числа новых инвестиционных проектов по развитию сырьевой базы отрасли и выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью, а также региональных программ с участием государства. Параметры развития отрасли будут определяться ростом экспортных поставок первичных металлов преимущественно в страны дальнего зарубежья и поставок для внутреннего потребления.
Инерционный сценарий развития лесного комплекса базируется на сохранении тенденций и отсутствии дополнительных целевых мер государственной поддержки инновационных и масштабных инвестиционных проектов. Развитие будет осуществляться за счет модернизации и реконструкции действующих производств без существенного повышения конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции. При таком варианте развития лесного комплекса невозможно его функционирование в режиме интенсивного расширенного воспроизводства, неизбежно превращение лесного комплекса в поставщика на мировой рынок лесобумажной продукции с низкой степенью передела, усиление импортной зависимости по отдельным группам лесобумажных товаров, резкое ухудшение состояния лесного фонда, а также снижение конкурентоспособности продукции, уровня жизни населения, связанного трудовыми и другими отношениями с функционированием лесного комплекса.


Страницы: 9 из 90  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->