ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ. ПРОДОЛЖЕНИЕ
(Приказ Госстроя РФ от 11.12.1997 N 17-132. Об утверждении нормативно - методических материалов по реализации Концепции реформы жилищно - коммунального хозяйства в Российской Федерации)После разделения государственной и муниципальной собственности эти объединения объективно потеряли большую часть своих административных функций. В этой ситуации они, как правило, преобразовывались в государственные региональные предприятия жилищно - коммунального хозяйства, которые по уставу должны оказывать услуги муниципальным жилищно - коммунальным предприятиям, однако на деле продолжают ими управлять, в первую очередь через сохранение ими традиционной функции материально - технического снабжения жилищно - коммунальных предприятий.
Помимо этого, в некоторых случаях эти предприятия препятствуют передаче в муниципальную собственность объектов инфраструктуры муниципальных образований.
Таким образом, существующие областные предприятия жилищно - коммунального хозяйства:
- - сочетают в своей деятельности хозяйственные функции с функциями административного управления (подготовка нормативных документов); предприятия частично находятся на финансировании из бюджета субъекта Федерации, которое не зависит от результатов их деятельности;
- - часто сохраняют монопольное положение в сфере материально - технического снабжения жилищных и коммунальных предприятий и элементы управления муниципальной собственности;
- - объективно не заинтересованы в развитии конкурентных отношений в жилищной сфере, поскольку новые подрядчики, скорее всего, будут искать иные источники снабжения, источники предоставления консультационных и иных услуг.
В связи с этим в рамках реализации региональной программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства рекомендуется:
- - создать в рамках структур администраций субъектов Российской Федерации подразделения, координирующие реформирование жилищно - коммунальной отрасли в регионе (там, где эти функции в настоящее время выполняют государственные региональные предприятия);
- - завершить передачу из государственной в муниципальную собственность объектов жилищно - коммунальной инфраструктуры муниципальных образований;
- - реорганизовать государственные жилищно - коммунальные предприятия путем разделения функций этих предприятий.
Одна структура могла бы специализироваться на предоставлении различного рода услуг органам местного самоуправления, муниципальным жилищным и коммунальным предприятиям (помощь в подготовке нормативной базы, подготовке кадров, повышении квалификации, обосновании ресурсо- и бюджетосберегающих проектов). В ряде регионов это уже сделано. Логическим продолжением этих преобразований могло бы стать принятие решения о том, что финансирование организаций такого типа из областных бюджетов должно быть привязано к конкретным заказам региональной администрации либо должно быть поставлено в зависимость от реализации стратегических целей (например, сокращение доли дотаций на ЖКХ в консолидированном бюджете области). Другими словами, на базе этих организаций могут быть созданы организационно - методические центры проведения преобразований в жилищно - коммунальной сфере.
Создание структур, экономически заинтересованных в сокращении суммы бюджетных дотаций жилищно - коммунальному хозяйству, принципиально важно для последовательного и динамичного хода преобразований. В качестве таких структур могут выступать как существующие государственные предприятия, так и специально созданные фонды.
Что касается функций материально - технического снабжения и управления как хозяйственной деятельности, то они должны исполняться специализированными предприятиями любых организационно - правовых форм по договорам с собственниками жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры. Если субъект Российской Федерации считает целесообразным создание (сохранение) для реализации этих функций государственного предприятия, то такое предприятие должно стать равноправным участником рынка соответствующих услуг без прямой бюджетной поддержки либо других преимуществ.
7.2. Рекомендации по организационному обеспечению реализации программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства на муниципальном уровне
Важным шагом для организации работы по реформированию жилищно - коммунального хозяйства должно стать формирование единой по городу политики финансирования жилищного хозяйства, а также создание системы реального контроля и сопоставления уровня обслуживания жилья в городе в целом. Кроме того, вопросы эксплуатации жилищного фонда должны находиться в тесной административной взаимосвязи с вопросами ресурсообеспечения жилья. Объективно, переход на реальные договорные отношения между жилищниками - заказчиками услуг и тепло-, водоснабжающими коммунальными предприятиями - поставщиками этих услуг приведет к возникновению различных конфликтных ситуаций, в том числе методического и административного характера. Это станет особенно заметно, когда перейдет в практическую плоскость решение проблем ресурсосбережения в жилищном фонде. В качестве арбитра в таких ситуациях может выступить представитель собственника, который в целом административно курирует эту сферу городского хозяйства. Таким представителем собственника может стать департамент жилищно - коммунального хозяйства администрации города.
В структуру департамента ЖКХ могли бы войти:
а) жилищный комитет, который включает отдел муниципального жилья, отдел содействия товариществам собственников жилья и отдел учета недвижимости;
б) коммунальный комитет, включающий отдел энергетики и топлива, отдел водоснабжения и отдел ресурсосбережения;
в) отдел экономики, отвечающий за ценовую, тарифную и договорную политику жилищно - коммунальных предприятий;
г) иные подразделения.
Страницы: 22 из 69 <-- предыдущая cодержание следующая -->