П5.1. РАСЧЕТНАЯ ДЛИНА ПУТИ ПО ЛЕСТНИЦЕ:. П5.3. МАРШРУТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ЛЮДСКИХ ПОТОКОВ П5.4. МАРШРУТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ЛЮДСКИХ ПОТОКОВ ПРИ ЭВАКУАЦИИ ИЗ ЗРИТЕЛЬНЫХ ЗАЛОВ С ПОПЕРЕЧНЫМ ПРОХОДОМ
(Приказ МЧС РФ от 30.06.2009 N 382. Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.08.2009 N 14486))2. Принципы составления расчетной схемы эвакуации.
Расчетная схема эвакуации представляет собой отдельно выполненную, или возможно нанесенную на план здания схему, на которой отражены:
- количество людей на начальных участках - источниках (проходы между рабочими местами, оборудованием, рядами кресел и т.п.);
- направление их движения (маршруты);
- геометрические параметры участков пути (длина, ширина) и виды участков пути.
Расчетная схема эвакуации должна учитывать ситуацию, при которой хотя бы один человек находится в наиболее удаленной от выхода из здания, сооружения или строения точке.
В расчетной схеме учитываются только те пути движения людей, которые отвечают требованиям, предъявляемым к путям эвакуации.
Рассмотрев количество людей на начальных участках пути, следует определить направление их движения. Установлены следующие наблюдаемые правила выбора людьми направления (маршрута) движения при эвакуации:
а) движение по тому пути, которым люди попали в здание;
б) исключение путей движения, проходящих рядом с зоной горения, хотя люди могут эвакуироваться через задымленные коридоры;
в) влияние персонала. В общественных зданиях, как правило, посетители при пожаре следуют указаниям персонала, даже если эти указания не соответствуют оптимальным;
г) при эвакуации с первого этажа - движение к открытому выходу наружу из здания;
д) сложная логистическая зависимость, описывающая выбор выхода с этажа зрительного зала (рис. П5.5);
е) при прочих равных условиях - движение к ближайшему выходу.
Кроме того, имеющиеся данные показывают, что фактором выбора направления может быть место парковки личного автомобиля, место встречи членов семьи и т.п. Определение ширины пути вызывает затруднение только при выходе людей на участок "неограниченной" ширины, например в вестибюль. В таком случае ширина потока (b) зависит от количества людей (N) и длины (l) участка: b = 4 м при N < 100 чел. и l <= 6 м; b = 6 м - в остальных случаях.
Согласно данным натурных наблюдений установлено, что повороты пути не влияют на параметры движения людского потока.
Определение длины (вдоль оси пути) отличается для горизонтальных и наклонных путей. К наклонным путям относятся лестницы и пандусы. Свободная ширина b наклонного пути, например лестничного марша, принимается в свету: от перил до стены. Длина наклонного пути L (рис. П5.1) принимается по истинному его значению. Этажные и междуэтажные площадки в целях упрощения и облегчения вычислений, учитывая их небольшие размеры и меньшую сложность движения по ним в сравнении с лестничными маршами, допускается отнести к наклонным путям. Тогда средняя длина наклонного пути в пределах одного этажа, с учетом движения по площадкам, составит:
для двухмаршевых лестниц L = ---------,
cos альфа
- где L' - горизонтальная проекция длины наклонного пути, м;
- альфа - угол наклона к горизонту;
- не допуская серьезной погрешности, длину пути по двухмаршевой лестнице можно принимать равной его утроенной высоте H, т.е. L = 3 - H;
- 2 x L' L"
для трехмаршевых лестниц L = --------- + --------- + L" + 4 x b.
cos альфа cos альфа
а - двухмаршевая лестница; б - трехмаршевая лестница
Пандусы, если их наклон незначителен (меньше 1:8), можно относить к горизонтальным путям, при более значительных наклонах - к лестницам. Длина наклонного пути также определяется по его оси.
Пути движения в пределах здания обычно пересекаются дверными проемами, декоративными порталами, имеют сужения за счет различных архитектурных или технологических элементов, выступающих из плоскости ограждений. Такие местные сужения независимо от их характера в дальнейшем называются проемами шириной b. Длина пути L в проеме может не учитываться, если она не превышает 0,7 м, т.е. длины одного шага, в противном случае движение в проеме следует рассматривать как движение на самостоятельном расчетном участке горизонтального пути.
Лестничные клетки являются центрами тяготения людских потоков (для первого этажа - выходы наружу), на входе в которые заканчивается второй этап эвакуации. Поэтому расчетные схемы целесообразно составлять для каждой части этажа, по которой люди эвакуируются через предусмотренную для них лестничную клетку (выход наружу). На рис. П5.2 приведен пример составления расчетной схемы эвакуации людей по части этажа до входа в лестничную клетку.
Рис. П5.2. Пример составления расчетной схемы эвакуации
людей по части этажа до входа в лестничную клетку:
- N - количество людей; b - ширина; l - длина;
- b - ширина проема (не приводится)
В зрительных залах с постоянными местами для посетителей распределение людей по направлениям движения к эвакуационным выходам показано на рис. П5.3 и П5.4.
при эвакуации из зрительных залов с боковыми (продольными)
проходами (не приводится)
Рис. П5.4. Маршрутизация движения людских потоков
при эвакуации из зрительных залов с поперечным проходом
Страницы: 13 из 20 <-- предыдущая cодержание следующая -->