14 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (КОТОРАЯ ВВОДИТСЯ В ДЕЙСТВИЕ ПОСЛЕ ПРИЗНАНИЯ УТРАТИВШИМ СИЛУ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ, А ИМЕННО С МОМЕНТА ВВЕДЕНИЯ В ДЕЙСТВИЕ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) ОТНОСИТ НАЛОГ НА ИГОРНЫЙ БИЗНЕС К РЕГИОНАЛЬНЫМ НАЛОГАМ (НАЛОГАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ). ОДНАКО НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, КАКИМ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛОГ - ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИЛИ РЕГИОНАЛЬНЫМ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬ ОБЯЗАН ПРИ ЕГО УСТАНОВЛЕНИИ ОПРЕДЕЛИТЬ МАКСИМАЛЬНУЮ НАЛОГОВУЮ СТАВКУ. ТАКОЙ ВЫВОД ПРЯМО ВЫТЕКАЕТ ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЙ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ИЗ ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ, ВЫРАЖЕННОЙ ИМ В ПОСТАНОВЛЕНИИ ОТ 30 ЯНВАРЯ 2001 ГОДА, СОГЛАСНО КОТОРОЙ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К НАЛОГАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫМИ МОГУТ СЧИТАТЬСЯ ТОЛЬКО ТАКИЕ НАЛОГИ, КОТОРЫЕ ВВОДЯТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С ОБЩИМИ ПРИНЦИПАМИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И СБОРОВ, ОПРЕДЕЛЕННЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ; СУЩЕСТВЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КАЖДОГО РЕГИОНАЛЬНОГО НАЛОГА, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРЕДЕЛЬНАЯ СТАВКА, ДОЛЖНЫ РЕГУЛИРОВАТЬСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ.
(Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 69-О. По жалобе гражданина Игнатьичева Максима Вячеславовича на нарушение его конституционных прав положениями статей 2, 4 и 5 Федерального закона ''О налоге на игорный бизнес'', Законом Нижегородской области ''О ставках налога на игорный бизнес'' и Законом Ивановской области ''О ставках налога на игорный бизнес)2. Согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом. Одним из таких общих принципов, в силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, является требование, в соответствии с которым налог или сбор может считаться законно установленным в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе существенных элементов налогового обязательства, к которым относится и налоговая ставка (пункт 4 мотивировочной части Постановления от 8 октября 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Санкт - Петербурга "О ставках земельного налога в Санкт - Петербурге в 1995 году"; пункт 3 мотивировочной части Постановления от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации"; пункт 8 мотивировочной части Постановления от 30 января 2001 года по делу о проверке конституционности положений статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и положений Закона Чувашской Республики "О налоге с продаж", Закона Кировской области "О налоге с продаж" и Закона Челябинской области "О налоге с продаж").
Из Конституции Российской Федерации и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации вытекает, что общие принципы налогообложения и сборов относятся к основным гарантиям, закрепление которых в федеральном законе обеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в Российской Федерации; при этом конституционное полномочие законодательного органа Российской Федерации по установлению налогов означает также его обязанность самостоятельно реализовывать эти полномочия; федеральный законодатель устанавливает федеральные налоги и сборы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, самостоятельно определяя не только их перечень, но и все элементы налоговых обязательств (пункты 2, 3 и 4 мотивировочной части Постановления от 21 марта 1997 года по делу о проверке конституционности положений статей 18 и 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации").
Налоговым кодексом Российской Федерации также предусмотрено, что при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения (пункт 6 статьи 3); налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая ставка (пункт 1 статьи 17).
Предусмотренный Федеральным законом "О налоге на игорный бизнес" минимальный размер ставок налога фактически имеет целью гарантировать - в силу закрепленного им порядка распределения средств от налога (статья 7) - поступления в федеральный бюджет сумм налога, соответствующих минимальному размеру его ставки. Отсутствие же ограничений максимальных размеров ставок налога на игорный бизнес порождает возможность произвольного усмотрения законодательных органов субъектов Российской Федерации при установлении его конкретных ставок, что не согласуется с конституционными требованиями, относящимися к законному установлению налогов и сборов (статья 57 Конституции Российской Федерации), равно как и с выявленными Конституционным Судом Российской Федерации принципами справедливости и соразмерности в налоговых отношениях (Постановление от 4 апреля 1996 года по делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы).
3. На основании оспариваемого гражданином М.В. Игнатьичевым пункта 3 статьи 5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" Законами Нижегородской и Ивановской областей "О ставках налога на игорный бизнес" на территориях этих субъектов Российской Федерации были введены конкретные ставки налога на игорный бизнес, превышающие минимальный размер ставок, указанный в Федеральном законе.
Статья 14 Налогового кодекса Российской Федерации (которая вводится в действие после признания утратившим силу Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы", а именно с момента введения в действие в полном объеме части второй Налогового кодекса Российской Федерации) относит налог на игорный бизнес к региональным налогам (налогам субъектов Российской Федерации). Однако независимо от того, каким является налог - федеральным или региональным, федеральный законодатель обязан при его установлении определить максимальную налоговую ставку. Такой вывод прямо вытекает из приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, а также из правовой позиции, выраженной им в Постановлении от 30 января 2001 года, согласно которой применительно к налогам субъектов Российской Федерации "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом; существенные элементы каждого регионального налога, в том числе предельная ставка, должны регулироваться федеральным законом.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, одним из общих принципов налогообложения и сборов, устанавливаемых федеральным законом, является принцип, согласно которому перечень региональных налогов и сборов носит исчерпывающий характер, что предполагает ограничение по повышению ставок налогов (пункт 4 мотивировочной части Постановления от 8 октября 1997 года). При этом не исключается право регионального законодателя в пределах, указанных в федеральном законе, устанавливать ставки федерального налога для той его части, которая поступает в региональный бюджет, что вытекает из пункта 2 статьи 7 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес".
Страницы: 2 из 2 <-- предыдущая cодержание следующая -->