Официальные документы

РЕШЕНИЕ ВАС РФ ОТ 11.02.2010 N 14531/09. О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПУНКТА 55 ПРИЛОЖЕНИЯ N 2 К ПРИКАЗУ ФСТ РФ ОТ 05.08.2008 N 127-Э/1 И ПУНКТА 56 ПРИЛОЖЕНИЯ N 2 К ПРИКАЗУ ФСТ РФ ОТ 22.09.2009 N 216-Э/2. ПРОДОЛЖЕНИЕ

(Решение ВАС РФ от 11.02.2010 N 14531/09. О признании частично недействующими пункта 55 приложения N 2 к Приказу ФСТ РФ от 05.08.2008 N 127-э/1 и пункта 56 приложения N 2 к Приказу ФСТ РФ от 22.09.2009 N 216-э/2)






Как отмечает Дудкин И.Д., расчеты предельных уровней тарифов на 2009 и 2010 годы ФСТ России производила методом индексации в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2009 и на плановый период 2010 и 2011 годов, подготовленным Минэкономразвития России и одобренным Правительством Российской Федерации, в том числе в части роста максимального уровня тарифа на электрическую энергию для населения Российской Федерации в размере 125 процентов. При этом федеральным регулирующим органом не была учтена региональная специфика, заключающаяся в том, что в тарифе на электрическую энергию на 2008 и предшествующие годы, установленном региональным регулирующим органом, была предусмотрена плата за содержание внутридомовых электрических сетей многоквартирных домов в размере 12 процентов. К указанному выводу заявитель пришел исходя из содержания пункта 4 примечания в приложении N 1 к Постановлению правления Республиканской энергетической комиссии Республики Татарстан от 30.11.2007 N 63 "Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую гарантирующим поставщиком, энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями бюджетным организациям, населению и приравненным к нему группам потребителей Республики Татарстан" (далее - Постановление РЭК N 63, пункт 4 примечания), предусматривающего при расчетах между энергоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг применение скидки в размере до 12 процентов.
В тарифе на электрическую энергию на 2009 год указанная плата не предусмотрена, однако она дополнительно включена в перечень жилищных услуг, о чем свидетельствуют счета, предъявляемые гражданам исполнителем коммунальных услуг. При этом, по мнению заявителя, при индексации тарифов на 125 процентов на 2009 год по сравнению с 2008 годом сократился набор услуг, связанных с электроснабжением, поскольку за ту же оплату более не оказывается услуга по содержанию внутридомовых электрических сетей. В связи с исключением данной составляющей из предельных минимального и максимального уровней тарифа на 2009 год и использованием соответствующих показателей 2009 года при установлении предельных минимального и максимального уровней тарифов на 2010 год для Дудкина И.Д. рост тарифа на электрическую энергию составил более 125 процентов.
Кроме того, заявитель полагает необоснованным перечисление гарантирующим поставщиком в Республике Татарстан 1 процента от выручки в качестве добровольных поступлений некоммерческой организации "Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан".
По расчету заявителя экономически обоснованными предельными минимальными и максимальными уровнями тарифов на 2009, 2010 годы являются тарифы, уменьшенные на 13 процентов.
В судебном заседании представитель Дудкина И.Д. поддержал заявление.
ФСТ России в отзывах на заявление и его представители в судебном заседании не согласились с заявлением Дудкина И.Д., указывая на принятие оспариваемой части актов в пределах полномочий, предусмотренных статьей 5 Закона о тарифах, Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 (далее - Положение о ФСТ), пунктом 53 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования).
ФСТ России со ссылкой на Основы ценообразования и Закон о тарифах указывает на право выбора метода регулирования тарифов регулирующим органом по каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, и на необходимость учета при принятии тарифно-балансовых решений только тех факторов, которые предусмотрены действующим законодательством, и в связи с этим - на отсутствие у федерального регулирующего органа обязанности учитывать примечания, содержащиеся в нормативном акте регионального регулирующего органа, о применении каких-либо скидок. При этом расходы на содержание внутридомовых сетей не должны учитываться при формировании тарифов на электроэнергию, поскольку эти расходы включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения в силу Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания имущества).
Кроме того, ФСТ России указывает, что тариф на электроэнергию, поставляемую населению, не покрывает экономически обоснованных расходов организаций, участвующих в процессе ее производства, передачи и продажи.
По мнению ФСТ России, оспариваемые в части нормативные акты соответствуют Закону о тарифах и не нарушают прав и законных интересов Дудкина И.Д.
Комитет в отзыве на заявление и его представители в судебном заседании просят отказать в удовлетворении заявления, полагая оспариваемые нормативные акты соответствующими Закону о тарифах. По утверждению Комитета, в состав тарифа на электрическую энергию, установленного на 2008 год Постановлением РЭК N 63, не могут входить и не входят расходы на содержание внутридомовых электрических сетей, в связи с чем выводы заявителя об оплате им этих расходов в составе тарифа ошибочны.
Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей Дудкина И.Д., ФСТ России и Комитета, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявления.
В соответствии со статьей 7.1 Закона о тарифах, частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление гражданина о признании недействующим нормативного правового акта рассматривается арбитражным судом с целью проверки соответствия его закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу. При этом суд должен установить, что оспариваемый нормативный акт нарушает права и законные интересы заявителя.
Оспариваемыми пунктом 55 приложения N 2 к Приказу N 127-э/1 для Республики Татарстан на 2009 год ФСТ России установлены предельный минимальный уровень тарифа на электрическую энергию в размере 203,0 коп./кВтч, предельный максимальный уровень тарифа в размере 207,0 коп./кВтч, пунктом 56 приложения N 2 к Приказу N 216-э/2 на 2010 год установлены эти же показатели соответственно в размере 223,0 коп./кВтч и 224,0 коп./кВтч.


Страницы: 2 из 3  <-- предыдущая  cодержание   следующая -->